Обзоры Chevrolet Chevrolet C/K

Обзор Chevrolet C/K / Шевроле Си/Кей

История создания и развития автомобилей Chevrolet C/K / Шевроле Си/Кей!

Chevrolet C/K

Chevrolet C/K – название серии полноразмерных пикапов, которые выпускались под маркой Chevrolet с 1960 до 1998 гг., и под маркой General Motors Corporation (GMC) с 1960 по 1988 гг. Первый пикап «Шевроле» появился в 1924 году. «C»- означало наличие двух ведущих колёс, а модели «K» имели четыре ведущих колеса. Пикапы C/K облегчённой версии были заменены в 1988 году на GMC Sierra и в 1999 году – на Chevrolet Silverado; а значительно более мощные модификации Chevrolet Silverado и GMC Sierra появились в 2001 с маркировкой HD.

Модель 1960 года являла собой новый стиль пикапа C/K, который включал много новшеств. Наиболее важными из них были: сниженный центр тяжести рамы, что позволяло опустить кабину ниже и соответственно повысить устойчивость, и независимая передняя подвеска, делавшая езду на пикапе более похожей на езду в полноценном грузовике. Также новшеством для 1960 года была система обозначения пикапов, сделанных корпорацией GM. Устарели маркировки 3100, 3200, и 3600 для обозначений моделей грузоподъёмностью менее полутонны, больше полутонны и 750 кг — соответственно. Вместо этого, по новой схеме были назначены цифры 10, 20 и 30 для 1/2, ¾ и 1-тонных моделей соответственно. С 1957 стали доступны пикапы с 4 ведущими колёсами, что отразилось в маркировке как литера C – для двухколёсного, и K – для четырёхколесного привода. Фактически значки на пикапах все еще несли в себе информацию предыдущего поколения. Ряд пикапов 10, 20 и 30 (C или K) назывался «Apache 10»…20 и …30, ряд 40, 50 и 60 назывался «Viking 40»…50 и …60, а самые мощные пикапы ряда 70, 80 и 90 были названы «Spartan 70»…80 и …90. С 1960 года пикапы C/K были доступны в гладкой «Fleetside» версии или в буферизованной «Stepside» — версии. Пикапы, производимые на GMC различались соответственно, как «Wideside» и «Fenderside»-дизайн. Модели с полутонной грузоподъёмностью, обозначаемые, как C10 и K10, имели короткую колёсную базу, а обозначаемые, как C15 и K15 — длинную. Так же были доступны модификации C20 и K20 (3/4 тонны) и «однотонные» C30. GMC не использовал значок «C», хотя полноприводные версии обозначались литерой «K». В модели 1962 года использовалась пружинная передняя и усиленная пружинная задняя подвески. Пикапы оснащались двигателями следующих объёмов и мощностей: 3,9 литров (135 л.с.); 4,3 литра, с прямым расположением цилиндров — 6s (150 л.с.) и 4,6 литра с V-образным расположением цилиндров V8 (185 л.с.). GMC также предлагала пикапы с 5-литровым двигателем V8, который мог развивать мощность от 125 до 142 л.с.

Катушечная передняя подвеска начала применяться с 1963 года, наряду с новыми двигателями I6 объёмом 3,8 литра, мощностью 140 л.с. и 4,8 литра (165 л.с.). Изменения кабины в 1964 году коснулись ветрового стекла, радиаторной решётки и некоторых элементов внутренней отделки. Кондиционеры воздуха и двигатели V8 объёмом 5,4 литра (220 л.с.) производитель начал устанавливать с 1965 года. Основным с 1966 года стал двигатель I6 объёмом 4,1 литра (155 л.с.).

Новый, более современный вид, пикап приобрёл в 1967. Именно тогда «Дженерал Моторс» начал продвигать на рынок пикапы C/K, только как рабочий транспорт и ничто иное. В рекламных журналах 1968 появились даже такие двусмысленные объявления, как «Пикап “Шеви” создан, чтобы им занимались женщины» — в которых обыгрывалось пошлое значение слова «пикап» — (нечто вроде поверхностных знакомств мужчин с женщинами). Большинство пикапов серий 10 и 20 «Шевроле» с 1967 до 1972 выпустило с укреплёнными пружинными задними подвесками, которые значительно улучшили ходовые качества по сравнению с традиционными листовыми амортизаторами. Однако, на пикапах 30-й серии были доступны пока только листовые амортизаторы. Модели, выпускаемые GMC оснащались листовыми амортизаторами, а пружинные существовали, как дополнение. А все полноприводные пикапы и «Шевроле», и «Дженерал Моторс» оборудовали листовыми амортизаторами на обеих осях. Стандартная ходовая часть тогда включала 3-х-скоростную ручную коробку передач и один из двух двигателей: с 6-ю цилиндрами объёмом 4,1 литра или V8 – объёмом 4,6 литра. Как дополнение, были доступны ручные четырёхскоростные коробки передач Powerglide и Turbo-Hydromatic. Дополнительными моделями двигателей были 6-цилиндровые объёмом 4,8 литра, и V8 — 5,4 литра. Колёса полутонных пикапов крепились шестью болтами по 5.5 дюймов – каждое, а для рассчитанных на 750 кг и целую тонну было предусмотрено крепление каждого колеса восемью болтами стандарта 6.5 дюймов.

1968 году двигатель V8 объёмом 4,6 литра был заменён на 5-литровый аналог, а также впервые был предложен двигатель с 8-ю v-образно расположенными цилиндрами объёмом 6,5 литров и мощностью 310 л.с. Внешние изменения моделей 1968 года в сравнении с 1967 выразились в отражателях, установленных на всех буферах, а также в устранении маленького окошка в задней части кабины. Радиаторные решётки от GMC не были изменены, но сами буквы на горизонтальной перекладине стали выглядеть объёмнее и чётче. Кроме того при реставрации пикапов C/K надо учитывать, что капюшоны 1967-68 гг. более «прилизанные» и без соответствующих буферов 1967-68 гг. не пригодны для установки на модели 1969-72 гг. Кроме того, появилось два типа интерьера кабины: более и менее комфортный, обозначаемые «CST» (Custom Sport Truck – традиционный спортивный грузовик) и «Standart» (стандарт) — соответственно. В 1968 году сотрудники Chevrolet отметили полувековой юбилей, с тех пор как под этой маркой начался выпуск грузовиков. Кроме того, в том же году к модельному ряду был добавлен вариант пикапа с длинным кузовом, рассчитанный на 750 кг груза и включавшим в комплект укреплённый короб длиной 2,6 метра, что делало его более привлекательным транспортом для туристических поездок.

В 1969 году был выпущен новый двигатель V8 объёмом 5,7 литра и мощностью 255 л.с. Наряду с двигателями появились и радиаторные решётки нового образца для пикапов марки «Шевроле», а также более выступающие капюшоны для пикапов и Chevrolet, и General Motors. Плюс к этому был представлен публике вариант модели, известный, как « K5 Blazer» с укороченной до 2,642 м колёсной базой. В тот же год была представлена и GMC-версия пикапа, получившая известность под прозвищем «Джимми». Произошли и некоторые изменения в оборудовании кабины, самым ярким из которых стало переключение управления стояночным тормозом с ручного на ножное (педаль). Some internal cab changes were also made, most notably the switch from a hand-operated parking brake to a foot pedal.

Самым заметным изменением в моделях 1970 года можно назвать небольшую модернизацию радиаторной решётки «Шевроле». На первый взгляд, разницы между решётками 1969 и 1970 гг. нет. Однако, пластиковые вставки 1970 года на самом деле будучи более светлого оттенка, визуально разбивают решётку на 6 секций.

Несколько изменений произошло с пикапами и в 1971. Во-первых, появилась радиаторная решётка типа «лоток для яиц» у «Шевроле», и «фирменный» чёрный цвет элементов у решёток GMC. Во-вторых, в качестве дополнительных возможностей, покупателям был предложен вариант более комфортного интерьера, который у «Шевроле» назывался Cheyenne, а у «Дженерал Моторс» — Sierra. Под этими дополнениями предусматривался более комфортный интерьер, лучшая изоляция салона, радио AM/FM, и двухцветный дизайн салона. И в-третьих, передние тормоза на всех «легко-весных» модифицикациях пикапов заменили с барабанных на дисковые, что призвано было увеличить срок службы тормозов. Кроме того, заметим, что к этому году легковые автомобили таких марок, как «Бьюик», «Олдсмобиль», «Понтиак» и «Кадиллак» уже перешли на 5-точечное крепление колёс болтами по 5'', а полутонные C/K по-прежнему комплектовались по формуле 6 х 5,5'' для каждого колеса, как при двух ведущих колёсах, так и при четырёх. Шестиболтовое крепление колёс, по сути, оставалось стандартом на протяжении всего времени производства пикапов C/K, в том числе и для фургонных модификаций. Ещё можно вспомнить исключительно косметическую замену эмблемы на определённых моделях «Шевроле» — с 396 V8 на 400 V8.

Модели 1972 года были фактически идентичны моделям 1971-го, если не считать «перемещенного» зеркала заднего вида, которое стало крепиться не к верху кабины, а сбоку ветрового стекла, а также модификации дверных панелей. Плоские металлические и пластиковые панели были сняты с производства, и для любых комплектаций салона теперь производились пластиковые панели, сформованные специальным образом и обязательно включающие подлокотники. А для комплектаций типа «Шайенн» и «Сьерра» производители предусмотрели также вставки из дерева.

Всего новая версия C/K 1973 года выпускалась без коренных изменений 14 лет в двух не сильно отличающихся вариантах кузова. Эта версия также стала основой для более поздних и громоздких моделей типа Blazer и Suburban. «Наплывы», которые в первых моделях C/K делали форму кузова чуть одутловатой на высоте капота, теперь «стекли» к уровню середины передних фар и больше проявлялись с боков, нежели с передней части кузова. Конструкторы увеличили длину колёсной базы до 2,985 м у короткорамных версий, и до 3,34 м у длиннорамных. Появился и вариант супер-длинного кузова («3 метра – легковой + 3 метра – грузовой»), для которого колёсную базу увеличили до 4,178 м. Для пикапов с четырьмя ведущими колёсами появились новые варианты ходовых частей: сначала NP203, а в начале 80-х NP205 и NP208. Двигатели, которые устанавливали производители на модели в эти годы имели следующие характеристики: I6 (6 цилиндров с прямым расположением в блоке цилиндров) объёмом 4,1 литра и мощностью 100 л.с., V8 (8 цилиндров с v-образным расположением в блоке) объёмом 5,7 литра и мощностью 220 л.с., а также V8 – 7,4 л и 340 л.с. А полноприводной пикап 1977 года с грузоподъёмностью в одну тонну, с 1978 года оснащался дизельным двигателем V8 Oldsmobile LF9 Diesel с объёмом 5,7 литра. Сначала модели этих годов получили неофициальное прозвище « The Rounded Line» (Округлые формы) за сглаженные формы «носа», передних крыльев, закруглённые формы хромированных частей бамперов, но позже – в 1981-87 гг. это прозвище «устарело», так как несмотря на сохранённые плавные обводы, дизайнеры «подчеркнули» несколько прямых линий оформления кузова, в результате чего визуальные ассоциации с «округлостями» пропали.

Оборудование пикапов образца 1973 и 1974 годов немного отличалось от оборудования моделей 1975 и последующих. В зависимости от возможностей покупателей, они могли приобрести в те годы следующие варианты комплектации оборудования для «Шевроле» или «Дженерал моторс»:

Custom/Sierra — базовая комплектация. Резиновые коврики, текстильное покрытие сидений, «ручное» открывание и закрывание окон и дверных замков.

Scottsdale/Sierra Grande — всё из предыдушего уровня плюс хромированные элементы в отделке.

Cheyenne/High Sierra — отделка алюминием и хромом, виниловое покрытие сидений, ковровые изделия, кондиционер воздуха, люк в крыше, улучшенная шумоизоляция в дверных панелях и люке.

Cheyenne Super/Sierra Classic — отделка деревянными вставками (полированный алюминий в 1981-87 гг.), все примущества предыдущего уровня, больше хромированных элементов (бамперы, зеркала), электрозамки окон и дверей, круиз-контроль.

В 1975 были представлены ещё два варианта комплектации – «Сильверадо» для «Шевроле» и «Сьерра» для «Дженерал моторс»:

Custom Deluxe/Sierra — базовая комплектация. Резиновые коврики, текстильное покрытие сидений, «ручное» открывание и закрывание окон и дверных замков. Scottsdale/Sierra Grande — всё из предыдушего уровня плюс хромированные элементы в отделке.

Cheyenne/High Sierra — отделка алюминием и хромом, виниловое покрытие сидений, ковровые изделия, кондиционер воздуха, люк в крыше, улучшенная шумоизоляция в дверных панелях и люке.

Silverado/Sierra Classic — отделка деревянными вставками (полированный алюминий в 1981-87 гг.), все примущества предыдущего уровня, больше хромированных элементов (бамперы, зеркала), электрозамки окон и дверей, круиз-контроль.

Печально известными стали факты продаж дилерами автомобилей с комплектациями начальных уровней, «дополненными» отдельными элементами из следующих уровней ради удорожания общей стоимости. Например, дилер продавал «Шевроле» — Custom, но «добавляя» к нему хромированные элементы, люк, кондиционер воздуха и ковровые покрытия, фактически накручивал цену большую, нежели стоила бы «Шевроле» — Cheyenne, куда всё перечисленное было бы встроено по определению. Это было результатом торговой политики, при которой продавцы были заинтересованы в комиссионных от общей стоимости проданных машин. Потому не стоило удивляться таким фактам, как «Шевроле» комплектации Scottsdale с «дополнениями» типа ковровых покрытий или кондиционером воздуха. Были даже известны случаи приобретения «полностью упакованных» моделей, обозначенных в счетах, как базовая комплектация начального уровня — Custom Deluxe.

Третье поколение линии полноразмерных пикапов «Шевроле» имело изменения в конструкции, которые гораздо позже окончания производства стали предметом серьёзных споров и разоблачений. Суть конструкционного новшества состояла в размещении топливных баков на одной или обеих рельсах рамы позади кабины, максимально заполняющих пространство под полом задней части кузова. При этом баки значительно выступали за пределы рамы. Это позволяло увеличить общий запас топлива с одной заправки на величину от 16 до 40 галлонов, в зависимости от длины колёсной базы и количества баков. Кроме того, это позволяло располагать топливный резервуар подальше от пассажирских мест.

Согласно опубликованным в 1993 году данным, такое размещение баков приводило к значительному увеличению вероятности их взрывов при определённых столкновениях. Конкретные числа количества несчастных случаев очень сильно разнятся. Ассоциация аналитиков (Failure Analysis Associates) внесла в соответсвующее исследование список из 155 несчастных случаев, связанных с этими пикапами, включая и столкновения и возгорания в 1973 – 1989 гг. Центр автобезопасности группы Ральфа Надера (The Center For Auto Safety Ralph Nader's group) предоставил вниманию общественности список из более чем 1800 несчастных случаев с этими машинами, произошедших с 1973 по 2000 год, включая и столкновения и возгорания. В 1993 году молчаливая позиция со стороны производителей наряду с разоблачительными публикациями породили судебные разбирательства. В качестве урегулирования отношений, производители предложили собственникам соответствующих пикапов тысячедолларовый купон для покупки новой модели при компенсируемом возврате старой. Но даже с учётом того, что новые пикапы прошли тесты и стали соответствовать определённым американским стандартам безопасности при столкновениях на скоростях 15 и 20 миль в час (24 и 32 км/ч), производителям для разрешения конфликтных разбирательств пришлось в 1994 году дополнительно выделить из бюджета 51 миллион долларов на развитие программ, непосредственно связанных с безопасностью эксплуатации автомобилей. Четвёртое поколение пикапов 1988-2001 ещё до судебных разбирательств конструировалось и производилось с одним топливным баком, размещённым в пространстве, ограниченном несущей рамой автомобиля.

Пересмотренная конструкция моделей 1981 года предусматривала установку новых двигателей со следующими характеристиками: V8 с объёмом 5 литров (160 л.с.), I6 объёмами 4,1 и 4,8 литра, а также V8 с объёмами 5,7 и 7,4 литра.

В 1982 году стал доступен для установки дизельный двигатель объёмом 6,2 литра (Detroit Diesel V8).

В 1985 году, в качестве базового двигателя был представлен агрегат под названием Vortec 4300.

К 1987 году компании General Motors удалось заявить о соответствии продукции стандартам для выхлопных газов, установленных агентством по охране окружающей среды (EPA). Кроме того в том же году появился новый вариант маркировки C/K – часть моделей стали обозначаться литерами R или V – соответственно. Таким образом производители желали обособить в сознании потребителей автомобили, выпускаемые с 1987 года на новой базовой платформе под названием GMT400.

Сравнительно продолжительная история четвёртого поколения пикапов стала основой для рекламных слоганов «Шевроле»: «Самые надёжные, длинные и долговечные пикапы на дороге».

В апреле 1987 года было представлено публике восемь моделей 1988 (известные как платформа GMT400), которые имели четыре основных названия: Fleetside Single Cab (минимальный размер кабины), Fleetside Extended Cab (увеличенная кабина), Fleetside Crew Cab (максимально вместительная для пассажиров модель), and Stepside Single Cab (вариант с минимальным пассажирской кабиной), а каждая из перечисленных категорий имела модификации с двумя © или четырьмя (K) ведущими колёсами. Так же к ним предлагались три варианта отделки и комфортабельности: Cheyenne, Scottsdale и Silverado. Предусмотренные конструкциями двигатели имели следущие характеристики: V6 – 4,3 литра, 160 л.с., V8 – 5 литров, 175 л.с., V8 – 5,7 литра, 210 л.с., и дизельный V8 с объёмом 6,2 литра. Пикапы рассчитанные на ¾ и на целую тонну груза оснащались двигателями V8 с объёмом 7,4 литра и мощностью 230 л.с. В 1989 году появились так называемые «спортивные» (Sport) версии внешней отделки, узнаваемой по соответсвию цветов кузова, бамперов и радиаторных решёток, наличию хромированных дисков колёс и противотуманных фар. Приблизительно в то же время в продажу поступил и пакет Z71 с «внедорожным» оформлением кузова под маркой Bilstein. В 1990 началось производство пикапов с маркировкой W/T, что означало The Work Truck (рабочий грузовик), которые отличались сочетанием небольшой кабины, удлинённой рамы, комплектацией интерьера уровня Cheyenne, новой радиаторной решёткой и чёрными бамперами. С 1991 пикапы грузоподъёмностью 750 и 1000 кг стали оснащать автоматической коробкой передач 4L80-E. В 1992 4-скоростная ручная трансмиссия была снята с производства, и появились пикапы с удлинённой кабиной в серии Stepside. Дизельный двигатель V8 с объёмом 6,5 литров стал доступен в специальной комплектации с «Turbocharger». С 1993 «спортивная» комплектация стала доступна для большего количества моделей, и включала теперь цветовое объединение кузова, бампера, зеркал и радиаторной решётки, а также алюминиевые диски колёс. Кроме того, в 1993 году трансмиссия 700R4 была замещена автоматической коробкой передач 4L60-E. В 1994 году пикапы перестали оснащать дизелем V8 объёмом 6,2 литра, и в то же время была обновлена радиаторная решётка.В 1995-м у пипкапов были обновлены интерьер и аудио-система. Антиблокировочная система (ABS) тормозов стала входить в стандартное оборудование с 1995 года, также как и воздушная подушка безопасности с водительской стороны пикапов с полутонной грузоподъёмностью. В 1996 году производители представили публике двигатель повышенной мощности Vortec V8s. В 1997 подушка безопасности появилась и на пассажирской стороне кабины. В 1998 производителями были предприняты усилия по усовершенствоваию воздушных подушек безопасности и ведущих колёс, а также началось оснащение машин противоугонной системой Passlock II.

Эта платформа была одной из двух основных, используемых при производстве «Шевроле V8» (соответствующая «фургонная» серия G использовалась в создании модельного ряда до конца 2002 года).

Платформа GMT800 была представлена публике в 1999 году, но при этом GMT400 продолжали использовать в производстве моделей до 2000-го года, пока на неё не начал падать спрос. И даже после прекращения производства моделей на этой платформе в США, под маркой GMT400s она продолжает быть основой для шести моделей «Шевроле», производимых в Бразилии.

В 1990 году, «Шевроле» начало производство модифицированного «Sport Style» варианта моделей на основе платформы GMT400 под названием 454 SS. Поначалу это был единственный вариант с полутонной грузоподъёмностью и расцветкой «Чёрный оникс». Он оснащался двигателем V8 объёмом 7,4 литра и мощностью 230 л.с., автоматической 3-скоростной коробкой передач и модифицированными подвесками с 32-х миллиметровыми газовыми амортизаторами.

Уникальность внешнего вида была подчёркнута специальной рамой впереди с расположенными на ней противотуманными фарами, декоративными наклейками «454 SS» на кузове, красными эмблемами, чёрной радиаторной решёткой, бамперами и зеркалами. Интерьер был выдержан в «гранатовом» стиле, который включал чёрные спортивные сиденья с высокими спинками и центральную консоль управления.

В течение четырёх лет, начиная с первой презентации было продано 16 953 машины 454 SS. Выпуск 454 SS был прекращён с появлением нового модельного ряда в 1993 году.

Стоит отметить, что существовала модель из серии С/K, которая носила название Chevrolet Veraneio, первоначально известный, как Chevrolet C-1416, был пикапом, который производила компания General Motors в Бразилии с 1964 — 1988, и в общем довольно сходный с американским «Субурбаном». По сути это была «бразильская» версия пикапа C10, продававшегося в Северной Америке.

Для производства Veraneio использовалось оборудование из США, которое использовалось для Chevrolet C/K в 1960-66 гг., но был модифицирован внешне и в таком виде выпускался только в Бразилии. После изменений 1985 года, пикап в принципе стал аналогом американских C/K тех лет. Из отличительных черт Veraneio можно также отметить факт уникальности дизельного двигателя с четырьмя цилиндрами на бразильском автомобильном рынке тех лет.



Фото C/K

  • Chevrolet C/K
  • Chevrolet C/K
  • Chevrolet C/K
  • Chevrolet C/K
  • Chevrolet C/K