Машина с большой буквы
Привет всем!
Хочу поделиться опытом эксплуатации своей любимой машины - 412-го Москвича московской сборки (АЗЛК), который уже 30 лет находится в нашей семье. Читая многочисленные отзывы о Москвичах вообще и 412-х в частности, поймал себя на мысли, что не хватает отзывов, в которых был бы написан “портрет” автомобиля, чтобы человек, который подумывает о приобретении Москвича как машины на каждый день или как ретро-автомобиля для покатушек на выходных мог понять, что он собой представляет, и стоит ли игра свеч. Сей пробел и попытаюсь восполнить.В отзыве постараюсь не блистать эрудицией относительно Москвичей и вообще машин, а описать свое субъективное впечатление от автомобиля. Кое в чем буду сравнивать с его вечным соперником - "Жигулями".
Итак, Москвич-412 (АЗЛК), год выпуска - 1975, цвет "пицунда", пробег - 240 000 км, экспортный вариант - заводская табличка под капотом, шильдик на крышке багажника и надписи в салоне на английском, широкий кожух антенны в салоне (москвичеводы поймут), стояночные огни на задних стойках, накладки на порогах и накладки на колесных дисках в виде лучей ("фальшдиски"). Кроме того, несмотря на барабанные тормоза по кругу и гидровакуумный усилитель, уже стоял регулятор давления задних тормозов, который позже устанавливали на 2140. Машина была куплена в 1975 году новой начальником цеха киевского завода "Большевик" - часть экспортных машин, в которых был обнаружен брак, поступала на внутренний рынок. У нашей, по словам деда, скрипело сиденье. В 85-м ее купил дед, с тех пор она у нас в семье. Предыдущий владелец был не особо заботлив - масло менял когда придется, пороги кузова за 10 лет и 60 000 км пробега проржавели насквозь.
Дед, всю жизнь проработавший механиком на заводе, как и многие советские автомобилисты, обслуживал и ремонтировал машину исключительно сам, причем делал это квалифицированно. Но за весь пробег (240 тыс.) капремонт двигателя пришлось делать трижды(!) - результат привычки экономить до последнего на маслах, бензине, запчастях и расходных материалах. Также, несмотря на антикоррозионную обработку гремучей смесью из пушсала, отработанного масла и нигрола, пришлось менять передние, задние крылья,пороги, подваривать заднюю арку. Думаю, это результат того, что машина ездила зимой.
Кузов. Cразу успокою (а может, разочарую?) сторонников теории, что все "наши" авто "содраны с ихних". Действительно, с многими машинами дело так и обстоит, но далеко не со всеми (и 412 Москвич в их числе.) Дизайн напоминает американскую машину начала 60-х, но в европейских "габаритах". Самые запоминающиеся детали - "кили" задних крыльев, увенчанные хромированными молдингами, а также прямоугольные фары в хромированной окантовке (на машинах АЗЛК с 1970 г.) К слову, мне гораздо больше нравится стайлинг 412-х производства АЗЛК, чем ИЖей, которые отличаются не только круглыми фарами и меньшим количеством хромированных деталей, но и торпедой (до 1975-76 гг.), формой сидений, картами дверей, приборной доской, хотя внешне все вроде бы одно и то же)). Кстати, треугольной формы поворотники являются уникальной деталью, не имеющей аналогов в мировом автомобилестроении)).
Двигатель. При определенном навыке, на Москвиче с 412-м мотором можно вполне уверенно держаться в потоке. Даже по сегодняшним меркам, с 5800 оборотами максимальной мощности двигатель считается высокооборотистым. Еще один плюс - неприхотливость к маслу, хотя именно это провоцировало многих владельцев лить в мотор всякое "гуано", из-за чего его ресурс не дотягивал даже до заводского "минимума" в 140 000 км. В то же время ухоженные экземпляры до капремонта ходили по 200-300 тыс. Правда, движок даже при правильно установленном зажигании склонен к детонации, и может быть переборчивым к бензину. Моя машина, например, категорически не переваривает 92-й, причем с любых заправок. В то же время на любом 95-м мотор "поет"
Москвичевский двигатель считается шумнее жигулевских моторов, думаю, в основном потому, что блок цилиндров у Москвича алюминиевый (у Жигулей - чугунный). Не последнюю роль играет состояние мотора (с изношенным кривошипно-шатунным и газораспределительным механизмом шумность мотора, естественно, усиливается). Новый же (или откапиталенный) движок, с отрегулированной цепью и клапанами ненамного шумнее "жигулевского".
Коробка передач. Шумноватая, особенно на низших передачах. Ходы рычага большие, сам рычаг может слегка болтаться (из-за износа пластмассовых втулок в механизме переключения)
Рулевое. На ходу легкое, но крутить руль на месте тяжело из-за червячного механизма. У исправных машин люфт не должен быть больше 5 градусов (18-20 мм, если мерять по ободу). Но добиться этого бывает сложно из-за износа рулевых наконечников, а на старых машинах вообще всех деталей механизма (червяка, ролика, сошки и т.д.).Оригинальные рулевые шарниры требовали частой замены сухариков (вкладышей), позже появилась идея напрессовывать на пальцы резиновые втулки - дед с товарищем в гаражах занимались)), но самым удачным выходом из положения считается установка волговских наконечников - правда, раньше это запрещала делать ГАИ.
Тормоза. Как ни странно, мне кажется, даже одноконтурной барабанной системы на всех колесах вполне достаточно этой машине. Может, при интенсивной городской езде в потоке иномарок будет некомфортно, но на разумных скоростях их возможностей вполне хватает. Гидровакуумный усилитель значительно облегчает процесс торможения.
Главный недостаток москвичевских тормозов, на мой взгляд - малый срок службы резиновых уплотнительных манжет главного и колесных гидроцилиндров (это относится и к цилиндрам сцепления). За 20 тысяч пробега мне пришлось поменять едва ли не все, причем некоторые по 2 раза. Отчасти замедлить этот процесс, нужно вовремя менять тормозную жидкость (не реже чем в 2 года, если это БСК), которая загрязняется, что приводит к износу манжет.
Ручной тормоз. Считается общепринятым слабым местом "Москвичей". В отличие от остальных советских машин (":Жигулей", "Волг", "Запорожцев") на Москвиче нужно регулировать натяжение каждого троса по отдельности, а еще положение разжимных рычагов в задних тормозах при износе тормозных колодок. Это делает регулировку хлопотным и тонким делом. На моей машине ручник работал, как положено, пока однажды не порвался трос. Для того, чтобы его отрегулировать после замены троса, понадобились усилия 3 человек - отца-инженера, деда-механика и меня - начинающего) Но с тех пор никаких нареканий на этот узел нет.
Подвеска. По сравнению с многими машинами, подвеска Москвича очень комфортная - трамвайные рельсы, булыжник, ямы и прочие испытания при езде едва заметны. Благодаря такой мягкости подвески, за рулем отдыхаешь. Но есть и обратная сторона - при проезде неровностей машина сильно раскачивается, а в поворотах кренится, что заставляет снижать скорость. Еще одно достоинство - прочность. У одного моего знакомого после ночной поездки оказались погнутыми все четыре колесных диска - без малейшего ущерба для подвески(!).
Багажник. Самое главное достоинство - он большой! Пять колес на 13-х дисках помещаются легко, крышка закрывается. Очень удобная, чисто "москвичевская" фишка - багажник открывается из салона. Правда, бывает, что трос обрывается, и приходится снимать заднюю полку, спинку заднего сиденья, и лезть в багажник, чтоб его открыть) Хотя у меня такого не случалось.
Есть и недостатки - высокий погрузочный борт и недостаточный угол открытия крышки - но это типично для автомобилей тех лет. Еще о выступающий крючок замка можно удариться головой - но здесь просто надо быть внимательным.
Салон. Англичане из журнала "The Motor", тестировавшие Москвич в 1966 году, назвали его салон достаточно просторным. Не знаю, может быть, люди тогда были существенно ниже, но сейчас даже у машин B-класса салон бывает больше, чем у Москвича. На заднем сиденье трое мужчин средней комплекции помещаются, но сидят "как в танке" - мешают колесные ниши, места для ног тоже мало, над головой - достаточно. Сравнивая с Жигулями, в достоинства Москвича записывают удачное расположение руля, педалей и сиденья, что делает посадку спереди комфортной. Да, действительно, посадка удобная (после 600 км усталости вообще не почувствовал) но водителю ростом выше 175 см будет тесно, а отодвинуть переднее сиденье дальше не получится. Зато, в отличие от Жигулей, в салон не выступают передние колесные арки.
Сами сиденья мягкие, сильно напоминают домашний диван, но совершенно не имеют боковой и поясничной поддержки, из-за чего в поворотах с них сползаешь) Не последнюю роль здесь играет скользкая обивка из кожзаменителя.
Видно, что создатели машины уже тогда думали об эргономике - до всех ручек на панели приборов легко можно дотянуться рукой. Естественно, никакой подсветки нет, но опять же - возраст авто. Мягкая панель приборов, травмобезопасные ручки дверей и подлокотников, обшивка стоек, неослепляющее зеркало заднего вида, ремни – уже в начале 70-х наши машины оборудовали в соответствии с европейскими требованиями безопасности, ибо от этого зависел экспорт – да-да, в то время наши машины продавали в Европе, причем весьма успешно)). Большая тонкая баранка с хромированным колечком звукового сигнала выглядит стильно, но занимает много места в и без того нешироком салоне. Кстати, рулевая колонка тоже травмобезопасная - складывается при ударе.
Органы управления. После ГАЗ-53А Москвичом управляешь буквально одним пальцем) Но и после современных машин езда на нем не сильно напрягает. Главное, чем отличается Москвич в управлении от более современных машин это не усилия на органах управления, а люфты - руль, педали, коробка передач. Расположение органов управления удобное, особенно после "Жигулей" с их "по-автобусному" задранным вверх рулем и педалями, а также изогнутому рычагу переключению передач. За рулем можно провести много часов, не уставая (мой рекорд - около 600 км за один день). Слабым местом считаю ручной (механический) насос омывателя, который, помимо неудобства в пользовании, недолговечен. Дворники оставляют большую площадь стекла неочищенной - но это опять же типично для машин тех лет
Печка. На моей машине шланги поменяны местами, благодаря чему радиатор печки наполняется жидкостью снизу вверх, воздушных пробок не возникает. Но все равно - жидкость забирается в систему из головки, салон прогревается медленно, боковые и заднее стекла запотевают Из-за отсутствия приточно-вытяжной вентиляции (как на 2140) и обогрева заднее стекло быстро запотевает, а зимой, бывает, замерзает). Могу посоветовать включить вентилятор или слегка приоткрыть стекла передних и задних дверей - так будет хоть какая-то циркуляция воздуха в салоне и доступ его к заднему стеклу. Ну или натереть стекла солью, как делали наши деды).
Надежность. Несмотря на довольно большое общее количество поломок, по-крупному не ломалось ничего.Оглядываясь назад, понимаю, что большинство поломок случались либо по неопытности, либо из-за говнокачества нынешних запчастей. Вообще, репутации Москвичей, на мой взгляд, сильно повредило несоблюдение владельцами сроков техобслуживания, неквалифицированный ремонт и использование абы каких расходных материалов (бензин, масло, фильтры и т.д.). Иначе как объяснить то, что многие машины наматывают десятки, а то и сотни тысяч километров практически без поломок (не считая естественного износа деталей).
Совет автора покупателям Москвич 412 1.5 1975 г
Если не стоит цель брать именно эту модель, советую покупать 2140 или ИЖи после 82-го года - они современнее и с многими запчастями будет проще.
Достоинства:
- красивый и стильный дизайн;
- удобная посадка на передних сиденьях;
- хорошая обзорность;
- мягкая подвеска;
- достаточная для спокойной езды динамика и скорость;
- хорошая проходимость;
- большой багажник;
- простота в обслуживании и ремонте;
- прочность и выносливость;
- дешевые запчасти.
Недостатки:
- тесный салон:
- холодная печка;
- плохое качество нынешних запчастей;
- плохая антикоррозионная стойкость кузова;
- возраст!





Помню у деда был космич)).15 лет он на нем отполял.Потом сгнил окончательно.