Тест-драйв ВАЗGranta 1.6

Lada Granta с автоматом: первая ласточка

Массовый российский автомобиль наконец-то получил автоматическую коробку передач! Вдобавок к ней за 373 тысячи рублей покупатель получит полный джентльменский набор: ABS, две подушки безопасности и кондиционер. Что ж, будем оценивать машину без всяких скидок на происхождение.

Для «Лады Гранта» с автоматической коробкой заявлена максимальная скорость в 170 км/ч. Зачетную «сотню» машина набирает за 13,5 секунды. Дополнительный акустический комфорт обеспечивают сравнительно низкие обороты двигателя при постоянной скорости. Так, на 100 км/ч тахометр показывает 2,5 тысячи, а к отметке в 4 тысячи стрелка подходит только на 150 км/ч.

Для доступной «Лады Гранта» в Тольятти выбрали соответствующий по конструкции агрегат. Это проверенная годами и «Ниссаном» 4-ступенчатая конструкция в исполнении японской компании Jatco. Ручное переключение – по-старинке, переводом селектора в положение «1», «2» или клавишей отключения овердрайва, исключающей переход на высшую, четвертую, ступень.

По признанию самих «вазовцев», в качестве альтернативы рассматривался силовой агрегат в сборе от Renault. Если к французскому двигателю претензий нет, то их 4-скоростные автоматы – явно не лучший выбор. Хромает и качество сборки, и качество работы. Российские разработки, не раз показывавшиеся на автосалонах прошлых лет, даже не брались в расчет. Слишком велик объем требуемых доработок и испытаний при больших сомнениях в работоспособности.

Контракт с японской стороной был подписан в декабре 2010 года, а первый прототип увидел свет в мае 2011-го. К этому моменту уже не один месяц блоки управления двигателем и коробкой настраивали на стендах, готовя к совместной работе. Третьей стороной, помимо инженеров «АвтоВАЗа» и «Джатко», были австрийские специалисты из компании AVL. Именно им доверили калибровку силового агрегата. С учетом требований россиян и ограничений производителя автомата.

Вживление нового агрегата в «Гранту», естественно, потребовало изготовления ряда уникальных деталей. Всего их получилось 33. В первую очередь, это опоры и кронштейны силового агрегата. Иными стали стартер, жгуты проводки, механизм переключения передач, приводы, картеры коробки и мотора. Утяжелившийся передок (автомат тяжелее механики на 33 килограмма) потребовал установки более жестких пружин. Их взяли от модели «Калина Спорт». Изменена система охлаждения: в радиатор двигателя встроен теплообменник коробки передач.

Машины прошли летние испытания в горах Алтая и зимние – в Сургуте. Условия не отличались от тех, в которых испытывают другие модели ВАЗа. Разве что полную массу прицепа осторожные японцы попросили снизить с 900 до 750 килограммов.

Заводской защиты картера для «Грант» с АКПП не предусмотрено. И это несмотря на то, что дорожный просвет с полной нагрузкой по сравнению с «механическими» версиями уменьшился на 20 миллиметров и теперь составляет 140 миллиметров. Ее по-прежнему будет устанавливать сам владелец. Мои опасения, что перекрытый приток воздуха снизу нарушит тепловой режим коробки, тольяттинцы развеяли сразу: система охлаждения сделана с запасом.

На дороге сразу отметил отличную плавность переключений коробки. Алгоритм не давал сбоев ни при езде по свободному городу, ни при толкании в пробках. А уж последних пятничным днем на выезд из Самары хватало. Как тут не вспомнить все те же французские четырехступки с жестким переходом между первой и второй передачами или непонятной «адаптивностью». Правда, здесь же всплыл и первый недостаток. В режиме «драйв» на стоящую машину передается незначительная, но четко ощутимая вибрация. Видимо, конструкторы не до конца доработали опоры силового агрегата. В остальном городской режим оставил только приятные впечатления.

Понравившаяся в городе динамика не разочаровала и на трассе. Здесь похвалы уже больше в адрес 16-клапанного мотора из Тольятти. Его 98 л.с. и 145 Нм вполне хватает для обгонов. Но и коробка не отстает: задержки при переключениях вниз ощутимы, но не критичны. Электронный мозг подстроит программу смены ступеней в зависимости от степени нажатия на педаль. Едете размеренно – и четвертая в вашем распоряжении уже с 50 км/ч. Нужен бодрый обгон? Агрегат подержит вторую почти до 110 км/ч, а третью – до 132 км/ч. Не отбирая лишние силы, кондиционер автоматически отключится на время ускорения. Высшую передачу можно отключить принудительно клавишей «O/D» возле селектора КПП.

Отличить внешне «Гранту» с автоматом может только человек с феноменальным зрением и глазомером. Вся разница – в 20 миллиметрах дорожного просвета. Впрочем, на проходимости это вряд ли сильно скажется. Второй признак «автоматической» машины проявится на весах: она тяжелее модификаций с МКПП на 45 килограммов. 33 из них приходятся на коробку, остальное – на совести расширенного набора опций комплектации «норма плюс»: кондиционера, второй подушки безопасности, ABS с ассистентом экстренного торможения.

Случается ситуация, когда при равномерном движении за городом на четвертой скорости необходимо ускорится для неспешного обгона или вместе со всем потоком. Стандартный, «линейный», рост оборотов не обеспечивает должного ускорения. В то же время переход на пониженную передачу дает избыток тяги и к тому же снижает общий комфорт от езды. Золотая середина – так называемая виртуальная пятая передача, выдающая нужные обороты для такого ускорения. Она активируется при плавном нажатии на педаль газа на четвертой скорости. При реальной езде этот алгоритм срабатывал у нас не раз. Правда, гораздо чаще автомат все же переходил на третью: так оно спокойнее и безопаснее.

Могу смело сказать: за пробег в четыре сотни километров машина не разочаровала. Особо отмечу, что весь этот путь я проехал с включенным кондиционером, а в салоне находилось 3-4 человека. Да, итоговые цифры расхода топлива по борткомпьютеру (чуть меньше 10 л/100 км) далеки от паспортных 7,9 в смешанном цикле. Однако, и в удовольствии надавить на газ я себе не отказывал. Бодро ездить «Гранта» с автоматом умеет. Не сомневаюсь, что при иной манере вождения, она порадует и экономичностью: «вазовские» двигатели никогда не отличались прожорливостью. Машина с двумя педалями должна оказаться примерно на 0,5-0,7 литра прожорливее «механических» аналогов.

Пластик панели приборов пусть и не лучшего качества, зато не проявляет себя на неровностях. Стилистическое решение явно бюджетное, но смотрится современно.

Однако все сказанное выше относится исключительно к новому силовому агрегату. По ряду других черт «Гранта», увы, пока остается детищем российского автопрома. Неровно подогнаны кузовные панели некоторых машин, на кочках обитатели заднего сиденья слышат стук торсионов багажника, компрессор кондиционера порой издает пугающий скрежет… Отрадно, что завод не отрицает недостатки, а работает над их устранением. Вот и «автоматические» «Гранты», предоставленные на тест, были носителями не одного решения, которые чуть позже пойдут на все седаны.

Во время презентации не мог не возникнуть вопрос обслуживания нового для дилеров Lada агрегата. Раз в 60 тысяч километров регламент предусматривает замену масла в автомате. Эту процедуру, равно как и компьютерную диагностику, все техцентры, хочется верить, осилят без проблем: «АвтоВАЗ» провел необходимое обучение. А как быть в случае неисправности? В первый год после начала продаж неисправную коробку будут банально заменять на новую. По мере накопления опыта (как продавцами, так и производителем) ряд работ дилеры смогут выполнять своими силами. В сложных случаях агрегат отправят на ремонт в заводских условиях. Кстати, локализация производства автоматов японской стороной пока всерьез не рассматривается.

Цена на новинку уже объявлена: 373 300 рублей. Официальный старт продаж «АвтоВАЗ» даст в конце августа – начале сентября. До конца года выпустят всего 10 тысяч «Грант» с АКПП, так что желающим стоит поспешить с заказом. Планы на следующий год – уже 70 тысяч машин. Только вот ценник на них, скорее всего, окажется уже другим. Лично мне слабо верится, что в Тольятти не пересмотрят прайс-лист со сменой календаря. Впрочем, конкурентов до 400 тысяч рублей у автомобиля все равно нет.

 

Текст: Кирилл Малышев

Фото: Петра Баканова, auto.mail.ru

Просмотров: 6219

Комментарии 3
На Honda Civic, Mitsubishi Grandis 1 августа 2012 в 14:58

я так и не понял что такое Виртуальная 5-я передача на 4-х ступке АКПП?

и как от нее может быть эффект , если физически нет 5-й ступени?

0
nikolaich
На Opel Omega, Jeep Grand Cherokee 1 августа 2012 в 17:05

попытаюсь объяснить на своем примере Гранд Чероки 4,7л

только у моей АКПП две вторые передачи: при обычной плавноей езде у 2-ой передачи при достижение определенной скорости идет переключение на третию, а если нажать педаль газа в пол, т.е. кик-дун идет, то в работу идет виртуальная вторая передача более длинная (дольше удерживается) для более интенсивного разгона. ну как то так, коряво конечно объяснил, но мжет поймете о чем я .... думаю и здесь у Лады заложен какой то определенный смысл в использовании виртуальной передачи.

0
kfd
На Honda Civic, Mitsubishi Grandis 1 августа 2012 в 17:23

как раз Ваш случай понятен

 

а вот случай с виртуальной 5-й передачей  на Гранте - ни черта

0
Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™