Тест-драйв УАЗPatriot

Судьба «Патриота»

…Все кончилось как-то очень быстро. Минуты за три. За это время Patriot подо мной успел преодолеть метров триста по глубокой колее в снегу. И вот теперь — ни назад, ни вперед. Я, конечно, знал — чем мощнее внедорожник, тем дольше бежать за трактором. Но вот чтобы самому оказаться в таком положении… Да еще ни лопаты под рукой, ни даже троса в багажном отделении. До этого самого «часа икс» мы и за рулем-то были чуть больше часа, за которые преодолели 90 километров, отделявших Ульяновск от границы с Татарстаном.

Как все начиналось

Летом 2005-го, на первой ходовой презентации «Патриота», был не я, а мой коллега. Помню, он тогда написал, что без поломок не обошелся ни один из десяти аVтомобилей. Но то были «предсерийные» машины, и с тех пор много чего изменилось в начинке УАЗов. Ульяновцы говорят, они стали другими. А вообще-то, история UAZ Patriot — если считать с момента появления первого эскиза — насчитывает без малого четверть века. В середине 80-х годов на берегах Волги решили разработать «внедорожник с гражданским лицом», который должен был прийти на смену чересчур военному и простому УАЗ-469 (родившемуся, заметим, в 1973 году). Тот, в свою очередь, вел родословную от армейского «козлика» ГАЗ-69: его производство перевели из Нижнего в Ульяновск в середине 50-х годов.

Для разработки нового имиджа пригласили дизайнеров АвтоВАЗа. Что у них получилось? Получился «Симбир» — правда, только в конце 90-х годов. Скажем так: в облике нового УАЗ было много от вазовской продукции — можно вспомнить даже фирменный «десятый» капот. Однако машина получилась практически квадратной формы, со слишком высоко расположенным центром тяжести — и оттого неустойчивой. Стало ясно, что следует увеличивать колесную базу, изменять габариты, делать дизайн более современным, не говоря уже о «начинке».

Правда, неизвестно, что бы из этого вышло: на рубеже веков Ульяновский завод находился не в самом лучшем состоянии. И если бы не нашелся частный инвестор… В общем, в производство, как известно, вложился холдинг «Северсталь» — точнее, его подразделение «Северсталь-Авто» (теперь вполне самостоятельная компания). На заводе установили новый плавильный комплекс фирмы АВВ (Германия) и окрасочную линию Eisennman, на тот момент не имевшую аналогов в России. Обновили и металлообрабатывающее оборудование.

Первым успешным продуктом стал UAZ Hunter («Охотник»), однако это был все тот же 469-й. А вот первой самостоятельной разработкой — Patriot. Впервые армейский внедорожник получил цивильный салон «с удобствами». Был даже подстаканник на передней панели. Правда, нередко подстаканник вылетал… из своего гнезда и обычно приземлялся на заднем сидении. Или же — открывался, но не закрывался… Сами заводчане говорят, что мужики просто забивали его кулаком на место и «подтыкали» спичкой.

Пластик салона тоже не мог похвастаться однородностью. Задняя дверь провисала. На первых машинах зазоры кое-где были в палец толщиной. Из-за «усадки» прокладок на морозе могла вытечь тормозная жидкость из системы. Обрывались тросики газа. Но это было не самое страшное. Хуже, что крышка редуктора переднего моста оказалась хлипкой: при ударах о кочки она прогибалась, и редуктор терял масло. Были проблемы с системой охлаждения, через вентиляционные отверстия вода порой попадала в салон.

Вы думаете, на УАЗе это вызывало смущение? Отнюдь: там взяли, да ввели компьютерную базу данных… всех неисправностей, которые случались с машинами. Конструкторы не ленились «ползать» по Интернету, рылись в блогах «уазистов», составляя перечень претензий, и…

И к 2008 году от большинства «детских болезней» заводу удалось избавиться. Прежде всего — сменой поставщиков. Для частных инвесторов годами наработанные связи — пустой звук: не умеешь работать качественно — до свидания. Кстати, могли бы этим качеством поделиться с коллегами из Тольятти. За те годы, которые прошли с первой презентации, в «Патриоте» изменилось очень многое, и появилось кое-что новенькое. Во-первых, это АБС и дисковые тормоза. Во-вторых, гидроусилитель ZF сменен на Delphi. Тросик газа больше не порвется — его здесь просто нет. Педаль газа электронная, и именно электроника передает сигнал на систему впрыска Bosch, так что двигатель заводится с полуоборота — не то, что раньше. И, кстати, задняя дверь больше не провисает: на раме установлен стальной подпяточник.

Под капотом новые «мозги» — маленькие и современные. Патрубок системы охлаждения, перетираемый рулевым редуктором, поднялся выше. Кожух вентиляторов вплотную подогнан к радиатору большего размера — двигатель теперь не перегревается.

Но главное — Patriot отвечает требованиям Евро-3!

Одним словом, уазовцы заявили, что показывают почти новый аVтомобиль. Самое время это проверить.

Если завтра в поход

…В 10 утра я еще сидел в кресле турбовинтового Saab, наблюдая за кругом бешено вращающегося пропеллера, а всего через полтора часа, пройдя между двумя гигантскими сугробами, скрывавшими здание аэропорта (Среднему Поволжью со снегом повезло больше, чем Москве), увидел их — восемь разноцветных «Патриотов».

Все-таки молодцы дизайнеры! Сохранив часть облика «Симбира» (например, двери), они создали очень современный — по крайне мере, внешне — аVтомобиль. Мощный, мускулистый вид — спасибо пластиковому обвесу; стильная решетка радиатора, красивая головная светотехника с тремя «пушками» и — литые тонкоспицевые диски. Неплохо! Есть в нем что-то от первых Land Cruiser… На мой взгляд, хотя спорить не берусь.

Замок — центральный: повернул ключ в замке двери водителя — открылись замки остальных четырех дверей, включая заднюю. А что внутри? Ставлю ногу на подножку, рукой — за руль, подтягиваюсь — и опускаюсь в весьма и весьма удобное сидение. Ну-с, и что тут у нас?.. Если сравнивать, к примеру, с Honda CR-V (с ней я познакомился буквально накануне отлета в Ульяновск), салон УАЗа, конечно, грубоватый, встречающий водителя незабываемым запахом фенола. Но сидения, как уже сказал, удобные, как по форме, так и по набору регулировок. Даже подушка регулируется по высоте. Правда, как оказалось, на Patriot просто ставят сидения от SsаngYong Rexton — его «Северсталь-Авто» выпускает в Набережных Челнах, на бывшем Заводе малолитражных аVтомобилей.

Рулевая колонка регулируется по высоте, так что найти оптимальное положение за рулем просто. Педальный узел — почти «легковой», педаль акселератора даже слишком чувствительная. Она с блоком электронного управления Bosch, так что с дроссельной заслонкой никакими тросами она не связана. Система зажигания — тоже Bosch.

Теперь — осмотреться бы повнимательнее.

Приборная панель простенькая, но аккуратная — чувствуется Прибалтика. Спидометр, одометр, трип-компьютер… Электронный датчик показывает состояние привода. Если, ненароком, перекрутишь двигатель, противненький зуммер напомнит, что пора переключать передачу. Регулировка микроклиматом тоже без изыска — три верньера: скорость вращения вентилятора, температура и направление обдува. Есть кондиционер, есть возможность регулировать частоту работы стеклоочистителя.

Блок включения светотехники — удобный и современный. Единственный минус — его не видно за ободом баранки, но можно все включить и на ощупь. Баранка, кстати, той же формы, что и прежде, от ВАЗ-2110. Символа подушки безопасности я на ней так и не нашел.

Дисковая автомагнитола — Ural. Но не надо смеяться. Мощь аудиосистемы и чистота звука — вполне на уровне. Все-таки сталь толстая, резонирует куда лучше, чем «жесть» легковушек. Знаете, каково штурмовать на «Патриоте» сугробы под Rammstain?…

Печка — мощная. Раньше на УАЗы ставили два отопителя: основной и вспомогательный, для задних пассажиров. И все равно Patriot внутри «потел». Итальянские инженеры два года мудрили, но с проблемой справились. Теперь и дополнительный отопитель не нужен.

Свободного места в машине очень много. Есть емкости под передними и задними сидениями. Кстати, если задний диван раньше сложить было проблематично, то теперь надо лишь взяться за рукоять, и он поднимается и складывается на «раз-два-три». В багажном отделении — пристежные полки: можно еще четверых перевезти. А когда они сложены — хоть в пляс пускайся.

На неведомых дорожках

То, на что нас пригласили, называлось «экспедицией». Под названием «Берегами Волги-2008» — то есть, по местам, где мало дорог, но много направлений.

Началась экспедиция прямо на летном поле. За три часа предстояло преодолеть около 150 километров с двумя «чек-пойнтами». Чтобы все было «по правилам», каждому экипажу выдали по роуд-буку — «легенде», рассчитанной с точностью до пяти метров. Как потом выяснилось — не вполне точной. Но этим-то как раз грешат все тест-драйвы такого рода.

Итак, каков УАЗ в управлении? Ну-у-у… Такой вот… То, по чему ездят в Ульяновской области и Татарстане, и дорогой-то не назовешь — «терка». Интересно, почему мне так активно приходится подруливать? А-а-а… Просто включен полный привод. Нахожу на ощупь справа от большой «кочерги» — кочережку поменьше, и почти на полном ходу вырубаю полный привод. Теперь Patriot начинает себя вести как простой заднеприводный грузовик. Ну, валок, не без того. Справиться с этим явлением практически невозможно. У машины передняя подвеска — зависимая, обычный неразрезной мост типа со шкворнями. Так что на повороты руля внедорожник «реагирует, как может» — не слишком внятно и уверенно. Хотя при сноровке это не доставляет особых проблем даже на скорости 140 км/ч.

А вот тормоза по-прежнему пугают. Хорошо, дороги пустые. Нет, если вдавить педаль в пол с силой, внедорожник тормозит, хрустя АБС. Но вот давить-то как раз и не хочется. За приноравливанием к повадкам нашего «козлика» плавно прошел час, и был пройден первый check-point. Я осмелел, начал головой по сторонам крутить… И ведь все почему?

Началось все с желания сфотографировать новый аVтомобиль в каком-нибудь необычном антураже. Места, обозначенные на карте значком с фотоаппаратом, не радовали. Может быть, потому, что изыскивались эти точки в морозные солнечные дни. Мы же попали в Ульяновскую область, когда столбик термометра поднялся до плюс пяти, дали терялись в туманной дымке… Не лепота, одним словом. Из-за поисков места для фотосессии даже граница с Татарстаном была пересечена как-то незаметно. И вдруг…

Искомое место было найдено на 90-м километре, сразу за деревенькой Киртели. Посреди поля чернели какие-то овины, весовая, силосные ямы… Одним словом, чудный антураж! К которому от дороги вела снежная колея. Из салона она казалось не слишком опасной. Врубаю полный привод — и вперед! Patriot весьма резво прокатился по первой полусотне метров. И начал пробуксовывать. Перешел на пониженную передачу. Мотор ревел, колеса крутились, и УАЗ, поворачиваясь то одним, то другим боком, упрямо полз вперед. Неприятность случилась еще метров через двести. Раздался звонок мобильного телефона, я на секунду отвлекся от дороги — и внедорожник сошел с колеи, зарывшись по ступицу в мокрый рыхлый снег. Попытка раскачать аVтомобиль ни к чему не привела. Выхожу из салона — и проваливаюсь по… это самое место. Оказалось, под 70-сантиметровым слоем снега — еще и слой соломы, по которому обычные шоссейные, хоть и шипованные покрышки Nokian Hakkapeliitta 5 просто скользили.

Сходил, то и дело проваливаясь по колено, а то и по середину бедра в сугробы, до ближайшего овина, оторвал пару досок. Но покрышки по-прежнему скользят, а забить доски под них нечем.

Все. Сели…

Опытный человек, давно знакомый с ульяновскими машинами, наверняка скажет: так надо было сразу вылезать из машины и ставить на передних ступицах «хабы» в положение «блокировка муфты» — тогда передние и задние колеса перестали бы проскальзывать. Но обновленный Patriot — слишком уж гражданский. Даже диски у него — легкосплавные. И никаких муфт с блокировками на нем нет! Их нужно заказывать как дополнительную опцию. Оказывается, конструкторы «Патриота» пришли к выводу, что блокировки используются редко, что большую часть времени карданы болтаются без дела — от этого снашиваются шлицы… И вот теперь из-за этого мы сидим в чистом поле без блокировок. Левое колесо стоит, правое без толку месит смесь снега, глины и соломы. Пора звать на помощь.

SOS!

На сигнал по рации тут же прибыли три экипажа. Вот только помочь они ничем не могли, разве что цепочка застрявших УАЗов стала длиннее. Кстати, оказалось, что еще один экипаж, торопясь нам на помощь, тоже чуть не попал в ловушку. Машина при развороте съехала правым бортом с обочины в сугроб — пришлось звать на помощь «Урал» с тросом.

Где бы еще взять такой «Урал»? На дороге, как назло, пропало всякое движение. Впрочем, нам не понадобились ни полноприводный грузовик, ни трос. На место прибыла команда спасателей с лопатами, и «дядя Володя» — водитель-испытатель завода. Володя лишний раз показал, насколько важна прокладка между рулем и сиденьем. МЧСовцы, переругиваясь по-татарски, споро откопали УАЗ. Причина ЧП тут же установилась. Будь снег сухой и рыхлый, Patriot его бы даже и не заметил. А так за двести метров по колее мы «накатали» под брюхом мощный сугроб. На котором благополучно и «повисли». Не будь этой снежной подпорки, УАЗ бы рано или поздно докопался до земли — а она промерзшая, значит, с неплохим сцеплением.

Но вот за руль сел «дядя Володя», а мы — салаги — уперлись в заднюю дверь. И начали раскачивать машину. На счет «пять» УАЗ вышел из снежного плена и — снова застрял. Теперь мы его толкнули назад. Испытатель взял разгон — и рванул вперед. Сперва он преодолел оставшиеся до овинов 100 метров, а затем выкарабкался — пусть и не с первой попытки — на твердый асфальт. Правда, за это время его помощник умудрился засадить вспомогательный Patriot — да так, что откопать его не смогли. Пришлось уже нашему экипажу «выдергивать» его на тросе — благо, нашелся в одном из багажников «Набор аVтомобилиста».

Поскольку в чистом поле члены экспедиции развлекались почти два часа — которые многие провели по колено в мокром снегу — дальнейшая программа пробега была немного скомкана. Во-первых, все торопились к месту обеда, а, во-вторых, надо было подсушиться. С «подсушиться» все очень просто. Снял ботинки, носки. Извините, дамы, если вы это читаете… Включил печку на максимум, обдув — вниз. Через несколько минут салон стал походить на сауну. А через полчаса и ботинки, и носки, и джинсы были сухими.

Да будет дизель

…И был привал возле Куйбышевского водохранилища, берега которого сливались с серым небом. Бараний шашлык под запах горящих поленьев, а пальцы обжигает стаканчик с кофе… Ну что, подводим краткий итог?

Для аVтомобиля, которому всего три года от роду, UAZ Patriot очень даже неплох. И покупатель голосует за него рублем — за два с лишним года по стране разошлись более 26 тысяч «Патриотов». А конструкторы тем временем обещают, что процесс усовершенствования будет продолжаться. Причем такими темпами, что в 2009 году мы снова увидим «практически новый аVтомобиль». Заманчиво было бы попасть в очередную экспедицию. Что изменится? Конструкторы пока хранят молчание. Только намекают. Говорят, например, что магнитола станет штатной — отечественной, но собранной из импортных комплектующих. Что двигатель будет мощнее и что — «только — тсс!» — под капотом появится дизель IVECO! Вот бы тогда снова за руль. Потому что 409-му ЗМЗ мощи и крутящего момента катастрофически не хватает: с низов он раскручивается очень неохотно, а уж на повышенных передачах просто отдыхает.

Текст: Дмитрий Семенов

Комментарии

А что думаете Вы? Оставьте, пожалуйста, свой комментарий!

Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™