Тест-драйв ToyotaLand Cruiser 100 4.2 TD

Дуплет.

Лето. Малага

На прошедшем недавно женевском автосалоне компания Toyota показала новый внедорожник Land Cruiser 100, пообещав в конце марта организовать для журналистов полноценную презентацию в Испании.

Но на Пиренеях в это время уже буйствует лето, из-за чего испытания получатся несколько «однобокими» — бывает, что автомобиль, превосходно зарекомендовавший себя в песках и в горах, оказывается не вполне приспособленным к холодной и снежной русской зиме. Времена сейчас такие, что новинки, только-только показанные широкой публике где-нибудь за рубежом, уже вовсю ездят по Москве. Так случилось и с Land Cruiser 100. Поэтому, отправив нашего корреспондента на европейскую премьеру за «летними впечатлениями», мы решили воспользоваться совсем не весенней московской погодой и провести «самостоятельный», зимний, тест «сотки» — для сравнения. Мы — в Испании. Точнее — в Андалузии. Точнее — в окрестностях города Малаги, которые были выбраны местом мировой презентации для автомобильной прессы нового внедорожного флагмана японского концерна Toyota — модели Land Cruiser 100.

Андалузия — место примечательное. Здесь перемешаны арабская и европейская культуры. Андалузию любили Дали, Пикассо, Лорка… Что же касается кинорежиссера Бюнюэля, снявшего известный фильм с соответствующим моменту названием, то в кинозале его имени проходила демонстрация ролика о новом японском внедорожнике.

Программа первого дня предусматривала поездку по маршруту, в который были включены участки дорог разного назначения, покрытия и состояния.

Нам достался автомобиль в наиболее богато оснащенной версии. Кожаный салон, накладки «под дерево», масса всякого электрического: регулировки сидений и рулевой колонки, подогрев сидений и зеркал заднего вида, кондиционер… одним словом, не средство передвижения, а роскошь.

Удобные рычажки-кнопки сбоку на подушке сиденья, управляющие электроприводами, позволили быстро установить водительское кресло в нужное положение, при этом остался приличный запас регулировки по длине. Сиденье «умеет» перемещаться вверх-вниз и «шевелить» поясничной опорой, может «запомнить» две регулировки для быстрой смены настройки под конкретного человека. Регулировки рулевой колонки — тоже с памятью, кроме того, она автоматически освобождает место водителю при посадке-высадке. Здорово, читать об этом приходилось, но воочию еще не видели. Выключаешь зажигание, вынимаешь ключ из замка, и руль «отъезжает» к торпедо, дополнительно способствуя и так вполне приятному процессу выхода из салона.

Торпедо современной формы из дорогих пластиков, хорошего качества изготовления. В последнее время наметилась тенденция сближения дизайна интерьеров легковых автомобилей и внедорожников, и новый Land Cruiser служит ее наглядным примером. Правда, тут все крупнее, чем в легковой машине, и центральная консоль смотрится, как большой музыкальный центр с множеством кнопок и рукояток. На самом деле в консоли — только встроенная магнитола и органы управления кондиционером. Очень удачно найдено место для сопутствующего магнитоле CD-чейнджера — во втором ярусе центрального подлокотника, так что нет необходимости лазить в багажник, чтобы поменять набор дисков. Люка нет, но зато на потолке разместились четыре футляра для солнцезащитных очков — хватит на всех.

Вся эта роскошь плоховато сочетается с дизелем под капотом и механической коробкой («автомат» — опция). Впрочем, дизель турбированный, с промежуточным охлаждением воздуха наддува, объемом 4,2 л, с вполне приличными мощностью и крутящим моментом, которые увеличились по сравнению с предыдущей моделью за счет применения многоклапанной технологии. А еще в число опций, которыми оснащен доставшийся нам автомобиль, входит адаптивная подвеска с возможностью управления величиной дорожного просвета и жесткостью амортизаторов.

Положение подвески по высоте — среднее, жесткость — Comfort 2 (всего 4 положения регулировки — от самого мягкого Comfort 1 до самого жесткого Sport 2), кондиционер в автоматическом режиме, окна закрыты — поехали.

Под колесами — скоростная магистраль, идущая по средиземноморскому побережью и соединяющая города курортной зоны Costa del Sol. Какая красота вокруг! Высокая посадка внедорожника позволяет лучше обозревать окрестности. Довольно крупный и массивный автомобиль (длина 4890 мм, ширина 1940 мм) изнутри таковым совсем не кажется, возможно, дело тут в хорошей обзорности по всем направлениям.

Дизель тянет уверенно, демонстрируя хороший запас мощности. Вообще-то он перекочевал сюда с предыдущей модели, и — по утверждению создателей — несколько модернизирован. Динамику разгона вялой не назовешь, автомобиль чувствует себя в довольно напряженном транспортном потоке, как рыба в воде. Органы управления удобны, особого привыкания к себе не требуют. Тормоза работают отменно, АБС пока не напоминает о своем существовании.

Слегка увеличенные крены в поворотах на высокой скорости и некоторая «задумчивость» в реакциях машины на действия рулем напомнили о том, что мы забыли «перевести» подвеску в более жесткое состояние. Впрочем, на управляемости это особо не сказалось, и мы продолжали наслаждаться комфортом и тишиной в салоне. Ни тряски, ни шумов, можно спокойно разговаривать, не повышая голоса…

Идиллия продолжалась недолго. Свернули на горную дорогу, и сразу вспомнили о подвеске — крены кузова заметно увеличились, а в крутых поворотах задние колеса начали «проситься» наружу. Дальше движемся в положении Sport 2. Управлять автомобилем сразу стало гораздо приятнее, руль обрел остроту и машина послушно следовала петлям серпантина, без заминки перекладываясь из одного поворота в другой.

Когда же добрались до грунтовой дороги, изобиловавшей ямами, крупными камнями и другими неровностями, затрясло так, что пришлось перевести регулятор жесткости сначала в положение Sport 1, а затем и в Сomfort 2…

Вскоре вновь начался асфальт, не слишком ровный и чем-то напоминающий местами родные Рублевское и Подушкинское шоссе. Настройка подвески — Sport 1. Жестче нельзя — мешает ощутимое дробление на небольших, но частых неровностях.

Система управления жесткостью подвески нам показалась очень удобной и практичной, но, как сообщили представители Toyota, в Россию машины будут поступать без нее. Будем надеяться, что в дальнейшем это решение японцы изменят.

На следующий день мы выбрали автомобиль с бензиновым мотором и «самообучающейся» автоматической коробкой. Мотор — та самая, наделавшая шуму, V-образная 4,7 л восьмерка, которую в этом году начали устанавливать на машины Toyota за пределами Японии. Комплектация салона по-прежнему одна из самых «богатых», кожа и «бытовая электроника» — на месте, произошла «рокировка» рычагов управления трансмиссией на обшивке тоннеля у основания центральной консоли.

Задний — второй — ряд сидений комфортабелен и просторен, можно не поджимать с опаской ноги, когда пассажиры передних сидений начнут выбирать для себя продольную регулировку. Когда мы распахнули две горизонтальные створки задней двери, то убедились — проблем с поклажей и ее погрузкой-выгрузкой не будет. Откинутая нижняя половина двери образует хорошую погрузочную площадку, а если она покажется высоковатой, можно слегка опустить автомобиль с помощью системы регулировки дорожного просвета. Кстати, в багажном отсеке можно установить дополнительный — третий — ряд сидений, и автомобиль превратится в 7-, а то и в 8-местный.

Запускаем двигатель, рычаг — в положение D, и вперед. Land Cruiser с бензиновым мотором ведет себя гораздо резвее, чем его дизельный собрат. В предыдущий день мы изучали возможности изменений жесткости подвески и не обратили должного внимания на систему регулировки дорожного просвета. А работает она так.

АVтомобиль имеет некое «среднее» положение по отношению к дороге — при этом клиренс составляет 220 мм. Переключателем рядом с рычагом КПП машину можно опустить или поднять относительно среднего положения на 50 мм. «Спуск» занимает 7 секунд, «подъем» — на 3 секунды больше.

Заданный водителем просвет поддерживается независимо от загрузки автомобиля. Однако в системе присутствует и автоматика. Если машина находилась в «нижнем» положении, например, при погрузке багажа, то, как только она тронется и наберет скорость 5 км/ч, просвет автоматически увеличится до «среднего». А если в «верхнем», например, при передвижении по бездорожью, то при наборе скорости 30 км/ч автомобиль сам вернется в «среднее» положение.

Так и получилось. Как только мы тронулись, «небо стало ближе» — дорожный просвет автоматически увеличился с минимального до среднего, что и подтвердил индикатор на приборной панели.

Маршрут этого дня начался со скоростной автострады, и мы заранее настроили подвеску на нужный лад. Благодаря этому, а также мощному двигателю, мы задавали тон на шоссе, смело лавируя среди других участников движения. Land Cruiser имеет постоянный привод на все колеса, но отсутствие специальных навыков вождения практически не сказывается, поведение автомобиля быстро становится понятным.

Понравилась плавность переключения передач — ни малейшего намека на рывки в трансмиссии, только по едва уловимому изменению тональности хорошо приглушенного звука двигателя и по переменному «силовому давлению» на сидящих в машине мы чувствовали, как меняется передаваемый на колеса крутящий момент.

Долго наслаждаться скоростью не пришлось, нас ждал специально сделанный мини-полигон для внедорожных испытаний. Прибыв на место, мы получили инструкции: увеличить дорожный просвет, максимально смягчить подвеску, перейти на пониженный ряд раздаточной коробки, а рычаг «автомата» поставить в положение L.

В программе теста на проходимость присутствовал участок с чередующимися ямами для вывешивания колес, при прохождении которого следовало заблокировать задний межколесный дифференциал. Дождавшись своей очереди, двинулись по проложенной в небольшой расселине трассе.

Сначала мы легко взобрались на довольно крутой подъем, затем после поворота устремились почти отвесно вниз к поджидавшим нас ямам для проверки величины ходов подвески. Снова подъем, участки с боковым креном, проходя которые, можно хорошо рассмотреть проплывающую рядом с окном дорогу, насыпной холм с крутыми склонами и после — две грязевые ванны, соединенныe небольшим отрезком дороги, который может встретиться разве что в каменоломне. «Дыша» паром от попавшей на выпускной коллектор воды и разбрызгивая грязь, Land Cruiser с блеском финишировал, предварительно с блеском же преодолев вышеописанные препятствия.

Освободилась машина с дизельным мотором. Садимся в нее.

По-видимому, это автомобиль в самой дешевой комплектации — механическая регулировка сидений и рулевой колонки, никакой «памяти», тканевая обивка, нет ни кондиционера, ни круиз-контроля, коробка механическая — проще некуда. Однако на внедорожных качествах это не сказалось — этот Land Cruiser с механической коробкой и дизелем справился с заданием не хуже, чем бензиновый. Прошли маршрут еще раз — не переходя на пониженный ряд передач. Организаторы явно перестраховывались — запас мощности и крутящего момента оказался более чем достаточным…

Программа презентации завершилась. Готовясь к возвращению домой, где — как мы знали — коллеги мучают примерно такую же машину, но в более суровых климатических условиях, мы размышляли вот о чем. Модель Land Cruiser в производственной программе Toyota появилась почти 10 лет назад. В те времена еще почти не использовали красиво звучащие, но бессмысленные названия, которые генерируют компьютеры. Выбор названия Land Cruiser вряд ли случаен — намек на «короля бездорожья» Land Rover очевиден. Кажется, с этим названием японцы тогда не промахнулись. Rover (от глагола rove) — это бродяга, скиталец, путешественник, открыватель неизведанных земель, персонаж грубый и мужественный, который проломится всюду. Но — несколько небрит и неважно одет. А Cruiser — это от глагола cruise, который означает «путешествовать», но скорее в смысле «легкая и приятная экскурсия», без героического «напряга». И одет такой «путешественник» соответственно, и чемоданы у него подобраны в тон…

Сергей Иванов

Зима. Москва

 

Тест «на своей территории» мы можем проводить по «своим» правилам, не оглядываясь на программу, предложенную производителем. Что мы и сделали, решив не только познакомиться с новым автомобилем, но и сравнить его с предшественником. В качестве такового взяли Land Cruiser 80-й серии — автомобиль, заслуженно пользующийся у нас хорошей репутацией при круглогодичной эксплуатации.

Сравнив конструкцию обеих машин, мы лишний раз убедились в том, что не стоит полностью и безоговорочно доверять рекламным материалам.

Толстенный пресс-релиз уверял, что автомобиль спроектирован чуть ли не с «чистого листа», не имеет ничего общего с предшественниками и является новым словом в автомобилестроении. Может, и так, но в глаза это не бросается. На наш взгляд, выпуск Land Cruiser 100 — основательный рестайлинг Land Cruiser 80, своевременный и необходимый для модели девятилетнего возраста.

Самое существенное новшество — это, конечно же, двигатель. Впервые на внедорожнике Toyota применен мотор V8. Рабочий объем 4,7 л, мощность 232 л.с. при 4800 об./мин. С каждого литра снимается 50 л.с. — показатель великолепный. Плюс чудовищный крутящий момент — 434 Нм при 3400 об./мин. С такими характеристиками мотор Toyota становится в один ряд с гораздо большими по литражу V-образными 8-цилиндровыми двигателями Ford (Triton 5,8 л), Chrysler (Magnum 5,2 л) и General Motors (5,7 л), устанавливаемыми соответственно на Ford Expedition, Dodge Durango и Chevrolet Tahoe. Столь значительного успеха японцы достигли, применив современные технологии, настроенный впуск-выпуск и установив в каждый цилиндр по четыре клапана.

Следующее «свежее решение» — радикально измененная передняя подвеска. Она стала независимой. В качестве упругих элементов в ней применены торсионы.

Ради этого пришлось пожертвовать блокировкой переднего межколесного дифференциала, но при возможности установки на автомобиль электронной антипробуксовочной системы эта мера не должна ухудшить проходимость. Тем более, что ходы подвески заметно увеличены. Это стало возможным после внесения изменений в конструкцию рамы. Внешне это не заметно, но при сравнении «рентгеновских» снимков старой и новой машин видно, что модернизированный вариант — более изощренной формы.

Остальные переделки коснулись в основном кузова. Несмотря на то, что все внешние панели созданы заново, в машине с любой ее стороны легко узнается Land Cruiser. Та же массивная округлость, тяжеловесность и устойчивость. База, колея и дорожный просвет остались без изменений, но сам автомобиль увеличился в длину на 120, в высоту — на 50, а в ширину — на 110 мм. Причем увеличение габаритов не отразилось на объеме салона и багажника, основной «прирост» по длине пришелся на моторный отсек и передний свес.

Расширилась же машина за счет выштампованных в металле колесных арок (у предшественника они — накладные пластиковые).

Естественно, что у новой машины новая светотехника. Передние секционные фары и отдельные указатели поворота уступили место единому блоку, далеко заходящему в боковины крыльев. Задние фонари тоже стали крупнее и, следуя современной моде, частично располагаются на нижней створке пятой двери.

Вдоль кузова у обеих машин проходит прочная подножка, облегчающая посадку. У «сотой», благодаря более отвесному борту, она удобнее, чем у «восьмидесятой» — здесь порог немного нависает над площадкой, из-за чего на нее можно опереться только носком ботинка. Двери, сиденья, подлокотники и ручки по углам дверных проемов остались без изменений.

У обеих машин, предоставленных на испытания, одинаковая комплектация — VX.

Она включает в себя: восьмиместный кожаный салон, кондиционер, люк в потолке, АБС, две подушки безопасности, круиз-контроль (для автомобилей с АКПП) и полный электропакет. Данный вариант по степени «навороченности» находится примерно в середине диапазона, предлагаемого для Европы, и в верхней части предлагаемого для России. Главное, чем будут обделены соотечественники, — это регулируемая подвеска.

Первое, что радует глаз в модернизированном автомобиле — меньшее количество кнопок в центре торпедо. У предыдущей версии панель управления только климатической установкой уже сильно напоминала пульт космического корабля. Теперь обогреть или, наоборот, проветрить салон можно с помощью всего лишь трех вращающихся переключателей. Клавиши (которые необходимо нажимать, не отрывая взгляда от дороги), не изменив форму, стали более выразительными, и теперь находить их стало легче. Комбинация приборов осталась прежней, только стрелки аналоговых указателей уровня топлива, зарядки аккумулятора, давления масла и температуры охлаждающей жидкости теперь развернуты к краям панели — так, согласно новейшим исследованиям, человеческий глаз легче воспринимает информацию.

Между спидометром и тахометром продублирован индикатор режимов автоматической КПП. При включении блокировок дифференциалов на пиктограмме, схематично изображающей трансмиссию, зажигаются крестики, сигнализирующие об исполнении команды. Сами выключатели разнесены по разные стороны рулевой колонки у обеих машин. Справа находится кнопка дистанционного управления блокировкой межосевого дифференциала, слева — трехпозиционный переключатель у 80-й и двухпозиционный — у 100-й. Третьей позиции, в которой включается блокировка переднего дифференциала, на новом Land Cruiser нет — цена отказа от жесткого моста.

Самое удобное новшество в салоне нового автомобиля — это рулевая колонка с запоминающим устройством и электрической регулировкой по длине и углу наклона. Остановившись и вынув ключ из замка зажигания, не торопитесь покидать салон — в течение 5-6 секунд «баранка» плавно переместится вверх и вперед, максимально облегчая водителю выход из автомобиля, а перед началом движения, одновременно с запуском двигателя, сама ляжет вам в руки, заняв заданное ранее положение.

Осмотревшись и освоившись в автомобиле, переходим к главной части тест-драйва — передвижению по снегу, льду и залитому водой асфальту. Обе машины укомплектованы зимней нешипованной резиной, вполне пригодной для передвижения согласно намеченному нами плану. Для начала — поездка на Land Cruiser 80: «разведка» трассы и определение наиболее сложных и труднопроходимых участков. Ими оказались: заметенный снегом овраг, неглубокий, но с крутыми склонами; чередующиеся в шахматном порядке наледи и проталины на асфальтированной дороге; заполненная водой колея глубиной 20-30 см.

Турбодизельный Cruiser 80 с механической коробкой передач преодолел все вышеуказанные препятствия довольно успешно, лишь в глубоком снегу в дополнение к пониженному ряду передач пришлось воспользоваться блокировками центрального и заднего дифференциалов. Самый крутой подъем мы объехали стороной, сохраняя целину для «сотки».

На старте — Land Cruiser 100. Пришло время опробовать V8 в действии. При работе двигателя на холостом ходу в салоне полная тишина. Только при приближении стрелки тахометра к 3000 об./мин. начинает прослушиваться урчание низкого тона. Разгон происходит абсолютно равномерно и на первый взгляд неторопливо, однако сила, с которой тело вдавливается в спинку кресла, напоминает о немалой мощности и очень неплохой динамике автомобиля.

Land Cruiser никогда не считался эталоном резвости, японцы акцентировали внимание прежде всего на его проходимости и надежности, но время и конъюнктура рынка требуют от конструкторов создания все более скоростных машин. Так что ускорение от 0 до 100 км/ч, занимающее более чем 15 секунд, для современного внедорожника считается дурным тоном. У новой машины разгон до сотни занимает 10,7 сек. — очень хорошее время. Но перед нами не стоит задача обогнать ветер — выруливаем на бездорожье.

Колеса с громким хрустом проламывают корку льда, покрывающую заснеженное поле. Идем параллельно колее, оставленной во время ознакомительной поездки. В том месте, где в первом случае нам пришлось переключиться на пониженную передачу, во втором оказалось достаточно передвинуть селектор в положение «L», а там, где в первый рейс заблокировали межосевой дифференциал — теперь воспользовались демультипликатором. Дополнительные 60 Нм крутящего момента — в действии! И хотя обороты бензинового двигателя при прочих равных вдвое больше, чем у дизельного, правильный подбор передаточных чисел в трансмиссии позволяет максимально эффективно реализовать возможности мотора, двигаясь «внатяг» без риска пробуксовки. Вызывавший опасения подъем из оврага был преодолен совсем незаметно, а последующие передвижения по снегу в горизонтальной плоскости показались и вовсе легкой прогулкой.

Выехав на местами покрытую льдом «бетонку», снова резко ускоряемся, пытаясь оценить управляемость автомобиля. Пройти на нем поворот на скорости до 60 км/ч — проблем не составляет, быстрее — сложнее. Машина весит около 2,5 тонн, и сцепных качеств колес явно не хватает для удержания такой массы на заданной траектории. На поворот руля она не реагирует, пока не «поддашь газу». Поскольку превалирующее распределение крутящего момента по осям составляет 50/50, а на скользком покрытии предпосылок для изменения этого соотношения нет, то с увеличением оборотов автомобиль «втягивается» в поворот передним мостом, одновременно срываясь в занос задним. В результате — разворот на месте. Чтобы выполнить запланированный маневр, нужно очень четко дозировать усилие на педали газа и угол поворота колес, а для этого необходимо «прикататься» к машине. Но едва под «ногами» оказывается хоть малейший клочок оттаявшего асфальта, Land Cruiser «намертво» вцепляется в него, стремясь использовать перерыв в скольжении для стабилизации курса.

Последний этап теста — на высокой скорости надо «прохватить» по залитому водой покрытию, которое нередко можно встретить на российских дорогах. Так мы определим предел устойчивости автомобиля и оценим его способность бороться с аквапланированием. В данном случае решающее значение имеет вес машины, сбалансированность передней и задней подвески, а также глубина и количество ламелей — водоотводных каналов на протекторе шин. Испытания состоят из серии заездов с последовательным увеличением скорости. До 80 км/ч автомобиль ведет себя нормально, оставаясь полностью подконтрольным и предсказуемым. Поднимая фонтаны воды, он мчится по полю, уверенно и чутко отзываясь на действия рулем и «газом». Ближе к 100 км/ч вода не успевает эвакуироваться из-под колес. Во-первых, следует резкое замедление, а во-вторых, «передок» ощутимо поднимается и две-три секунды буквально плывет. Затем машина снова встает на четыре колеса, но на повороты руля отзывается с некоторой «задумчивостью». Ситуация исправляется после неизбежного уменьшения скорости. Попытки ускориться оказались безуспешными, колеса буквально буксуют на слое воды. Напомним, что глубина была никак не меньше 20 см. А это уже похоже скорее на брод, чем на дорогу.

Параллельно удалось выявить еще одно, очень полезное для нашей страны, качество автомобиля. После «купания», которое мы устроили подопытной машине, подкапотное пространство осталось абсолютно сухим. Это важно из-за обилия электронных систем, обслуживающих двигатель. Хотя большинство из них и закрыто герметичными футлярами, но со временем уплотнения имеют свойство нарушаться, да и нерадивый механик может забыть поставить их на место.

Геометрия и аэродинамика «нашего» автомобиля нацелены на непопадание воды под капот, так что агрегаты в любом случае не пострадают.

Каков же итог? Модернизированный Land Cruiser по ходовым качествам не уступает своему завоевавшему широкое признание предшественнику, а в некоторых случаях и превосходит его. Рестайлинг проведен очень своевременно и выполнен на таком высоком уровне, что еще в течение лет 10 автомобиль останется вполне конкурентоспособным. Выбор двигателей и разнообразие вариантов комплектации по-прежнему обеспечивают ему высокую популярность при применении в различных качествах. Наличие же нового мотора V8 позволяет новой модели занять место в более высоком классе внедорожников и обеспечить спрос у той части населения, которая предпочитает «побольше и помощнее». Совокупность этих достоинств открывает перед «соткой» прекрасные перспективы на мировом и, конечно, на российском рынке.

Евгений Романтовский

Просмотров: 32593

Комментарии

А что думаете Вы? Оставьте, пожалуйста, свой комментарий!

Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™