Тест-драйв JaguarXJ6 4.0

Ее величество кошка.

Сверкающий длиннобазный Jaguar великолепен! Породист, статен, стремителен, роскошен и лаконичен. От начала и до конца. Сев за руль, я подумал: да, эта «кошка» — сама по себе. А пресловутый S-класс может гулять.

Одно слово — Jaguar…

Серия XJ выпускается с 1968 г. как правопреемница спортивных седанов MkI (1955 г.), MkII (1959 г.) и MkX (1962 г.). Характерная черта этих машин — превосходные динамические характеристики при уровне комфорта, достойном автомобилей представительского класса. Никаких компромиссов, когда во имя комфорта жертвуют спортивностью (и наоборот). Машины XJ еще со времен Series I служили средством передвижения монарших особ и гонялись в самых престижных ралли, таких, как Monte Carlo.

В 1972 г. XJ претерпел рестайлинг (Series II) и впервые получил 12-цилиндровый мотор объемом 5,3 л. Третье поколение XJ дебютировало через четыре года. АVтомобили Series III защищали цвета Britich Leyland Motor Co. (с 1966 по 1984 г. Jaguar входил в состав BLMC) в национальном и европейском чемпионатах по шоссейно-кольцевым гонкам до 1979 г., когда были заменены в них новым купе XJS.

В 1986 г. четвертое поколение Jaguar XJ получает принципиально новые кузов и платформу. Традиционная четверка круглых фар заменена на прямоугольные «блоки». Пресса и ценители марки тогда очень настороженно отнеслись к изменениям. Тем не менее в Европе она по-прежнему считалась одной из престижнейших. «Центр тяжести» же в гоночной стратегии фирмы был перенесен на гонки американской серии IMSA и спорт-прототипов в Ле-Мане (победа XJR-12 в 1990 г.).

Затянувшийся финансовый кризис не позволял и дальше совершенствовать автомобиль, что привело в конце 80-х годов к глобальному спаду продаж.

Хроническая нехватка средств (годы с 1985-го были убыточными для компании) ставила под вопрос дальнейшее существование Jaguar.

Руководству пришлось пожертвовать независимостью фирмы. 1 декабря 1989 г. две легендарные английские марки — Jaguar и Daimler — отошли к Ford Motor Co.

Примечательно, что интерес к подобной сделке проявляла за несколько месяцев до этого и корпорация GM. Компания Ford направила широкомасштабные финансовые и технологические инвестиции и на разработку новых, и на модернизацию уже существующих моделей, в том числе седанов XJ. В 1995 г. появилась его новая версия. Внешне от предыдущей она отличалась (и, несомненно, в лучшую сторону) прежде всего круглыми фарами и повторяющими их форму обводами капота. Порядковый индекс (серия) модели остался прежним. Но за возрожденные фирменные черты седанов первых выпусков многие, в том числе и дилеры, называют эти новые автомобили «XJ пятого поколения», или «Series V». Были опасения, что после потери независимости Jaguar ее модели утратят свой характернейший и изысканный образ. Этого не произошло. Доказательство — вот оно, стоит перед объективом нашей фотокамеры.

Машина — 1997 модельного года, одна из последних XJ6. На момент съемок в России еще не было ни одной модели 1998 г. — XJ8 с новым силовым агрегатом. Но авторизованный дилер уже принял на них несколько заказов.

«Наша» версия Sovereign отличается удлиненной на 125 мм колесной базой. Это позволило увеличить расстояние между рядами сидений и создать больший комфорт для сидящих сзади. Так что Sovereign является «спортивным седаном для заднего пассажира».

Первым делом обращаешь внимание на непривычно большой наклон спинок кресел и заднего дивана. Их положение ближе к полулежачему, чем к сидячему. Это обусловлено низкой линией крыши. Jaguar XJ — самый низкий европейский седан высшего класса — его высота всего 1380 мм. В этом классе мало кто опускается ниже 1400 мм (для сравнения: высота BMW 7-й серии — 1430 мм, седанов Bentley — 1480 мм, а Mercedes S-класса — 1490 мм). Тем не менее «жилого пространства» в салоне предостаточно. Расстояние между подушкой дивана и спинками кресел позволяет расслабиться, закинуть ногу на ногу и вообще чувствовать себя, как в правительственной ложе Большого театра. Развитая система кондиционирования позволяет поддерживать различную температуру сзади и спереди. Все сиденья с электроподогревом. Две стандартные электрорегулировки переднего правого дублируются на тыльной части его спинки. Так что сидящий сзади босс может без лишних слов поставить на место нагло развалившееся на переднем кресле «сопровождающее лицо».

Спереди все красиво и обтекаемо. Центральная консоль кажется перегруженной ненормативными кнопками управления аудио- и климатической системами. На самом деле манипулировать ручками и клавишами оказалось весьма удобно. Все регулировки электрические. Бортовой компьютер может хранить в памяти выбранные вами положения трех регулировок: кресла, рулевой колонки и наружных зеркал. При вынимании ключа из замка зажигания рулевая колонка приподнимается вверх и отъезжает вперед, облегчая тем самым выход из салона. При вставлении — «по памяти» возвращается на исходную позицию.

Немного удивила пластиковая приборная панель с натуральными деревянными вставками. Удивили не вставки, конечно, а пластик. Правда, по качеству исполнения и фактуре он неотличим от полноценной кожаной обивки. Ничего не попишешь — защита животных… Впрочем, привередливый клиент может заказать и настоящую кожу.

Заводится машина только при положении селектора передач «паркинг» и при нажатой педали тормоза. Ну, поехали!

Педаль газа очень легкая, все четко — как нажал, так и поехал. Разгон мощный и ровный. Прирост скорости происходит без малейших рывков, переключения коробки-автомата совершенно незаметны. В салоне все время тихо, нет ни качки, ни вибраций. В данном случае было бы наивно изумляться четкой работе подвески, тормозов, руля, повторяя все время: «Вот это да!» Это автомобиль Jaguar. И все.

Отмечу все же некоторые особенности, присущие именно этой марке. Руль в XJ — всего в 2,75 оборота. Это меньше, чем, например, в спортивной Volvo S40Т4. При этом, естественно, угол поворота управляемых колес у заднеприводного Jaguar больше (в отличие от переднеприводных, он не ограничен ШРУСами). Таким образом, рулевое управление этого представительского седана весьма острое. Оно могло быть более информативным, если бы не мощный гидроусилитель, который демпфирует любую отдачу с колес на руль.

По расположению спиц и фактуре обшивки руль мало пригоден для интенсивной работы. В данном случае кайф получаешь, когда, как следует разогнавшись, переставляешь машину из ряда в ряд, легко потягивая руль одной рукой.

Интересно, как ведет себя этот мощный заднеприводный автомобиль на дороге со скользким покрытием. Так вот, наш XJ6 оборудован электронной системой управления трансмиссией Traction control. Помимо стандартной АБС на нем установлена антипробуксовочная система «двойного действия», которая не только справляется с пробуксовкой колес, но и предотвращает потерю курсовой устойчивости. Вторая функция АПС в отдельную систему не выделена. И вот почему.

Стабилизация поперечной устойчивости в автомобилях Jaguar осуществляется теми же средствами (слежение, обработка данных, действие), что и устранение пробуксовки. А именно — при проскальзывании одного из ведущих колес оно кратковременно блокируется штатными тормозами. Если одно- или даже двухстороннее притормаживание не помогает и колеса продолжают шлифовать дорогу, то система осаживает двигатель, урезая подачу топлива, пока величина крутящего момента на колесе не снизится до восстановления сцепления. Это обычная работа АПС. Но при заносе задней оси так или иначе тоже возникает скольжение колес. Происходит рассогласование между скоростями их вращения и скоростью движения автомобиля. Электроника реагирует и предпринимает действия к приведению угловых скоростей колес в соответствие с линейной скоростью автомобиля.

Выравнивание вращения в этом случае также достигается «прихватом» штатными тормозами одного или обоих ведущих колес. В отличие от «мерседесовского» комплекса ETS+ESP («Мотор» °5 (13), 1997 г.) в «ягуаровской» системе Traction control нет датчика положения вертикальной оси автомобиля. В этом плане Jaguar устроен проще. Вся информация считывается с колесных датчиков (скорость вращения каждого из ведущих колес) и соотносится с оборотами двигателя, включенной передачей и фактической скоростью автомобиля.

Как работа этой системы отражается на поведении машины и ощущениях водителя? Даже обладая более чем достаточной для срыва колес мощностью, автомобиль вовсе не стремится поставить свой зад поперек траектории. Как только начинается занос при скоростном прохождении обледенелого поворота, система Traction control дает о себе знать неожиданным замедлением автомобиля. Стабилизация происходит мгновенно. При этом водителю не обязательно контролировать машину газом.

Попробуем покружиться на месте — педаль в пол, руль «наизнанку». Заднюю часть начинает вести в сторону. Но при этом боковой увод напоминает больше прыжки в сторону, нежели скольжение. Машина каждый раз исправно сбрасывает обороты и тормозит обоими колесами, а замерев, как бы спрашивает: «Эй, парень, может, хватит?» Электронную систему можно отключить, нажав кнопку на «пюпитре» справа от руля. На панели приборов зажжется напоминание: «Traction control OFF». Теперь избыток мощности (к тому же на льду со снегом) сразу дает о себе знать — машину можно легко крутить и газом, и рулем. При этом Jaguar остается полностью предсказуемым и так же легко ставится прямо посредством сброса газа. Все-таки «спортивный седан» хотя бы иногда должен доставлять хозяину острые ощущения. Может, тому захочется пройти в боковом скольжении связку-другую горных поворотов. Всегда пожалуйста.

Вообще-то система Traction control — это опция для XJ6. В «стандарте» автомобили Jaguar до 1998 г. оснащались дифференциалом повышенного трения, который частично справлялся с перераспределением крутящего момента между задними колесами и, естественно, не отключался. Среди приятных мелочей я бы выделил одну из функций охранной сигнализации — особый режим, при котором поставленный под охрану автомобиль в течение минуты продолжает светить фарами. Это удобно, если, например, предстоит идти темной аллеей от ворот до дома.

На 1998 г. Jaguar Cars Ltd. заявляет для седанов XJ и «параллельных» им моделей Daimler гамму 8-цилиндровых V-образных двигателей, уже использующихся в купе и кабриолетах Jaguar XK8: 3,2 л (240 л.с.), 4 л (290 л.с.) и 4 л с компрессором (370 л.с.). Причем компрессорные «восьмерки» по всем основным характеристикам превосходят прежние 6 л V12. Все без исключения модели будут комплектоваться только 5-ступенчатой автоматической коробкой. Унификация силовых агрегатов позволит фирме снизить производственные затраты и вести более агрессивную ценовую политику. (Кстати, в России XJ стоит дешевле, чем аналогично оснащенный Mercedes-S). А нас в следующий раз ждет встреча с новой 8-цилиндровой «дикой кошкой».

Влад Никитин

Просмотров: 34591

Комментарии

А что думаете Вы? Оставьте, пожалуйста, свой комментарий!

Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™