Тест-драйв Mazda6 1.8, MazdaMX-5 1.8, MercedesCLC 180 Kompressor, VolvoS40 T5 AWD

ESP off?

Сегодня мы не испытываем автомобили: нам интересны люди!Разные люди в разных автомобилях на одной трассе. Мы проводим эксперимент и приводим его полные результаты, чтобы вы сами определили, нужна ли система стабилизации именно вам и насколько она вам нужна?

Что вы приобретаете, оплачивая ее, и что вы делаете, когда нажимаете клавишу ESP OFF.

Mercedes-Benz CLС – хорошо управляемое, мощное заднеприводное купе с современной системой стабилизации высокого уровня и хорошей обратной связью рулевого управления

Mazda6 – хорошо управляемый переднеприводный автомобиль с отключаемой системой стабилизации и хорошей обратной связью рулевого управления

Volvo S40 T5 AWD – мощный, полноприводный автомобиль с неотключаемой строгой системой стабилизации и посредственной обратной связью, на мягких зимних шинах арктического типа

Mazda MX5 – хорошо настроенный простой заднеприводный автомобиль с полностью отключаемой системой стабилизации и хорошей обратной связью рулевого управления

Каждый из водителей имел по одной попытке показать на трассе, с которой предварительно ознакомился, максимально возможный для себя результат на каждом из автомобилей. Каждый из нас старался ехать так быстро, как только может. Алексей Васильев установил контрольное время для каждого из автомобилей, которое мы считаем условным пределом возможностей в этих условиях. Для нашего эксперимента важно не столько контрольное время каждого из водителей, сколько отставание от Васильева и допущенные при этом ошибки – вылеты с трассы и развороты. Каждая из них абсолютно недопустима и фактически означает аварию с самыми печальными последствиями.

Вы скажете: «Мы никогда не ездим по дорогам настолько быстро, насколько это возможно». Да, это так. Но сегодня мы говорим об активной безопасности в ситуациях, когда в работу вступает система стабилизации, и о потенциальных авариях с милицейским диагнозом «не справился с управлением». А это всегда значит, что скорость автомобиля оказалась даже выше, чем была бы максимально возможной для данного водителя в конкретной дорожной ситуации, при которой он еще сумел бы избежать аварии. Но шины начали скользить: автомобиль не успел остановиться, не вписался в поворот или вышел из-под контроля водителя, провалившись в занос или начав вращаться.

Важно именно отставание наших водителей от Васильева, потому что, являясь профессионалом высшей категории, он определяет потенциально возможную скорость, при которой каждый из автомобилей может оставаться под контролем при необходимости маневрировать на пределе своих способностей, чтобы избежать аварии. Наше отставание от Васильева показывает, насколько меньше для каждого из водителей его личная скорость, при которой именно он способен сохранить контроль над данным автомобилем в аналогичной ситуации. Иначе говоря, насколько, при прочих равных условиях и одинаковой скорости, меньше его запас безопасности и мера спокойствия при движении по обычной дороге. Чем меньше отставание от идеального времени, тем ближе к максимально возможным ваши шансы избежать неприятностей на дороге. Тем надежнее ваше вождение.

Покрытиехолодный влажный асфальт. Старт, затяжная дуга, торможение в медленном повороте, затяжной медленный поворот, темповая змейка, разгон в быстром повороте, торможение в быстром повороте, серия поворотов средней крутизны, финиш.

Недостаточная поворачиваемость

Автомобиль не вписался в поворот, и начался СНОС колес передней оси. Причин может быть несколько, но все они вытекают из одной: скорость на входе оказалась слишком высока и передние колеса не успели затащить в поворот машину до того, как под ней кончилась дорога. Большинство водителей в такой ситуации выкручивают руль до упора, заставляя колеса идти плугом и делая их тем самым совершенно бесполезными. Борьба с этой разновидностью водительских ошибок – самая трудная задача для электронных систем. Все они могут компенсировать лишь небольшой перебор скорости, выборочно притормаживая колеса автомобиля и – крайне редко и только на автомобилях высшего класса с активным рулевым управлением – искусственно распрямляя слишком сильно вывернутые передние колеса машины против воли водителя.

Избыточная поворачиваемость

Автомобиль получил слишком сильный момент вращения на входе в поворот, и из-за этого развился ЗАНОС задней оси. Это может быть следствием слишком сильного и долгого сброса газа при начале маневра: что-то испугало водителя, или он почувствовал, что не вписывается – по сценарию с рис. 1, – или в повороте оказалась неровность, которая нарушила стабильность движения… Причин может быть множество. Ситуация может быть исправлена быстрой коррекцией рулем в сторону заноса и его молниеносным возвращением обратно – прием, требующий хорошей тренировки и реакции. Часто неумелые попытки коррекции заноса вызывают ритмический занос с увеличивающейся амплитудой. Системы стабилизации справляются с этой проблемой лучше всего. Помешать им может лишь ситуация, когда началось аквапланирование или автомобиль, уже находящийся в повороте, внезапно попал с асфальта на лед или песок, к примеру, когда система пытается работать, но ей нечем зацепиться за дорогу.

Силовая избыточная поворачиваемость

Водитель заднеприводного и в ряде случаев полноприводного автомобиля слишком сильно и рано открыл газ на выходе из поворота. Задняя ось начала скользить, и автомобиль сорвался в неуправляемое вращение или перешел в ритмический занос с эффектом хлыста. Многие, желая покуражиться, отключают систему стабилизации на заднеприводных машинах именно для того, чтобы запустить машину в дрифт. Красиво. Все слышали, что нужно посильнее топнуть по акселератору, чтобы стало красиво. Однако, если водитель не оттренировал выход из заноса до полного автоматизма, шансов сохранить ситуацию под контролем – минимум. Получится некрасиво и очень дорого. Чего бы вы ни видели в кино и чего бы ни знали в теории, это не может сработать, если знания не превращены в навыки. А путь к этому один – тренировки. Если вы не проводите на треке или площадке хотя бы несколько часов в неделю, отключение ESP – дорога на свалку. Если же вы разрешите системе вам помочь – станете быстрее: посмотрите на времена водителя-мужчины, показанные за рулем MB CLC и Mazda MX5.

Результаты

Самой требовательной к водителю оказалась Mazda MX5 с выключенной ESP: начинающий водитель попросту не в состоянии сохранять контроль над заднеприводным автомобилем в ситуации, близкой к экстремальной. Среднестатистические опытные водители обоих полов хоть и одолели дистанцию, но их время оказалось сильно хуже, чем на этой же машине при помощи системы стабилизации. Включение же в работу даже простой электроники позволило вывести их результаты на принципиально новый уровень. При этом водителю-мужчине субъективно казалось, что с выключенной системой он ехал намного быстрее, в то время как на самом деле он не только двигался намного медленнее, но и постоянно находился на грани потери контроля над ситуацией. Таким образом, вы можете убедиться, что опытные и амбициозные водители-мужчины за рулем заднеприводных автомобилей нуждаются в помощи электроники в неменьшей мере, чем вчерашние выпускницы автошкол!

В то же время нам удалось обнаружить, что на отлично управляемой переднеприводной Mazda6 оба опытных обычных водителя практически не ощутили влияния системы стабилизации: и при включенной и при выключенной системе они показали максимально близкий результат и продемонстрировали стабильную, уверенную езду. Начинающего же водителя система стабилизации снова спасла от вылета с дороги и аварии.

Очень непросты и важны результаты, показанные водителями за рулем автомобиля со строгой системой стабилизации, но невнятной обратной связью из-за не соответствующих погоде и покрытию шин. Все категории водителей без спортивной подготовки показали одинаковый результат с относительно небольшим отставанием от эксперта. Однако при этом были допущены два выхода за пределы трассы – фактически аварии. Машина сохраняет стабильность, однако из-за того, что водитель плохо ее чувствует, человеку трудно рассчитать маневр. Это приводит к серьезным ошибкам: водители идут по краю, но даже не подозревают об этом. Небольшое же отставание от эксперта говорит о том, что даже высокому профессионалу может быть трудно реализовать свои навыки в таких условиях.

Современный и дорогой автомобиль, честь которого отстаивал Mercedes, дает возможность нормальному водителю максимально приблизиться к эксперту. Отлично управляемая машина, оснащенная системой стабилизации высокого уровня, позволила каждому из водителей, вне зависимости от их уровня, сохранить контроль над ситуацией и полностью избежать проблем. При этом неважным оказалось даже то, что Mercedes – заднеприводный. Амбициозный водитель-мужчина только (!) с его помощью смог оказаться быстрее женщины за рулем, а водитель-новичок – максимально приблизился к своим более опытным коллегам и уцелел, только на Mercedes оказавшись в состоянии пройти трассу без ошибок.

А что же гонщики? И профессионал экст-ра-класса и спортсмен среднего спортивного уровня смогли быть лишь на йоту быстрее, избавившись от опеки систем стабилизации.

Выводы

Итак, вы сами можете видеть, насколько важна помощь современной электроники. Если вы – начинающий водитель, она жизненно необходима для вас. Если же вы «сто лет за рулем», она необходима вдвойне! Из-за того, что с приобретением некоторого дорожного стажа уверенность, амбиции и самомнение водителей растут – в отличие, увы, от навыков пилотирования. Однако это несоответствие и сглаживает система стабилизации. Она позволит мужчинам быть и быстрее, и безопаснее: выключать ее нет никакого смысла ни при каких условиях! За рулем заднеприводных машин это делать и вредно, и опасно, а переднеприводных – попросту ни к чему.

Обратите внимание и на то, что самые стабильно хорошие результаты и безошибочную езду показала опытная водитель-женщина. Она единственная из водителей без специальной подготовки смогла избежать аварий. При этом ее результаты отличаются от показателей водителя-мужчины лишь незначительно. Также вы можете убедиться и в том, что какой бы строгой ни была электроника, каким бы многообещающим ни был тип привода, хорошие ходовые свойства машины и правильный выбор шин не менее важны. Как и работа над собой: даже непрофессиональное занятие автомобильным спортом позволяет управлять дорожной машиной почти так же уверенно, как это делает гонщик экстра-класса, угнаться за которым в его родной стихии смогут лишь единицы таких же суперпрофи.

Текст: Александр Евдокимов (автомобильный журналист), Олеся Репкина (автомобильный журналист), Алексей Васильев (профессиональный гонщик), Дмитрий Соколов (руководитель отдела испытаний журнала «Автомобили»), Галина Евдокимова (начинающий водитель)

Просмотров: 15254

Комментарии

А что думаете Вы? Оставьте, пожалуйста, свой комментарий!

Добавить комментарий
Для лиц 18+ © 2000-2016 Автомаркет.Ру™