Тест-драйв CitroenXantia 2.0i 16V

Стойкий французский солдатик

Citroen Xantia Activa выпускается уже добрых шесть лет, но до сих пор практически неизвестен в России. Модификация оснащена уникальной для серийной машины подвеской. Не той гидропневматикой, которую впервые применили еще на «фантомасовском» Citroen DS 1954 года и по сути используют на обычных Xantia, а ее «интеллектуальной» разновидностью — Hydractive, обладающей антикреновым эффектом.

Как нетрудно догадаться, подвеска Hydractive — «активная», то есть автоматически изменяющая свойства в зависимости от характера движения. Самая яркая ее составляющая — SC CAR (Systeme Citroen de Controle Actif du Roulis) — система ограничения крена автомобиля в повороте. Перед тем как углубиться в детали «вестибулярного аппарата» машины и оценить его в деле, уместно составить общий портрет «Ксантии».

Ее облик, похоже, неподвластен времени. Вряд ли найдется человек, которому Xantia покажется непривлекательной. Проектировал модель знаменитый итальянский кузовщик Нуччо Бертоне, а недавний рестайлинг добавил автомобилю утонченности. Просторный пятиместный салон «француженки» оснащен всевозможными благами цивилизации.

Заводной характер двухлитрового бензинового двигателя с турбонаддувом — под стать стремительному дизайну машины. При разгоне 1400-килограммовая Xantia способна расквитаться с первой сотней километров за каких-то 9,5 секунды. А максимальная скорость машины — 213 километров в час.

«Правильные» передаточные числа 5-ступенчатой механической трансмиссии, короткие ходы рычага в сочетании с тяговитостью мотора ограждают водителя от суеты при переключении передач.

Дисковые тормоза Xantia настолько чувствительны, что, если бы не штатная АБС, пришлось бы дозировать усилие, прилагаемое к педали, с аптекарской точностью. В реальности же замедление автомобиля, опекаемое электроникой, имеет максимальный кпд при максимальной безопасности.

Перебирать четки достоинств нашей Xantia можно и дальше, но все они покажутся не более чем заурядными особенностями незаурядного автомобиля. Пока дело не дойдет до подвески.

Управляемая микропроцессором система Hydractive второго поколения, в основе которой традиционные ситроеновские пневморессоры (газонаполненные баллоны) и телескопические гидравлические амортизаторы, умеет многое. Activa, как и обычная Xantia, может изменять дорожный просвет — от стояночного «лежания на брюхе», через промежуточное положение (для езды по дорогам общего пользования), до «паучьего», внедорожного варианта. Максимальный клиренс, достигаемый за счет практически полного отсутствия амортизации, позволяет говорить о чуть ли не джиповой проходимости машины.

Регулировка высоты кузова над поверхностью дороги (управление осуществляется рычажком с водительского места), помимо прочего, делает ненужным домкрат при замене спустившего колеса. Благодаря «Гидрактиву», автоматически меняющему жесткость подвески, автомобиль движется по неровной дороге поистине кошачьей поступью. Каждые 0,05 секунды электронный мозг анализирует информацию, поступающую от нескольких датчиков (угла поворота руля, его угловой скорости вращения, положения педали акселератора, давления в тормозной системе, наклона кузова и скорости автомобиля), и отдает указания исполнительным механизмам, которые изменяют давление жидкости в соответствующих контурах и увеличивают или уменьшают степень свободы каждого из колес. При этом водитель может включить как спортивный (ужесточенный), так и нормальный (комфортный) режимы работы подвески.

Кроме умения подстраиваться под дорожную поверхность, Activa способна автоматически поддерживать дорожный просвет на одном уровне — вне зависимости от загрузки автомобиля и распределения веса. Машина не приседает на старте даже при резком разгоне и не клюет носом при торможении. В общем, интеллектом ее подвеска действительно не обижена.

Варианты «умных» подвесок с изменяемой жесткостью есть у Toyota, Renault, Ford, Mercedes-Benz и других фирм. Однако система ограничения крена в повороте — ситроеновский эксклюзив.

Activa бесстрашно заныривает в крутой 90-градусный вираж на 60 км/ч и, описав правильную дугу, выходит из него как ни в чем не бывало. Без визга шин. Без потери траектории (кстати, подвеска у Xantia — с подруливающим эффектом задних колес). А главное — без крена кузова. Точнее, небольшой крен есть, но можно не брать его в расчет, ведь большинство других автомобилей в данных обстоятельствах балансируют на грани сноса и даже опрокидывания.

Устойчивость Activa — заслуга SC CAR, следящей за горизонтальным положением кузова и противодействующей центробежным силам. В основе системы — регулируемые стабилизаторы поперечной устойчивости, как и на обычной Xantia представляющие собой длинные стальные стержни, обеспечивающие связь между правым и левым колесами. Оба стабилизатора (передний и задний) через тягу соединены с гидроцилиндром и могут закручиваться им (или, наоборот, раскручиваться — в зависимости от направления поворота) для сопротивления наклону кузова. Каждый цилиндр запитан гидравлическими контурами, низкого и высокого давления. За равновесием давления в контурах следит регулятор, а подключенная к ним газонаполненная сфера устраняет колебания жидкости в процессе амортизации.

При движении автомобиля по прямой стабилизаторы поперечной устойчивости, за счет объема сферы, находятся в «размягченном» состоянии, способствуя тем самым комфортной плавной езде. Когда машина входит в поворот, электронный мозг SC CAR, на основе информации датчиков угла и скорости вращения руля, а также скорости движения, закрывает электромагнитный клапан и выводит газонаполненную сферу из игры.

Цилиндры, лишенные хода поршня, превращаются в жесткие тяги, связывающие рычаг подвески со стабилизатором, который благодаря этому в несколько раз увеличивает свою жесткость и работает как сопротивляющийся крену стабилизатор обычного автомобиля.

В резком повороте, когда стабилизаторы исчерпывают возможности, SC CAR включает активный режим ограничения крена. Как только угол рассогласования нижних рычагов передней подвески достигнет 0,5°, гидрокорректор, получивший от них сигнал через систему тяг, изменит давление в оперативном контуре, заставив гидроцилиндры удлиниться или укоротиться. А те, дополнительно закручивая или раскручивая стабилизатор, поспособствуют гашению крена.

Кузов удерживается в горизонтальном положении до конца виража. Когда от датчиков поступают сигналы о спаде натиска центробежных сил, процесс идет в обратной последовательности.

Недостатки данной подвески — нежелание считаться с неровностями дороги в повороте и относительная сложность конструкции. Citroen Xantia Activa в базовой комплектации стоит $27500. Цена, на первый взгляд, пугающая. Но разве машина, умеющая стремительно проходить вираж за виражом, не «прогибаясь» перед суровыми законами физики, не заслуживает ее?..

Технические характеристики Citroen Xantia Activa Turbo CT

Габариты (длина/ширина/высота), мм – 4444/1755/1377 (1401)

• база, мм – 2740

• максимальная скорость, км/ч – 213

• время разгона до 100 км/ч, с – 9,5

• расход топлива (средний), л/100 км – 9,9

• двигатель – 4-цилиндровый, рядный, с турбонаддувом; рабочий объем, см3 – 1998; мощность, л.с. при мин-1 – 150/5300; максимальный крутящий момент, Н·м при мин-1 – 245/2500.

Текст: Игорь Кузнецов

Просмотров: 21787

Комментарии

Обсудим? :) Оставьте комментарий, поделитесь мнением!

Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™