Выбор и покупка: Fun Car: Ландо, hardtop и раритет при жизни
Честно говоря, меня частенько используют многочисленные знакомые и родственники - как глаза, уши и ...попомер. Посмотреть машину, послушать машину, поездить и проверить машину, что-то починить в машине... Я не особо сопротивляюсь - иногда таким образом приобретаются интересные и полезные знания, навыки и даже знакомства.
Но автомобиль, о котором пойдёт речь ниже, я действительно хотел посмотреть. Ну и обкатать, естественно.
Начну с предыстории: мой уже столько лет друг, что уже родственник, владея компактным кроссовером, никак не мог расстаться с идеей покупки ещё и компактного (или,точнее,субкомпактного) рамника. Нестарого,чтобы не погрязнуть в ремонтах (был опыт), японского(что логично) и недорогого - дабы не надрывать бюджет. Сузуки Джимни предыдущего поколения стал самым логичным вариантом решения этой задачи. К тому же, нарисовался вариант неподалёку от меня (150 км) - и вариант весьма интересный.
Дело в том, что, согласно древней традиции, среди рамных внедорожников японского производства с кузовом универсал, выпускались ещё и открытые варианты машин. Они весьма далеки от примитивных предков середины прошлого века - но всё ещё позволяют владельцам вдохнуть ароматы леса, искупать пассажиров в речной воде из-под колёс или устроить им пилинг песком и пылью. Другое дело, что в силу разных причин их всё меньше. Daihatsu Rocky и Feroza давно сняты с производства, Паджеро потерял открытую версию при смене поколений со второго на третье, Исузу - и того раньше; последние открытые полноприводные Тойоты - Рав4 первого поколения, а Ниссаны я уже и не вспомню...компания Сузуки на этом поприще не только продержалась дольше остальных, но и отличалась многообразием модельного ряда: открытыми в 90х годах были и Самураи(с двумя типами колёсной базы!), и «короткий» Suzuki Vitara, и даже экзотичное рамное купе-тарга Х90. Впрочем, последних сделали всего около полутора тысяч, а пришедшие им на смену в 1998 году Гранд Витара и Джимни в открытых вариантах тоже выпускались в небольших количествах - но выпускались! В частности, производством Джимни занималось предприятие Suzuki Santana Andalucia S.A., выпускавшее до кучи лицензионные Ивеко и Дефендеры. И именно Джимни последним из открытых японских внедорожников покинул конвейер в 2009 году.
С точки зрения конструкции никаких откровений нет: к раме стандартного Джимни прикручен кузов типа Ландо (или ландоле,что ,в общем,то же самое), до центральной стойки машина отличается только здоровенным съёмным люком над передним рядом сидений, сама центральная стойка имеет треугольную форму с треугольным же окошком, а места задних пассажиров накрывает либо складной матерчатый тент на металлическом каркасе, либо съёмный пластиковый колпак. В зависимости от этого машина носит «отчество» Softtop или Hardtop соответственно. Учитывая географию сборки, на машину очень долго (до 2005 года, на 5 лет дольше,чем в Японии), ставился доставшийся от Самурая по наследству двигатель G13BB вместо нового 16-клапанника M13A, а также знакомый по половине модельного ряда Рено турбодизель К9К сначала на 65, потом на 85 л.с. Ещё на европейский форумах «испанцев» ругают за худшее качество металла и окраски, чем на «родных» японцах. По теории всё, пойдём по практике.
Сначала ищем хозяина,потом-машину. Эта формула ещё ни разу меня не подводила. Хозяин - мужчина лет 40, купивший машину у семьи первых владельцев в Украине для жены, которая возила на ней детей в поселковую школу и на разнообразные кружки. Пацаны подросли, трёх дверей стало не хватать. Уже присмотрел на замену Дайхатсу Териос. Едем смотреть этого самурайского потомка...
Наша машина - 2006 года, то есть с «новым» двигателем, пробегом 53000км(сам сначала не поверил, но похоже на правду) и симпатичного цвета «шампань»(МРЭО называет его «серый»). Крашено одно крыло (хозяева сразу предупредили), причём качество его окраски лучше, чем остального кузова с завода, на двери небольшая царапина, а из-под сальника кулисы подгоняет масло. Причём попадает оно на вращающийся кардан, разбрызгивающий его на значительную часть днища и «раздувающий» масштаб бедствия. В остальном-на удивление-всё работает. Правда, на машину установлен «цаган-пакет» из почти касающихся земли порогов, весьма симпатичного кенгурятника и такого же безобразия сзади. Ничего бы не имел против, но при трогании с места об это самое безобразие сзади тарабанит выхлопная труба...ну и рыжие следы на кронштейнах, болтах, гайках, шпильках - всё как ожидалось, но ничего критичного.
Салон аккуратный, всё родное, включая ископаемое мультимедийное устройство. За задними сидениями в аккурат поместились три небольших рюкзака. Вчетвером ехать вполне комфортно, но около часа пришлось проехать впятером(!)- сразу вспомнили,для каких рынков создавался Джимни. Скажем так,это возможно- но лучше не экспериментировать.
На трассе машина проявила свою особенность: за счёт коротких передач пятую даже с такой нагрузкой включаешь уже на 80ти, и машина тянет - но вот разгоняться выше 110(на идеального качества дороге) упрямо не хочет: двигатель уже выходит из комфортной акустической зоны, ну а шумоизоляции нет как понятия...
Впрочем, что из себя представляет потомок Самурая, все знают, ожидать чего-то другого-глупо. Делать шумоизоляцию на этой версии- тоже не самый умный ход: много шумов приходит от съёмных элементов крыши на неровностях и манёврах. Учитывая,что машина берётся на город-пригород, двигатель сильно голосить не должен.
Вечером, переоформив «испанца», грузим зимние колёса - и остаёмся без багажника, одного места сзади и с ограниченным пространством за водительским сидением - ну что ж, это ненадолго.
Фары светят так себе на ближнем и чуть лучше на дальнем, моторчик довольно бодро разгоняет машину до 80ти и пытается продолжать, шум терпимый, запаса пространства нет - но ехать можно. Нужно ли - ниже.
Интерьер Джимни под стать экстерьеру: симпатично - игрушечный. Всё скруглено, «облизано», обтёсано. Передняя панель выдаёт 90е годы проектировки, но все нужные приборы и индикаторы на виду, считываются быстро, вопросов не вызывают. Управление светом и стеклоочистителями(передними, заднего нет) стандартное, позабавили только отдельные клавиши включения и выключения задней противотуманки.Места за рулём в длину мне впритык, и я не могу сказать что в крайнем положении мне удобно. Дело даже не так в пространстве, как в позе: бёдра висят,к рулю-тянуться. Напоминает Жигули, только по сторонам пространства меньше. Помнится, ветераны форумов через одного меняли сидение водителя. Остальные меняли парой...но час-два выдержать можно,а если ваш рост не выше среднего - там вообще нормально. И есть шанс,что за вами даже кто-то поместится(за мной пространства «в ногах» нет совсем), и машина станет условно четырёхместной. Справа от водителя не намного лучше: либо с комфортом сижу я, либо пассажир сзади, а я в последнем случае подпираю коленями переднюю панель. На удивление,если расположить на переднем сидении кого-то невысокого, сзади я помещаюсь с относительным комфортом.Зачем я уделяю столько внимания пассажирским местам?- объясняю: машину называют то четырёх-(погорячились), то даже пятиместной(откровенно приврали). По факту,учитывая багажник размера XS, даже на еженедельную «затарку» для среднестатистической семьи его не хватит- про путешествия и даже выезды на пикник я молчу. Вариантов два: либо используем формулу «2+2» и сзади помещаем детей в креслах, а пожитки укладываем в их ногах, либо складываем половинку заднего сидения и получаем полноценный трёхместный автомобиль. Справедливости ради,стоит отметить,что на Джимни с цельнометаллической крышей есть возможность поставить на крышу релинги и установить бокс, экспедиционный багажник или расположить какой-нибудь спортинвентарь-на ландо такой возможности конструктивно нет. Но по пассажировместимости версии абсолютно равнозначны...
Впрочем,хватит ныть - пора ехать. Обвес не позволяет не то,что с асфальта съехать - на высокий бордюр вскарабкаться - но нам пока и не надо.
Трогается малыш уверенно, хотя и требует подгазовок -таково причудливое очетание малолитражного 16-клапанника старой японской школы и короткой первой передачи. Разгон позволяет держаться в потоке и не чувствовать себя постоянно догоняющим:«нарезаны» все передачи правильно,но главная пара удивила:иногда на скоростных прямиках в городе был соблазн включить пятую. На трассе при отсутствии подъёмов и резких обгонов (а это мероприятие для Джимни вообще не очень желаемое,что немудрено),её можно не выключать: даже с превышением полной нагрузки на короткие подъёмы Джимни бодро взбирается уже на 80 км/ч без потери скорости. В целом,если принять диктуемую машиной парадигму движения и не пытаться «выпрыгнуть из штанов» - то всё гармонично. По хорошей дороге можно двигаться со скоростью 100-110 км/ч, при необходимости понижая её до 80-90та, и пребывая на одной волне с машиной: рулевое рулит, тормоза томозят, тщедушные колоночки перекрикивают двигатель, а общий уровень вибраций и шумов не давит ни на уши, ни на нервы, ни на другие органы чувств. Педали лёгкие, руль в меру информативный, управляемость - ожидаема: лёгкая избыточная поворачиваемось, крены и небольшие запаздывания. Работа подвески неоднозначна : с одной стороны, ожидаешь меньше «мелочи», с другой - не может не радовать практически полное отсутствие диагональной, продольной и поперечной раскачки. Машина довольно «плотно» стоит на дороге, и даже подбросы на неровностях и по амплитуде, и по вертикальному ускорению меньше ожидаемых. По опыту могу сказать, на бездорожье машина довольно тряская - но при этом энергоёмкость подвески и геометрическая (а с демультипликатором и тяговая) проходимость на очень высоком уровне.
Обзорность великолепная: почти вертикальные стёкла, форма кузова, огромные зеркала и широкие, но плоские передние стойки позволяют контролировать обстановку и габариты машины как мало какой другой автомобиль. А лёгкие и понятные органы управления располагают мгновенно освоиться за рулём, не заморачиваясь поиском нужной кнопки или рычажка.
В целом у меня, как у водителя, лишь два замечания: недостаточно места для левой руки (хотя в Land Rover Defender и Jeep Wrangler YJ и TJ отнюдь не больше), и неудачное водительское сидение. С первым можно мириться, второе решается быстро и возможно недорого: только на русскоязычных форумах описаны несколько десятков вариантов.
Отдельного упоминания заслуживает трансформация (у нас же ландо!) - а она незатейлива. Люк над головой водителя и переднего пассажира крепится на четырёх направляющих: два «язычка» стационарных и два выдвижных. Два человека без особых усилий снимают секунд за 20. С задней полусферой чуть больше возни: после съёма заглушек ключиком на 10 откручивается с десяток винтов - и конструкция снимается. На четырёх болтах крепится стекло задней двери- тоже снимать недолго. Итого полчаса с перекурами - и получаем открытый автомобиль повышенной проходимости, при определённых навыках дарящий море позитивных эмоций.
В идеале, конечно(и это в планах), иметь ещё и складной мягкий верх - и в начале тёплого сезона водружать его на машину. Ну а пока погода недвусмысленно намекает на приближение зимы - радоваться твёрдой (Hard top же ж) крыше над головой и теплу.
Что хозяин и делает. Поменяв технические жидкости и всякие расходники(ремни-колодки), сняв неуместные подножки и оценив расход топлива (ровно половина от основного автомобиля) и удобство парковки городе(места нужно мало, причём где угодно- клиренс позволяет).
Что же до меня, при всей теплоте моих чувств к Джимни, едва ли я это приобрету: комфортно разместить мою семью не получится, на холмистых и горных трассах не хватит мощности, а для вылазок в горы и, если понадобиться, на бездорожье, есть другой автомобиль.
Хотя, имей я желание приобрести компактный внедорожник, Джимни 1998-2018 г.в. - пожалуй, самый логичный выбор: простая конструкция, отличная проходимость, почти безграничные возможности для тюнинга, невысокие затраты на содержание и действительно высокая надёжность-это именно те качества,которые, вкупе с малой массой и возможностью буквально «на руках» вытащить машину из любого болота, сделали маленького Сузуки любимцем миллионов. И даже в сравнении с новым поколением и по ходовым качествам в «гражданских» режимах движения, и по соотношению цены и возможностей, ветеран всё ещё конкурентноспособен.
Конкуренты? Вопрос тяжёлый и объёмный. Дело в том,что по ряду классовых признаков(хотя бы рама в таком компактном формате), прямых конкурентов у этой машины нет. Но если посмотреть с точки зрения потребительских качеств и стоимости на рынке, то альтернатив достаточно.
Прежде всего, на мой взгляд, это Дайхатсу Териос обоих поколений. В акиве у них пятидверный кузов, более мощные моторы и постоянный полный привод. Пассив - отсутствие пониженной передачи и (для отъявленных джиперов) рамы. А ещё полное отсутствие официального сервиса. На дороге оба поколения ведут себя культурнее,чем Джимни, вне дорог...я их просто не видел. Хотя по раскисшей грунтовке или глубокому снегу едут уверенно. По надёжности к «родственникам» Тойоты тоже замечаний нет.
Во-вторых, всё-таки, обе Нивы. Старая ближе по габаритам и возможностям вне дорог, новая(Шевроле)- по цене. При этом обе проигрывают японцу в надёжности и эргономике, топливной экономичности и возможностям доработки(в том числе из-за рамы),выигрывают по вместимости и могут предложить постоянный полный привод с демультипликатором и блокировкой- а Сhevrolet Niva,к тому же, вряд ли существенно уступая в проходимости, всё-таки, заметно комфортнее на дороге. От себя лично могу добавить,что классическая Нива - единственный кроме Самураев/Джимни и Луаза автомобиль, массово встречающийся на карпатских склонах. Но, в отличии от первых, главный враг ВАЗа- низкая надёжность- часто проявляется именно там, где нету ни дорог, ни сервиса. Нивы «на шнурке» в горах вижу регулярно, японцев-крайне редко.
Suzuki Grand Vitara первого поколения: возраст выровнял разницу в цене, при этом старший брат комфортнее,динамичнее и вместительнее, так же имеет раму и подключаемый полный привод-но в стоке заметно уступает малышу в геометрической проходимости.
Вероятно, в этот список можно записать ещё пару моделей, но часть из них - экзотика на нашем рынке(Asia Rocsta и Retona), другие (Кia Sportage 1) уже, как правило, сгнили, третьи (ЛУАЗ)-и автомобилями-то в современном понимании назвать нельзя. Всё остальное - вдвое больше, втрое проблемнее или вчетверо дороже(а иногда всё вместе).
Могу ли я посоветовать маленького японца?- Вряд ли и по очень простой причине: если вы твёрдо знаете,что это за машина и зачем она , вам 300 лет не нужны мои советы,ну а если не знаете или сомневаетесь - лучше поискать альтернативу.
Мини купер ему конкурент :) игрушка для души!
В деревню или на дачу свою попу возить. Для семьи конечно мал