ГАЗ 21
ГАЗ-21И 1961 г/в, та самая, с оленем. Купил как свой первый и единственный личный а/м. До этого ездил на классическом ВАЗе, Ниве, переднеприводных, на праворульном Ниссане, а пассажиром - так и вообще практически на всем, что можно купить в России за разумные деньги, т.е. сравнить есть с чем. Привлекла цена - 12 тысяч, естественно, при такой цене на состояние внимание обращаешь не в первую очередь, и все же...
По состоянию. Исходно - кузов был не гнилой, но с меняными порогами и под перекраску. Двигатель не на последнем издыхании, но близко к этому. Салон на 3 с плюсом. Установлена печка от Жигулей (зачем - я так и не понял, проще было бы заменить ее радиатор на родной новый - когда исправная, она очень и очень неплохо жарит, только вот за 40-50 лет радиатор забиться обычно успевает). С родным двигателем спарена МКПП-4 от ГАЗ-24, четвертая передача вылетала (типичная болезнь этой коробки), переключение рычагом на полу - жутко неудобно, родная на руле лучше. И диван разложить рычаг мешает. Машина второй серии, но полностью переделана в третью. В тормозную систему уже внедрен усилитель от ГАЗ-24 - и это вот как раз преимущество.
Сейчас - времени прошло еще недостаточно, чтобы хоть что-то серьезное сделать, работы планирую на лето. Но уже сделана КПП (но это временно, хочется восстановить родную, с переключением на руле), в салон пошиты чехлы (временные, чтобы не порвать родные сидения при ремонте), сделан сход-развал, регулировка термического зазора клапанов.
В плане - окраска с разборкой в родной белый цвет (она и есть белая, только в пятнах грунта и частично "зацвела"), установка родных дисков на 15 дюймов с родными колпаками, покупка резины с белой полоской ("вайтволл"), перетяжка салона, легкая тонировка стекол в зелено-голубой цвет (как на американских машинах того времени).
В более отдаленной перспективе - замена обвеса третьей серии на оригинальный от второй ("акулья пасть" как салатовая на стандартной картинке в этих отзывах), ремонт или замена двигателя и замена КПП на родную, частичная установка "экспортного" хрома, наконец, сигналку поставить чтобы элементарно не сперли пацаны покататься. В общем, хочу чтобы выглядела как белая на моей третьей картинке. "Тюнинга" вроде музыки, стеклоподъемников и т.д. не планирую - все и так устаривает.
Общее впечатление. Крепкая машина (девятки и т.д. за 10-15 лет в труху превращаются, а этой 45 лет и все еще довольно неплоха), добротно и прочно сделана, хотя про сталь 3 миллиметра это и брехня, не больше 1,2 мм, лонжероны 2 мм. Довольно задумчивая динамика, но двигатель очень тяговитый - поэтому разгон вполне достойный, да и по городу ехать - одно удовольствие, на четвертой можно спокойно снижать скорость до 30 км/ч. Максималка около 145, но я не считаю, что это главная характеристика для такой машины, да и вообще для машины.
Насчет того, как я расставлял оценки.
Безопасность - кузов жесткий, но нет ремней безопасности - поэтому при мелких авариях все хорошо, но если столкнуться по серьезному - будет почти не смятая Волга и мертвый водитель и пассажиры. Травмоопасная рулевая колонка, металлическая панель приборов этому тоже способствуют. Поэтому не выше тройки. По сравнению с иномарками - вообще опасно ездить. Но вообще - здесь главное иметь голову на плечах и царя в голове, без этого и на Вольво насмерть разбиться легче легкого.
Комфорт - салон просторный (просторнее, чем в современной Волге - крыша-то выше), 6 человек влезает (правда с моим рычагом КПП в полу переключать передачи становится почти невозможно) и, если отвлечься от понятия "не современный", что для меня не критично, вполне уютный и удобный. Единственный минус - при повороте на большой скорости не за что держаться, у дивана нет боковой поддержки - пассажиры летают по дивану, водитель держится за руль. Но пока стоишь или движешься по прямой - все замечательно и удобно. Машина эта не для гонок, гонять не надо.
Ходовые качества - поставил за езду в городе, на трассе особо разогнаться не удается, а вот в городе - все очень даже неплохо, как уже говорил, на четвертой прямой передаче вытягивает до 30 км/ч. В принципе, на этой машине при определенном навыке и незначительных переделках (зеркала заднего вида на двери, усилитель тормозов, нормальный карбюратор) можно ездить как на современных "Волгах" с карбюраторным двигателем.
Надежность - хотя я езжу на ней слишком мало, чтобы полностью это прочувствовать, поставил 5 баллов за добрую славу и опираясь на отзывы знакомых владельцев.
Внешний вид - 5 баллов без комментариев, и чем больше родного - тем лучше смотрится. Верх всего - экспортные версии с обилием хрома, особенно темного (черного) цвета, хорошо этот хром оттеняющего. Правда, для езды в современном потоке приходится ставить внешние зеркала заднего вида - оптимальное по моему от ВАЗ-2101 ранних выпусков, круглое хромированное на ножке, вполне вписывается в стиль.
Если эту и продам, то следующую машину куплю ГАЗ-21 в состоянии получше, например, другой серии - третьей, или, если повезет, первой. Хотя машину "на каждый день" тоже со временем куплю, какую-нибудь большая иномарку б/у вроде Шевроле Кэприса или Форда Краун-Виктории, а Волга будет просто для души.
Совет автора покупателям ГАЗ 21 1961 г
Если есть желание повозиться со старым железом и нравится стиль - брать ! Но не дешевле тысячи долларов и с как можно большим количеством оригинальных деталей, особенно по салону и хрому - современные совершенно не подходят по стилю, а родные найти - проблема. При этом особо внимательно смотреть на проблемные места - пороги и закаты (передняя часть задних колесных арок), чтобы не были гнилые или плохо переварены, передние стойки крыши (от перевозки грузов на багажнике трескаются). Не советую устанавливать современные зеркала, рули, спойлеры, колпаки, краску-металлик и т.д. - у машины свой, цельный стиль, она тем и ценна, что выглядит отлично от современных автомобилей. Тюнинговать без ущерба для стиля можно, но под стиль американских автомобилей того времени, или под классический заряженный хотрод. Восстановить в почти полный оригинал хорошую изначально машину можно за $4-5 тысяч, если много делать самому или по знакомым.
Достоинства:
- Естественно, стиль
- Надежность
- Плавность хода
- Легкость в управлении при определенном навыке
- Огромный салон, посадка как в дорогом джипе
- Проходимость
- Тяговитый двигатель, от 30 до 130 на прямой передаче - легко
- Прочность кузова
- Дождь не задувает в салон даже при опущенных стеклах
- Не интересна профессиональным угонщикам
Недостатки:
- Плохая по современным меркам динамика (75 л.с. на полторы тонны веса)
- Требует постоянного квалифицированного ухода, без него начинает болеть
- Оригинальные з/ч не всегда легкой найти, и они никогда не дешевы
- Устаревшая конструкция, физический износ (самой молодой 37 лет)
- Есть слабые места кузова (пороги, закаты, стойки крыши)
- Не везде берутся делать - ни за какие деньги, т.е. много надо делать самому
- Сложно красить т.к. машина "пухлая" и покрыта толстым слоем краски от перекрасок
- Не всегда адекватное отношение людей, многие считают просто "дедовским сараем"



