4x4

Сообщество

Полный привод! Полный вперед! Все про внедорожники. Покатушки, тюнинг, соревнования.
Создать тему
12 ноября 2011

Силовой обвес

Опытным джиперам, прошедшим густые леса, глубокие болота и зыбучие пески, может показаться, что ничего нового для себя из статьи они не вынесут. Да, в первую очередь эта публикация рассчитана на новичков внедорожного движения. Хотя порой и старые опытные волки толком не знают, что такое «Шериф», а также насколько ARB отличается от TJM, а оба они - от «РИФа», «КДТ» или «Уникара».

Настоящий внедорожник должен не только обладать отличной проходимостью, но и иметь возможность без повреждений двигаться по бездорожью. Помогает ему в этом обвес: бамперы, пороги, кенгурин... И все это должно выдерживать большие нагрузки.

Как-то так повелось, что внедорожник как минимум без кенгурина - не внедорожник. И люди обвешивают свои автомобили блестящим или крашеным железом, совершенно не понимая, что в большинстве случаев такой обвес не то что не защитит от реальных препятствий, а, наоборот, усилит повреждения. Мишура хороша только в тепличных условиях, на бездорожье же красивыми безделушками не обойтись. Настоящих «защитников» автомобилей в России не так уж и много. А уж выпускаемых серийно - вообще единицы. Но зато на них можно положиться практически в любой ситуации, когда требуется недюжинная прочность и выносливость. И называются они соответственно - силовой обвес. Тут, правда, есть одно «но»: не всякий автомобиль в полной мере готов к таким помощникам. Силовой обвес эффективен только на машинах, имеющих раму - отдельную или интегрированную в кузов. Если же у авто несущий кузов, все будет зависеть от прочности лонжеронов, далеко не всегда рассчитанных на ударные и рывковые нагрузки. Cтрого говоря, эти автомобили и не предназначены для преодоления серьезного бездорожья. Да простят меня Нивоводы))))))))))))))))

Так что же вообще входит в силовой обвес и как его отличить от декоративных железок? Основа - передний и задний бамперы. Эти массивные конструкции уважающие себя производители делают из цельного листа, который выгибается (а не сваривается!) по нужному шаблону. Вообще чем меньше в изделии сварных швов, тем оно прочнее и надежнее. Ведь любая сварка не только менее прочна по сравнению с цельным металлом, она еще и более подвержена коррозии. Так что с течением времени слабость конструкции усугубляется ржавчиной.   Чаще всего силовой бампер сразу оснащают упором для реечного домкрата типа Hi-Jack и площадкой под лебедку. В некоторых случаях место крепления лебедки делают мощнее, вставляя внутрь бампера элемент, распределяющий усилие по всей его площади. Между прочим, оптимальным представляется размещение лебедки именно внутри бампера, а не крепление ее сверху, поскольку чем ниже лебедка, тем эффективнее она работает.   Сверху на передний бампер приваривается кенгурин, прикрывающий радиатор, а часто еще и «очки» - трубчатая защита фар. Высота кенгурина должна быть такой, чтобы он слегка выступал над капотом, обеспечивая полное прикрытие передней части автомобиля. Такой размер также необходим, если автомобиль оснащается веткоотбойниками - тросами, натянутыми по бокам автомобиля над капотом и оберегающими ветровое стекло от повреждений. Задние бамперы тоже могут иметь площадку для установки лебедки, и кроме этого в большинстве моделей допускается монтаж так называемой калитки - крепления запасного колеса на откидывающейся в сторону консоли. Иногда на калитке есть крепеж под реечный домкрат и (или) другой инструмент, необходимый в тяжелопроходимых местах. Есть даже решения под две запаски на одном бампере, если ширина машины позволяет подобное размещение. Но чаще одну запаску комбинируют с дополнительной канистрой или ящиком-хранилищем всевозможного полезного барахла.    Крепятся бамперы к раме или за неимением оной к лонжеронам, причем точки крепления выбираются таким образом, чтобы максимально облегчить установку и снизить количество подготовительных работ. Поэтому под каждый автомобиль изготавливается своя модель обвеса, учитывающая индивидуальные особенности будущего носителя, включая даже мелочи. Например, наличие штатных световых приборов на месте установки бамперов заставляет производителей оставлять прорези, чтобы фары, габаритные огни или поворотники не перемещать в другое место.    Для охраны боковой части кузова существуют пороги и защита крыльев, причем первые еще и выполняют роль опоры для хай-джека в том случае, когда машину требуется поднять с боку. Поэтому пороги должны выдерживать значительные усилия. Для достижения этой цели их, так же как бамперы, крепят к силовым элементам автомобиля. От защиты крыльев безумной прочности не требуется, поэтому ее в большинстве случаев прикручивают с одной стороны к кенгурину, с другой - к порогам с помощью болтовых креплений. Эти вещи, так же как бамперы, индивидуальны для каждого автомобиля. Но стоит отметить, что подобный подход - контроль качества изготовления и покраски, расчет всех показателей, минимум сварки - характерен скорее для импортных изделий, добротно и качественно сделанных. Кроме того, у «иностранцев» все рассчитано. В прямом смысле - от точек крепления обвеса к кузову до поведения его при ударе. Есть, правда, пара проблем. Во-первых, на российские автомобили за границей ничего не делается. Так что владельцам «УАЗов» и прочих «Нив» имеет смысл обратить свое внимание на продукцию отечественных мастеров. Во-вторых... ну это вы и сами знаете - цена. У отечественной продукции она, как водится, привлекательнее.

К сожалению, большинство российских производителей силового обвеса работают кустарно, беря в качестве образца импортные образцы и адаптируя их под нужный автомобиль. Но, с другой стороны, оно и понятно. Бизнес молодой, довольно специфичный. И далеко не все готовы рисковать, налаживая мощное производство и работая, как говорится, «на склад».    Подход у умельцев прост - «что вижу, о том пою». Отрезали кусок швеллера, примерили. Не подходит - отрежем еще. Или наварим. Поэтому сами бамперы часто делают не из цельного листа, а сваривают из кусков, как лоскутное одеяло. Точки крепления располагают так, как кажется удобнее. Так что качество изготовления «на коленке» не впечатляет. Сварные швы и качество покраски в большинстве случаев таковы, что коррозия довольно быстро поражает кустарно сделанную защиту. И хоть на прочность и срок службы косметические дефекты почти не влияют, ездить с ржавым обвесом... Ну не солидно как-то. Да и все-таки боязно: вдруг от удара по ржавой сварке оторвется кенгурин и ка-а-к даст по морде. Кстати, о расчете прочности в мелких мастерских речь вообще не идет, а срок изготовления обвеса такими методам и может доходить до полугода (хотя это, конечно, крайности). Да и оставлять машину на несколько дней, а то и недель, мало кому удобно. Зачем отдавать ее так надолго? Для произведения замеров и многократного прикладывания бампера в процессе работы...    Хотя есть и приятные исключения. Некоторые российские производители научились делать прочные и в то же время добротно выполненные бамперы и кенгурины. Большая часть таких фирм работает под заказ, разрабатывая обвес на конкретный автомобиль с учетом пожеланий клиента. От кустарей их отличает более высокий уровень производства и соответственно лучшее качество. Уже существуют компании, перешедшие от штучного производства «под заказ» к мелкосерийному. Они, как правило, имеют специализированное оборудование, обеспечивающее достойное качество. Причем иногда производство располагается на существующей заводской базе, а в некоторых случаях даже создается собственная. У компаний с таким подходом качество продукции намного выше, нежели у кустарей, а порой даже сравнимо с импортными аналогами. А самое главное - они не зацикливаются на иномарках. Даже наоборот - обычно в первую очередь в ассортименте россиян появляется обвес на отечественные внедорожники, а уж с течением времени они начинают задумываться о расширении номенклатуры.

 

20001 просмотр
Комментарии 2
был час назад
На Ford Expedition 12 ноября 2011 в 14:47

Еще одно отдельное направление в силовом обвесе - защита днища. Многие джиперы предпочитают изготавливать ее самостоятельно. Лепить из того, что было. Причем «разработчики» идут разными путями. Одни предпочитают прикрывать уязвимые детали сплошными металлическими листами, другие делают трубчатые конструкции. И те, и другие имеют право на жизнь, но «решетка» из трубы расположена ниже по сравнению с листовой защитой. К тому же полной сохранности агрегатов и узлов она не обещает. Подобные изделия рассчитаны только на прикрытие рулевых тяг, оставляя картеры двигателя и коробок без присмотра. Листовая защита в зависимости от модели может отвечать за сохранность либо только передней части, включая картер двигателя, либо продолжаясь вплоть до КПП и раздаточной коробки.    На первый взгляд стоимость листовой защиты неоправданно высока. В самом деле, платить от двух (за короткую) до восьми (за длинную) тысяч рублей за лист железа, пусть даже и фигурно выгнутый? Кажется, все это можно самому сварить буквально за копейки. Но если учесть, что в эти деньги входят полная подгонка листа под рельеф и размеры днища, расчет крепежа с учетом штатных отверстий, то цена уже не выглядит столь высокой. А если еще добавить то, что в большинстве случаев самодельщики упускают из виду, - эластичные демпферы, предотвращающие неприятное дребезжание и стуки, и отверстия для вентиляции агрегатов и технического обслуживания агрегатов без демонтажа защиты, тогда все становится на свои места.

 

0
был час назад
На Ford Expedition 12 ноября 2011 в 14:49

Первое, хотя и не единственное, что определяет выбор, - стоимость. Понятно, что импортные изделия наиболее дороги. Например, за передний и задний бамперы от ARB просят примерно 3-4 тысячи долларов, цена TJM'овского аналога на треть меньше. Качественные изделия российских производителей обойдутся примерно в пятьсот - две тысячи долларов, а цены на «самострой» практически непредсказуемы - все зависит от аппетита изготовителя. Второе, что следует принимать во внимание, - надежность изделий и их способность защитить автомобиль. Тут гарантию может дать только обвес промышленного или полупромышленного изготовления. Итак, несмотря на довольно высокую стоимость оборудования промышленного изготовления, целесообразно при подготовке внедорожника использовать именно его. Хотя бы потому, что мало найдется людей, способных самостоятельно рассчитать прочность и обеспечить приемлемое качество, чтобы от обвеса действительно был толк.

 

0
Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™