Тест-драйв CaterhamSuper 7 1.6

Великолепная семерка.

Все гениальное просто. В этом еще раз убеждаешься, когда видишь Caterham Super Seven, который являетсяточной копией автомобиля Lotus Seven, творения великого конструктора спортивных и гоночных машин КолинаЧэпмена (Colin Chapman). Для тех кто не знает, кто это такой, достаточно сказать, что Чэпмен основал фирмуLotus и будучи ее главным конструктором внес фундаментальный вклад в развитие и совершенствованиеавтомобилей Formula-1. На протяжении почти всей истории Formula-1 Колин Чэпмен воплощал в автомобиляхLotus передовые технические решения, которые его конкуренты вынуждены были копировать, чтобы бороться наравных. Это и несущий кузов типа монокок, и силовой агрегат как часть структуры шасси, и расположенные побокам кокпита радиаторы, и клиновидный кузов для создания прижимающей силы, и автомобиль с эффектомприсасывания к поверхности дороги за счет образования разрежения под днищем (так называемый groundeffect), и активная подвеска колес, и многое другое.

Чэпмен был также удачливым предпринимателем, наладившим производство дорожных спортивныхавтомобилей Lotus, которое действует и поныне. Еще он известен тем, что первым стал широко использоватьсредства спонсоров для содержания гоночной команды в обмен на рекламу товаров, запрещенную нателевидении. Это касается в первую очередь табачных изделий. Многим знакомы сигареты John Player Special,именно так назывались гоночные автомобили команды Lotus F1 в 70-е годы.

В своей конструкторской практике Колин Чэпмен придерживался двух главных принципов — простота иоблегчение всех конструкций, будь то болиды, спортивные автомобили или машины для клубных гонок.АVтомобили Formula-1 заслуживают отдельного разговора, а мы поговорим о легендарной машине, ставшей надолгие годы образцом для подражаний. Это Lotus Seven, ныне известный как Caterham Super Seven.

АVтомобиль пошел в производство в 1957 году одновременно с другим конструкторским и технологическимшедевром — Lotus Elan. В то время молодая фирма остро нуждалась в деньгах, и Колин Чэпмен решил сделатьпростой автомобиль, который можно было использовать для передвижения по дорогам общего пользования,участия в клубных соревнованиях, причем такой, чтобы выпускать кит-кар (kit-car), автомобильныйконструктор, который можно собрать в своем гараже за 20 часов, использовав электродрель и набор гаечныхключей. Кит-кар отличается от готового автомобиля еще и тем, что в его цену не входят стоимость сборки иналог на приобретение, что позволяет покупать его людям с небольшим достатком. Для проверки качества сборки«китов« на фирме Lotus было создано специальное подразделение, проводившее приемные испытания каждойготовой машины.

Двухместный автомобиль классической компоновки получился очень легким (330 кг), это практически с любымнедорогим двигателем обеспечивало вполне приемлемую для спортивной машины динамику. Основу шассисоставляла пространственная трубчатая рама большой жесткости на кручение с работающей обшивкой изполированных алюминиевых листов. Передняя подвеска была независимой, на поперечных рычагах, сиспользованием стабилизатора поперечной устойчивости в качестве продольного элемента верхнего рычага исоосного с пружиной телескопического гидравлического амортизатора, опирающегося на нижний рычаг. Задняяподвеска была сделана зависимой, в ней нашла применение задняя балка от автомобилей Ford, усилия на кузовпередавали от нее продольные рычаги и поперечная тяга (тяга Панара), а также упругие элементы, аналогичныеэлементам передней подвески. Обшивка рамы и капот заменяли наружные кузовные панели, крылья и облицовкапередней части кузова были из листового алюминия. От непогоды седоков защищали лобовое стекло и легкийтент, который складывался за спинку сиденья водителя и пассажира, а также съемные «мягкие» двери.Передниекрылья были велосипедного типа, т. е. перемещались вместе с управляемыми колесами. Не было ничего «лишнего»,увеличивающего массу автомобиля.

Рассказывают, что Колин Чэпмен, проходя через участок изготовления Lotus Seven, произнес такую фразу: «Яхочу снять фунты с этого автомобиля!». На вопрос, какие фунты он имеет в виду — фунты стерлингов или фунтывеса, конструктор бросил: «И те, и другие». На первом Lotus Seven стоял двигатель Ford рабочим объемом 1172см куб., и мощностью 40 л. с. при 4500 об./мин., что позволяло развивать 130 км/ч и разгоняться до 60 миль вчас (96,6 км/ч) за 16,2 сек., совсем неплохо для тех лет. Киты «семерки» хорошо продавались, это служилоубедительным доказательством, что компромисс между мощностью двигателя, массой автомобиля,управляемостью и ценой оказался удачным. А низкий уровень комфорта с лихвой компенсировалсяудовольствием от общения с машиной, позволяющей испытать всю гамму «формульных» ощущений. Lotusподвергался многочисленным модификациям. Было выпущено 4 серии, внешне незначительно отличавшиеся другот друга, только у 4-й серии были более развитые кузовные панели. Менялись силовые агрегаты (двигательмодификации Lotus Seven S3 Twin Cam SS развивал 125 л. с. и позволял достичь 166 км/ч, обеспечивая разгонсместа до 60 миль за 7,1 сек.), крылья и носовой обтекатель стали делать из стеклопластика, на некоторыхмодификациях в передней подвеске стабилизатор перестал быть частью направляющего устройства из-заувеличения массы автомобиля и возросших требований к управляемости, задняя подвеска получила А-образныйрычаг вместо тяги Панара для придания машине одинаковой поворачиваемости при левых и правых поворотах,ноLotus Seven остался простым, легким и хорошо управляемым.

Фирма Lotus выпускала киты Seven до 1973 года, потом вся техническая документация и производственнаяоснастка были переданы фирме Caterham Cars, официальному дилеру Lotus. Так появился автомобиль CaterhamSuper Seven, прямой наследник великолепной семерки Lotus, который выпускается в Англии по сей день. Теперьо нашем знакомстве с «живым» Super Seven.

Caterham давно должен был появиться в Москве. Мы его ждали с самого февраля. Машину долго комплектовали,готовили к отправке в ящиках, а потом эти ящики взяли и разослали «веером» по всему свету! Терпение медленноистощалось. Когда все ящики наконец пришли и Caterham начали собирать в одном из московских НИИ, онолопнуло. Мы решили взять на тест другую машину.

Ярко-красная торпеда на асфальте гоночного трека в Нормандии выглядела как масштабная модель. Санки, накоторых в детстве расшибали лбы на ледяных горках, — вот первая аналогия с Caterham Super Seven. Но эти«санки« снабжены мотором в 170 сил. Машина собрана на фирме Caterham под техническим контролеминженеров фирмы, то есть это “кит заводской сборки”.

АVтомобиль сохранил пропорции формульных болидов конца 50-х, когда «лошадь» запрягали впереди«телеги«.

Длинный сигарообразный капот с хищной пастью воздухозаборника, кокпит для двоих и багажный отсек,который можно принять за лукошко. Алюминиевые панели скрывают несущую пространственную ферму.

Внешне великолепную семерку от настоящих «боевых» машин отличают второе сиденье, пластиковые крылья дадуга безопасности, торчащая за сиденьями. Убери все лишнее, зажмурься и вперед, к pole-position! Двевыпученные фары выглядят, как гигантские прожекторы локомотива. Их непропорциональность по отношению кразмерам кузова усиливает ощущение «игрушечности» автомобиля. В багажнике уложен матерчатый верх сзадним окошком из плексигласа. Под «игрушечным» капотом, высота которого не достигает и 60 см, находитсясовсем не игрушечная рядная четверка Ford Cosworth BDR в 1700 кубиков с двумя распредвалами и двумягоризонтальными карбюраторами Weber. Его родословная восходит к легендарным моторам Cosworth для ралли иформульных гонок. Удельная мощность, снимаемая с нетурбированного мотора («лошадь» с каждых 10 кубиков),впечатляет. Капот не откидывается, а снимается полностью — отстегнул по два наружных замка с каждойстороны и унес.

Чтобы проникнуть в открытый кокпит, стоит только переступить порог. При поднятом же верхе приходитсямудрить, занося поочередно правую ногу, спину, голову… Расположившись на сиденье (не анатомическом, новполне удобном, с прекрасной боковой поддержкой), недоумеваешь — ног не видно. А они далеко, у переднейподвески! Вслепую начинаешь нащупывать педали. Педали сцепления и тормоза сведены близко. Пришлосьразуться, чтобы не нажать обе одновременно. Рычаг коробки передач также спрятан под панельюприборов.

Положив локоть на консоль, накрывающую арку кардана и являющуюся несущим элементом каркаса кузова,водитель должен нащупать некое подобие джойстика — вертикальный рычажок с хромированнымнабалдашником.

Это очень удобно. На себя, вперед — включена первая.

Мотор схватывает резво. Стрелка тахометра начинает отсчет — 3000, 5000, 7000 оборотов в минуту. Звукгромовой, как будто пацаны рвут петарды, сотни петард. Отпущена невесомая педаль сцепления… Мамадорогая!

Рывок дикий. Шлейф резиновой крошки и свист ветра. С явным опозданием переходим на вторую.

«Джойстик» слушается великолепно — избирательность передач отличная. Скорость 70. Плоское лобовое стеклоначинает упираться в стену из воздуха. Управляемость очень четкая. АVтомобиль держит дорогу, какприклеенный. Причем аэродинамические навески даже не предусмотрены конструктивно. В повороте возникаетнебольшой снос задней оси, который машинально корректируется рулем. Третья передача, четвертая… Скорость130. Петард уже не слышно, потому что не слышно ничего. Видны нос капота, два хромированных колпака фар истекло, усеянное разбившимися насекомыми. Между колпаками несется навстречу асфальтовая лента. Когда онапролетает под задней частью автомобиля, чувствуешь малейшие неровности. Действительно санки! Кажется, чтосейчас в шлемофоне прозвучит: «Уважаемые господа! Вы летите на высоте 150 мм от земли. Экипаж прощается свами и желает приятного полета». Включаем пятую. Скорость 170. Максимум, который может развить этотснаряд, по данным фирмы Caterham, составляет 193 км/ч, а на разгон до 60 миль он тратит 5 секунд.

Комментарии излишни!

Сергей Иванов, Иван В. Падерин

Просмотров: 33646

Комментарии

Обсудим? :) Оставьте комментарий, поделитесь мнением!

Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™