Автошкола с Сергеем Лукьянчуком
Каждый опытный водитель как “дважды два — четыре” знает “болячки” своей машины, главное — не откладывать ремонт в долгий ящик. Первое, что нужно сделать еще с осени, это приобрести резиновые коврики с бортиками, которые не позволят вашей обуви увлажнять и пачкать ковровое покрытие. Убедитесь, что влага не проникает в салон и багажник. При необходимости коврики нужно просушить, а причину устранить. Если вы недавно приобрели автомобиль, к тому же подержаный, то чтобы не испытывать судьбу, проведите полное ТО с заменой всех жидкостей, масла, поменяйте свечи, проверьте состояние тормозных колодок. И в обязательном порядке подберите для вашего любимца комплект подходящей зимней “обуви”.
Но это все мероприятия профилактического характера, а нам хотелось бы поговорить с вами, уважаемые читатели, о тех критических ситуациях, которые довольно часто возникают на скользкой дороге, и дать некоторые советы, как выйти победителем из подобных положений. В нашей школе контраварийного вождения на специальной площадке мы отрабатываем имитацию подобных ситуаций как на сухом покрытии, так и на дороге с низким коэффициентом сцепления. На основании своего личного опыта обучения водителей с разным уровнем подготовки и опытом вождения (личная охрана первых лиц государства такими спецподразделениями, как “Кобра”, “Стрела”, Альфа СБУ) могу сказать, что изза отсутствия элементарных навыков скоростного руления водители даже с большим стажем не готовы к таким ситуациям, как критический или ритмический занос, интенсивное вращение автомобиля, торможение на скользкой дороге, или объезд внезапно появившегося препятствия.
На скользкой дороге любое резкое действие водителя способно вызвать потерю устойчивости автомобиля — критический или ритмический занос, который, как правило, заканчивается неуправляемым вращением. Эти явления чаще всего возникают при повороте, на серии неровностей, на крутом спуске или при движении под уклон. Торможение, как реакция на занос, характерно для неопытных водителей и приводит к неуправляемому боковому или продольному скольжению, а затем к критическому заносу и интенсивному вращению автомобиля.
Занос Занос представляет собой боковое скольжение машины при одновременном продолжающемся поступательном движении. В практике заносу наиболее подвержены колеса задней оси. Очень важно определить занос в начальной его стадии. Мы называем это “чувством заноса”. Как это не парадоксально, но все начинается с правильной посадки. Занос нужно научиться чувствовать спиной. Если спина не полностью прилегает к спинке сиденья, ощутить момент начала возникновения заноса практически невозможно. Хотя посадка не является приемом управления автомобилем, но безопасность водителя любой квалификации начинается и заканчивается именно с нее. Довольно часто на дороге можно встретить водителя, который своим подбородком едва ли не касается верхней части обода рулевого колеса, а между спинкой сиденья и его спиной можно разместить еще одного человека. Такое впечатление, что он, как минимум, полжизни проездил в условиях тумана. Есть и совершенно противоположная картина: водитель “ас” в положении полулежа управляет автомобилем на огромной скорости только одной рукой и с открытым хватом. Особенно грешит этим “старая гвардия”. Как-то раз мы с моим другом отправились на тренировку в тренажерный зал. И так как сильно опаздывали, решили взять такси. То, что возле нас остановилось, когдато, наверное, называлось ВАЗ2101. При виде этого “средства передвижения” я поймал себя на мысли, что за рулем как раз один из тех парней, которые экономят средства на замене шаровых опор. Единственная деталь, украшавшая этот “антиквариат”, — “шашечки” такси, расположенные на крыше. Улыбающийся уже далеко не молодой человек в старом потертом пиджаке предложил нам воспользоваться его услугами. Мы ехали вдоль линии скоростного трамвая на скорости около 80 км/ч. Водитель, пытаясь завести разговор, то и дело поворачивался к нам, при этом продолжал вести автомобиль одной рукой. Все, что случилось в дальнейшем, произошло с такой скоростью, что мы даже не успели испугаться. Автомобиль трижды ударился о высокий бордюр и остановился поперек дороги с подломанным передним левым колесом. Рабочее место водителя следует оборудовать так, чтобы видимость была хорошая, органы управления автомобилем (педали, рычаги) находились в зоне досягаемости рук и ног водителя без изменения положения корпуса. К сожалению, на старых моделях ВАЗов место водителя — кресло для потенциальных инвалидов. Если вам удалось правильно настроить сиденье под руки и спину, то ноги наверняка будут испытывать дискомфорт, и наоборот. В любой длительной поездке боли в спине и суставах заставят делать вынужденные остановки через каждые два или три часа пути. Нельзя рассматривать посадку водителя как позу “удобного сидения” или как способ отдыха между какимито движениями, связанными с управлением, — без нее немыслима скоростная реакция водителя на опасность. Тем более, что целый ряд критических ситуаций связан с необходимостью приложения к рулевому колесу значительного, а иногда и максимального усилия, чтобы сохранить устойчивость и управляемость автомобиля. Однако вернемся к заносу. Причинами, вызывающими занос на скользкой дороге, могут стать неровность, сильный боковой ветер, резкие маневры (торможение, разгон, объезд препятствия) или неправильная работа педалью газа. Занос почти всегда следует рассматривать как результат ошибки водителя. Чем грубее ошибка, тем больше угол заноса. Для водителей высшей квалификации характерны безошибочное прогнозирование и опережающие действия. Малоопытным водителям необходим специальный тренинг по методике контраварийной подготовки. Задний привод Для того чтобы погасить занос на заднеприводном автомобиле, необходимо немедленно прекратить торможение, отпустить педаль управления подачей топлива и одновременно быстро повернуть рулевое колесо в сторону заноса. И занос прекращается. Уменьшая обороты двигателя одновременно с вращением руля, вы создаете малый тормозной эффект на задних колесах, который будет способствовать стабилизации автомобиля.
Следует отметить, что резкий поворот колес на чрезмерно большой угол может вызвать скольжение задней оси в обратную сторону и движение машины в направлении повернутых колес.
Переменным “дросселированием” опытный водитель может удержать автомобиль на дуге поворота за счет использования части мощности двигателя для противодействия центробежной силе (управляемый занос применяется как способ самостраховки).
При экстренном объезде препятствия на скользкой дороге, выносе авто на обочину или полосу встречного движения подготовленный водитель произвольно выбирает угол заноса с учетом радиуса поворота, коэффициента сцепления и особенностей критической ситуации. Процесс управления в глубоком заносе требует обостренного “чувства автомобиля”, высоких координационных способностей, автоматизма навыков и прогнозирования поведения машины в зависимости от управляющих действий водителя.
Передний привод
Для вывода из заноса автомобиля, оборудованного передним приводом, водителю, имеющему небольшой опыт вождения, достаточно повторить те же действия, что и в предыдущем случае. Тренированый водитель за счет умелых действий может стабилизировать направление движения до прямолинейного даже в ситуации, когда угол заноса задней оси превышает 90°.
С момента начала возникновения заноса одновременно с поворотом рулевого колеса необходимо плавно нажать на педаль управления подачей топлива и удерживать до тех пор, пока угол заноса задней оси продолжает увеличиваться.
Затем резко сбросить газ и восстановить положение передних колес строго по направлению прямолинейного движения. Следует отметить, что поворот колес на чрезмерно большой угол или неправильная работа газом может вызвать колебательное движение задней оси — ритмический занос.
Глубокий занос на скользкой дороге может быть результатом произвольного действия водителя в тех случаях, когда он используется как элемент техники экстренного торможения боковым соскальзыванием. Этот способ очень эффективен для гашения скорости на входе, дуге поворота или при объезде препятствия. Использовать этот прием на переднеприводном автомобиле может только водитель, обладающий навыками управления автомобилем в заносе, т.е. прошедший курс специальной подготовки.
Необходима предельная концентрация внимания и четкая координация движений:
непрерывное поисковое уравновешивающее руление, позволяющее стабилизировать автомобиль в заносе (комбинированное скоростное руление левой рукой с перекатом через тыльную сторону кисти и двумя руками);
непродолжительная блокировка задних колес при помощи стояночного тормоза, обеспечивающая скольжение задней оси;
попеременное дросселирование.
Полный привод
Реакция на занос водителя за рулем полноприводного автомобиля зависит от типа полного привода и от того, на какую ось автомобиля передается большая часть крутящего момента.
Рекомендации, которые помогут справиться с заносом:
постоянно сохраняйте правильную посадку (симметричное положение рук в верхнем секторе рулевого колеса);
резко поворачивайте рулевое колесо в сторону заноса и мягко выравнивайте автомобиль. И помните, чем позже начато действие, тем большая скорость вращения рулевого колеса, потребуется для стабилизации автомобиля;
выполняя любые резкие маневры на скользкой дороге или на высокой скорости движения, прогнозируйте занос и будьте к нему готовы.
У большинства водителей резкий занос вызывает испуг и, как следствие, желание остановить автомобиль при помощи торможения, что лишает машину возможности маневра. Поэтому вывод ее из заноса требует от водителей определенных навыков и психологической подготовки. Приобрести подобные навыки и подготовку вы сможете на специально подготовленной площадке и под руководством опытных инструкторов.
(инфа с сайта http://www.autoiceny.com.ua/consumer_notes/574.html)