Новости автомира

Сообщество

Интересные события и новинки рынка.
Создать тему
8 февраля 2013

Грехи автопрома: всемирная история плагиата

В прежние годы никого не смущало название «Советское шампанское», а сегодня мы не удивляемся тому, что в магазинах продают китайский Lois Vuitton, а по радио звучит русский рэп. В основе любой отрасли и любого искусства лежит копирование, лучшие идеи получают широкое распространение в самых разных произведениях «по мотивам». Сегодня, наверное, ни про одну автомобильную марку не скажешь, что она владеет уникальными ноу-хау: удачные находки в той или иной форме взяты на вооружение всеми производителями. Но это не отменяет того факта, что некоторые творения являлись самыми натуральными подделками, которые, как китайские «реплики» Айфонов, претендовали лишь на внешнее сходство с оригиналами, уступая им по всем параметрам.

Советские пираты

Начиная с середины 60-х годов советские машины создавались с прицелом на экспорт, поэтому все разработки проходили патентную экспертизу на предмет нарушения чужих авторских прав. Но до этого отечественные конструкторы без особого стеснения повторяли дизайн успешных зарубежных моделей, а также заимствовали отдельные узлы и агрегаты. Порой копии создавались бездумно, и инженеры не до конца понимали смысл тех или иных решений. Это очень похоже на то, что мы видим сегодня в работах китайского автопрома.

К таким примерам можно причислить появившиеся в годы Великой Отечественной войны «советские Виллисы» — ГАЗ-64 и ГАЗ-67. За образец был взят американский внедорожник Bantam BRC40, на основе которого создавался и легендарный Willys MB. Нарком тяжелого машиностроения Вячеслав Александрович Малышев распорядился копировать заокеанский образец настолько скрупулезно, что мосты, изначально взятые от ГАЗ-61, пришлось специально укорачивать, чтобы колея советского джипа совпала с колеей Бантама. Это, кстати, не давало никакого выигрыша в проходимости, а лишь усложнило разработку. Впоследствии, создавая ГАЗ-67, колею все-таки расширят. далее тут:  http://auto.mail.ru/article.html?id=40228
2275 просмотров
Комментарии 4
был день назад
На Nissan Murano, Toyota FJ Cruiser 11 февраля 2013 в 12:24

Да, история плагиата действительно всемирная универсальная. Серийные машины одних лет почти всегда имеют много общих черт.

За редким исключением некоторых очень оригинальных французских, чехословацких, итальянских, британских, американских, и др.

Что касается СССР, то в статье по ссылке игнорирован факт что с самого начала СССР выпускались автомобили по лицензии FIAT, Ford, Autocar. Причём зарубежные автомобилестроители помогали со строительством автозаводов, установке оборудования, налаживания производства и подготовки кадров. По действующим в то время соглашениям лицензии были продлёнными,  и из США приходили контейнеры с новыми моделями грузовых автомобилей как только их начинали выпускать в США. В научно-исследовательском автомоторном институте их испытывали, и они могли служить базой для дальнейших отечественных модернизаций. Так что плагиата как такового до 2-й Мировой войны по сути не было. 

Что касается ЗИС-110, то по американским источникам для его производства в СССР была продана оснастка с завода Packard.  Примечательно, что в Великобритании в те времена выпускали Bentley по внешнему виду похожий на ЗИС-110 и на Packard. Фирма Mitchell-Bentley разрабатывала кузова для Packard. 

После войны по решению Берлинской конференции летом 1945 года Советский Союз в качестве части репараций получил право на завод Opel в Западной Германии в Рюссельхайме. С которого промышленное оборудование было перевезёны в Москву, где был налажен выпуск аналогов Opel Kadett K38, - Москвич-400. Так что опять, - никакого нарушения патентов, и всё на законном основании.

Про ГАЗ-64, - неважно что писали в своих легендах и воспоминаниях высокие чиновники, однако факты таковы что ГАЗ-64 был создан в сжатые сроки в 1941 г. полностью на базе выпускаемых серийно узлов, деталей и агрегатов. Даже не важно что унифицировали колею под американские данные. Если общие черты и скопировали с Willys MA или с Bantam BRC, - то в этом нет криминала, -  подобная творческая переработка практиковалась повсеместно в разных странах. Где массовые автомобили порой походили один на другой до неотличимости. Так или иначе, но буквально копировать ГАЗ-64 тогда было просто некогда и не с чего. Ведь  в 1940 г. только появились опытные образцы Bantam Blitz Buggy, и опытные образцы продолжали испытывать в 1941 г. пока не запустили в серию Bantam BRC. Также в 1940-41 гг. появились и испытывались два других прототипа, - Ford GP и Willys MA. Ещё насчёт копирования следует  сказать что для трёх созданных почти одновременно американских "джипов" Bantam, Ford GP, и Willys MA прототипом послужил выпущенный малой партией в 1937 разведывательный автомобиль Marmon-Herrington-Ford 4x4. То есть и они не были с чистого листа оригинальными. И не забываем что серийно их начали выпускать в один и тот же 1941 г., как и ГАЗ-64. Так что ГАЗ-64 создан как бы сам по себе, хоть и с небольшим опозданием, но всё же параллельно с американцами..

Разведывательный автомобиль Marmon-Herrington-Ford 4x4 1937 г., тольк 5 было выпущено:

Разведывательный автомобиль Marmon-Herrington-Ford 4x4 1938 г., единственный опытный образец

Первый Bantam "Blitz Buggy" 1940 г.:

:

Bantam BRC 1941 г. с 37mm противотанковой пушкой во время испытаний:

Ford GP 1941 г. во время испытаний:

Willys MA 1941 г. на учениях в пустыне:

Но после войны, как отмечено в статье, в СССР по другим маркам и моделям автомобилей шла откровенная "творческая переработка" с зарубежных образцов. Замечательно, что советские конструкторы создали много оригинальных образцов, которые кроме армии в серию в народное хозяйство и для личного пользования не пошли, т.к. руководство Партии и Правительства предпочитали "проверенные" привычные модели.  

Прямое копирование было не всегда, однако имели место патентные нарушения даже позже чем середина 60-х годов. Но тем не менее патентные нарушения поначалу не мешали продавать советские автомобили в западноевропейские страны, включая малыми партиями в Великобританию, Бельгию. И верно, потом это стало препятствием.

0
на сайте
На Kia Venga, Toyota Avensis 11 февраля 2013 в 12:45
Спасибо, классная статья! Про Калину удивился))) ведь действительно очееень дизайн схож, а я счиатл Калину чем-то самобытным...
0
kenner
на сайте
На Peugeot 308 11 февраля 2013 в 12:59
Ты найди сейчас самобытную модель. Даже гранды не чураются подворовывать. Технически же вряд ли Калина что-то общее с Корсой имеет.
0
valsinats
был день назад
На Nissan Murano, Toyota FJ Cruiser изменен 12 февраля 2013 в 12:31

К сожалению там в статье по ссылке

http://auto.mail.ru/article.html?id=40228

много подтасовок слов о якобы плагиате. Некоторые уже мной выше отмечены.

Горбатый "Запорожец" ЗАЗ-965 по сравнению с Фиат 600 изменён до несимпатичности, с горбатой крышей, увеличенными габаритами, большими колёсами, несуразной задней частью из-за непомещающегося более мощного двигателя больших размеров. Идею взяли, но так исказили, услилили, поставили намного  современнее мотор подобный как у BMW, что под плагиат уже не подходит.  )).

Ещё, фотографии вверху американских "джипов" и ниже ГАЗ-64 рядом с ГАЗ-67 размещены таким образом что у неосведомлённого читателя может сложиться впечатление что они идентичны.

А ведь на самом деле, по тем же фотографиям при правильном сравнении (верхние с нижними), - ГАЗ-64 и ГАЗ-67 отличаются облицовкой и др. зарактерными деталями от американских "джипов" так, что советские с американскими никак не спутаешь. Идея заимствована, но дизайн и детали с агрегатами отечественные.

0
Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™