Тест-драйв VolvoV40 1.8

Rain in Spain.

У всех компаний свои проблемы. General Motors меняет структуру, Ford под свою программу Ford 2000 реорганизует управление, Lotus ищет, кому бы продаться.

У Volvo, похоже, есть проблемы взаимодействия между маркетинговыми подразделениями и отделом рекламы и внешних связей. Чем иначе можно объяснить, что test-drive моделей S40/V40, которые всему миру известны уже почти 2 года, для российских журналистов компания организовала только в октябре? Видимо, тем, что Volvo наконец решила начать их официальные продажи в России.

Впервые автомобили S40 и V40 компания Volvo показала во Франкфурте в 1995 году. В ноябре того же года начался их серийный выпуск. Делают машины в Голландии, на заводе Ned Car, который на паях принадлежит Volvo, Mitsubishi и правительству страны. На этом же заводе выпускают Mitsubishi Carisma — тот же, что иS40/V40 автомобиль, отличающийся оформлением и двигателями.

Для шведской компании появление моделей S40/V40 знаменовало собой попытку если не полной смены облика своей продукции, то по меньшей мере заполнения совершенно новой для Volvo рыночной ниши. О том, что компания серьезно относится к этому вопросу, свидетельствует и появление 2 месяца назад на Парижском автосалоне еще одной новой машины — купе C70. Но об этой модели в другой раз, а пока — о test-driveS40/V40.

На брифинге организаторы довольно долго рассказывали о том, как компания с помощью S40/V40 намерена завоевать совершенно новую для себя группу покупателей — молодых, независимых, с индивидуальными вкусами, для которых при выборе и покупке автомобиля большую роль играют его внешний вид и стиль. Volvo признает, что соперники ее в этой области во многом опередили, но серьезно намерена наверстать упущенное.Успех S40/V40 важен для компании еще и потому, что платформа этой машины — одна из двух базовых, на которых будут строиться новые модели Volvo. Только в прошлом году Volvo вложила в исследования и разработки около SEK4,5 млрд ($695 млн), в основном в создание модели S40/V40.

Слоган, или, если хотите, девиз, который Volvo выбрала для этого автомобиля, — pleasure to buy and own. Вопрос — куда делась первая часть, pleasure to drive? Ответ — идея неоднократно использована конкурентами, да и вообще сейчас все говорят это о своих машинах.

Компания недовольна тем, что автомобили S40/V40 в Россию уже попали — неофициальными путями. (Volvo серых дилеров не любит и рассчитывает с ними покончить естественным путем, наладив официальные продажи и совершенствуя обслуживание). Эти машины для российских условий не годятся, не обеспечены сервисом и портят репутацию компании. Другое дело официальные продажи — автомобили полностью адаптированы, сервис налажен и т. п. Правда, осталось неясным, в чем конкретно заключается адаптация машин для России, и не имелось ли в виду, что автомобили сертифицированы — обязательное условие для официальных продаж.

Как вы уже поняли, Volvo любит порядок. Раз официально S40/V40 в России должны поступить в продажу в декабре — январе, то и test-drive должен быть проведен соответственно, так чтобы материалы в печати появились именно к этому сроку.

Ну что же, мы в Испании. Городок Марбелья на Коста дель Сол, что означает Солнечный берег. Октябрь, +26¦,нанебе ни облачка. Все правильно, как там было в небезызвестном мюзикле — The rain in Spain stays mainly in theplains?

На парковке гостиницы выстроились три десятка новеньких машин, собранных в группы по цвету кузова. Похорошей традиции многие компании на test-drive выкатывают автомобили, окраска которых соответствует комплектации — замороченным журналистам легче разобраться. Так было и в этот раз — красные, фиолетовые, серебристые и голубые машины.

Модель S40/V40, конечно, видеть приходилось и до приезда в Испанию. Но попробуем отделаться от предыдущих впечатлений и начать знакомство c автомобилем заново.

Во внешнем облике машины ничего выдающегося или яркого обнаружить не удалось, необычен он разве что для Volvo. Нормальный автомобиль среднего класса, по-современному округлый, но без излишеств. Все достаточно строго и сбалансированно. В то же время Volvo узнается безошибочно, особенно спереди. Дизайнерам удалось соблюсти преемственность традиций и в то же время создать совершенно новый автомобиль.

Напомним, что S40 — это седан, V40 — пятидверный универсал, который производитель называет Touring. Отличаются машины оформлением задка. Других различий между S40 и V40 нет, даже в габаритных размерах. Привод на передние колеса.

Передняя подвеска MacPherson, задняя многорычажная.

Обе машины могут комплектоваться 1,8 и 2,0 л бензиновыми двигателями мощностью 115 и 137 л. с. И крутящим моментом 165 и 183 Нм соответственно. В гамме есть и 1,9 л турбодизель (90 л. с., 176 Нм), машина с ним прошла сертификацию в России, но пойдет ли она в продажу, компания пока не решила.

Салон автомобиля выдержан в спокойных тонах и производит приятное впечатление. Все сделано солидно и добротно, как и во внешнем облике машины, ничего привлекающего повышенное внимание в салоне не обнаружилось.

Водительское сиденье — никаких претензий. Все регулировки на месте, их запас достаточен для человека любой комплекции. Удобное на ощупь рулевое колесо, оптимального диаметра и сечения. Стандартные подрулевые рычажки, электрические стеклоподъемники и регулировки наружных зеркал (почему-то на горизонтальной консоли между сиденьями), там же есть два подстаканника. Управление светом — в левой части торпедо. На центральной консоли расположились рукоятки и кнопки управления кондиционером и приличных размеров магнитола.

Сзади места не очень много, коленками упираться все-таки придется. Зато некоторые варианты комплектации предусматривают наличие детских сиденьиц, интегрированных в середину подушек заднего дивана. Детская подушка легко поднимается вверх и фиксируется, ребенок возрастом до 10 лет сидит пристегнутый, как взрослый, и может обозревать пейзажи за окнами.

Приличных размеров багажник, особенно на универсале, с разумной погрузочной высотой и высоко поднимающейся крышкой, о которую не будешь задевать головой.

Но вернемся в салон. На приборной панели только три круглые шкалы — спидометр, тахометр и дисплей бортового компьютера, который показывает запас топлива, его мгновенный и средний расход, среднюю скорость автомобиля и многое другое. Чтобы найти маленькую круглую ручку, с помощью которой переключаются показания компьютера, пришлось потратить немало времени. Ручка в конце концов обнаружилась в середине центральной консоли, но даже после этого ее каждый раз приходилось искать заново.

Регулируем под себя зеркала, осматриваемся. Педали на месте, рычаг КПП — разумных размеров, головка удобно ложится в руку. «Всухую» пробуем сцепление, тормоза, переключение передач. Все нормально, даже между 3-й и 5-й почти не ошибаемся. Можно ехать.

Трогается машина плавно, как бы нехотя. Даже если с избытком поддать газу, оставить черный след на асфальте не получается. Возможно, это результат работы АПС. Дальше все идет нормально, разгон уверенный, хотя особо резвым его не назовешь. Передаточные числа коробки подобраны удачно, переключение происходит мягко и четко.

На первом же Т-образном перекрестке, с которого начинались все проложенные организаторами маршруты, обнаружилось, что передние стойки расположены не идеально. Если к левой передней удавалось приспособиться, слегка откинувшись назад, то направо видно было неважно — при подъезде к перекрестку обзор закрывала передняя стойка, а в повороте — пассажир и средняя стойка.

Меняясь машинами, за день проехали несколько маршрутов, которые частично проходили по магистралям, но большей частью по горам. Машин на дороге немного, на отдельных участках удавалось двигаться достаточно быстро и активно.

Рулевое управление очень легкое, но ватное на любой скорости. На хорошей прямой магистрали это не мешает, сидишь себе удобно, лишь слегка прикасаясь к баранке. Но на горном серпантине нужную траекторию рулем приходилось буквально «нащупывать» — впору было клеить какое-нибудь колечко на «ноль руля».

Примерно такая же ситуация с подвеской — на магистрали все великолепно, в меру мягко и комфортно. А вострых поворотах автомобиль начинает вываливаться наружу раньше, чем от него ожидаешь. В некоторых ситуациях резина начинала визжать на 40 км/час. Возвращается на нужную траекторию машина легко, достаточно чуть сбросить газ. Но более информативный руль все же бы не помешал.

Признаться, на той же 850-й мы бы, наверное, проходили виражи не так решительно, как на S40/V40. Но к этому провоцировал внешний вид машины, отличающийся от традиционных угловато-солидных форм Volvo. Стоит заметить, что для S40/V40 предусмотрен и более жесткий — спортивный вариант подвески, с которой поведение автомобиля становится более соответствующим его внешнему облику.

К тормозам никаких претензий, остановка плавная и уверенная с любой скорости. Экспериментировать с АБС было негде, покрытие дорог шершавое, а грунтовые обочины особого желания не вызывали — уж больно обрыв близко.

Коробки передач для S40/V40 предлагаются как механические, так и автоматическая (только для бензиновых версий), у последней имеются три режима — обычный, спортивный и зимний. Механические коробки для двигателей 1,8 и 2,0 л отличаются лишь второй передачей. Интересно, что с механической коробкой разница в разгонной динамике машин с 1,8 и 2,0 л моторами не чувствуется, с автоматом она кажется больше.

Если хочешь добиться от автомобиля по-настоящему резвого поведения, двигатель нужно крутить тысяч до пяти — почти до предела. С ручной коробкой это не проблема, надо только не забывать посматривать на предусмотрительно установленный тахометр. Да и с автоматом этот прибор отнюдь не мешает — для придания машине желаемой резвости приходится пользоваться спортивным режимом коробки, а на горной дороге еще и принудительно включать пониженную передачу. При этом стрелка тахометра к красной зоне подбирается очень близко.

Все это — впечатления первого дня, когда к машине прислушиваешься и приглядываешься особенно придирчиво. На следующее утро автомобиль показался уже совершенно знакомым, причем в любой модификации. Если вначале хотелось непременно взять машину с 2-литровым мотором и ручной коробкой, то теперь разница между ними почти не ощущалась. Любая модификация — это нормальный автомобиль среднего класса, крепко сбитый, легко управляемый, в меру мягкий, на котором можно и с ветерком по магистрали проехаться, и на проселок свернуть.

Впрочем, одна особенность все же обнаружилась. На последний, самый длинный маршрут выехали на S40 с двигателем 1,8 л и автоматической коробкой. Скоростная трасса вдоль побережья, ровная и просторная, вполне можно попробовать скоростные качества машины. Разгоняется автомобиль плавно и уверенно. Скорость 120,водитель идущей впереди машины вежливо освобождает левый ряд. Будем и мы вежливы, проскочим побыстрее.

Педаль в пол — и ничего не происходит, машина медленно-медленно набирает скорость. Еще раз резко педаль в пол до отказа. Вновь никакого эффекта, передача вниз не переключается. Странно. Начинаем экспериментировать.

До 100 км/час все нормально, коробка, как ей и положено, откликается на kick-down, перебрасывая передачу на одну вниз. После 100 км/час она делает это все менее и менее охотно, а на 120 км/час и выше —отказывается категорически. Машина при этом не очень охотно ускоряется, но когда дорога пошла чуть вверх, скорость выше 130 км/час не поднималась, что бы с педалью газа ни делали.

Может быть, дефект конкретной машины? Вечером пожаловались сотруднику Volvo, который отвечает за техническое состояние автопарка. Внимательно выслушал, уточнил номер машины, сел и уехал. Вернулся через час.

— Ну что?

— Да все в порядке, надо просто сильнее давить на педаль.

Для этого понадобилось час ездить? И что, я не знаю, где у машины пол? Что-то тут не так. Предлагаю версию- проблема с конкретным экземпляром автомобиля все же была, ведь обращаются с ними журналисты совсем не так, как со своими. А объяснения сотрудника — желание сохранить лицо фирмы.

Когда шла работа над этим материалом, вспомнилась компьютерная игрушка конца 80-х годов. Задача там состояла в том, чтобы пройти на автомобиле некий маршрут. Если едешь слишком быстро, тебя хватает дорожная полиция и тащит в тюрьму. Слишком медленно — не укладываешься в отведенное время. Когда едешь по всем правилам, то вовремя и без приключений добираешься до финиша. А там тебя приветствует надпись: «Тебе бы на Volvo ездить, с болонкой на сиденье».

Конечно, игрушка старая, да и ничего плохого в этом на самом деле нет — солидность, надежность и безопасность всегда ассоциировались с продукцией компании Volvo. И вполне правомерно перенести эти ассоциации на машины S40/V40. Но при этом смущает некоторое несоответствие между внешним обликом, который создатели придали этому автомобилю, и ощущениями от управления им.

Объективно, по техническим характеристикам все в порядке, и скорость, и разгон до сотни. Но от машины с такой внешностью подсознательно ждешь чего-то большего, чем от привычных машин Volvo. И возникает ощущение, что часть слогана — pleasure to drive, компания не использовала не только потому, что идея принадлежит конкурентам. И, соответственно, вопрос — кто будет покупать эти машины в России? Кто они —молодые, независимые, с индивидуальными вкусами? И, кстати, с немалыми деньгами.

Заводская отпускная цена самой дешевой версии S40 (1,8 л, механическая коробка) в базовой комплектации(подушка безопасности для водителя, передние электростеклоподъемники, подогрев сидений, щетки на фарах)составляет SEK133500 (около $20600). Если добавить кондиционер, подушку для пассажира, центральный замок и задние электростеклоподъемники, цена вырастет до SEK151450 ($23400). Версия с 2,0 л двигателем с этими же опциями будет стоить SEK160650 ($24800). Заводская цена универсала V40 с 2,0 л двигателем, автоматической коробкой и всеми возможными опциями, включая модифицированную подвеску и систему DSA(АПС), составит SEK198700 ($30700). Вроде бы разумно, тем более за марку Volvo. Но если добавить к этому отечественные таможенные накрутки, российские покупатели могут предпочесть продукцию других производителей. Кстати, стоимость Mitsubishi Carisma с 1,8 л двигателем, продажи которой в Японии начались в октябре, в базовой комплектации составляет 1,548 млн. иен (около $15500).

Хотелось бы провести какие-нибудь параллели с покупателями S40/V40 на Западе, но машина продается меньше года и данных пока нет. Да и Volvo считает, что сколько-нибудь серьезное влияние на доходы компании продажи S40/V40 смогут оказать не раньше, чем в 3v4-м квартале. А эти цифры появятся лишь к началу следующего года.

Надо отдать должное организаторам test-drive, все прошло великолепно, четко и без каких-либо накладок.

Хорошо подобранные маршруты, ясные и понятные легенды, отличная организация. Нельзя не отметить выдержку сотрудников Volvo, которые доброжелательно и терпеливо отвечали на все вопросы журналистов, даже самые назойливые. Они не уставали подчеркивать, что S40/V40 ни в коем случае нельзя сравнивать с850-й — да, формально это машины одного класса, но предназначены они для совершенно разных категорий покупателей. Еще и еще раз пытались объяснить, в чем разница между Volvo S40 и Mitsubishi Carisma. С улыбкой повторяли, что на вопросы о будущих моделях компании ответить не могут, поскольку политика Volvo —не разглашать свои планы и намерения.

Политика понятная, зачем заранее объявлять об этом конкурентам. Но иногда доходило до абсурда. Все попытки узнать что-либо о перспективах использования 1,8 л двигателя Mitsubishi с прямым впрыском на автомобилях Volvo приводили лишь к ответам типа: «Если бы такое решение было принято, то по техническим параметрам этот мотор вполне подошел бы для S40/V40».

А в это время Ульф Торн, официальный представитель Volvo, сообщал журналистам в Стокгольме, что переговоры об этом с японской компанией проводятся. А по нашим сведениям, соглашение о закупках двигателя GDI к этому моменту уже было заключено, что впоследствии подтвердила и компания Mitsubishi.

Политика компании дает свои плоды, о дальнейших планах Volvo известно мало — в Детройте должны выставить кабриолет C70 на базе показанного в Париже купе C70, а в Женеве — полноприводный универсал V70. Пока все, подождем следующего года.

Текст: Михаил Васильев

Фото: автора.

Комментарии
Обсудим? :) Оставьте комментарий, поделитесь мнением!
Добавить комментарий