ЗИЛ-130 – один из наиболее массовых советских грузовых автомобилей. Всего было выпущено 3 млн. 380 тыс. таких машин до 1994 года. В 1995 году производство было перенесено на филиал ЗИЛа - Уральский автомоторный завод, где модель стала именоваться УамЗ-43140 и на нее начали устанавливать кабину и капот от полноприводного автомобиля ЗИЛ-131 (6х6), который производился на этом предприятии с 1990 года. Кроме того грузовики ЗИЛ-130 выпускались по лицензии в Китае.
Следует признать, что ЗИЛ-130 был вполне современным для тех лет автомобилем. От своего предшественника его отличал целый ряд преимуществ – повышенная грузоподъемность, мощный для того времени двигатель, «солидная» внешность, характеризующаяся широким капотом, выпуклыми крыльями и просторной кабиной с панорамным ветровым стеклом.
Наиболее значительные модернизации ЗИЛ-130 были произведены в 1966 (ЗИЛ-130-66) и 1977 (ЗИЛ-130-76) годах. На базе «130-го» выпускались бортовые автомобили, фургоны, строительные и сельскохозяйственные самосвалы, автоцистерны, автокраны, пожарные машины и т.д. До 1986 года насчитывалось 35 версий данного грузовика с различными кузовами и оборудованием, отличавшихся колесной базой, типом привода, климатическим исполнением и комплектацией.
ЗИЛ-130 стал первым грузовым автомобилем Завода им. Лихачева, который стали штатно окрашивать в гражданские цвета: белый и голубой; до этого все грузовики этого производителя окрашивались в «военный» зеленый цвет.
Кузов машины представлял собой деревянную платформу с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными задним и боковыми бортами. Предусмотривалась установка надставных бортов и тента с каркасом. Трехместная кабина располагалась за двигателем. Сиденье водителя регулировалось по длине, высоте и наклону спинки.
Грузоподъемность машин первых лет выпуска составляла 4 тонны, но поскольку они обладали большим запасом прочности, то уже в 1965 году ее увеличили до 5 тонн, а в 1977 году начали выпуск модернизированной модели – ЗИЛ-130-76, имевшей грузоподъемность 6 тн и способной буксировать прицеп с допустимой массой 8 тн при собственной массе 4300 кг. «76-й» отличался и внешне: у него была изменена облицовка радиатора и более низко располагались фары.
На автомобиль устанавливали 8-цилиндровый 4-тактный карбюраторный двигатель объемом 6 л, мощностью 150 л.с./3200 об и с крутящим моментом 402 Нм/1900 об. Максимальная скорость достигала 90 км/ч. Средний расход бензина А-76 при скорости 40 км/ч - 29 л на 100 км. Двигатель агрегатировался с 5-ступенчатой механической коробкой передач, имевшей синхронизаторы на 2, 3, 4 и 5-й передачах.
Рулевой механизм представлял собой винт с шариковой гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейку, зацепляющуюся с зубчатым сектором вала сошки; гидроусилитель - встроенный.
Передняя подвеска на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами. Задняя включала в себя телескопические амортизаторы на продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительными рессорами.
Тормоза барабанные на все колеса, с пневматическим приводом. Колеса - дисковые, обод 7,0-20, крепление на 8 шпильках. Размер стандартных шин 9.00R20 (260R508).
С 1986 года в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 автомобили семейства ЗИЛ-130 получили новые индексы: ЗИЛ-130 стал именоваться ЗИЛ-431410, ЗИЛ-130Г - ЗИЛ-431510, ЗИЛ-130В1 - ЗИЛ-441510 и т. д.
За свою более чем сорокалетнюю историю грузовик ЗИЛ-130 зарекомендовал себя как машина прочная, надежная, неприхотливая в эксплуатации и простая в ремонте. До сих пор на дорогах России можно встретить этот узнаваемый всеми автомобиль.