Новости автомира

Сообщество

Интересные события и новинки рынка.
Создать тему
25 февраля 2004

Лужков придумал резиновые налоги

Мэр Москвы намеревается ввести в городе сборы с хозяев автомобилей, использующих шипованные покрышки. Скорее всего, эта попытка компенсировать расходы на ремонт дорог за счет наиболее платежеспособных автомобилистов станет очередным «мертвым законом» или будет оспорена в суде.

К идее очередного увеличения доходов города за счет автовладельцев, впервые прозвучавшей из уст мэра примерно год назад, Юрий Лужков вернулся на сегодняшнем заседании городского правительства. Прослушав отчеты городских чиновников, ведающих ремонтом дорог, и заявив для начала, что с дорогами «все плохо», он предположил, что руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства столицы Николай Павлов передвигается по городу на дирижабле, поэтому не знает реального положения дел. Затем Юрий Лужков сказал, что «за использование шипов городу надо платить». Дескать, шипованные покрышки портят дороги, выбивая колеи на асфальте.

«Почему такое предложение не вносится на рассмотрение правительства города?» – спросил он руководителя департамента ЖКХ. И тут же констатировал, что такое решение «было бы логично». Павлов растерянно покивал, так ничего и не возразив главе города.

Как сообщили в департаменте ЖКХ, около трех лет назад дорожники действительно впервые столкнулись с проблемой колейности на МКАД. Сначала никто не мог понять, отчего на некоторых участках к весне практически исчез верхний слой асфальта. Пытались грешить на ремонтников – за плохое качество работы и некачественные материалы. Действительно, асфальт пропал не равномерно по всей левой полосе, а только участками. Но это объяснялось разными свойствами асфальта, который вполне укладывался в стандарты.

Разобраться же помог только опыт «западных товарищей» – скандинавов. Там уже многие годы водителям рекомендуется использовать зимой шипованную резину, а в некоторых странах это обязательно по закону. Как рассказали в российском представительстве компании Volvo Truck, по шведским законами легковым машинам разрешено ездить с 1 ноября по 30 апреля только на зимней резине. С шипами снежные покрышки или без них – неважно. За нарушение «правил зимней езды» предусмотрены серьезные штрафы, впрочем, как и за езду на шипованной резине в летнее время.

Причем сейчас в Швеции идет активная дискуссия, не запретить ли использование шипованных покрышек, как это сделано, к примеру, в Австрии. С одной стороны, власти прекрасно понимают, что шипованные колеса существенно повышают безопасность машины на скользких зимних дорогах – своих граждан там привыкли беречь. С другой – это приводит к большим расходам на ремонт дорог. Поэтому никто не исключает, что со временем переобувать машины придется в зимние покрышки без шипов.

Аналогичные шведским проблемы с колеями и ремонтом дорог существуют и в других северных странах. Например, на центральных улицах Хельсинки верхний слой асфальта меняют не реже чем раз в два года. В Финляндии переобувать машины в шипы не обязательно. Но большинство водителей это делает. Разрешенный для шипов сезон – с октября по май. В Норвегии шипы тоже не обязательны, но строго регламентируется остаточная глубина протектора шин – 3 мм. Стоит заметить, что, хоть Норвегия самая северная из стран Скандинавского полуострова, климат там благодаря Гольфстриму намного теплее. В Эстонии же действует похожая на шведскую обязаловка с переобуванием. С 1 декабря по 1 марта зимние покрышки должны стоять на всех типах автомобилей – легковых и грузовых. При этом шипованную резину в Эстонии разрешено использовать целых семь месяцев – с 1 октября по 1 мая.

Московский мэр впервые заговорил о поборах с владельцев шипованных автомобилей еще в мае прошлого года. Аргументировал он свое рацпредложение опытом Австрии. Тогда Лужков хотел повысить транспортный налог, который полностью идет в дорожный фонд города. Кстати, не далее как вчера Австрию постигло стихийное бедствие – снегопад. Основные магистрали были парализованы – автомобили не могли двигаться по ледяной корке и снегу. В Москве же, несмотря на любые снега, движение не замирает ни на один день. Возможно, благодаря культу шипованных покрышек среди российских автомобилистов.

Замешательство же главы департамента ЖКХ по поводу введения отдельного сбора «за шипы» или дифференцированного налога с владельцев транспортных средств можно объяснить отсутствием реального механизма сбора такого налога. Предположим, владелец заплатил в начале зимы «за шипы», затем сменил не понравившуюся ему резину. Как ему вернут деньги? Или на машине стоит только пара зимних покрышек на ведущей оси – налог поделить на два? Самое главное – кто будет контролировать исполнение закона. Если ГАИ, то на каком основании инспекторы будут штрафовать провинившихся –
в Кодексе об административных правонарушениях наказание за езду на шипах не предусмотрено.

Получается, для воплощения в жизнь идеи Лужкова нужно будет опять менять федеральное законодательство под столичные нужды?

При этом юристы утверждают, что если «налог на шипы» и введут, то он просуществует не дольше чем до первого суда. Представитель адвокатского бюро «Щеглов и партнеры» Ирина Щеглова назвала такую попытку «абсолютно незаконной». «Это выглядело бы как в известном произведении Джанни Родари, где был введен налог на воздух. Тем не менее не исключено, что подобная попытка будет, говорит Щеглова,
Мосгордума уже не раз принимала постановления и законы, которые противоречили федеральному законодательству, Конституции или нарушали права граждан. Даже зная, что этот закон может быть впоследствии отменен.

Как правило, прокуратура, которая должна отслеживать легитимность готовящегося закона начиная со стадий его проработки, медлит с вынесением протеста. И может пройти много времени, прежде чем его действие приостанавливается».

По словам замначальника столичного управления транспорта и связи Валерия Антифеева, идея Лужкова о взимании платы с автовладельцев, использующих шипованную резину, абсолютно правильная. «Речь не идет о запрете на использование таких покрышек. Более того, речь не идет о введении какого-то нового налога, поскольку это противоречило бы федеральному законодательству. Скорее всего, будут внесены изменения в закон города Москвы «о транспортном налоге», что дало бы возможность изменить (естественно, в сторону повышения) коэффициенты уже существующего транспортного налога для тех, кто зимой ездит на покрышках с шипами», – считает Антифеев.

Впрочем, господин Антифеев затруднился пояснить, каким образом этот увеличенный налог сумеют собрать с московских автомобилистов и как будут поступать с приезжими водителями, посмевшими портить столичные дороги шипованными покрышками.

344 просмотра
Комментарии

Обсудим? :) Оставьте комментарий, поделитесь мнением!

Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™