Ремонт автомобилей

Сообщество

Обсуждение вопросов, связанных с ремонтом автомобилей.
Создать тему
11 февраля 2022

Замена втулок моторчика печки ВАЗ-2107 своими руками

Одной из основных причин выхода из строя штатного электродвигателя вентилятора отопителя ВАЗ-2101-07 является износ подшипников скольжения (втулок) вследствие высыхания заводской смазки.

Основные признаки наступающего выхода из строя - это повышенный шум и вибрация, треск, гул, появление писка и, наконец, заклинивание моторчика. Особенно часто эти симптомы проявляются вначале работы вентилятора в холодное время года.

Производитель в этом случае рекомендует заменить электродвигатель на новый, но мы попробуем его реанимировать, заменив данные втулки, которые имеются в продаже.

Для работы нам понадобится:

- Две новые втулки

- Два шурупа М3x16 с стопорными шайбами и гайками

- Гаечный ключ на 14

- Торцевые головки на 8, 17, 27 с удлинителем или другие подходящие по диаметру оправки

- Молоток, большая и малая отвертка, узкогубцы, пассатижи, нож

- Дрель со сверлом на 3, сверло на 6

- Кернер малый

- Наждачная бумага "нулевка"

- Маркер

- Шприц, моторное масло, консистентная смазка

- Обезжириватель, ветошь

Удерживая крыльчатку от проворачивания, отворачиваем гайку крепления, поддев отверткой, снимаем стопорную шайбу и две дистанционные шайбы, запомнив порядок их расположения. Проверяем вал на наличие люфтов.

Помечаем взаимное расположение задней крышки относительно корпуса электродвигателя, чтобы не перепутать полярность при обратной сборке. Выворачиваем два винта крепления задней крышки, вынимаем два "сухаря" и осторожно снимаем крышку с вала ротора.

Осматриваем состояние щеток, пружин и заднего подшипника. При остаточной длине щеток 4 мм и менее их необходимо заменить, при потере пружинами достаточной упругости, повреждении их также следует заменить.

Втулка задней крышки, как правило, изнашивается медленнее, при незначительном износе ее следует только протереть и заново смазать.

Достаем ротор из корпуса, очищаем и осматриваем вал с коллектором на наличие выработки, царапин, сколов, при необходимости шлифуем.

Начнем с замены подшипника в корпусе: подходящей по диаметру оправкой резким ударом молотка выбиваем втулку. Затем, плоской отверткой осторожно, чтобы не повредить стопорную шайбу, поддеваем и достаем ее, вынимаем фетровую (войлочную) прокладку.

Очищаем полость корпуса, ставим его на подходящую оправку, вставляем новую втулку и фетровую прокладку, смоченную моторным маслом.

Для смазки также можно использовать трансмиссионное масло, кроме марки GL-5, присадки которой ускоряют износ втулок. Оправкой забиваем стопорную шайбу на место, при необходимости дополнительно контрим ее кернером.

Для замены подшипника в задней крышке необходимо высверлить две алюминиевые заклепки, вытащить подшипник и контршайбу с фетровой прокладкой.

Очистить посадочное место и аналогично запрессовать новый подшипник, пропитать фетр маслом, вытерев излишки.

Для смазки внутренней полости втулки можно нанести небольшой слой высокотемпературной слаботекучей консистентной смазки. Нежелательно использовать для этого графитовую смазку, литол, солидол, шрус.

Затем, с помощью заклепок или шурупов прикручиваем щеточный узел обратно на место, обязательно керним шурупы от отворачивания. Проверив наличие дистанционных шайб, вставляем якорь в заднюю крышку и затем в корпус, собираем все в обратной последовательности.

Проверяем радиальный и осевой люфт вала, при наличии осевого люфта более 0,3-0,4 мм, необходимо его выбрать, подложив текстолитовые или фторопластовые шайбы.

Одеваем крыльчатку на место и проверяем работу электродвигателя, подключив его к источнику тока.

Небольшое видео процесса:

Удачи на дорогах!

отредактировано 11 февраля 2022 в 18:562201 просмотр
Нравится!
Мне нравится!
2201

Комментарии5 Добавить комментарий
был 8 часов назад
НаNissan Murano, Toyota FJ Cruiser11 февраля в 20:36
мы попробуем его реанимировать, заменив данные втулки, которые имеются в продаже.

Интересная идея с заменой втулок на новые. Поиск сразу показывает втулки от АлиЭкспресс. От наших местных поставшиков предложения скудные, и внешне и по описаниям похоже не то что нужно.

Какие-то хром-стальные за ~ $7, а больше наборы за более чем $100.

Я никогда не заменял подшипники. Автомобильный ремонтировал лишь однажды. Достаточно было почистить и смазать.

Замечу также про обычные бытовые вентиляторы, - их несколько мне доводилось находить в элетро-отходах в заклинившем состоянии и возвращать в рабочее состояние. У нас народ обычно не озадачивается ремонтом и обслуживанием бытовых приборов. Просто складывают в специальную корзину для электро-отходов, которые отвозят два раза в месяц. После чистки, смазки найденных комнатных вентиляторов ни один не гремел, не вибрировал. Использую дома и на даче.

+2
lexeich
был 19 часов назад
НаВАЗ 210712 февраля в 13:31

У нас в Лада-Деталь они продаются, найти не проблема. А в моторах основная проблема это всегда подшипники были, у нас еще советский пылесос, отец наверное их раза 2-3 уже менял, до сих пор работает).

+1
был час назад
НаKia Sorento18 февраля в 11:07

аналогичных шарикоподшипников нет на замену?

0
almanzor
был 8 часов назад
НаNissan Murano, Toyota FJ Cruiser18 февраля в 21:32

Шариковые точно потребуют другого крепления, больше места.

И наверняка будут шуршать на скорости.

Я так понял что на последних выпусках ВАЗ что-то было не таким качественным как прежде. Или материал втулок, или смазка уже не те. (?)

А что же может быть иначе?

Ведь из моей практики только на Ниссан Максима с пробегом ~300тыс. км однажды стал барахлить вентилятор. И то оказалось из-за сточенных в ноль щёток, и сильно изношенного коллектора. Так я ещё, временно чтоб не зря что разбирал, проточил как мог коллектор (очень коряво), прочистил зазоры, и подточил-подогнал другие щётки оставшиеся от выброшенного бытвового прибора. И вскоре по телефону нашёл разборку где у них имелся мотор.

И ещё раз упомяну что сейчас на нашей Toyota FJ Cruiser (за 12 лет 200 тыс. км), на которой основной водитель, как я заметил, - она никогда не выключает вентилятор, - то печка, то холод. И пока всё тихо с тем вентилятором.

Так что моё мнение из моего опыта, - втулки, подшипники качения при толковом дизайне и правильных материалах могут служить долго без обслуживания.

+1
almanzor
был 19 часов назад
НаВАЗ 210722 февраля в 12:16

Там придется все переделывать, проще сразу на подшипниках взять.

+2
Добавить комментарий