Роскошь в советское время.
Авто было куплено в подарок сестре на 1 год - шутка - просто день покупки совпал с Днем рождения сестры - 16.06.1972 г. До этого была жуткая экономия (у отца даже проскакивали мысли о прекращении беременности в пользу увеличения накоплений, а у мамы лишилась зубов - фрукты и витамины семейный бюджет не предусматривал:((, долгая очередь, за которую маму врач-кавказец, заведующий поликлиникой и гинеколог по совместительству, конкурент по очереди отправил на больничный намного позже срока в отместку за непредоставленную очередь на покупку - я человек не мстительный, как говорится - отомщу и забуду, но если он узнает себя в этом упоминании, то пусть (хотя бы мысленно) попросит прощения. Жизнь длинная, возможно судьба столкнет меня с ним или его детьми - думаю, он не обрадуется, узнав. Ну да ладно, хватит лирики...
Итак, папа купил авто. Хотя надо рассказать, как его выбирали (думаю, многим будут интересны тактические приемы вымогателей-продавцов 70-х гг.) Как рассказывал отец (пусть земля будет ему пухом), выбрали на стоянке "копейку" темно-серого цвета, продавец (сейчас он бы назывался менеджер:)), подошел: "Этот авто занят, его должен купить важный человек". Папа пошел на рожон, но его "успокоили": "Если машина понравилась, можно решить - не бесплатно, конечно...". Отец и сопровождавший его друг (с водительским удостоверением - у отца тогда еще "прав" не было, а кто-то должен был выехать за ворота на законных основаниях) быстро смекнули что к чему и их глаза упали на палевый жигуль.
- Этот тоже занят? - спросил папа.
- Нет. - ответил "менеджер" из 70-х (думаю, в те времена он был на уровне наших начальников ОМТС нефтяных компаний:))) или Зам.глав администраций городов миллионников... не меньше. Видимо он уже понял, что два провинциала не намерены переплачивать и ничего ему не обломиться.
- Эту забираем.
Так был куплен первый и, к сожалению, единственный автомобиль моего отца - ВАЗ 2101 г\н 12-39 (если мне не изменяет память) СВЦ (это уже точно). Авто использовался на все 100: перевозил семью, встречал из роддома (меня в частности и моего младшего брата, а также детей многочисленных друзей семьи и отца (мамины подруги отцом в расчет не принимались - суровое воспитание в духе мусульманства ощутили все члены семьи:))), возил картошку, сено для козы моего деда, баранов на зиму для деда, привоза муллы на похороны и поминки деда и т.д., но самое главное для выезда отца с друзьями на природу - конечно не без алкоголя, когда и было помято заднее правое крыло. Впоследствии оно (крыло) было выдолблено резиновым молотком (как позволял бак) и забыто (незагрунтованное и непокрашенное). И вот ведь парадокс - на моей памяти таким автомобиль оставался 7-9 лет и только легкая рыжина покрывала оголенный металл!
С года 89 автомобиль стоял в капитальном гараже (некогда отапливаемом) - что его и сгубило, пока в 94 я его не забрал. В смысле с разрешения моего больного тогда отца. Еще раз пусть земля будет ему пухом - благодаря ему у меня сформировался образ мужчины-водителя и, конечно же, первый опыт вождения на его коленях (года в 4 - как рассказывала моя мама, чуть не завез их в глубокую лужу), по коллективному саду от ворот до участка (это уже с 12 лет - наверное, это был сильнейший, если не единственный, мотив поездки в сад). И первая самостоятельная поездка домой из сада до гаража - отец (да простит меня его прах) был пьян и позволил сделать это, да еще подгонял меня и принудительно включил мне 4-ю скорость... слава Богу, никуда не заехал (на повороте взял круче необходимого и влетел в яму - до сих пор проезжая это место вспоминаю тот случай).
Переехав в 93 г. в славный г.Екатеринбург (тогда вроде ещё Свердловск), очень хотелось передвигаться на авто - девушек покатать, дела различные (веселые 90-е), бомбануть в трудную для моего кошелька минуту. Так авто оказалось в моих руках. Хотя следует осветить подробнее этот момент. С другом (моим уже, имеющим ВУ и умеющим водить авто (сейчас я понимаю, как я ошибался, будучи уверен на тот момент в своем умении водить автомобиль)) и младшим братом привезли аккумулятор, выкатили из гаража с протекающей крышей и сырой осмотровой ямой - думаю, это две решающих причины ржавчины и гниения авто. С толкача завели раза с 15-го. и без тормозов (вот ведь беспечность молодежи!) поехали прокатиться... Выехав из населенного пункта, остановились и решили все-таки разобраться, что за фигня с тормозами и вообще как состояние авто:) С помощью прохожих завалили машину на бок :) и начался осмотр. Выяснилось (это я сейчас понимаю, что только малость из всего), что заржавели суппорта передних тормозов, прогнили пороги и... дальше не помню.. Удивительно - прошло 16 лет, а в памяти свежи отдельные моменты, как будто произошли вчера...
На следующих день с другом (без брата) поехали в Е-бург. Для БЕЗОПАСНОСТИ были включены ФАРЫ!!! 160 км проехали без тормозов, на пятилетнем антифризе (вода, или скорее жижа), масле (тоже думаю, что очень щедрый комплимент для материи в двигателе) были пройдены без приключений. Проезжая поворот на Химмаш (для иногородних: это был первый светофор на пути в город) машина вспомнила, что где-то здесь она была выдернута молодой из многочисленной стаи своих родственниц и увезена на муки вечные и теперь "... дайте мне хоть вернуться в это место и умереть там спокойно" (опять же для иногородних: первый и единственный в 70-80 и начало 90-х был автоцентр АвтоВАЗ на ул.Черниховского на Химмаше - район г.Екатеринбурга, упомянутый Незлобиным (КомедиКЛАБ), и прикол в инете - "... сотка с Химмаша до центра" , была с огромным усилием (каблуками, ободом о поребрик, конечно же ПЕРЕДАЧЕЙ (аллилуйя механической коробке), чуть-чуть не мокрыми и вонючими трусами и конечно же всеми упоминаемыми честными давалками и др.нецензурными выражениями...) остановлена!!! Передохнув - слава Богу, трусы остались чистыми, о сердечных болях я тогда еще не знал, осмотрев авто, с осторожностью двинулись дальше... Судя по пробелам в памяти, о данном временном отрезке ничего не произошло...
В последующем множество дней было проведено под машиной, для машины, внутри и около... Возможно авто и было бы восстановлено до нормального состояния, в чем я очень сейчас сомневаюсь, но помешал случай... В дождливый темный поздний октябрьский вечер на улице Восточной (опять же воспетой поэтом А.Новиковым в песнях) на приличной скорости влетели в люк - возможно земляки помнят это чудо городских служб - напротив и ближе к Шарташскому рынку ниже уровня дорожного покрытия сантиметров в 30. Сломан амортизатор и, как оказалось после замены и вновь пришедшего в негодность, оторвана балка от левого переднего лонжерона. По первому снегу была куплена ещё одна копейка с живым железом без документов для восстановления, но зимняя стоянка и невозможность проведения работ на открытом воздухе убили энтузиазм и весной машины были проданы за $800.
Увидев на дороге палевую (и не только) копейку (сейчас это большая редкость), вспоминаю отца, первое его и свое авто... Все мы жертвы воспоминаний - желание вернуть приятные моменты своей жизни ошибочно заставляет нас обладать вещами, напоминающими об этом, или вернуться в места, где были получены эмоции... (цинично и жестоко, блин... но это правда).
Совет автора покупателям ВАЗ 2101 1972 г
Редко кто способен решится на покупку в настоящий момент старого советского авто... Но тем, кто решился, - дерзайте.
Достоинства:
- Возвращают меня в детство: мама и папа молодые, рядом сестра и младший брат и понятный тогда мир...
Недостатки:
- Да и фиг с ними, с недостатками, была бы возможность (время и деньги) - купил бы и восстановил, только не вернуться в счастливое детство...





Интересная история