Путешествие: Путешествие Москва-Архангельск М8.
В свое время, собираясь в поездку в Архангельск, много времени потратил на поиск информации о М8, пытаясь понять, что же меня ожидает в пути. Нашел всего 2-3 хороших развернутых отзыва-отчета, один из которых был зимний, второй же - довольно старый + массу противоречивой информации. Решил в конце концов написать свой небольшой отчет о путешествии, тем более, что друзья говорят - изменилось с того времени немногое. Надеюсь, что кому-то отзыв будет полезен.
Итак, было это довольно давно, в августе 2009г, в поездку отправился один, целей посмотреть север не ставил, т.к. ехал на родину :-) Хотел изучить дорогу, да повидать родных и близких.
Выехал из Люберец в 5:30 утра в воскресенье. МКАД пролетел мгновенно, да и дальше до Ярославля дорога была отличная, единственное есть за Московской областью участок - сплошные горки-повороты и в основном по одной полосе в каждую сторону - тяжело с обгонами, но покрытие отличное. В моем случае все фуры похоже спали и уже в 8:30 я колесил по Ярославлю. По указателям на объездную решил не ехать, дабы краем глаза глянуть город, тем более ехал с навигатором в полной уверенности, что он-то меня выведет, если что... Но не тут то было... мало того, что оказалось навигатор город знал неважно, так еще и в городе шел массовый ремонт/строительство дорог-развязок. В результате часовых кругалей по городу я таки выехал в нужном мне направлении:) Второй раз, когда ездил зимой 2011г, ситуация была примерно той же... Т.е. либо проверенный навигатор, либо предварительное внимательное изучение карт города.
В Ярославской области, еще до города, меня единственный раз (на участке холмов и поворотов) остановили гаишники за превышение, узнав куда я еду надолго задерживать не стали :)
Дальше до Вологды дорога в большей степени неплохая, есть участки с лоскутным ремонтом - там пришлось попрыгать, но в целом дискомфорта не доставляет.
Перед Вологдой примерно за 30км - Лукойл - первая заправка, где я заправлялся, довольно большая, с кафе, туалетами, магазинчиком. Там остановился на 15-минутный привал.
В Вологду после опыта поездки по Ярославлю решил не заезжать, по умолчанию она проезжается по объездной дороге. Недалеко от Вологды заехал к друзьям детства, которым нужно было передать кое-что в Архангельск, часовой перерыв на обед с крепким кофе меня взбодрил и с новыми силами примерно около 13 часов я поехал дальше.
До Вельска дорога тоже пустая спокойная, качество среднее, но ехать можно без особого дискомфорта. Доехал примерно к 15:45. Вельск городок небольшой, запутаться сложно, окружной дороги нет. Есть несколько гостиниц, вполне надо отметить приличных: ночевал и обедал в Юрьевом Подворье, в другой раз обедал в Жемчужине севера. Кормят прилично и недорого, номера приятные, единственное второй раз был зимой - прохладно ночью. Но в этот раз принял решение не останавливаться, оставалось целых 500км, но времени было еще много - перекусив, решил двигаться дальше.
По заправкам - в Вельске точно есть Роснефть - заправлялся там по пути туда, на обратном пути заправку пропустил - решил, что проеду дальше заправлюсь - от Вельска в сторону Москвы заправок нет километров 50-60 точно (нормальных в смысле - заправился на какой-то км в 20-ти, еле доехал до следующей). Но в целом по трассе проблем с нормальными заправками нет - встречаются километров через 100-150.
После Вельска км 30 дороги нормальной и потом начинается - довольно опасный участок, где
1) сплошные повороты - трасса не просматривается, по краям где лес где болото, не всегда получается даже разогнаться, дорога всего 2 полосы.
2) постоянно катаются фуры с лесом, стоит быть внимательнее - иногда едут по середине дороги и все им побоку, а учитывая, что обочина - песок, а за ним болото - чувствуешь себя не всегда комфортно :-) Фуры, надо заметить, встречаются и далее
3) при этом покрытие жуткое - это мягко сказано. Ощущение, что на дороге не ямы, а просто местами встречается асфальт :-) и машина с одного куска асфальта перепрыгивает на другой.
Участок, правда, этот в целом небольшой. Повороты проезжаются довольно быстро, далее начинается чередование идеального асфальта с покрытием, где он иногда присутствует. Км за 300 до Архангельска - начинается идеальный новый асфальт и ехать одно удовольствие.
По темноте не рекомендовал бы ехать после Вельска тот участок (хотя сам ездил) - тяжеловато. А вечером в хорошую погоду тяжеловато на участке с идеальным асфальтом - в глаза солнце светит+еще живность на стекле... идти приходится по приборам.
Вообще надо отметить, что если до Вельска трасса более или менее живая, то после - участок какой-то дико-девственной природы и заброшенных деревень - можно ехать километров 100 и не встретить ни одной живой души. Начинают посещать мысли о смысле жизни, думаешь, а не свернул ли куда не туда. Связь на этом участке тоже может работать с перебоями.
За 160км до Архангельска еще раз подзаправился на Лукойле, с твердым ощущением, что уже почти дома. Казалось, что по сравнению с тем, что пробежал - осталось совсем чуть-чуть... (угм, как бы не так...)
За 80 км у поворота на Холмогоры то ли Лукойл, то ли Роснефть. На роснефти, кстати, топливо (дизель точно) хорошего качества - на Лукойле не всегда такой бывает.
На последней сотне километров немного расслабился и даже позволил себе сделать несколько фото:
И вот наконец остается около 60 км до цели, время около 20:00. Мост через р.Кехта. Передо мной едет Тойота королла, встает на мосту за КАМАЗом, Камаз стоит... За мной приезжает и встает "десятка". Стоим уже несколько минут. Только что дослушал Пикник на обочине Стругацких, мыслями еще где-то там, но начинаю потихоньку нервничать. На мосту одну полосу ремонтируют, чувствуешь себя не очень комфортно, т.к. положение не очень стабильное :-)... что ж, мои опасения оправдываются. Сзади слышу скрип тормозов, потом звон стекла и металла, чувствую толчок, меня бросает в короллу, королла уходит носом под стоящий впереди камаз, зад моего авто начинает поднимать, что меня, мягко скажем, удивляет - начинаю судорожно хвататься за ручку, т.к. по ощущениям еще чуть-чуть и машина полетит с моста в реку... какие-то секунды и все затихает...
Приехал второй камаз... С его слов, он нас не заметил... десятку он аккуратно затолкал под меня. Слава Богу, в той аварии вообще никто не пострадал, кроме железа. Разнимали нас часа 4. М8 стояла полностью в обе стороны. Очень порадовало качество связи - перепробовал все комбинации из двух симок и двух телефонов - сработала только одна, да и та на холме. Хорошо, что на дерево лезть не пришлось. В итоге за мной с Архангельска приехал мой друг с эвакуатором, и к полуночи мы были в городе. На следующий день я поехал к ОД в Архангельске, где мне поставили диагноз. Внимание! Порвалась запаска и тросик ручника!! Все!!! Конечно были повреждены передний и задний бампер, небольшая вмятина на капоте и царапина на крышке задней двери - но после такого ДТП машина была полностью на ходу. Домой потом в Москву я вернулся своим ходом без каких-либо происшествий, а все царапки отремонтировали по КАСКО.
Еще немного про М8.
Камер видеонаблюдения я не видел (но не факт, что их нет). За Ярославлем, по-моему, такое понятие как гибдд вне стационарных постов отсутствует (т.е. встречаются, конечно, но редко). Говорят, что на посту при въезде в Архангельск любят тормозить и придираться к тонировкам и прочим мелочам, но меня не тормозили ни разу.
Такого понятия, как пробка, на этой трассе нет. Можно попасть в Ярославле, можно в Архангельске, можно если ДТП какое (как, например, случилось у меня), в остальном дорога свободная и спокойная.
С криминалом вроде тоже все спокойно, т.е. вроде как его не наблюдалось.
В целом, путешествие доставило откровенное удовольствие, планирую повторить чуть позже с детьми и возможно зимой.
Да уж веселая поездка,вот таое вот западло за несколько дестков км до конечной точки маршрута,печально. Ну итог я так понимаю,что машина по показателям на 5 или как? каков расход был? и сколько км получается маршрут? Есть какие то достопримечательности?