Закон

Сообщество

Законы РФ, правоприменение, оформление автомобилей, страхование, таможня.
Создать тему
31 октября 2006

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24 октября 2006 г.



О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Обсудив материалы проведенного изучения практики применения судами 12, 14, 15, 16 глав Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения единообразия судебной практики и в связи с возникающими у судов при рассмотрении данной категории дел вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации п о с т а н о в л я е т дать судам следующие разъяснения:


По применению главы 12 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях


1. При определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению.

Под транспортным средством в указанной главе понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, в том числе с прицепом, подлежащие государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы (примечание к статье 12.1 КоАП РФ).


2. Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 КоАП РФ, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в главе 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена.


3. Учитывая, что Правила дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД) распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в примечании к статье 12.1 КоАП РФ.


4. Лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, могут быть лишены права управления только теми транспортными средствами, право управления которыми им предоставлено (лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, вправе управлять транспортными средствами категории «А» и самоходными машинами категории «А», а лица, достигшие возраста семнадцати лет, –самоходными машинами категорий «В», «С», «Е» и «F»).


5. Установленный частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ годичный срок исполнения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, назначенного лицу, уже лишенному такого права, исчисляется исходя из части 3 статьи 32.7 КоАП РФ не со времени вступления в законную силу постановления о применении данного вида наказания, а со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.


6. При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным такого права, правонарушений, предусмотренных другими статьями главы 12 КоАП РФ, его действия следует квалифицировать по части 1 либо части 2 статьи 12.7 КоАП РФ и соответствующим статьям главы 12 КоАП РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что действия водителей, не имеющих права управления транспортными средствами, управлявших ими в состоянии опьянения, не подлежат квалификации по статьям 12.8 или 12.26 КоАП РФ, поскольку к этим лицам не может быть применено установленное указанными статьями КоАП РФ наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.

Поступивший на рассмотрение судьи протокол, составленный в связи с совершением одним лицом нескольких административных правонарушений, должен быть возвращен в орган или должностному лицу, его составившим, если среди зафиксированных в нем правонарушений имеются правонарушения, рассмотрение дел по которым не относится к компетенции судьи. В определении, вынесенном на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, следует указать на необходимость составления отдельного протокола только в отношении подведомственных судье дел об административных правонарушениях.


7. По делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 КоАП РФ, надлежит учитывать, что доказательством состояния опьянения водителя является акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения, выданный врачом, проводившим освидетельствование. Такое освидетельствование вправе проводить врач (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом – фельдшер), прошедший в установленном порядке соответствующую подготовку. Наряду с указанным актом не исключается подтверждение факта нахождения водителя в состоянии опьянения и иными доказательствами (например, показаниями свидетелей, показаниями специального технического средства – индикаторной трубки «контроль трезвости», оформленными надлежащим образом в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в присутствии понятых). Учитывая, что в силу статей 26.2, 26.11 КоАП РФ акт медицинского освидетельствования является доказательством по делу об административном правонарушении, он должен исследоваться и оцениваться в совокупности с другими собранными по делу доказательствами и не может быть оспорен в порядке гражданского судопроизводства.

При квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.8 КоАП РФ, необходимо учитывать, что субъектом данного правонарушения является водитель транспортного средства независимо от того, является ли он владельцем данного транспортного средства.


8. Основанием привлечения к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ГИБДД), так и медицинскому работнику. В качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует рассматривать не только отказ от освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования.

При рассмотрении таких дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В соответствии с частью 1 статьи 27.12 КоАП РФ требование о направлении водителя на медицинское освидетельствование является законным, если у должностного лица, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, имелись достаточные основания полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения. О наличии признаков опьянения, в частности, могут свидетельствовать характер движения данного транспортного средства, внешний вид водителя, его поведение, запах алкоголя, показания индикаторной трубки «контроль трезвости». Основания, по которым должностное лицо пришло к выводу о нахождении водителя в состоянии опьянения, должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении.

Представление впоследствии в суд водителем, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования, акта освидетельствования, опровергающего факт его нахождения в состоянии опьянения, само по себе не свидетельствует о незаконности требования сотрудника милиции. Судье в указанном случае необходимо учитывать обстоятельства отказа от прохождения медицинского освидетельствования, временной промежуток между отказом от освидетельствования и прохождением освидетельствования по инициативе самого водителя, соблюдение правил проведения такого освидетельствования и т.п.


9. При назначении наказания за правонарушения, предусмотренные статьями 12.8 и 12.26 КоАП РФ, надлежит учитывать, что они не могут быть отнесены к малозначительным, а виновные в их совершении лица – освобождены от административной ответственности, поскольку управление водителем, находящимся в состоянии опьянения, транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения независимо от роли правонарушителя, размера вреда, наступления последствий и их тяжести.


10. При пересмотре постановлений органов ГИБДД по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.37 КоАП РФ, надлежит исходить из того, что неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежат квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, а управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, – по части 1 названной статьи.

Проверяя обоснованность привлечения лица к административной ответственности по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, следует принимать во внимание положения статьи 10 названного Федерального закона о том, что договор обязательного страхования не прекращает своего действия в течение 30 дней по истечении периода страхования, если страхователь не позднее чем за два месяца до окончания срока действия договора не заявил о его расторжении.


11. В тех случаях, когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по части 1 статьи 12.3 КоАП РФ. При этом водитель несет административную ответственность независимо от того, управляет ли он транспортным средством по доверенности, договору аренды либо на ином законном основании.


12. По части 3 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

Непосредственно ПДД такой запрет установлен в следующих случаях:

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД);

в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абзац второй пункта 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абзац шестой пункта 11.5 ПДД);

г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);

д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД).

Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эта норма является специальной по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1. Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.15 КоАП РФ.
1396 просмотров
Комментарии 10
На Toyota Land Cruiser изменен 31 октября 2006 в 17:26
Для тех кто ниасилил весь текст

Вкратце Верховный Суд РФ разрешил применять 12.15.3 (встречка)
ПРИ ЛЮБОМ ВЫЕЗДЕ НА ВСТРЕЧНУЮ ПОЛОСУ.

поворот — лишение или штраф
разворот — лишение или штраф
объезд препятствия — лишение или штраф
вынос при аварии — лишение или штраф
встречные рельсы — лишение или штраф
проезд под кирпич на одностороннее — лишение или штраф
0
изменен 31 октября 2006 в 17:28
Для тех кто ниасилил весь текст

Вкратце Верховный Суд РФ разрешил применять 12.15.3 (встречка)
ПРИ ЛЮБОМ ВЫЕЗДЕ НА ВСТРЕЧНУЮ ПОЛОСУ.

поворот — лишение или штраф
разворот — лишение или штраф
объезд препятствия — лишение или штраф
вынос при аварии — лишение или штраф
встречные рельсы — лишение или штраф
проезд под кирпич на одностороннее — лишение или штраф


спасибо. tongue
0
На Toyota Land Cruiser изменен 31 октября 2006 в 17:31
teeth Не за что сам еле осилил, а ответ скопировал teeth
0
На ВАЗ 2105 изменен 31 октября 2006 в 19:46
=)) слабаки=)) правда сам тоже задолбался читать... там еще интересные вещи попадаются кстати.
0
На Honda Civic, Volvo S60 изменен 1 ноября 2006 в 00:17
Теперь вопрос о встречке перестал быть спорным.
0
На Mercedes E-class изменен 1 ноября 2006 в 09:49
мне вот интересно как будет выглядить движение в москве при соблюдение правил...двухсторонное движение по две полосы в каждую сторону на правой стоят припаркованые тачки и по сути закрывают ее полностью, на второй полосе один догнал второго и они поцеловались, ждут гаи... скажем со светофора метров 400-500, и ты заехал... справо объехать нельзя ибо припаркованые тачки, впереди ждут гайцев (и будут ждать еще часа два-три) слева двойная сплошная и встречка на которую под страхом штрафа или лишения выехать нельзя.... и еще скажем число 29 или 30 или 31 и гайцем нужен план.... перед оформлением смогут сделать думаю часа за полтора...как отмазку скажут что оформляют не они им это запрещено ибо это дело другой "команды" а они по графику только следят за нарушениями...
0
На ВАЗ 2105 изменен 1 ноября 2006 в 12:09
я как-то ехал с сотрудником ГИБДД и при объзде припаркованных машин( дорога по одной полосе) пересек одним колесом сплошную линию. на вопрос имеют ли право сотрудники приписать встречку, получил положительный ответ, с комментарием, что мешающие нормальному движению автомобили никого не волнуют.
0
был 11 часов назад
На Kia Sorento, Honda CR-V изменен 1 ноября 2006 в 12:12
Можно, но с ГАИшника спорить себе дороже......, можно и на встречку для обгона выехать, если впереди идущие транспортное средство едит 40 км/ час (на трассе), но имея опят могу сказать, что гаишнику дороже нажива, чем честь и собственное имя!
0
изменен 11 ноября 2006 в 14:56
По работе часто приходится ездить по старой Каширке, так вот раньше гаишники стояли почти в каждом населенном пункте с радарами, а теперь по барабану в населенных пунктах стали ездить под 120 км/ч. Гайцам наплевать на скорость и безопасность пешеходов в населенных пунктах, у них же появился лакомый кусок как встречка. Один раз в пятницу решил их проверить на вшивость, дорога была пустая и я разогнался до 160 км/ч, заранее зная где они стоят. И что, ноль внимания. Значит все таки вши есть. Один экипаж доблестного 7 батальона на Каширке в пятницу останавливает за встречку около 50 машин, а протоколов сдает от 5 до 10 шт. Где остальные 40, вот и посчитайте забавную арифметику 40 на 500 руб. Не плохо за день. Этот факт проверен, можете даже не сомневатся.
0
На Toyota Land Cruiser изменен 12 ноября 2006 в 04:03
По работе часто приходится ездить по старой Каширке, так вот раньше гаишники стояли почти в каждом населенном пункте с радарами, а теперь по барабану в населенных пунктах стали ездить под 120 км/ч. Гайцам наплевать на скорость и безопасность пешеходов в населенных пунктах, у них же появился лакомый кусок как встречка. Один раз в пятницу решил их проверить на вшивость, дорога была пустая и я разогнался до 160 км/ч, заранее зная где они стоят. И что, ноль внимания. Значит все таки вши есть. Один экипаж доблестного 7 батальона на Каширке в пятницу останавливает за встречку около 50 машин, а протоколов сдает от 5 до 10 шт. Где остальные 40, вот и посчитайте забавную арифметику 40 на 500 руб. Не плохо за день. Этот факт проверен, можете даже не сомневатся.


Дык не все же одному экипажу, начальникам половина только уйдет.
0
Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™