Renault Logan 1.4
2013 г.
1.4 л. бензин
75 л.с.
МКПП
передний привод
май 2021
1
Серафимович
10 марта 2022 в 16:31

Кашу маслом........

Здравствуйте .

Особого повода что либо писать автомобиль не дает, но кое что рассказать есть. Это не связано с какой либо неисправностью ,а скорее с тараканами в моей голове .

Еще с момента покупки Логана мне не особо нравилась работа кпп, с ней все в порядке, но нет той плавности рычага что была на Симболе (а кпп то схожи, лишь мех. выбора передачь снизу), плюс шумновата она, что греха таить, нет она не воет на манер восьмерочной КПП, но 2ю и 3ю слышно, особенно на горячую. По началу думал что это она новая, прикатается, притрется, станет лучше ,однако нет, сейчас пробег 24 тыс и судя по форумам у многих так, просто люди не обращают внимания, а я видимо идеалист))

Но это не главная причина моего не довольства, а то что уже в первую зиму с приходом холодов примерно от -3-5гр при запуске утром слышу четкий шорох со стороны КПП, длиться он буквально минуту/две и пропадает, выжимаем сцепление и тишина, вывод это первичный вал, а именно его подшипники. И вот спустя год и с приходом холодов я снова услышал шуршание кпп , подумал подумал и в аккурат под новый год решил, «а не сменить ли мне масло?», однако сменил я его только месяц назад, всё руки не доходили, да и зима однако, холодно.

Я с одной стороны понимаю что за 24 тыс с маслом в КПП ничего произойти не может, ездят и по 60 и по 100 и более тысяч, да и вообще некоторые производители не предусматривают замену . На рабочем Логане уже 110 тыс , на одном из Акцентов уже 280 тыс и масло там в кпп ни кто не менял и в обозримом будущем менять не будет, а кпп пока исправно работают.

С другой стороны это все похоже на развод тех же производителей, ведь даже просто срок хранения масла в таре 5 лет, а в кпп оно еще и работает, подвергается температурным перепадам, окислению и как никак детали тоже имеют износ, при обкатке притираются, соответственно масло по любому теряет свои свойства. У меня машине идет 9 год и думаю хуже от смены точно не станет))

Теперь к выбору. Всем известно что производитель всегда что то там рекомендует)), в данном случае Рено, предлагает лить везде только Elf, а иначе что? Правильно, развалится авто по запчастям или распадется на атомы))) считаю это все бредом, смотреть нужно на допуски и не более того. Имеем следующее 75w80 gl4.

Уже тогда (под новый год) с ценами начинался трешачок, залитый на заводе и рекомендуемый Elf nfj или nfp75/80 стал стоить от 800р за литр и до предела совести продавцов ( сейчас от 1700р), но это не главное, он еще и как оказалось есть минералка, полу и синтетика, а при заказе на сайтах часто об этом и не уточняют, догадайся мол сам. А еще сейчас Elf выпустила новый продукт просто с индексом 75W, якобы единое для всех типов кпп, оно заменяет предыдущие два, сведений мало ,однако по параметрам оно еще жиже. Решил не морочить голову, в топку этот эльф ,хотя масло хорошее.

Начал смотреть что народ льет, а он что только не льет, самые распространенные это Zic 75/85,он самый дешевый, но у меня уже был опыт его использования, не понравилось. Часто льют Castrol, вроде все довольны, Shell кстати не хвалили, многие были не довольны.

И совершенно случайно наткнулся на запись как человек залил в Дастер масло Neste, честно скажу заправки видел, про масло даже не слышал)) Изучил вопрос, посмотрел тесты, есть люди даже в Якутии его используют, и как оказалось приличное масло, еще и по характеристикам оно чуть жиже на холодную что как раз и нужно зимой ,а на горячую наоборот чуть гуще Elfа, что тоже есть гуд. Допуски рено/нисан и прочие.

И вот честно ,до сих пор не знаю почему но именно его я и купил, по цене оно вышло 800 за баклажку,(сейчас от 1300р и до пенсии ждать) в кпп нужно 3,5 литра. Возможно роль сыграло то, что по моему мнению его не кто не будет подделывать, ибо оно уж очень не ходовое и малоизвестное. Все признаки оригинальности на упаковке присутствуют, производитель Нидерланды.

Процесс замены описывать не буду,там все просто, слил старое, приготовил трубку с лейкой и залили новое, по времени мин 40, потому что приходится снимать защиту ,да и по трубочке оно долго заливается.

Старое мне по началу показалось жутко грязным, с какими то разводами, типа металлической пыли, но сейчас отстоялось и оно чистое, да чуть темнее нового но не критично.

Вот фото в баночках и масл. пятна для наглядности. Старое снизу.

По итогу могу сказать что хуже точно не стало, но и совру что стало лучьше, шум в мороз на холодную есть, может чуть тише, но это возможно самовнушение, в остальном КПП ведет себя как и вела, но душа моя спокойна))) свежее масло, есть свежее.

Зима в этом году выдалась снежной, я такого не припомню лет 8 точно, но надо сказать каких то сильных не удобств мне как автомобилисту она не принесла, честно не знаю почему многие здесь живущие в городах жалуются и просто не представляют жизнь без полного привода, да если он есть это хорошо, ктож спорит то, но по себе могу сказать живу в такой заднице что многим и не снилась, однако выезжаю всегда, только один раз за зиму доставал лопату, да и то чтобы выехать вперед на горку, отчистил снег из под задних колес (назад то машина ехала).

Ездил к родителям, вот такая местами дорога в этом году, дорожники пробивали как могли, иногда даже по обочине, это уже после недельной оттепели;

Буквально сегодня забрал заказ для очередного ТО, делаю обычно раз 8-10 тыс, хоть время и не подошло, пару тысяч как минимум еще, но цены на месте не стоят, как обычно в двигатель Лукойл Люкс 5/40 ,1900р, а было 1500, фильтр масляный взял Sct за 350р, ибо оригинал за 800р пусть они себе сами ставят)), воздушный я менял осенью,не буду. Заказываю все в Emex

Как потеплеет планирую провести ревизию суппортов, смазать направляющие и наверно посмотрю состояние рулевых наконечников и шаровых, пусть потрачу немного времен, набью смазки под пыльники и будут они жить долго и счастливо, в наше не простое время лучше перебдеть.

Ну и не много позитива, ехал по трассе и догнал вот такой молоковоз, читаем надпись

Считаю вполне себе дельный совет))))

Всем удачи и здоровья.


23
Нравится!
Мне нравится!
6182
Комментарии52 Добавить комментарий
был 5 часов назад
НаKia Sportage, Peugeot 400810 марта в 17:34

Совет отличный)

Тоже как-то фотографировал и выкладывал подобный)

0
был час назад
НаHyundai Solaris, Hyundai Solaris10 марта в 17:45

Щитая цены на масло скора опять на М8Г перейдем

0
sergey-93
был 20 часов назад
НаRenault Logan10 марта в 19:16

Это на зиму, а летом М10 положено)

0
был 10 часов назад
10 марта в 18:24

Всё правильно сделал. Шорох в КПП настораживает, но вполне возможно, что сто лет ей ничего не будет. Весёлый мариец тебе попался с не горящим левым габаритом

0
valery g
был 20 часов назад
НаRenault Loganизменен 10 марта в 19:21

это да, но вообще я не знаю что он в наших краях то забыл, возможно там не молоко было в бочке.

Если судить по Вазам , то шорох и вой в кпп вообще не влияет на ресурс))

+1
dimales
был день назад
НаHonda VFR, Chevrolet Lacetti10 марта в 21:18

На пежо 408 не нравилось работа МКПП зимой, заменил масло в КПП, ща 4 т р, не хрена не изменилось.Деньги на ветер.

+2
77alex
был 20 часов назад
НаRenault Logan10 марта в 21:56

Аналогично))

Вообще мне очень нравится ваговская кпп, на шкоде, четко и мягко переключается.

А с маслом я в свое время много эксперементировал на кпп Ваз 2114, и золотой середины так и не нашёл, либо густое и летом кпп не воет, но подшипникам не есть гуд и зимой замерзает, либо жидкое и дикий шум от шестерен, но для подшипников хорошо.

0
был 25 минут назад
НаVolkswagen Tiguan, Peugeot 40810 марта в 19:05

все верно. Для полного спокойствия ещё жидкость ГУР, антифриз, тормозную раз в три года конечно.

0
ff-68
был 20 часов назад
НаRenault Logan10 марта в 19:20

Про тормозуху были мысли, остальное пока пусть подождет.

0
dimales
был 25 минут назад
НаVolkswagen Tiguan, Peugeot 408изменен 10 марта в 19:29

это недорого и для тебя не сложно.

Машины переходят в разряд роскоши.

0
dimales
был 10 часов назад
изменен 10 марта в 20:53

Про тормозную жидкость - стереотип. Личный опыт. На Жигулях 21011, время владения 17 лет, не менял ни разу (!). Доливать немного приходилось изредка, не без этого. Масла менял как положено, но про жидкость что-то мимо прошло. Волга 3110, срок владения 9 лет, не менял ни разу. Волга 31105, срок владения 2 года, ни рвзу. Ниву б/у брал , 7 лет владения. Естественно, не менял ни разу. Там и без этого есть чем заняться. Тем не менее, тормоза на ней были зверскими: с неравномерным прихватом, как и должно быть на Ниве без АБС, со стремлением развернуть.) Короче не жаловался.) Вообще никаких проблем с тормозами никогда не было. Сейчас меняю где-то раз в пять лет, никакой разницы практически не ощущается. Для критиков. Это не призыв, а просто факты. Так делать никого не призываю. Меняйте: чем чаще, тем лучше.)

+1
valery g
был 20 часов назад
НаRenault Logan10 марта в 21:01

Соглашусь, я так то и не особо рвусь её менять, на 14ке менял только потому что цилиндр задний потек, поменял оба и прокачал, на Симболе частично прокачивал передние.

+1
valery g
был 25 минут назад
НаVolkswagen Tiguan, Peugeot 40810 марта в 21:43

Есть знакомый, занимается в своем гараже частным ремонтом разных марок, в машинах сечет в общем. На своей Камри меняет тормозуху каждый год, типа не столько она стоит и не так сложно меняется чтоб экономить. Согласен, перебор (наверное))

Но он чаще других видит суппорта изнутри и знает сколько они стоят.

Так то масло в КПП автору тоже можно было не менять.

0
ff-68
был 3 недели назад
НаNissan Murano, Toyota FJ Cruiser13 марта в 01:09

Не знаю как везёт тем кто не меняет тормозуху по почти 20 лет. Зато я видел как тормозуха деградирует во времени, вызывая коррозию деталей. Раньше на своих машинах менял тормозуху сам, а теперь мне на СТО меняют каждые 2-3 года.

Но из-за пандемии на одной из машин не менял дольше, и в прошлом году прихватило левый задний калипер. Расшевелить не удалось, и пришлось заменить. На статую машину не было смысла покупать новый дорогой оригинал, - установил перебранный.

0
lexeich
был 10 часов назад
13 марта в 07:12

Я не имею ввиду, что на регламент надо полностью забивать, но надо учитывать, что сроки сокращают ещё и по экономическим причинам. Производителям хочется больше жидкости продать, на сервисах тоже хотят заработать. Сейчас я жидкость меняю через 5 лет, проезжая за это время 50-60 тыс. км. Повторюсь, не навязываю этот подход никому.

Что касается регламента, у меня на Сайбере по регламенту стоит замена ремня ГРМ через 75 тыс. км. Проехал 132 тыс, - не менял. Знакомый проехал 120 тыс. и поменял, говорит не лезь, там всё заводское, всё отлично, а поставишь не знаю что, тем более мотор не втыковый. Глянул регламент Крайслер Себринг, этот же мотор, а там замена каждые 160 тыс. км. Вот так. И так что ни возьми, регламент сокращают и цель обеспечения надёжности не обязательно на первом месте. Надёжность при заменах в наших условиях при сомнительном качестве запчастей вообще получается под вопросом. Опять же не надо понимать всё буквально и это не значит что всегда максимально долго ничего не надо менять, но в каждом случае надо делать это обдуманно.

+3
valery g
был 25 минут назад
НаVolkswagen Tiguan, Peugeot 40813 марта в 09:14

По поводу регламента согласен, иногда необоснованно сокращают сроки.

По поводу предмета разговора - современные тормозухи гигроскопичны, т е впитывают воду из воздуха, контур открыт. И сроки замены в Питере и пустыне Каракум должны быть разные. В средней полосе себе определил три года, опыт других людей.

+1
ff-68
был 10 часов назад
13 марта в 11:06

Согласен. Но так как это для производителей хлопотно и трудно выполнимо, ведь если по уму, ещё исследования надо провести, на всякий случай ставят минимальные сроки. Случись дтп по техническим причинам, их труднее будет привлечь.

Поэтому, если есть сомнения, лучше придерживаться регламента, ну или в ином случае глубже в это дело вникать.

0
был 5 часов назад
НаBMW X5, Volvo XC7010 марта в 21:58

антикризисный аато.

Но у мну есть более антикризисный. Недавно чуть не продал, но уже, наверное, не буду.

Дизель 36 летний и палка - рулят.

Буду картоплю на нем возить.

+3
патолог
был 25 минут назад
НаVolkswagen Tiguan, Peugeot 40810 марта в 22:05

Подозрительно красивый под фонарем.

Покрасил?

0
ff-68
был 5 часов назад
НаBMW X5, Volvo XC7010 марта в 22:34

Не. Свет так лег

0
патолог
был 20 часов назад
НаRenault Logan10 марта в 22:21

У тебя то пошти легенда, да и сарай ещё, мечта, картоху возить не перевозить.

+1
dimales
был 3 недели назад
НаNissan Murano, Toyota FJ Cruiser13 марта в 01:13
картоху возить не перевозить.

Картоху то можно из соседнего овощного магазина принести, или заказать доставку домой.

А такой авто, - только для езды в удовольствие!

0
lexeich
был 20 часов назад
НаRenault Logan13 марта в 09:07

это сарказм.

конечно жалко дедушку , если хорошо сохранился пусть и раньше радует владельца и окружающих.

Тем более когда автору есть на чем ездить.

0
был 34 минуты назад
НаPeugeot Partnerизменен 11 марта в 09:37

Масло 75w80 используется в основном во французских МКПП. Самое известное - Total BV, оно есть практически везде.

Коробки что у ПСА, что у Рено древние и шумные, но очень и очень ресурсные. Механизм выбора передач снизу (с вечно текущим сальником штока) - это дурацкое решение встречалось только на древних МКПП от Рено, на более новых шток уже сверху.

+2
roxman
был 20 часов назад
НаRenault Loganизменен 11 марта в 12:00

Та кпп что на Симболе(клио) да действительно грешит этим сальником, но она была тихая всегда и мягко переключалась, мне повезло у меня не текла, она еще и на какойто Мицу стояла.

Тотал минералка, он был самый дешевый на тот момент, я хотел именно синтетику, для зимы.

+1
dimales
был 34 минуты назад
НаPeugeot Partnerизменен 11 марта в 12:15

Да, стояла на голландских Митсубиси Каризма/Вольво S40, может и на Кольте который там же выпускали. У этой кпп ещё был прикол с застревающей 5-й передачей, я так однажды на Мегане проехал 700 км от Чайковского до Екатерибурга, и даже не полностью сжёг сцепление))

Насчёт масла, если не ошибаюсь, 75w80 - это всегда минералка. Синтетика идёт с вязкостью 75w90, но в старые французские КПП лить её не рекомендуется.

+1
roxman
был 20 часов назад
НаRenault Logan11 марта в 12:51

Скажем так "синтетика но не чистая" ))

я смотрел тесты на текучесть в холоде, так вот Эльф очень хорош, а Тотал был где то чуть ниже среднячков (хотя компания то одна), ну и вот этот Несте удивил, показал себя лучше многих именитых брендов.

+1
dimales
был 34 минуты назад
НаPeugeot Partner11 марта в 16:02
"синтетика но не чистая"

Наверное имеется ввиду гидрокрекинговое масло)

Несте - хорошая контора, делает много чего интересного (в том числе и малозольники City Pro2 для машин с современными катализаторами). Хотя продажи у них только в Финке, Прибалтике и России.

0
был 3 часа назад
НаOpel Corsa11 марта в 17:57

судя по моему опыту кпп эта далее будет выть и её переборка не к чему не приведёт.

0
s1stem
был 20 часов назад
НаRenault Loganизменен 11 марта в 18:27

она не воет, просто её слышно на 2 и 3 передаче на опр. оборотах и не более того, слышно мне, другим нет.

а уж перебирать её и в мыслях нет, даже если она ляжет тыс к 100 а это с моими пробегами лет 6 ждать, то она будет отдана взамен исправной или просто куплю на разборке, но я так далеко не загадываю.

Ну и еще тарахтят они почти у всех в жару на хх, у меня пока тихо, но это не мешает им ездить по 250-300 тыс до переборки кпп.

+2
dimales
был 34 минуты назад
НаPeugeot Partner12 марта в 07:58

Не ляжет она никогда, если масло не вытечет)

Слышно работу коробки как раз из-за масла 75w80. Я пробовал заливать 75w90 как на других марках, эффект заметен сразу же. Но делать этого не стоит, коробка спроектирована под другую вязкость.

Многие тарахтящие агрегаты старой школы по ресурсу в разы превосходят современные шуршалки. Достаточно сравнить шумноватые моторы серий TU и EW, которые до первого вмешательства в поршневую ходят по 500-700 ткм и их "шуршащих" конкурентов. Например тойотовские 1ZZ-FE и 3ZZ-FE с ресурсом максимум 250-300 ткм, после чего двигатель меняется на контрактный.

+1
dimales
был 34 минуты назад
НаPeugeot Partner12 марта в 07:58

Не ляжет она никогда, если масло не вытечет)

Слышно работу коробки как раз из-за масла 75w80. Я пробовал заливать 75w90 как на других марках, эффект заметен сразу же. Но делать этого не стоит, коробка спроектирована под другую вязкость.

Многие тарахтящие агрегаты старой школы по ресурсу в разы превосходят современные шуршалки. Достаточно сравнить шумноватые моторы серий TU и EW, которые до первого вмешательства в поршневую ходят по 500-700 ткм и их "шуршащих" конкурентов. Например тойотовские 1ZZ-FE и 3ZZ-FE с ресурсом максимум 250-300 ткм, после чего двигатель меняется на контрактный.

+1
roxman
был 10 часов назад
12 марта в 11:02

Аж два раза повторил, иначе хрен чего кому докажешь !).

0
valery g
был 34 минуты назад
НаPeugeot Partner12 марта в 12:57

Глюк сети)

0
roxman
был 10 часов назад
12 марта в 19:51

Не скромничай. Отстаиваешь небось свою позицию.

0
valery g
был 34 минуты назад
НаPeugeot Partner12 марта в 20:00

Какая тут может быть позиция? Есть факты по многолетнему опыту эксплуатации этих агрегатов, их я и привел. 2+2 всегда равно 4, какую позицию не занимай))

+3
был 2 часа назад
НаВАЗ Priora12 марта в 15:33

масло подорожало, вчера мобил спрашивал уже 4950 р. Резина уже за 7 ушла.

Вчера локти кусал, что не набрал про запас .

+1
юра 099
был 20 часов назад
НаRenault Loganизменен 12 марта в 16:12

На всю жизнь не запастись.

Все импортное масло (з.ч) сейчас подорожало в 2 раза, даже откровенная дрянь, которую раньше не особо то и покупали и оно было дешевле нашего. Так и будет пока не найдут и не наладят новые каналы поставок.

Лукойл, Газпром и Невский Фильтр нам в помощь))

0
dimales
был 2 часа назад
НаВАЗ Prioraизменен 12 марта в 16:15

Это понятно, что не запасешся, но новый год, обстановка , все указывало на явное подорожание всего, вот, но уже все случилось.

Хорошо ,что фильтров набрал на пару лет.

Тоже хотел в кпп масло сменить, а то 140 проехал.

Я не буду экономить, как лил так и буду мобил лить.

0
юра 099
был 20 часов назад
НаRenault Logan12 марта в 16:23

По поводу масла лично я не из экономии Лук лью, пользовался раньше и Шеллом и Мобилом и Зиком и Эльфом, разницы в работе не заметно, хотя вру, по звуеу мне Шелл и Зик не нравились, в ресурсе тоже (есть примеры у меня на виду по 300тыс на лукойле), но вот именно этот ЛукЛюкс очень хорошо моет движок, , сам регулирую клапана обычно, и всё чистенько под клапанкой и расхода у меня ни когда не было, а самое главное нет подделок, поэтому и лью.

+3
dimales
был 2 часа назад
НаВАЗ Priora12 марта в 16:32

Я этот лук бочками брал Волгограде, через 4-5 тыс . его сливать надо мотор тарахтит. Но на волгу залью его, она переварит.

Дело хозяйское, я для себя определился, да и по факту результат на лицо.

0
юра 099
был 20 часов назад
НаRenault Loganизменен 12 марта в 18:34

Ну хз, у меня всё ок.

возможно потому что брал бочками))

Случай был, года 3 назад. Начальник в Форд залил однажды из бочки, какое то дорогое марку не помню, проехал 500 км он его сожрал, труба вся в саже)) Он на очко присел, думал пипец, капиталить мотор нужно, заехал к спецам знакомым, те ему посоветовали залить другое масло для начала, сменил и всё ок, потом года 2 еще ездил, продал, машина в идеале пробег около сотки.

А до этого, такое же масло из того же магазина они заливали в Приору сына, она тоже его жрала и он её продал, потом сокрушался, говорит дурак, думал мотору пипец.

Вот такое оно может быть бочковое масло.

0
dimales
был 2 часа назад
НаВАЗ Prioraизменен 12 марта в 18:39

Не, то я брал давно, когда на грузовике мотался и брал в нормальном месте, все с ним хорошо было.

Да и сейчас в Ставрополе знакомые фермеры берут бочками и техника хорошо работает.

Места надо знать.

0
юра 099
был 20 часов назад
НаRenault Logan12 марта в 18:49

Чёт я сомниваюсь что фермеры льют в технику именно Люкс 5/40 синтетику в золотистой канистре))

А про другие продукты от лукойла я ни чего не скажу, хотя знаю то что в сереньких канистрах (супер ) от него угар и нагар есть, как раз такое фермеры обычно и покупают.

0
dimales
был 2 часа назад
НаВАЗ Priora12 марта в 19:47

Ты там и дальше сомневайся.

Когда у тебя три новых комбайна и пять тракторов, то в канистрах и в пьяном угаре в голову не прийдет покупать такое.

Даже у кого старенькие мтз и то они едут и берут в проверенное место, там и рос нефть в 20 л. Есть.

0
юра 099
был 20 часов назад
НаRenault Loganизменен 12 марта в 20:24

Юр, да я даже не про то что в бочках, это понятно что фермеры берут оптом и много, у меня друг работал в этой сфере, а я про то что фермеры не берут конкретно это масло, они берут из серии что подешевле, например "супер" а это совсем другое, оно и в рознице то по 700р за канистру. А ты свалил/сравнил весь Лукойл в одну кучу, посмотри тесты именно это Люкс и Генезис отличные масла.

Так то у меня на работе есть Урал 43206 на ямз 236 и Камаз4350, я вкурсе что нужно как мин по 30 литров в движки.

+1
dimales
был 2 часа назад
НаВАЗ Priora12 марта в 20:30

Тесты для сомневаюшихся и нищебродов, чтобы думали, что они всех умнее.

Я думал один я тут из кагайни и из забытых Богом мест, а есть ваще жители у кого крыша под соломой.

Я тебя не разу не хотел в чем то подьебнуть, я написал про то ,что подоражало то что я лью, а ты начал хи хи кать , хорошего настроя тебе,

Фермерам своим с канистрами пламенный привет.

Извиняй , что не хлопал в ладошки от твоего мнения.

0
юра 099
был 20 часов назад
НаRenault Logan12 марта в 20:38

Ты что бухой? Или просто нервы шалят? Я не в чем тебя вроде не упрекал и ферм еров вроде ты сам приплёл....

ладно отдыхай или пей афобазол, без обид.

+3
dimales
был 2 часа назад
НаВАЗ Priora12 марта в 20:45

Я не пью и лекарства кроме аспирина не знаю, с нервами отлично.

Ты как Вухин, чуть не так, уже диагноз написал.

И ты не нервничай.

0
юра 099
был 20 часов назад
НаRenault Logan12 марта в 22:23

Ну и хорошо, здоровья тебе, я тоже не пью.

И еще раз посмотри на последнее фото в отзыве.

+1
dimales
был 10 часов назад
12 марта в 19:48

Согласен, что Лукойл норм масло. До этого заливал Шелл из бочки и был расход. На Лукойл его почти нет. Не знаю что там в бочках продают.

0
был день назад
НаVolkswagen Tiguan14 марта в 16:31

Совет дельный!

0
Добавить комментарий