4x4

Сообщество

Полный привод! Полный вперед! Все про внедорожники. Покатушки, тюнинг, соревнования.
Создать тему
23 сентября 2006

Езда по бездорожью - FAQ

Езда по бездорожью

Существуют такие понятия, как крутящий момент и передаточные числа трансмиссии. Эти параметры заложены конструктором. Изменять их оптимальные значения может каждый водитель, варьируя частоту вращения коленчатого вала двигателя и включая ту или иную передачу коробки передач. Когда же приходится использовать максимальное значение этих параметров? При движении по мягкому грунту, когда колеса погружаются глубоко, но не буксуют. Вот перед задними и передними колесами образовались валики. Колеса их частично подминают, частично толкают перед собой. На эту работу тратится почти вся энергия двигателя. Когда она иссякнет, частота вращения коленчатого вала двигателя и скорость автомобиля снижаются несмотря на усиленное нажатие на педаль акселератора. В трансмиссии возникают рывки. Автомобиль в изнеможении затихает, не в силах побороть сопротивление. Что можно предпринять в такой ситуации? Прежде всего, следует максимально облегчить автомобиль, высадив пассажиров или сняв груз. Затем нужно плавно отъехать назад и также плавно, разогнавшись, «протаранить» образовавшееся препятствие.

Если вы застряли в грязи или в снегу на машине с автоматической коробкой передач, не пытайтесь раскачивать забуксовавшую машину.

Прежде всего, разберемся, что следует понимать под термином «раскачка». Каждый, кто когда-нибудь вытаскивал застрявшую машину, знает, что, если не удалось это сделать с первого раза, следует ее толкать синхронно с собственной частотой колебаний в накатанном углублении. Амплитуда движений при этом возрастает, И в какой-то момент колеса перекатываются через препятствие.

Такого же результата можно достичь, если синхронно с раскачиванием автомобиля переключать первую и заднюю скорости, «подталкивая» его двигателем. Поскольку период собственных колебаний застрявшей машины редко превышает секунду, работать рычагом коробки передач приходится с максимальной интенсивностью. Но механическая коробка тем и хороша, что включается практически мгновенно. «Автомат» же более «задумчив», после перевода рукоятки селектора ему необходимо несколько десятых долей секунды. Некоторые конструкции позволяют сократить этот промежуток, увеличив обороты двигателя еще до полного соединения передачи. Но при этом включение передач происходит более жестко, а нагрузка на фрикционы коробки многократно возрастает.

Часто выбраться из глубокой колеи мешают повернутые передние колеса. Иногда достаточно установить их прямо, чтобы автомобиль сдвинулся с места. Иногда, чтобы выехать из глубокой колеи, недостаточно повернуть колеса. В этом случае надо лопатой прокопать пологий выезд спереди или сзади по ходу движения автомобиля.

Подъезжая к труднопроходимому участку дороги, постарайтесь вспомнить, что чем больше инерция автомобиля, чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя и ниже передача, тем большее сопротивление может преодолевать автомобиль. Поэтому, заранее оценив серьезность препятствия, найдите такой режим движения, чтобы проскочить весь участок с ходу. Конечно, на пути может встретиться такой грунт, песок или снег, что колеса увязнут по ступицу и автомобиль сядет на днище. Чтобы этого не случилось, предварительно по колее следует уложить все, что попадется под руки: доски, ветки, камни. В крайнем случае, когда попадется очень вязкий грунт, а попытки выбраться собственными силами малоэффективны, лучше, чтобы не повредить автомобиль, прибегнуть к помощи буксира, лебедки или домкрата.

С помощью ручной лебедки можно довольно быстро вытащить застрявший автомобиль массой до 1 т. Сельским жителям, охотникам и рыболовам, чей путь обычно не ограничивается асфальтом, такая лебедка просто необходима. Она способна прийти на помощь автомобилю, застрявшему на скользком подъеме, в реке или глубокой луже. Опорой для лебедки (если она не имеет специального устройства) может служить дерево, кол, лопата и даже монтажная лопатка из шоферского инструмента.

Большую помощь в преодолении сложных участков оказывают разные приспособления на ведущих колесах: цепи, браслеты, скобы разных конструкций. Эффективным и, вероятно, самым простым приспособлением для преодоления буксования является металлическая сетка с ячейками размером 20x20 мм, которую подкладывают под колеса. Две полосы такой сетки размером 0,4x1,5 м несложно разместить в багажнике.

Каждый водитель должен знать, что чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя и резче включена трансмиссия, тем скорее начнется пробуксовка ведущих колес. Чтобы избежать этого, нужно научиться «чувствовать» двигатель. Это, пожалуй, самое трудное — найти и поддерживать оптимальный режим, который во многих случаях обеспечит успех. Как этому можно научиться? Только с помощью тренировки. Ездите по укатанному снегу на первой передаче. Попробуйте медленно, а затем быстрее увеличивать частоту вращения коленчатого вала с помощью педали акселератора. Автомобиль сначала будет разгоняться, потом в какой-то момент скорость его начнет снижаться, а двигатель «взвоет» без вашего вмешательства. Это будет означать, что одно или два ведущих колеса пробуксовали (заскользили) и, поскольку сила сопротивления их вращению резко снизилась, возросла частота вращения коленчатого вала двигателя.

Теперь повторите маневр, внимательно «слушая» двигатель. Как только частота вращения коленчатого вала начнет произвольно повышаться, плавно уберите «газ», перейдите на вторую передачу основа разгоните автомобиль.

В процессе тренировки вы заметите, что автомобиль чутко отзывается не только на изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя, но и на манипуляции педалью сцепления. Стоит чуть резче отпустить ее, тут же последует пробуксовка колес. Преодолевая трудный участок, лучше вообще не трогать эту педаль, чтобы не появилась причина остановки. Если в конкретной ситуации без сцепления не обойтись, включать и выключать его нужно плавно и осторожно, ориентируясь на частоту вращения двигателя.

Частота вращения коленчатого вала должна быть постоянной и при движении по скользкой дороге. Не забывайте, что всякое изменение режимов работы двигателя может вызвать непредвиденную и нежелательную остановку. Неприятно, когда на пути возникает участок раскисшей дороги, да еще с глубокой колеей, ибо вытащить автомобиль, осевший на мост или днище, — почти искусство. В самом деле, в других случаях бывает достаточно толкнуть его или взять на буксир. Здесь же такие действия могут привести к повреждению узлов и деталей, расположенных под днищем. Встретив такой размытый участок дороги, необходимо сначала тщательно его обследовать и, если требуется, подготовить для благополучного преодоления. Когда колея слишком глубока на длинном отрезке пути, стараются, чтобы она оставалась между колесами. Проехать по твердым и широким гребням нетрудно, а вот по мягким и узким — очень сложно. Чтобы не съехать с гребней в глубокую колею, лучше, когда колеса одной стороны будут на колее, а другой — на обочине. В таком положении намного легче держать нужное направление, поскольку колеса, идущие по колее, почти не требуют управления.

Предостережения, несомненно, полезны. Но как быть, когда автомобиль все же сел на грунт? Прежде всего нужно выйти из машины и осмотреться. В зависимости от причин и конкретных дорожных условий следует принять необходимые меры. В большинстве случаев целесообразно подать автомобиль назад. Если не получается, надо попытаться поднять его с помощью домкрата и убрать «лишнюю» землю. Особое внимание надо уделить установке домкрата, поскольку место для него часто бывает неподходящим, — грязь или песок. Под пяту домкрата обычно кладут доску, плоский камень, но с таким расчетом, чтобы верхняя часть домкрата находилась от дверей автомобиля на расстоянии 0,15—0,20 м, иначе при полном подъеме домкрат повредит ее.

Лишь в одном случае домкрат можно заменить буксиром без риска повредить автомобиль, когда передние колеса попали в ров или яму. В этом случае торец бревна или связанные буквой X две жерди подставляют под буксирный трос, наклонив их в сторону автомобиля. При натяжении троса передняя часть приподнимется и автомобиль продвинется вперед.

Последняя преграда на тернистом пути — водная. Вероятно, нет необходимости говорить о том, что, «не зная брода, не лезь в воду». А если все-таки полезли, двигайтесь медленно. Неприятности могут начаться, если вода зальет прерыватель-распределитель и катушку зажигания, свечи или еще хуже — попадет в выхлопную трубу. Если двигатель замер по вине распределителя, свечей или катушки, их можно вскрыть, вывернуть и протереть или обдуть струей сжатого воздуха из насоса. Эти операции неприятно выполнять, стоя в воде, но все же это выход. Остановившийся в воде двигатель с залитой выхлопной трубой глушителя пускать бесполезно. Надо вытащить автомобиль на берег и удалить из трубы воду, въехав на пригорок.

Преодолевая серьезные водные преграды, помните, что высокая скорость отнюдь не гарантирует безопасный проезд и, в первую очередь, для двигателя. Вода может попасть во впускной коллектор, а там недалеко и до цилиндров. Если ее много, гидроудар неизбежен. Вода, в отличие от воздуха, несжимаема: поршень со всего хода ударится в воду, будто в стену, и давление в цилиндре превысит норму в несколько раз.

Погнутые или сломанные шатуны — результат неудачного форсирования водной преграды.

Бывает, что двигатель (если обороты невысоки) может просто остановиться. Попробуйте пустить его стартером. Если не получается, выверните свечи и проверните коленчатый вал.

Вода выйдет из цилиндров через отверстия, и двигатель можно пустить. Если возник стук в блоке, значит, повреждены шатуны и мотор нужно немедленно остановить. Если все обошлось — вам очень повезло.

Проехав по воде, уровень которой достигает тормозных барабанов, обязательно просушите тормоза. Для этого немного натяните рычаг ручного тормоза. На эту операцию обратите особое внимание.

Источник: http://www.autodostavka.ru/
26762 просмотра
Комментарии 7
На Opel Antara изменен 23 сентября 2006 в 17:22
Непосредственно перед поездкой

- Заправиться топливом и проверить уровни всех технических жидкостей
- Хорошо изучить маршрут (местное законодательство, правила проезда, национальные парки и т.д.)
- Защитить наиболее уязвимые механические узлы и агрегаты
- Выбрать соответствующее дороге/бездорожью давление шин
- Приготовить полный комплект инструментов, подходящий для вашего автомобиля
- Взять домкрат, лебедку, лопату, перчатки в случае тяжелых дорожных условий
- Взять мобильный телефон или коротковолновую рацию
- Взять аптечку и комплект первой медицинской помощи.


Соблюдение этих советов по безопасности Вам позволит полностью использовать возможности Вашего внедорожника...

...и утолить Вашу жажду приключений

Источник: http://www.michelin.ru/
0
На Opel Antara изменен 23 сентября 2006 в 17:24
Преодоление брода или топкого места(трясины)

Преодоление брода

Сделайте подробные промеры для избежания неприятных сюрпризов (ям, больших камней, топляка (погруженных в воду стволов деревьев) ...) для определение траектории движения и места выезда.
- Проверьте герметичность автомобиля.
- Понизьте давление в шинах приблизительно до 1.5 Бар.
- Плавно заезжайте в воду для предотвращения тепловых ударов и повреждения радиатора.
- Двигайтесь с постоянной скоростью, "толкая" волну, которая формируется перед автомобилем.
- После преодоления брода загляните под автомобиль, чтобы снять траву или ветки, которые могли зацепиться.


Преодоление топкого места (трясины)

- Остановитесь перед топким местом (трясиной) и изучите местность.
- Закрепите буксировочные троссы спереди и сзади автомобиля для того, чтобы не делать этого в случае, если Вы застрянете в грязи.
- При необходимости понизьте давление в шинах.
- Двигайтесь на 2 или 3 передаче.
- В случае глубокой колеи используйте части дороги вне ее(колеса автомобиля не должны находиться внутри колеи).
- Применяйте (используйте) блокировку центрального и заднего дифференциалов в случае их наличия на Вашем автомобиле.
- Придерживайтесь прямолинейной траектории.
- Сохраняйте постоянным угол нажатия на педаль акселератора.
В случае если продвижение вперед автомобиля отсутствует, немедленно включайте заднюю передачу и дайте обратный ход.

Источник: http://www.michelin.ru/
0
На Opel Antara изменен 23 сентября 2006 в 17:25
Подъемы и спуски

Спуск

Перед спуском (движением с горы) включить 1 передачу.
Заблокировать центральный дифференциал и задний дифференциал, если установлен на автомобиле.
Медленно съезжать (спускаться) тормозя двигателем и не дотрагиваясь до педалей (не нажимая на педали).
НЕ НАЖИМАТЬ НА СЦЕПЛЕНИЕ.
Если автомобиль начинает проскальзывать, нажать на газ для восстановления силы сцепления.
На слишком крутых склонах, слегка притормаживайте, не забывая тормозить двигателем и продвигайтесь по сантиметру.

Подъем

Заблокируйте дифференциалы.
Подъезжайте к подъему на первой или второй передаче.
Двигайтесь с постоянным ускорением и на той передаче, которую вы сначала выбрали (и не меняйте передачу).
Не ускоряйтесь слишком быстро, чтобы избежать проскальзывания колес.

Если автомобиль не заезжает на подъем и работает двигатель, необходимо сделать следующее:
- Остановите автомобиль, спровоцировав остановку работы двигателя(заглушив двигатель). Для этого сильно нажмите на тормоз, при этом не нажимая ни на газ, ни на сцепление.
- Во время нажатия на педаль тормоза, включите заднюю передачу и отпустите все педали.
- Запустите двигатель и дайте автомобилю съехать применяя торможение двигателем.

Источник: http://www.michelin.ru/
0
На Opel Antara изменен 23 сентября 2006 в 17:26
Преодоление бордюров или небольшого вала

Преодоление ступеньчатого препятствия

Небольшая ступенька (до 50 мм) преодолевается под углом 90 градусов к направлению движения (в лоб).
Высокую ступень (>50мм) лучше преодолевать под углом 45 градусов.
Такие препятствия проходят на 1 скорости.
Соориентируйте автомобиль таким образом, чтобы передние колеса находились напротив ступени и нажмите на педаль газа.
Отпустите педаль газа для того, чтобы зафиксировать задние колеса перед ступенью.
Нажмите еще раз на педаль газа для заезда задних колес на ступень.
При спуске по ступеням нужно съезжать под углом 90 к направлению движения.
Контролируйте каждый сантиметр спуска, нажимая на педаль тормоза.

Движение по уклону

- Изучите поверхность уклона.
- Предусмотрите достаточно широкую зону выезда для выезда с уклона.
- Не понижайте слишком сильно давление в шинах для предотвращения соскакивания шины с обода.
- Не полагайтесь на показания уклономера.
- Не блокируйте дифференциалы.
- Двигайтесь на первой скорости.
- Во время движения слегка поворачивайте рулевое колесо в направлении противоположном уклону.
- В случае потери сцепления немедленно разверните рулевое колесо в направлении уклона.

Источник: http://www.michelin.ru/
0
На Opel Antara изменен 23 сентября 2006 в 17:27
Преодоление ям и диагональное вывешивание колес

Диагональное вывешивание колес

Изучите план местности, для того чтобы выявить места, где возможно диагональное вывешивание колес.
Заблокируйте центральный дифференциал и дифференциал заднего моста при его наличии на автомобиле.

При движении по ровной местности или в гору используйте 2 или 3 передачу, при спусках - 1 передачу. При движении по ровной местности или в гору ускоряйтесь плавно, не допуская диагонального вывешивания колес.
При спусках, в случае необходимости тормозите плавно, не допуская блокировки колес.
В случае блокировки колес, включите заднюю передачу и сдайте назад для выбора другого пути или объезда и скорости.

Переезд через яму

Соориентируйте автомобиль под углом 45% к линии кромки ямы.
Предусмотрите достаточно широкую зону выезда из нее.
Заблокируйте центральный и дифференциал заднего моста при его наличии на автомобиле.
Переезжайте через ров медленно на 1 передаче, при слабом нажатии на педаль акселератора.
Если автомобиль остановился из-за взаимной пробуксовки мостов, сдайте назад.
Начните движение снова по другой траектории.
Используйте педаль акселератора для ускорения и преодоления ямы, используя инерцию автомобиля.


Источник: http://www.michelin.ru/
0
был 2 недели назад
На Kia Sorento, Honda CR-V изменен 12 января 2007 в 10:02
По этой теме: Преодоление ям и диагональное вывешивание колес расскожу способ преодаления диагонального вывешивания на машинах без межосевого дифференциала, к которым относятся некоторые паркетники и джипы, посути прием напоминает работу электронной системы на Мерседесе МЛ, при диагональном вывешивании при нажатом газе нужно будет прежать педаль газа, до момента когда механика зажмет буксующие колесо и сработает дифференциал. Помоему понятно изложил. Таким способом, достаточно легко и главне без болезнгенно можно спастить на паркетники типа CR-V, от напасти типа рассматриваемой выше.
0
изменен 16 февраля 2007 в 14:50
http://off-road74.ru/school/book/#1
0
Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™