КРАЗ 255В - "лаптежник" с "пяткой"
1970 г.
14.87 л. дизель
240 л.с.
МКПП
привод полный
2012
1
Москва
12 декабря 2012 в 17:42

Путешествие: По Закавказью и Средней Азии (давным-давно).

Мой короткий рассказ — про «лаптежник», не про одну машину, а сразу про несколько, с которыми мне довелось встретиться во время срочной службы в армии (1984-1986 гг.). Ну и год их выпуска поэтому — условный.

Сперва было Закавказье, в/ч 03055 (кажется), автомобильная учебка в пгт.Насосный в Азербайджане. На берегу моря, так сказать.

Сперва полгода в учебной роте. Выпускной экзамен — марш по берегу Каспия. Потом — инструктор по вождению в БОУП (батальон обеспечения учебного процесса). Потом — учения «Кавказ-85». По горам. Потом — в полк, в в/ч 97638 (кажется). Гвардейский, Краснознаменный, орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого и Александра Невского Коростеньско-Померанский полк. Автомобильная рота. Сержант — зам.ком.взвода боевых машин.

Таскал на «пятке» кабины зенитного комплекса С-75 (система 75, или «75-й комплекс»). По горам. По полигонам.

Это одна из самых первых систем ПВО (1959 года), которой сбили У-2 с Пауэрсом, потом во Вьетнаме сбили «Фантом» Дж.Маккейна и много чего еще.

Так вот, значится, про КрАЗ.

Деревянная (оббитая листовым железом) щелястая кабина. Зимой — полный пипец от холода. Летом — полный пипец от жары. Это когда ездили на стрельбы. В Сары-Шаган и под Читу. Без усилителя руля (огромная баранка). Соляру жрал, как не знаю что. Расход был очень большой, впрочем меня тогда это вообще никак не парило:) 

Зимой залезал в подкапотное пространство — грелся и даже спал на теплом моторе (на ватнике):

Ремонт — требовал сноровки и знания некоторых нюансов. Раздатка весила около 1 тонны, снимали ее с КрАЗа подъемным краном. Лопались (на морозе) полуоси колес. Их выдергивали, затыкали тряпкой гнездо, и ехали дальше (все 6 колес — ведущие).

Живучесть машины была поразительная. Аккумуляторы на них уже давно были украдены прапорами. Поэтому в парке оставляли дежурной одну машину, чтобы с толкача заводить остальные. Или парковали машину на склоне, тронулся с уклона — считай завелся.

Никогда не помню, чтобы подкачивали или меняли шины. Как будто их никто не трогал прямо с завода:)

Водилы любили тырить друг у друга зеркала (это такой распространенный вид «спорта» в армии).

Больше ничего особо с КрАЗа не сопрешь — кабина внутри вообще голая, и из дырок в полу педали торчат.

В целом, об этой машине у меня остались теплые воспоминания (потому что молодость, и все такое).

После армии на КРАЗе не ездил ни разу. Уже 27 лет:)

13
Нравится!
Мне нравится!
11127
Комментарии 8
был 9 часов назад
На ВАЗ Калина 13 декабря 2012 в 09:45

Приятно увидеть С-75. Я когда-то на такой учился, но к выпуску их сняли с вооружения и пришлось переучиваться :) 

0
adm2007
На Citroen C8, Renault Symbol 13 декабря 2012 в 12:34

Этот комплекс мог использоваться с ядерными боеприпасами, кстати.

0
был 9 часов назад
На ВАЗ Калина 13 декабря 2012 в 09:55

Живучесть машины была поразительная. Аккумуляторы на них уже давно были украдены прапорами. Поэтому в парке оставляли дежурной одну машину, чтобы с толкача заводить остальные.

Я служил в 90-е. Было тоже самое, но не потому что прапоры украли, а потому что срок службы аккумулятора 7 лет, но ни один аккумулятор 7 лет не проживет. Но даже когда их через 7 лет списывали, новые почему-то не поступали. Время наверное такое было.

Поэтому в боксах машины стояли по 2, одна за другой, сцепленные тросами. Все без аккумуляторов. Один рабочий аккумулятор клали на тележку и везли вдоль боксов, прикуривая по очереди машины. Когда первую машину завели, она дергала заднюю и заводила ее, после чего трос отцепляли. Вот такая была система выезда полка по боевой тревоге. И главная проблема чтобы никто не заглох. Российская армия может воевать и без акккумуляторов :)

+1
adm2007
На Citroen C8, Renault Symbol 13 декабря 2012 в 11:54

От первой трос должен быть выведен на улицу через ворота. Что б дежурный тягач в случае пожара мог быстро эвакуировать технику из боксов. У нас было так, и отсутствие или наличие АКБ на машинах здесь не играло роли.

+1
саныч39
был 9 часов назад
На ВАЗ Калина 14 декабря 2012 в 09:35

У нас на передних машинах тросов не было. Похоже инструкции как оживить машины без аккумуляторов в каждой части разрабатывались самостоятельно.

0
adm2007
изменен 14 декабря 2012 в 11:20

У нас в парке стояла эстакада. На нее загоняли одну машину, так чтобы могла скатиться с эстакады и завестись.Обычно это была или хлебовозка (она ездила ежедневно, развозила хлеб по дивизионам), или пожарная машина (она же - водовозка). Если она не заводилась - ее заводили с толкача вручную. Самая засада была, если в качестве дежурного тягача ставили гусеничный тягач АТС-59 или АТС-59Г (его вручную с толкача завести практически невозможно, он 14 тонн весил)  :)  Хотя, на нем ездить я особенно любил, ощущал себя прям каким-то танкистом (особенно прикольно он поворачивался на песке или на снегу - его можно было на скорости пустить в поворот веером с эффектым выбросом из-под внешней гусеницы). Один раз я на нем чуть не улетел с горы на склад ГСМ (удумал переключать скорость на крутом спуске), тормозов не было, кое-как вырулил в сторону от цистерн с топливом, повезло дураку, хотя никто и не понял, что я несся без тормозов и без включенной передачи (никогда не думал, что на гусеницах можно так быстро ехать). На этих тягачах была фишка - их можно было заводить сжатым воздухом из баллона, но баллонов на них, конечно же, никаких не было, и их тоже заводили с толкача :))

Зимой еще приходилось бегать с ведрами - "проливать" движок (заводили машины с сухими радиаторами, чтобы не "разморозить" движок).

 Все легковушки в случае тревоги уезжали в город за офицерами, потом привозили их с "тревожными чемоданчиками" (если находили их дома).

Ну, правда по тревоге (или на стрельбы) выезжали очень редко, типа раз в полгода. Но каждый раз все было весьма аврально. Какой-то норматив был - если в течение какого-то времени машины не выйдут из парка, то типа полк накроет ядерным ударом, полк не выполнит свою задачу (выпустить хотя бы 1 ракету), и короче, командира полка за это снимали с должности. Вот все и суетились, чтобы вовремя выгнать технику за ворота, а там командир должен вскрыть серетный пакет, и повести колонну туда, куда там указано. Но мы редко когда куда-то так выезжали. На стрельбы гнали машины к ж/д станции, там с матюками все это грузилост на платформы, и ехало на полигон.

А вообще-то чаще всего я ходил в караулы (1 раз в 3 дня), начальником караула (прапора и тем более офицеры у нас в караул не ходили). Мы сменяли друг друга по кругу - авторота, рота связи, и технический дивизион (штабные в караул не ходили, у них боевое дежурство было за планшетами в штабе части).

+1
саныч39
был 9 часов назад
На ВАЗ Калина 14 декабря 2012 в 09:47

Вспомнил еще на счет дежурного тягача. У нас был КрАЗ, правда не 255, а поновее. Так вот зимой его надо было постоянно прогревать. Оставлять заведенную машину без присмотра запрещалось, поэтому дежурный по парку периодически залазил в него и прогревал. А когда ночами было тоскливо, можно было и порассекать по парку, а потом получить за это люлей, т.к. утром оказывался весь парк в новых дорогах :)

0
На Honda Civic, Infiniti QX56 13 декабря 2012 в 11:01

Прочитал с огромным удовольствием. По-больше бы таких журналов из прошлого)

0
Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™