Лимузин, танк и трактор в одном флаконе
Что и говорить, а я с детства обожал машины. Сначала я чинил свои советские велосипеды, которых у меня было немало. Помогая ремонтировать деду его технику, я жадно вдыхал запах бензина и обожал, когда руки мои были черны от масла. Всё свободное время я старался занять манипуляциями с техникой. Даже если помощь никому не была нужна - я просто ходил рядом и смотрел, вникая. Позже это вылилось в ковыряние с друзьями и товарищами их мопедов, скутеров, а затем и автомобилей.
Но лишь года три назад я активно стал вникать в устройство автомобилей. Это стало весьма увлекательным занятием. И первой машиной, в которой я активно начал "шарить" - стал ИЖ-412 моего друга. Москвичи и ИЖи привлекли меня, но тогда мне ещё не с чем было сравнивать.
А когда довелось сравнить - понял, что Москвич мне очень нравится. И с получением водительского удостоверения в июле 2014, добровольно отказавшись от покупки ВАЗа, Волги и б\ушных иномарок я нашёл объявление и поехал смотреть. Причём - один, доверяя своей интуиции и веря, что она меня не подведёт. Так и вышло.
Дед, единственный владелец, открыл гараж и перед моим взором предстал АЗЛК-412 1972 года, белого цвета, с блестящим хромом и ГДР-овскими фарами - именно та модификация, которая мне нравится больше всего. Собственно, именно это меня и удивило - "московских" 412 москвичей я видел намного меньше, чем ижевских, и не мог предполагать, что наткнусь на такой. И я начал осмотр, а затем последовали: покупка, процедуры замены номеров, птс, стс, смене собственника и прочем. Но я об этом не пожалел.
Машина в весьма бодром состоянии, хотя ей 43 (!!!) года. Кузов был плоховато перекрашен ещё первым владельцем, но при этом - ржавчины и дыр практически нет. Устали немного пороги и детали по мелочи. Мотор УЗАМ-412 шепчет, особенно после замены масла на полусинтетику 10W40. Пробег - практически 64 тысячи км. Карбюратор пока родной К-126, буду ставить Солекс, а затем и БСЗ вместе родной системы зажигания.
После покупки довелось заниматься работами - Москвич был не готов к езде. Вместе с другом сделали карбюратор, новый бензонасос и многое по мелочи. Я полностью перебрал тормоза (ГТЦ, все цилиндры и колодки) и они стали неплохо работать. Через пару дней поехал в ГИБДД и получил ПТС и СТС на своё имя.
А затем - после 150 км пробега после покупки - развалился выжимной. И я сидел менял сцепление в сборе. Это был последний "серьёзный ремонт" перед отправлением Москвича бороздить улицы и шоссе.
И сегодня - он на отличном ходу. Поломки, бывает, случаются, но всё можно починить своими руками, прочитав книжку или спросив совета у знающих. Понятное дело, машина у меня лишь 4 месяца, многое может случиться, но, так сказать, основное впечатление составить можно)
Скорее всего, с Комби моего друга уже многие пользователи знакомы и видели его. Тогдашняя наша поездка на Север вызвала у меня бурю эмоций и впечатлений. Так что цель такова - подготовить наши машинки к лету и отправиться туда снова, посещая ещё более интересные и неизведанные нами места. Например, Умбозеро. В общем, будет интересно.) А пока - Москвич ежедневно возит меня куда угодно, и просит лишь заботы, любви, ухода, ласки и нормального бензина) Думаю, в итоге он станет надёжным товарищем, превосходным партнёром, на которого можно положиться и броситься на нём куда угодно. Жаль только одного - таких машин осталось очень мало. И в различных экстремальных условиях с ним приходится обходиться особенно бережно.
Жаль, что сегодня классические Москвичи мало кто может оценить по достоинству. Разумеется, он обладает рядом существенных недостатков, но их можно либо устранить, либо без особых проблем относиться к ним со снисхождением. Достаточно вспомнить знаменательные триумфы (тот же Лондон-Сидней) Москвичей, когда они, в паре со своими отважными пилотами, прославили автомобильную промышленность Советского Союза и весь СССР вообще на весь мир.
Совет автора покупателям Москвич 412 1.5 1972 г
При покупке Москвича и так понятно - что вам будет не в тягость персонально заниматься своей машиной и терпеть определённые лишения. Я бы сказал, покупают Москвичи не из-за дешевизны (хотя, для меня, как обычного студента, это важно), а скорее из уважения, интереса и неопровержимых плюсов этой машины.
Если вы можете абстрагироваться от мнения окружающих, не обращать внимания на выпады некоторых людей (в стиле, "а что, эта древность может ездить?") и подобное, а также с уважением относиться к тому, что многим людям очень интересно увидеть и расспросить про Москвич, то такая машина будет вполне удовлетворять вас и подарит множество впечатлений. Вы переживёте незабываемые, как приятные, так и неприятные периоды - в общем приготовьтесь к погружению в интересный мир владения и эксплуатации этого автомобиля.
Тем, кто решил купить Москвич, можно посоветовать обратить внимание на сцепление (как выжимается, не пробуксовывает ли) и на коробку (как включаются передачи, не сильно ли течёт масло). Иначе придётся под эстакадой разбирать и чинить (правда, это совсем недорого).
Если мотор работал на воде - сливать её и промывать систему охлаждения много-много раз, затем залить тосол или антифриз. Если неизвестно, какое масло лил старый владелец - промыть двигатель и залить свежее масло, поменять его тысяч через 5, вместе с маслофильтром, конечно.
Летом можно поставить 6-лопастную крыльчатку (будет лучше охлаждать), а зимой - жалюзи радиатора или просто картонку - будет быстрее прогреваться.
Удачи!)
Достоинства:
- Интересный и раритетный внешний вид. Обилие хрома и красивые, пропорциональные формы кузова.
- Дешёвые запчасти, кроме того - возможность поставить практически любые запчасти, если очень захотеть.
- Достаточно простая и надёжная конструкция. Разобраться может любой, если захочет. И починить в полевых условиях большинство агрегатов - тоже. При должном уходе Москвич прослужит ещё не один десяток лет - если, конечно, вам это принципиально.
- Возможность доработок и тюнинга. Это действительно конструктор для взрослых, в хорошем смысле. Неудивительно, что 412 Москвичи очень любили раллисты.
- Неубиваемая, прочная подвеска (рессоры сзади). Трамвайные пути можно преодолевать на недостижимой для современных автомобилей скорости, не испытывая неудобств и не причиняя вреда машине. Те же Жигули, кстати, по подвеске Москвич обходит напрочь. И современные иномарки тоже проигрывают Москвичу.
- Огромная и прочная балка спереди.
- Хороший и неприхотливый двигатель, УЗАМ-412. Он не является копией мотора БМВ, как многие считают. Конструктивно да, в чём-то схож, но не копирован. Обладает бешеным подхватом на высоких оборотах. Кроме того - мокрые гильзы! Мотор не придётся менять, как цельные блоки, когда они сточатся.
- Высокий дорожный просвет (по умолчанию). Как у внедорожника. Возможность пробраться через любое бездорожье, если двигаться внимательно и с умом.
- Кузов ранних Москвичей сделан из прочнейшей и толстенной стали. Практически каждый день ко мне подходят люди с просьбой постучать по нему, чтобы лично в этом убедиться. :) Сами понимаете, что при столкновениях (не дай Бог, конечно) на средней скорости у Москвича будет минимум последствий при аварии. В этом уже довелось убедиться, влетев при подъёме на эстакаду в ограждение из-за разлитого на ней масла - ограждение с треском сломалось, а на крыле у Москвича - царапинка и скол. Поставлю низкую оценку за безопасность за то, что он не соответствует современным нормам таковой - всё-таки, нет инерционных ремней безопасности, подушек и прочего. Но разве можно это требовать от машины 1972 года?)
- Очень удобный салон у ранних Москвичей - пружинные сиденья ни на что не променяю. Жаль только, что на них не устанавливались подголовники. Но сидеть очень удобно - как дома на диване. Посадка сама по себе не хуже, так называемой, командирской - сидишь высоко, видишь далеко.
- Хорошее освещение: благодаря формам фар и рефлекторов - свет очень хороший, всё видно чётко и далеко.
- Остеклённость - в салоне светло и всё вокруг видно. Когда начинаешь чувствовать габариты - парковаться становится достаточно легко.
- Удобное расположение педального узла - ноги практически не устают. На мой взгляд, в Жигулях в этом плане не так удобно. А передний пассажир будет рад тому, что в салон не выходят колесные арки - можно вытянуть ноги и расслабиться.
- Относительно большой багажник и много свободного места в подкапотном пространстве.
- Москвич узковат - это позволяет без напряжения ездить в ограниченных пространствах и пробираться по нужной полосе, даже если её со всех сторон зажали.
- Периодически подходят поболтать разные люди - бывает очень здорово с ними общаться. Это бывшие инженеры, механики, просто люди, которым интересно - и у них можно много чему научиться.
- И, что немаловажно, это возможность развить свои технические навыки, научиться мыслить творчески, а также - действительно научиться водить автомобиль (без гидроусилителей)
Недостатки:
- Мне не нравится трансмиссия. Коробка откровенно слабая и издаёт гул на пару с мостом при движении, хотя звук приятный, реактивный, как будто идёшь на взлёт :) Но ресурс коробки мал, да и она любит течь маслом. Выжимной не имеет нормального крепления с направляющими на вилке, в отличие от тех же Жигулей.
- Мотор не любит перегрева. Многие с этим борются посредством установки электровентилятора, установки 6-лопастного винта принудительного вентилятора (как у меня) и прочими методами. Помогает не всегда.
- Подвеска и узость Москвича, несмотря на преимущества, так же являются и недостатком - в поворотах Москвич обожает крениться, а при движении на высоких скоростях раскачивается и становится менее управляемым и предсказуемым.
- Печка - греть почти не умеет, в силу неудачного подвода к ней ОЖ и собственной конструкции. Если это переделать - будет Ташкент.
- Воздух плохо циркулирует в салоне, стёкла запотевают постоянно. А на 412 модели электрообогрева заднего стекла нет.
- Не самое лучшее навесное оборудование (генераторы и прочее).
- Немалый расход топлива на 126 карбюраторе (зато он простой).
- Тормоза в моём случае (одноконтурные, барабанные на всех колёсах, без усилителей) - тихий ужас. Буду ими заниматься в новом году.
- В моём случае (ранний 412) отсутствует аварийка. Жаль, потому что не поблагодарить тех, кто пропускает - приходится подходить к этому делу креативно :)
- Мотор долго прогревается на холоде и иногда сильно остывает на ходу при морозах, это особенность УЗАМ-412. Много вариантов решения.
- Слабоватая динамика, ускорение до сотни - 19 секунд. Но это, кстати. совсем незаметно.
- Маловато магазинов с запчастями для Москвича. Хотя в Питере и Москве с этим проблем нет.





Машина замечательная и главное красивая. Ее бы в оригинал восстановить и иногда летом кататься.
Даже не представляю как на ней сейчас техосмотр можно пройти...