Тест-драйв ГАЗ3111 2.5 i

Волга, Волга…

Слухи об этом автомобиле ходили давно — еще перед показом на Московском автосалоне 1998 года первого из предсерийных образцов новой «Волги». Тогда «одинадцатая», как восставшая из пепла птица Феникс, для многих стал символом возрождения отечественного автопрома. После серии загубленных проектов, а кроме новой «Волги» к производству планировалось еще целое семейство внедорожников и пикапов, крупнейший российский автозавод наконец-то смог представить действительно серьезную и перспективную разработку. Правда, многие в то время еще не верили, что перспективный ГАЗ-3111 сможет дойти до конвейера — модель казалась слишком сложной и дорогой. И даже когда завод назначил конкретные сроки постановки модели на конвейер, большинство автомобильных журналистов с ехидцей подмечали: «Новую “Волгу” обещали в скором времени поставить на конвейер». При этом основной акцент делался на слове «обещали» — нехватка средств и трудности на производстве запросто могли подкорректировать эти сроки на неопределенное время. И кто знает, если бы не новый владелец завода, вместе с которым предприятие получило не только финансовую помощь, но и веру в будущее, вполне могло бы статься так, что ГАЗ-3111 никогда не пошел бы в серийное производство. Впрочем, многие до сих пор считают, что все экземпляры, ездящие по нашим дорогам, не более чем пробная серия для испытаний.

Предоставленная на тест «Волга» ГАЗ-3111, оснащенная 2,5-литровым 16-клапанным инжекторным двигателем и окрашенная в «металлик» зеленовато-оливкового цвета, является уже продуктом серийного производства, и даже более того — официально продается на территории нашей республики. С гарантией, через официальных дилеров. Только фирмой, что предоставила нам на тест автомобиль, уже продано более десятка экземпляров. Интересно, что покупают новую «Волгу» в основном бюджетные организации, частным покупателям автомобиль не интересен. Еще бы: за такие деньги наш, белорусский, автолюбитель сможет найти себе что-то более подходящее, благо живем практически в центре Европы. Но это пока, ведь в любое время ситуация может измениться, и тогда нашим покупателям придется рассматривать «Волгу» в качестве альтернативы подержанной иномарке. Естественно, речь идет о таможенных пошлинах, ведь только резкое и, как всегда, неожиданное повышение таможенных тарифов сможет заставить белорусских, да и российских автолюбителей пересесть с VW Passat или Ford Mondeo на «Волгу».

Впрочем, тестируемый автомобиль сам по себе достаточно интересен. Первая, действительно новая разработка знаменитого автозавода заслуживает внимания.

«Волга» — автомобиль действительно легендарный, а если говорить конкретно об этой модели, то и очень интересный. Впервые за последние десятилетия российский автозавод представил действительно нечто оригинальное и красивое. Многие вешают на этот автомобиль обидные ярлыки, но интерес к автомобилю существует. На стоянке буквально за пару минут собралась небольшая толпа, да и в городе многие провожали машину взглядом. Во время стоянки подходили, интересовались, заглядывали в салон — автомобиль издалека привлекает внимание. Причем для многих становится откровением, что это российская машина. Дизайн, надо сказать, действительно потрясающий. Давненько российский автопром не выпускал ничего такого оригинального и красивого. Качественная окраска, ровные зазоры между панелями — издалека, да и вблизи тоже новая «Волга» производит хорошее впечатление. Примерно то же и в салоне: совершенно новая как по дизайну, так и по качественному содержанию приборная панель, четко работающие переключатели и тумблеры. Но тут есть небольшие промахи — некоторые из элементов, в частности напольные ручки открывания багажника, капота и лючка бензобака, работают просто отвратительно, т.к. рычагам просто не достает жесткости. Сам по себе салон очень просторен и при первом знакомстве производит достаточно неплохое впечатление. Приятный «пухлый» руль, интересный дизайн приборной панели. Правда, цветовая гамма оформления этого самого салона немного удивляет: сверху панель зеленая, потолок светло-серый, стойки обшиты бежевым ворсистым материалом, сами кресла синие, снизу все покрыто пластиком мышиного цвета, да еще деревянные накладки по всему салону… В общем, качество нормальное, но стилистам еще работать и работать — либо уже все подряд делать серым, либо искать более гармонирующие варианты отделки. Хорошо еще, что качество сборки не подкачало: ничто не скрипит, не дребезжит. Правда, некоторые элементы все же «щеголяют» традиционными российским пренебрежением к качеству: кожух рулевой колонки держится «на честном слове», а в нише внутренней дверной ручки торчит ничем не прикрытая головка самореза.

Эргономика тоже, мягко выражаясь, странноватая — так называемая регулируемая рулевая колонка даже в максимальном по высоте положении не позволяет сесть за руль без «обязательного» контакта колена с рулевым колесом. Посадка за рулем из-за этого тоже получается довольно странная. Даже несмотря на то, что водительское кресло, как и руль, регулируется по высоте, сидеть все равно неудобно: головой почти упираешься в потолок, а руль перекрывает верхнюю часть всех приборов. Рычаг пятиступенчатой КПП работает с «выборочной» избирательностью — первая, третья и пятая передачи включаются легко и четко, а четвертая и особенно вторая просто ужасно. Рычаг уходит куда-то вниз и влево, и усилия при этом надо прилагать достаточно большие. Скажем так, машинка далеко не женская. Если для водителя-мужчины машина еще может считаться хорошей, то для дамочки, хотя бы раз проехавшей на Ford Fiesta, эта «Волга» так и останется кошмарным сном наяву. Больше всего новая «Волга» понравится пассажирам на заднем сиденье — там просторно, как в лимузине. И это не преувеличение: за водителем среднего роста остается просто уйма пространства, можно даже ногу на ногу положить. К услугам босса центральный подлокотник и даже индивидуальная пепельница, расположенная на центральном тоннеле. Спинки заднего дивана могут откидываться вперед, позволяя перевозить даже очень длинные предметы.

В движении «Волга» тоже особо не поражает: шумно, жестковато, да и неудобно сидеть спереди. Массивные стойки и высокая «корма» в сочетании с сильно наклоненным задним стеклом, покатый «нос» — автомобиль вряд ли сможет порадовать маневренностью или хорошей обзорностью. Зеркала заднего вида большие, но видно в них не очень много, в основном крутые бока самого автомобиля. Кстати, о крутых боках: мне очень нравится, когда в серию идет достаточно интересный с дизайнерской точки зрения автомобиль, но в данном случае нижегородцы, похоже, перестарались. Ярко выраженное «бедро» на задней двери и «горб» на крыше наверняка будут сниться кузовщикам, ибо выправить такой кузовной элемент, и без аварии кажущийся поврежденным, будет очень проблематично. Также крайне невыгодна с точки зрения ремонтопригодности и задняя часть автомобиля. Крышка багажника имеет множество рельефных поверхностей, восстановить которые будет трудно.

А теперь о багажнике — его полезный объем, который при таких внешних габаритах мог бы быть весьма большим, оказался неимоверно мал. Точнее, сам по себе он достаточно вместителен, но большая его часть занята запасным колесом, лежащим на подставке. Специальной ниши в полу багажника нет, потому как там расположен бензобак, и это вынудило инженеров пойти на такие непопулярные меры. Впрочем, скорее в этом виноват не бензобак, а задний мост на рессорах. Если бы в этой машине сзади стояла независимая подвеска, то места в багажнике было бы гораздо больше. А так получается, что из-за архаичной кондовой подвески страдает не только управляемость, но и вместительность.

Кстати, хотя на новом автомобиле по-прежнему применяются рессоры, управляемость новой «Волги» гораздо лучше, чем у всех ее предшественниц, благодаря прежде всего передней подвеске современной конструкции. Теперь это полностью независимая, бесшкворневая подвеска на поперечных рычагах с цилиндрическими пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости. К тому же на смену отпраздновавшему свой полувековой юбилей рулевому механизму с редуктором пришла более современная схема с рулевой рейкой. То есть можно сказать, что спереди «Волга» ничем не отличается от большинства современных иномарок: такая схема применяется на многих массовых моделях. И это дало свои результаты. Машина теперь на кажется «коровой на льду», и хотя по управляемости ей еще далеко до законодателей жанра, прогресс в этом направлении очевиден — с такой подвеской и рулевым механизмом «Волга» стала послушнее и безопаснее. Вот ей бы еще и сзади многорычажную — вот была бы машина! И плавность хода стала бы на порядок лучше, и сам автомобиль, особенно его задняя часть, получился бы ниже. А пока при взгляде на «Волгу» создается ощущение, что там стоят специально усиленные для бездорожья рессоры, из-за чего «корма» отчаянно торчит вверх. И дело даже не во внешнем виде: из-за этого на большой скорости машина может чрезвычайно резко реагировать на движение рулем.

Одним из гарантов высокого качества автомобиля, а также возможность его соответствия самым высоким требованиям — применение иностранных комплектующих. Похоже, россияне совсем отчаялись повысить качество автомобилей путем совершенствования собственного производства и призвали на помощь иностранцев. Те узлы и агрегаты, в надежности которых у нижегородцев возникали сомнения, а также те, которые российская промышленность пока выпускать не в состоянии, были заменены на импортные.

Причем не какие-нибудь там «Made in…», а только самые-самые качественные: АБС фирмы Bosch, тормозные колодки Lucas и т.д. И то, что «Москвич» задумал, но так и не сумел довести до логического конца, ГАЗ сейчас вполне успешно реализует на серийной продукции. Список импортных комплектующих состоит из нескольких десятков позиций: гидроусилитель, АБС, блок управления вентиляцией и многое другое. Правда, все это достаточно серьезно поднимает цену автомобиля. Если базовая комплектация оценивается заводом в $9000, то опробованный нами автомобиль стоит на пять тысяч дороже — новая «Волга» является самым дорогим отечественным автомобилем (если не считать представительский ЗИЛ).

На вопрос, почему же так дорого, все продавцы отвечают примерно одинаково: «А что же вы хотели, импортные комплектующие стоят денег». Действительно, применение импортных комплектующих не позволяет заводу-изготовителю снизить себестоимость автомобиля до приемлемого уровня. Но на этом фоне возникает еще один закономерный вопрос: а почему тот же VW Passat, целиком и полностью состоящий из очень качественных импортных деталей, стоит от $13.500? Со всеми своими АБС, кондиционерами, дорогими интерьерами и прочими приятными сердцу любого автомобилиста мелочами. Ведь если новую «Волгу» хотя бы по части интерьера довести до уровня «Пассата», то завод наверняка, нисколько не стесняясь, объявит на нее цену около двадцати тысяч долларов, объясняя ее все теми же импортными комплектующими. Видимо, вопрос все же не в качестве и стоимости некоторых агрегатов и узлов, а в эффективности производства самого предприятия: себестоимость автомобилей все еще слишком высока. В дальнейшем производитель обещает ее снизить, но в это верится с трудом. Грядущее повышение таможенных пошлин и так сделает «3111» очень выгодным автомобилем. Так зачем, скажите, заводу нужно будет снижать розничную цену, если автомобили все равно будут покупать? И не важно, что приобретать их будут только по причине того, что все достойные иномарки станут недоступными для потребителя. Именно таким способом российские законотворцы и экономисты пытаются поднять «с колен» свою автомобильную промышленность. И как бы там не хорохорились российские автопроизводители, что, мол, они-то всегда найдут своего покупателя, эти драконовские пошлины нужны, прежде всего, им — отечественный автомобили по-прежнему не идут ни в какое сравнение даже с самой плохонькой иномаркой. То есть чувствуется, что потенциал и желание сделать действительно хороший автомобиль у завода есть, но чего-то не хватает — может, опыта, может, желания, а, может, и того и другого. Хотя со временем все еще, возможно, вернется на круги своя. Ходят упорные слухи о том, что для «одиннадцатой» разрабатывается независимая задняя подвеска. Именно доведение ходовых качеств этого автомобиля хотя бы до уровня американских моделей, а также весьма основательная «ревизия» всех проблемных мест позволит новой «Волге» действительно на равных конкурировать с иномарками, тем более что потребители хотят этого. Ведь, согласитесь, многие покупатели новых автомобилей наверняка бы приобрели этот большой и красивый автомобиль примерно за $6500-8000, в зависимости от комплектации, но только при условии, что качество будет не хуже, чем в Renault Clio Symbol. У автомобиля много достоинств, но все они очень сильно бледнеют из-за невысокого качества сборки, отдельных мелких недостатков да небольших изъянов по части эргономики салона. И это вдвойне обидно, ведь в целом автомобиль очень интересный…

Говорить о грядущей популярности новой «Волги» или предрекать полный провал данной модели на рынке пока еще прежде-временно — своего веского слова еще не сказала таможня. Пока что ГАЗ-3111 объективно в качестве конкурента любой иномарке рассматриваться не может. Если в целом автомобиль очень даже неплохой, то отдельные «моменты» просто не позволяют ему стать вровень с моделями ведущих производителей. Нет, скорее правильнее даже будет сказать, что отдельные «моменты» позволяют говорить о ГАЗ-3111 как о более-менее нормальном автомобиле, а в целом, если подходить к нему с общепринятыми нормами, то ни о каком соответствии запросам покупателей и речи быть не может.

Единственное и неоспоримое достоинство «Волги» — неимоверная дешевизна запчастей, что позволяет сократить до минимума расходы на содержание этого автомобиля. Да и конструкция у нее наиболее подходящая для наших дорожных условий: рессорная задняя подвеска имеет просто фантастический ресурс и ремонтопригодность. Как любят говорить бывалые водители, ремонтировать можно буквально «на коленке». Причем не только подвеску, но и практически весь автомобиль — большинство агрегатов, в том числе и двигатель, позаимствованы у предыдущей модели. Как правильно выразился представитель фирмы, этот автомобиль идеально подходит тем, кто не имеет возможности содержать или ремонтировать новую иномарку — руководители предприятий, госчиновники. То есть тем, кто может потратить на такую машину почти $15.000, при этом совершенно не заботясь о качестве и надежности…

(+) Смелый, но вместе с тем достаточно привлекательный дизайн, просторный салон, большой дорожный просвет.

(-) Высокая цена, качество сборки салона, эргономика рабочего места водителя, шум в салоне.

Текст: Павел КОЗЛОВСКИЙ

Фото автора

Просмотров: 32640

Комментарии

Обсудим? :) Оставьте комментарий, поделитесь мнением!

Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™