Kampffreundin
2009 г.
1.8 л. бензин
140 л.с.
АКПП
передний привод
август 2017
2
Иваново
28 июля 2014 в 12:47

Wild Waze – год спустя.

Welcome aboard!

Прошло чуть больше года с момента предыдущей записи про Waze. Что это такое и с чем его едят смотрим здесь http://avtomarket.ru/journal/Opel/Zafira/29914/

Waze пришел в Россию в 2011 году. Но реальный прорыв случился в 2013 году. Он был настолько большим, что разработчики, тихо офигев от того, что в стране танцующих медведей тоже ездят на машинах, организовали в феврале 2014 года встречу. Что же изменилось?

Год спустя.

Waze избавился от одной из поисковых машин – Бинга (надо признать – для нас практически бесполезной). Добавились функции прокладки маршрута по событию из календаря и сбора друзей. Не нужно звонить и рассказывать где ты находишься. Отправляешь точку назначения и программа сама прокладывает маршрут. Можно посмотреть, через сколько товарищ подъедет к финишу. Наконец-то добавилась нормально работающая промежуточная точка. Специально для России ввели объект «жилой дом», появилось понятие ПОИ (точки интереса) и точка подъезда. Теперь программа поддерживает корпусную и литерную адресацию. Вышла версия под Windows Mobile 8. Полностью переработана он-лайн карта.

Для редакторов важным изменением стало более быстрое обновление спутниковых снимков очень высокого качества. Но самое главное изменение за год – это радикальное улучшение прорисовки дорожной сети. Этот момент я хотел бы осветить на примере своего региона.

Waze в Ивановской области.

На начало октября 2012 года состояние Waze в Ивановской области было, мягко говоря, плачевным. Отсутствовала возможность прокладки прямых маршрутов Иваново-Нижний Новгород, Иваново-Кинешма, Иваново-Приволжск-Плёс-Кострома, районные центры были в лучшем случае обозначены и намечены, а некоторые вообще не прорисованы. Областная дорожная сеть отсутствовала как класс. Само Иваново было отрисовано примерно на треть и заброшено – отсутствовали новые развязки и изменения направление движения. В виду разных причин активное редактирование началось в марте 2013 года.

На текущий момент (28.07.2014) ситуация радикально изменилась. Развитая дорожная сеть, где отсутствие дороги скорее исключение, чем правило. Полностью отрисованные областной и районные центры, а также все остальные более-менее крупные населенные пункты. По уровню дорожной сети Waze абсолютно превосходит Прогород с СитиГИДом, и напрямую соперничает Garmin и Навителом.

Ситуация с ПОИ несколько иная. Если в Иваново и Кинешме, благодаря Google и Foursquare, Waze успешно конкурирует с Навителом и Garmin, имея полное преимущество перед Прогородом и СитиГИДом, то в области дела обстоят несколько хуже. Здесь однозначно лидируют гиганты навигационного рынка, а Waze составляет компанию ПГ и СГ. Правда после введения ПОИ в самой программе, ситуация стала меняться в лучшую сторону.

Что же касается маршрутизации по городам Иваново и Кинешма, то здесь Waze является однозначным лидером и успешно конкурирует со всеми известными навигационными приложениями. Он строит наиболее оптимальные и логичные маршруты с учетом дорожной обстановки, хотя и не имеет такой же подробной «пробочной» информации, как например Яндекс и Навител 

На этом фоне интересно, что же предложили другие навипрограммы:

Гармин добавил 4 населенных пункта

Навител исправил маршрутиризацию в областном и районном центре

Сити-Гид  переделал карту города и области, но так и не довел её до ума (высотности зданий нет, ПОИ нет, неполная адресация, половины районных центров нет). Обещанной статистики не и не будет.

Прогород на всю область добавил 1 (один) пост ДПС (нерабочий), 2 (два) подъезда к объектам, исправили в 4 (четырех) местах маршрутиризацию.

Яндекс-навигатор исправил 4 (четыре) поворота в самом городе!!! Фигли, не Москва же.

Почему Waze не такой как все?

То, что прощают НН, ПГ и СГ не прощают Вэйзу. Он слишком отличается от привычных стандартов и ему постоянно предрекают скорую кончину. При том, что в Европе пользователей становится все больше и больше.

Один из активных вэйзеров  jonny3D достаточно подробно описал логику программы.

Логика Waze построена на нейронных сетях для распределения зависимости от меняющихся условий и автоматах для раннего контроля отклонений. Круто? Дальше простыми словами постараюсь объяснить чтобы это значило.

Любая информация, обрабатываемая сервером, учитывается с той или иной долей «доверия», т.е. каждая единица информации в зависимости от текущих условий имеет ту или иную ценность. В случае наступления тех или иных, заранее определённых ситуаций, автоматы могут менять ценности данных, корректируя результат. Это общая теория, не применять которую при разработке такой системы просто не возможно.

Пример (упрощённо)

Допустим, по статистике на определённом участке скорость составляет 70 км/ч. Если данных больше нет, то ценность это информации — единица (100%). Маршруты будут учитывать этот сегмент в данное время как 70 км/ч.

Проехал по сегменту вейзер со скоростью 50 км/ч. Система может учитывать эту информацию как не достаточно достоверную за отсутствием необходимого количества и рассматривать её с ценностью, например, 50%. Т.е., возможно, скорость потока сейчас действительно 50 км/ч, но может этот вейзер и по жизни тихоход или останавливался не преднамеренно? Таким образом система выставляет текущую скорость на сегмента в 60 км/ч (сейчас не важно как оно всё рассчитывается — оно здесь не нужно).

Примечание: программирование ценностей и условий работы автоматов есть коммерческая и научная тайна любой нейронной сети.

Стоит по сегменту проехать ещё нескольким вейзерам за этот же короткий промежуток времени, как ценность оперативной информации вырастет и будет увеличиваться с ростом количества источников этой информации. Таким образом, с увеличением количества вейзеров за минимальную единицу времени на конкретном сегменте расчётная скорость будет стремиться к средней скорости этих вейзеров.

Далее, в Waze нет понятия «пробка», но есть понятие «степень затруднения текущего движения». Поэтому здесь подсвечивается не привычная для русского человека пробка, а сложность проезда сегмента в текущее время относительно обычной ситуации на этом же сегменте в это же время.

Пример второй

Пусть собранная статистики на тестовом сегменте выглядит так:

  • 10:00 — 70 км/ч
  • 10:15 — 80 км/ч
  • 10:30 — 60 км/ч
  • 10:40 — 40 км/ч

В 10:05 вейзер А проехал по этому сегменту со скоростью 20 км/ч (допустим, он едет один). Спустя пару минут сегмент подкрасился «пробкой», потому что налицо затруднение движения от статистики. Через минут 15, когда никто там не проехал (оперативных данных нет), пробка пропадает, потому что по статистике там средняя скорость остаётся прежней — 80 км/ч. Как только ещё через 5 минут в пробку «влетит» следующий вейзер Б со скоростью в 30 км/ч, то вот этот следующий так же окрасит сегмент в красный своей разницей в скоростях от средней.

Чтобы держать сегмент красным по нему нужно ездить постоянно и ездить со скоростью ниже среднестатистической (соответственно, планомерно своими данными снижая и среднюю на данном сегменте, так что спустя некоторое время скорости в 20-30 км/ч перестанут подкрашивать дорогу). Статистика на то и статистика — что это среднее значение никак не характеризующее текущее мгновенное, по которому не возможно решать есть затруднения или нет, чтобы подсветить тот или иной сегмент. А маршрут (при отсутствии оперативных данных) будет прокладываться по статистике, тем самым заводя на сегменты, где должно быть 80 км/ч по его ожиданиям.

Чтобы маршруты прокладывались верно с человеческой точки зрения у Waze должна быть собрана статистика или, что будет точнее, должна быть оперативная информация от пользователей.

И по поводу отчётов о пробках, которые ставят пользователи. Окраска сегмента по отчёту идёт для ставящего этот отчет, для остальных он просто показывает, что по вашему личному мнению вы движетесь медленнее статистики на данном сегменте. Система маршрутизации всё равно будет учитывать вашу реальную скорость и скорость по статистике.

В заключение

Алгоритм расчёта маршрутов включает в себя учёт времени прибывания к каждому сегменту, т.е. сегменты на которых вы окажетесь через час учитывают не текущую скорость на них, а расчётную статистическую через час, когда вы там окажетесь. Тем самым маршруты можно получать в обход свободных участков, когда там ко времени вашего прибытия уже может образоваться пробка или вовсе может оказаться закрыт разводной мост (актуально для Питера) — такие маршруты исключаются из рассмотрения. Но на них может повлиять оперативная информация от вейзеров, если они там окажутся раньше вас и проедут много быстрее статистики, корректируя информацию о пробках, тогда Waze сообщит вам об изменении в маршруте. Да, кстати, в Waze можно расставить запреты по времени для тех же разводных мостов или по известным расписаниям перекрытия ж/д-переездов и паромных переправ.

В общем, выбирать нужно осознанно и без навязанных привычек от Яндекса, Навитела и прочих навигаторов. Да, у навигатора Waze совершенно другой менталитет, к которому нужно привыкнуть или остаться на своём прежнем выборе. Варианты есть — выбирать вам.

 

Личное мнение.

Я уже год для навигации использую только W. В качестве справочника организаций – Яндекс и 2ГИС.  Если проанализировать общее число постоянно необходимых мест в разных регионах – их вряд ли будет больше 5-6. Все интересные мне районы прорисованы и актуальны. Сотовые операторы предлагают тарифы и опции для минимизации финансовых потерь в поездках. Даже если где-то пропадает сеть, то кэширование позволяет без проблем добраться до зоны уверенного приема. Наверное в глухом сибирском угле W. невозможно использовать, но на средне-русской равнине никаких проблем нет. Новые дороги появляются через 1-3 дня после отрисовки и были факты, когда человек туда ехал по пустыне, а через пару – тройку дней обратно уже по дороге.

Я отнюдь не идеализирую эту программу, но полностью разобравшись в ней не вижу смысла в других программах. Гармина я лишился, до покупки нового руки не дошли. Политика привязки к оборудованию отвратила от Навитела. После очередного обновления программы купленный Сити-Гид я никак не могу привести в рабочее состояние и уже подумываю вернуть деньги.

В OSM слишком много избыточной информации. Они создавались  как карты ради карты, а их использование в автонавигации своего рода костыль из-за плохого покрытия и неактуальности дорожной сети профессиональных навигаторов.

Waze – это навигация с всегда свежими картами и логичными маршрутами, интересное хобби (прорисовка и использование своего собственного труда очень затягивает), а главное – пусть пока не очень многочисленная (по сравнению с той же Прибалтикой), но теплая компания интересных людей.

Удачи!

P.S. Когда Гугл купил Вэйз, то команда разработчиков стала миллионерами. Сейчас в Израиле идут боевые действия.  Пока я делал эту запись, то совершенно случайно узнал, что часть команды разработчиков ушла защищать свою страну с оружием в руках. У меня сразу возник вопрос – какая часть наших миллионеров (с долларовыми все ясно, я говорю про рублевых) сделала бы тоже самое? Что-то мне подсказывает, что я знаю ответ на этот вопрос…

7
Нравится!
Мне нравится!
4050
Еще 17
Комментарии7 Добавить комментарий
был 4 часа назад
НаMercedes GLK28 июля 2014 в 15:08

Добавлю в тему навигации свои три копейки, но не про Waze.

Проехал две с лишним тысячи км по Европе. 

Использовал Igo Prime и Ситигид. В IGO расстраивает отсутсвие свежих карт, а дороги то стороят, делают временные объезды итд.

В Ситигиде наконец можно спокойно и без заморочек подгружать опен стрит мап. Попробовал по нему ехать, но в Хельсинки меня навигатор несколько раз пытался завести на встречу одностороннему движению. Поэтому плюнул и пользовался IGO.

0
был 4 часа назад
НаMercedes GLKизменен 28 июля 2014 в 16:32

Еще бы Waze некоторую автономнось, то цены бы ему не было, а то нет сети - нет и навигации.

У меня некоторые знакомые пользуются яндекс навигацией (гугл?) мне сия навигация не понравилась(пару лет назад), вы не пробовали?

+1
fedodorov
был 3 недели назад
НаOpel Zafira28 июля 2014 в 16:48

Яндекс-навигатор или Гугл-карты?

0
sonar2000
был 4 часа назад
НаMercedes GLK29 июля 2014 в 08:30

яндекс навигатор и гугл навигатор - скромно называющееся навигацией )))

0
fedodorov
был 3 недели назад
НаOpel Zafira29 июля 2014 в 09:55

:-) Яндекс навигатор меня плющит - маршруты просто пипец. Гугл чуть лучше, но тоже не фонтан.

0
был 20 часов назад
НаVolkswagen Jetta29 июля 2014 в 15:14

у меня НОКИЯ 520, по России и СПб с инетом езжу по яндексу. В финляндию езжу без ИНЕТа плохинько но работает штатная нокиевская новигация. Завтра по пробкам СПб попробую ваш ВАЗЕ. Но если без инета не работает то перспектив меньше чем у нокиевской новигации. Успехов.

0
panovsn-73
был 3 недели назад
НаOpel Zafira29 июля 2014 в 15:59

Это off-board навигация, как и карты Here. В кэш карты подкачиваются через и-нет

0
Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™