ВАЗ 2107 Красавица и чудовище
2006 г.
1.6 л. бензин
75 л.с.
МКПП
задний привод
декабрь 2019
4
Пермь
11 февраля 2022 в 17:51

Своими руками: Замена втулок -реанимируем моторчик печки ВАЗ-2107

Всем привет! Валялся дома старый еще заводской моторчик печки, который заменил почти сразу после покупки авто, так как он начал зимой тарабанить о пластик и в один момент вообще заклинил, оказалось, что большой люфт вала - износились втулки, хотя, крутит особо и без шума, поставил тогда подшипниковый, который до сих пор и работает.

И вот, решил реанимировать, а то мало-ли, пригодится еще, заранее прикупил пару бронзовых (на вид) втулок.

Откручиваем гайку спереди, снимаем вентилятор, стопорную шайбу и две дистанционные шайбочки, может их было и больше, но, судя по непонятным остаткам, стерлись в грязь.

Далее, ставим метку расположения крышки относительно корпуса и откручиваем два шурупа сзади, вытаскиваем сухари и снимаем заднюю крышку с щетками, достаем якорь - на нем еще две дистанционные шайбы спереди и одна сзади у коллектора, сам коллектор имеет незначительный износ, даже шлифовать не пришлось.

Щетки стерлись прилично, но еще мм по 5-6 в запасе имеется. На заднем подшипнике имелась консистентная смазка, скорей всего смазывал прежний владелец, так как с завода там только маслом может быть смазано.

Пружинки немного подсели, но менять было не на что.

А вот спереди выработка в подшипнике приняла овальную форму и его даже перекосило, видимо закусывало и проворачивало в гнезде валом, так как на самом валу есть следы перегрева, да и на самой втулке сбоку.

Пытался вытащить сначала стопорное кольцо, которое держит втулку у гнезде, но его никак не поддеть, поэтому подходящей оправкой сначала выбил втулку, а затем достал кольцо и фетровую прокладку - спереди она оказалась полностью сухой, на заводе, вроде, должна смазываться маслом и поверхностным натяжением проникать во втулку.

А с задней крышкой пришлось помучаться, сначала надо высверлить две заклепки и снять щетки, чтобы подобраться ко втулке. Отверстия там нет и выбить подшипник просто так не получится, кое-как вытащил его, покоцав, узкогубцами, а шайбу помогли достать только пассатижи, немного деформировав.

Вообще, лучше бы его не трогал, так как выработка там была незначительная, да, и вал смазан, кстати, прокладка оказалась довольно влажной от масла - высыхает в первую очередь спереди, где вентилятор.

Протер все обезжиривателем и начал собирать обратно: фетр пропитал сколько влезло моторным маслом, ушло где-то по кубику-полтора на прокладку, поставил новую втулку и запрессовал головкой на 17. Лучше, конечно, поставить новые шайбы, у них какое-то интересное название - Starlock, вот только диаметр не померял, да и в магазинах ни разу не видал таких.

Сзади аналогично, только шайбу чуть подкернил, но думаю никуда они не денутся, запрессовались туго.

Также, в полость отверстия заложил немного Шруса, также и спереди. Затем, с помощью сверла на 6 выставил втулки по центру, так как они немного двигаются в своих гнездах, сначала собрал якорь с задней крышкой и уже затем вставил в корупус, плату с щетками прикрутил шурупами и закернил резьбу.

Люфт радиальный почти пропал, но имелся осевой чуть более 1 мм, видимо из-за того, что стерлись дистанционные кольца, поэтому взял медное колечко, подточил его до 0,8 мм и поставил вместо текстолитовой прокладки, чтобы люфт в десятые мм все же был.

После замены втулок вентилятор стал работать заметно тише, хотя, и до этого казалось что не особо шумит, но разница, все же, ощутимо слышна.

Итого: 2 втулки - 34 р.

Подписывайтесь ! Удачи на дорогах!


10
Нравится!
Мне нравится!
6621
Комментарии35 Добавить комментарий
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калинаизменен 11 февраля в 22:30

ШРУС в отверстия это совсем напрасно, даже вредно; озвученный осевой люфт на работоспособность двигателя совершенно не влияет, можно было и не заморачиваться. Ну а так, осталось только за малым, поменять отремонтированный моторчик на тот, который стоит сейчас на машине.

+1
bronik
был 6 часов назад
НаВАЗ 210712 февраля в 13:32

Зачем менять, тот еще работает)

0
autovazremont
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калина12 февраля в 14:28

Как зачем менять? Ну хотя бы для того, чтобы повысить производительность системы в общем, снизить шум при ее работе, в конце концов уменьшить потребляемый ток, снизив нагрузку на генератор. Ну и в идеале, прийти к тому, чтобы убрать за ненадобностью тот "колхоз" (пардон за прямоту!) , который был сооружен накануне. Этого разве мало?

0
bronik
был 3 часа назад
НаCitroen Xsara, Citroen C512 февраля в 19:02

Пардон, что отвечаю за автора.

Под колхозом вы вероятно имеете в виду регулятор скорости вентилятора. Очень полезная вещь и отлично вписывается в интерьер. Я бы тоже такую поставил. В Жигулях всегда первая скорость была маловата, а вторая избыточна. В более современных машинах без климата 3 или 4 скорости, так что плавная регулировка - самое оно.

И с чего вы взяли, что вентилятор на подшипниках качения будет потреблять бОльший ток?

+1
ap5
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калина12 февраля в 22:10

По порядку:

- "отлично вписывается в интерьер". Очевидно это сказано банально из чувства противоречия. А по факту это "сооружение" в виде регулятора выглядит как минимум аляповато и инородно.

-"В Жигулях всегда первая скорость была маловата, а вторая избыточна" К сожалению это мнение не соответствует действительности, по факту даже вторая скорость маловата по своей производительности (особенно по современным меркам).

-"И с чего вы взяли, что вентилятор на подшипниках качения будет потреблять бОльший ток?" Разумеется ,в общих идеальных условиях, трение качения всегда меньше трения скольжения. Но в конкретном случае идеальным (после смазки) будут подшипники скольжения на отремонтированном двигателе (как минимум 1-2 сезона, а потом, разумеется для приближения к идеалу опять потребуется смазка), а вот подшипники качения в работающем двигателе далеко не идеальны. Это следует из высказывания уважаемого автора о том, что на "холодную" установленный сейчас электродвигатель шумит сильнее, а спустя некоторое время -тише. Как общеизвестно это свидетельствует о том, в подшипниках как минимум недостаток смазки и следовательно резко возрастают потери на трение.

0
bronik
был 3 часа назад
НаCitroen Xsara, Citroen C512 февраля в 22:12

Тяжелый случай. Сочувствую.

0
ap5
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калинаизменен 12 февраля в 22:16

Да, совершенно с Вами согласен. Действительно случай тяжелый, когда кое-кто (не будем показывать пальцем) , вместо того, чтобы банально поменять смазку в подшипниках, тратит кучу денег на замену самих подшипников.

+1
bronik
был 22 часа назад
НаNissan Murano, Toyota FJ Cruiser13 февраля в 02:11

Что-то не верится что есть машины в которых "подшипники скольжения на отремонтированном двигателе (как минимум 1-2 сезона, а потом, разумеется для приближения к идеалу опять потребуется смазка)".

Даже в жарком климате с холодной зимой мне не потребовалось ничего делать с вентилятором Жигулей которые я покупал 8-летними б/у, и проехал несколько раз по 2 сезона. Так и продал машину, ничего не делая с вентилятором.

Только однажды, на >10-летней Ниссан Максима б/у с пробегом где-то за 250 тыс. км, я заменил электромотор вентилятора со стёртыми щётками, на другой с разборки.

0
lexeich
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калинаизменен 13 февраля в 12:28

Да, представьте себе, так и есть. "Идеала" в конкретном случае хватит не более, чем на 2 зимних сезона, поскольку один из главных минусов данного конструктива подшипников скольжения, это необходимость регулярной и частой их смазки. Ну кто бы это делал! Кроме того, этот моторчик не лампочка, т.е. он не выйдет из строя ("перегорит") на 3-й сезон, что допустим будет заметно сразу, а разумеется будет работать и дальше, только похуже: чуть шумнее, чуть с меньшими оборотами, чуть "прожорливей" по потреблению тока, чуть больше износ втулок и самого вала и т.д. Кстати, многие так и ездят (ездили) годами.

+1
bronik
был 22 часа назад
НаNissan Murano, Toyota FJ Cruiser14 февраля в 06:40

Значит в моих старых Жигулях что-то было другое. Или подшипники, или смазка. Раз мне вентилятор не доставил хлопот. Даже и не узнал в чём особенность конструкции, и что за смазка была. Возможно на моей машине был установлен вентилятор зарубежного производства. С завода все большие болты подвески имели выштамповку FIAT. Сейчас моей Тойоте 12 лет, пробег под 200 тыс. км, - а вентилятор в работе все сезоны, и нет проблем.

Преимущества подшипников скольжения по сравнению с подшипниками качения (Из американского учебника) :

Они проще. Меньший вес. Низкие затраты производства. Их установка проще.

Более длительный безусталостный срок службы их элементов.

Менее шумные.

Им требуется меньше радиального пространства, так как они изготовлены с тонкими стенками.

При использовании самосмазывающихся подшипников процедура смазки не требуется.

Они позволяют увеличить скорость вращения.

Повышенная ударопрочность

0
lexeich
был 9 часов назад
НаLexus GX, Jeep Grand Cherokee14 февраля в 07:25
Преимущества подшипников скольжения по сравнению с подшипниками качения

видимо проблема визга моторчика печки всего семейства ВАЗ 2101 известна только россиянам))

как и крана той же печи))

0
новик62
был 22 часа назад
НаNissan Murano, Toyota FJ Cruiser18 февраля в 04:20
Видимо проблема визга моторчика печки всего семейства ВАЗ 2101 известна только россиянам)) как и крана той же печи))

Это возможно. Но не у всех. Была у нас в семье долго модель ВАЗ-2101 и не очень долго ВАЗ-21013, и таких проблем не встретили.

0
lexeich
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калинаизменен 13 февраля в 12:59

И еще. Я в молодости, когда учился на вечернем факультете политеха, параллельно работал (около 5 лет) на Краснодарском ЗИПе в цехе ремонта электрооборудования, занимался ремонтом электрооборудования станочного парка (токарные, фрезерные, строгальные, сверлильные станки, прессы, термопластавтоматы и т.д. ), в том числе и их электродвигатели (в основном асинхронного типа), поэтому подшипники электродвигателей мне хорошо знакомы. На каждый станок был формуляр, в который в том числе заносились все сведения о его ремонте (объем ремонтных работ, время проведения, ФИО ремонтника и т.д.). Поскольку в то время станочный парк на заводе в основном работал в 2 смены., то периодичность ремонта станков была довольно частой. Некоторые станки были у меня по нескольку раз в ремонте за все время (так сказать -старые знакомые). Так вот, что касается подшипников- было замечено, что при одновременной установке совершенно новых подшипников на вал ротора двигателя и допустим немного б/у подшипников на соседний двигатель после промывки, продувки сжатым воздухом и замены в них смазки надлежащего объема, то последние частенько служили дольше до появления характерного "рокота" в при вращении. Как общеизвестно смазки в новых закрытых подшипниках очень мало (особенно в отечественного производства), должно быть не менее 30% по объему , в зависимости от назначения (скорости вращения), а по факту обычно маленький мазочек не более 5-10%. т.е. подшипник практически сухой. Есть конечно и счастливые исключения, типа подшипников SKF и некоторых других брендов. Поэтому, мы обычно перед тем как поставить новые подшипники старались всегда снять уплотнения и добавить смазку, что намного увеличивало их ресурс, аналогично при ремонте станка особенно если двигатель разбирался по другим причинам: перемотка обмотки статора, отливке крышки (старая лопнула или разбито посадочное отверстие под подшипник и т.д.), перепрессовка вала ротора и тд. то обязательно меняли смазку в подшипниках для увеличения их остаточного ресурса. Так вот, возвращаясь к моторчику автора темы (тот который стоит сейчас) , подшипники качения у которого явно "нашенские" и в них явно смазка еще заводская (т.е. ее по факту как бы нет). Кстати, чуть ранее, я уже высказал уважаемому автору свое сожаление о том, что он разбирал генератор и сразу не промыл, не продул и не заменил смазку в подшипниках, пользуясь возможностью.

+1
bronik
был 6 часов назад
НаHyundai Solaris, Hyundai Solaris13 февраля в 14:41

О, блин, я тож в юности на ЗИПе работал, в СКБ 13,пару раз в механический посылали, там где грохот

+2
sergey-93
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калина13 февраля в 15:20

Надо же, как оказывается мир тесен! Я на ЗИПе работал с 1987 по 1991 год. Механический это насколько помню был цех 3, там где прессы стояли. Там, да, с непривычки как зайдешь, сразу в ступор можно было попасть- такой грохот от штамповки стоял. Кстати, больше половины работников там были женщины. Ну, примерно так, как было с главной героиней фильма "Москва слезам не верит", когда она штамповщицей работала на заводе.

+3
bronik
был 6 часов назад
НаHyundai Solaris, Hyundai Solaris13 февраля в 17:38

Я в Зиповском учился и практику на зипе проходили гдето 87-88 год

+2
sergey-93
был 22 часа назад
НаNissan Murano, Toyota FJ Cruiser14 февраля в 06:51
на ЗИПе работал

bronik , sergey-93 , - так вдвоём живые легенды !! - Хороший мне повод пригласить таких героев, достать мои лучшие рюмки, бокалы . . .

В Канаде живёт друг, так его жена на ЗИЛе работала. Когда застолье, или у костра беседа, - то она бывало говорила что на заводе так никода и не достигли выдержать точно угол развала цилиндров при изготовлении двигателей V8. Правда ли такое было или нет, - я не знаю, я на ЗИЛе не был.

+1
lexeich
был 6 часов назад
НаHyundai Solaris, Hyundai Solaris14 февраля в 07:22

Лексеич, ЗИП - Завод Измерительных Приборов. К Заводу им. Лихачева я отношения не имею, разве что немного к самому Лихачеву, у меня сын Дмитрий Сергеевич

0
sergey-93
был 22 часа назад
НаNissan Murano, Toyota FJ Cruiser18 февраля в 04:34
ЗИП - Завод Измерительных Приборов. К Заводу им. Лихачева я отношения не имею

Ай, извините, глаза подвели. ((

Всё равно тогда заслуги и вклад в точные измерения защитываю ))

0
lexeich
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калина14 февраля в 18:50

Прежде всего, благодарю за комплимент в наш адрес. Ну, а что касается угла развала цилиндров, то в некотором роде согласен, что стандарты качества на ЗИЛе, ГАЗе и тем более АЗЛК с ЗАЗом при СССР, были намного ниже, чем на ВАЗе.На последнем, кстати в постсоветский период про эти самые стандарты подзабыли лет на десять. И еще, эта самая жена друга не вспоминала также (ну, когда накатит хорошо) кем она работала на ЗИЛе? Может быть в ОТК? Очень интересно было бы узнать.

0
bronik
был 6 часов назад
НаVolkswagen Tiguan, Peugeot 40814 февраля в 23:26

Не надо писать ерунду про стандарты качества. ЗИЛ выпускал технику для армии, а это совсем другой спрос. ВАЗ мог годами делать распредвалы из пластилина, и никого это особо не волновало. На ЗИЛе за такое головы бы полетели. Прием машин для армии был очень жёсткий, знаю не по наслышке. А за жигулями за любыми очередь была на годы вперёд.

0
ff-68
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калина14 февраля в 23:33

Действительно, не надо писать ерунду про то, о чем Вы и понятия не имеете. Так между прочим, если все-таки желаете поднять свой уровень познания в данном вопросе, то поищите в сети, там хватает информации про это. Удачи!

0
bronik
был 6 часов назад
НаVolkswagen Tiguan, Peugeot 40814 февраля в 23:54

В сети много можно ерунды прочитать, писателей сейчас хватает. По поводу ЗИЛ мне не надо рассказывать, я сам все знаю, застал его ещё.

0
ff-68
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калинаизменен 15 февраля в 17:56
я сам все знаю,

Какое у некоторых однако самомнение! Так между прочим, все-таки поищете в сети когда и где в нашем отечественном автопроме впервые появились стандарты ISO, узнаете для себя еще больше нового. Надеюсь, что Вы, как человек считающий себя "знающим", также знает, что это такое. Удачи!

+1
bronik
был 6 часов назад
НаVolkswagen Tiguan, Peugeot 408изменен 15 февраля в 18:18

когда в нашей стране появилось ISO, ЗИЛа уже практически не было, а речь изначально шла о нем. Я о советском периоде разумеется. 6 лет жизни связано с заводом, это тебе не статья из сети.

0
ff-68
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калинаизменен 15 февраля в 18:56

В нашей стране столь высокий уровень стандартов производства появился на АвтоВАЗе с началом производства, т.е. в 1970 году. Все остальное, типа ЗИЛа, Урала, УАЗа и ГАЗа (вроде "шишиги" для МО) и т.д. намного отставало по своему уровню. И если Вы этого не знаете, то проявлять упрямство в своем невежестве как минимум, странно.

+1
bronik
был 6 часов назад
НаVolkswagen Tiguan, Peugeot 40815 февраля в 19:20

Рассказ "Срезал"

Василий Шукшин.

0
lexeich
был 6 часов назад
НаVolkswagen Tiguan, Peugeot 40814 февраля в 23:02

Сильно сомневаюсь что отверстия в блоке под гильзу поршня вручную проходили. Возможно был износ и неточность станков, но не слышал чтоб это влияло на работу двигателей.

0
ff-68
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калинаизменен 14 февраля в 23:38
Сильно сомневаюсь что отверстия в блоке под гильзу поршня вручную проходили.

Хм. Забавно! Вы вообще-то хоть сами поняли, что написали? Очевидно, что нет! Кроме того, до чего же удивительно- какая же бывает у некоторых буйная фантазия одновременно со странной мнительностью!

-1
был 5 часов назад
НаFord Fusion14 февраля в 09:13

В Канаде живёт друг, так его жена на ЗИЛе работала. Когда застолье, или у костра беседа, - то она бывало говорила что на заводе так никода и не достигли выдержать точно угол развала цилиндров при изготовлении двигателей V8.

Сдаётся мне,что она и померить этот угол точно не могла.

+2
был 2 дня назад
НаVolkswagen Golf14 февраля в 20:42

Я в своё время, когда моему Жигулю было три года, пошёл более радикальным путём: укоротил вал примерно на три миллиметра, раззенковал его торец и вложил на дно корпуса шарик подходящего размера от подшипника. Естественно, заполнил гнездо шарика смазкой. Проездил на машине 15 лет до её продажи. Моторчик после доработки не скрипел никогда.

0
koe69
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калинаизменен 14 февраля в 22:30

О, да, знакомая тема! У меня сосед по даче давным-давно так делал, вычитал, если не ошибаюсь, в журнале "За Рулем" в разделе "Советы бывалых" и так сказать "модернизировал" этот злосчастный моторчик на своей видавшей виды Вазовской шестерке, попутно похваставшись мне. Как-то спустя несколько лет, однажды весной передав ему пару выращенных мною саженцев инжира я вспомнил этот случай и поинтересовался как работает "модернизация", поскольку изначально довольно скептически это воспринял. Чуда не произошло, поскольку сосед ответил, что еще год назад разбирал моторчик для смазки подшипников, при этом шарик выкинул как бесполезный элемент. Как говорится, правильное понимание вопроса к нему все-таки пришло, но правда спустя несколько лет. Бесполезный потому, что проблема-то остается что с шариком, что без оного: определенная величина трения в паре "подшипник скольжения - вал якоря" ведь так или иначе остается и не уменьшается при установке шарика и постепенно увеличивается в связи с естественным уменьшением смазки в этой паре трения. Кроме того, если внимательно осмыслить как работает в данном случае моторчик (т.к. сказать рассмотреть физику процесса) , то тоже становится понятным, что установка этого шарика снизу в торец вала якоря самообман. Как-то так.

+3
bronik
был 2 дня назад
НаVolkswagen Golf14 февраля в 22:38

Скрежещущий звук был из-под стопорного кольца вала, так якорь под своим весом тёрся в этом месте. Смысл переделки - увеличить осевой люфт вала, уперев его через шарик в днище корпуса. Двигатель отопителя располагается в "Жигулях" вертикально, поэтому боковой нагрузки на втулки в нём нет. Регулировочными шайбами устранять люфт не нужно ни в коем случае; скорее, наоборот.

+1
koe69
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калинаизменен 14 февраля в 22:57
Смысл переделки - увеличить осевой люфт вала, уперев его через шарик в днище корпуса.

Видите ли, я же выше неспроста упоминал про физику процесса и самообман при установке этого шарика. К великому сожалению, судя по фразе которую я процитировал выше, Вы весьма туманно себе представляете как распределяются эти самые "нагрузки". Попробуйте еще раз посмотреть схему работы и этого моторчика и понять для себя как Вы заблуждаетесь, поскольку "упереть его через шарик" просто не получается по факту, поскольку это и есть большое заблуждение . Если что я могу чуть позже Вам подсказать, если это будет необходимо.

0
koe69
был 5 часов назад
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калинаизменен 15 февраля в 19:36

Как я вижу, единственным аргументом в защиту своей позиции у Вас и ваше компании остается только минусить мне с досады и не более того. Со стороны это выглядит весьма примитивно и смешно. Хотя мне от этого, как говорится, не холодно и не жарко. Ну это так, к слову, ну а теперь возвращаясь к обсуждаемой теме, попробую Вам популярно пояснить суть Вашего заблуждения. Итак, давайте рассмотрим как непосредственно работает Ваша "доработка " с шариком. Допустим, Вы специально увеличили осевой люфт вала якоря моторчика, в исходом состоянии ( в выключенном состоянии якорь вполне может опираться своим нижним торцом вала а этот шарик. Обращаю особое внимание, что именно при выключенном (обесточенном состоянии!), ну а после того, как моточик включают то якорь моторчика сразу перемещается вверх выбирая осевой люфт, до упора шайбой на валу в верхнюю втулку подшипника скольжения. Отсюда следует, что нижний торец вала сразу после включения уже не контактирует с шариком, т.е. последний совершенно бесполезен при работе моторчика. Допускаю, что Вы и ваши друзья из чувства противоречия, попранного самолюбия и слабого понимания физики процесса сразу могу вопрошать , а почему, собственно, якорь моторчика при работе вдруг переместится вверх? Охотно попробую расширить Ваш кругозор и в этом вопросе. Давайте для начала вспомним что такое возду́шный винт (пропеллер) самолета- это лопастный движитель , создающий при вращении тягу за счёт отбрасывания воздуха назад с некоторой скоростью, приводимый во вращение двигателем и преобразующий крутящий момент двигателя в силу тяги. В данном случае все происходит аналогично: поскольку вентилятор моторчика жестко связан с валом якоря и при вращении последнего воздух, так сказать, "затягивается" вниз, то соответственно создается сила приложенная к вентилятору, действующая в противоположном направлении, т.е. вверх, поскольку сам корпус двигателя (с подшипниками ) неподвижен относительно всего остального, то эта сила направленная вверх действует на вал якоря (напомню, что вал якоря жестко связан с вентилятором), так вот с учетом того, что вал имеет осевой люфт, то получается , что вал якоря сразу после пуска и перемещается в вверх до упора в верхнюю втулку и следовательно образуется зазор между шариком на дне крышки и нижним торцом валика якоря. Другими словами, этот шарик не работает вообще. Как видите, все объясняется довольно элементарно. Очень странно, что Вы все не проявили способность хоть немного подумать в столь простой ситуации. Честное слово, мне стыдно за Вас, ребята!

+2
Добавить комментарий