Желтая "копейка".
ВАЗ-21013 цвета "охра золотистая" пришла на смену моей сгнившей 2106. Последнюю я продал за 15 тыс. руб. и, добавив 5 тыс., купил у друга этот автомобиль. При продаже шестерке снял с нее новый карбюратор и руль, и переставил их на "копейку".
Ну, что сразу бросилось в глаза после шестерки - автомобиль ухожен (еще с советских времен он был весь, от и до, обработан его отцом) и очень прост в конструкции. По поводу конструкции - действительно складывается ощущение, что именно такой и должна быть классика. Копейка сочетает в себе всё ту же обзорность, мягкость подвески, четкую работу КПП, однако у нее нет штатных часов (к которым под панелью идут 5 толстых проводов), нет тахометра (та же история) и вообще все просто и логично. Шестерка производит впечатление копейки, в которую за каким-то хреном напихали всякой ерунды, не позаботившись ни о качестве, ни о компоновке. Да, тормоза жестковаты (нет усилителя), но к этом привыкаешь, а когда едешь по скользкой поверхности - это даже позволяет более чутко притормаживать, чувствуя сцепление колес с дорогой. У копейки более логически продуманный свет, сами фары, и передние, и задние. К примеру, у шахи - задние габариты и стопари разделены между собой, а у копейки тупо (точнее умно) стоят двухнитиевые лампочки, решающие одновременно две задачи. То же и передком. Большие круглые передние фары копейки, в которых умещаются и габариты, и ближний, и дальний свет, при этом светящие (на мой взгляд) не хуже 06 - также кажется более логичным продуманным шагом. Стоит сказать и о печке. Если в шахе, чтобы поменять моторчик, приходится снимать панель (не помню, может можно и так, но мне пришлось снимать почему-то), то в копейке все это делается за 10 минут и без лишнего немора. В общем, могу с уверенностью заявить, что шестерка - это недоразвитый потомок копейки.
Владел я ей около полутора лет. За это время из поломок было вышедшее из строя сцепление (что и заставило меня научиться ездить без него), ну и как-то раз сильно загудела цепь - пришлось поменять натяжитель и успокоитель. Зимой в -37, пренебрегая советами установить картонку я угробил хороший медный радиатор, запаивать не стал - поставил новый (алюминиевый). В обслуживании, после шестерки, этот автомобиль казался мне верхом инженерной мысли. А шестерка с точки зрения ее устройства казалось бредом сумасшедшего.
Под капотом был все тот же 11-й двиг объемом 1,2 л, какой-либо ощутимой разницы в динамике по сравнение с шестерочным 11-м двигом объемом 1300 я не заметил (немного было в пользу 06 из-за передаточного числа редуктора заднего моста). Хотя шестерочный 1600 после этих движков, наверное, казался бы довольно мощным. Но я не пробовал. Вернее попробовал, уже владея новой инжекторной пятеркой, но тут сравнение, по моему мнению, не совсем корректно. Сравнивать движки надо на одинаково настроенной системе подачи топлива, а как тут сравнишь новый карб, брызжущий 8-9 литров на сотню с инжектором, "льющим" 13-15 литров на сотню. В любом случае, быстрой езды я не люблю, поэтому для меня все это фигня. Кстати, быструю езду не люблю как раз после своей первой машины - шестерки. Именно на опыте владения ей я стал слишком хорошо представлять как устроен и как работает автомобиль, а также отдавать себе отчет, что с ним может произойти что угодно: от разрыва проводов в трамблере до "разрыва" балки ))
Как раз в те самые сильные морозы зимы 2006 года, когда приходилось даже ночью выходить прогревать машину, стал замыкать на массу стартер, сажая АКБ и практически не давая завести машину. Тут чудесным образом пару раз спас идущий в комплекте "кривой" стартер, электростартер я поменял с ближайшей получки, ну и прикупил новую АКБ. Вообще, в багажнике моей машины было все для починки ВАЗовской классики - запасная АКБ, карб, бензонасос, трамблер, ремень генератора, инструменты от и до. Я даже выезжал в морозные ночи - помогал заглохшим автолюбителям на дороге.
Надо сказать и о кузове. Металл первой половины 80-х не шел ни в какой сравнение с металлом начала 90-х (ну и последующих годов). Кузовные элементы этой копейки поражали своей толщиной в сравнении с тонкой жестянкой моей бывшей шестерки и кузовщины, продававшейся на рынке. На копейке было одно ДТП с моим участием, когда экскурсионный автобус из набережных челнов чего-то прощелкал и проехал на красный свет. А я его поздно заметил, и он ударил меня в левое заднее крыло. Там, кстати, была запаска, которая частично скомпенсировала удар, а благодаря гололеду машину просто отбросило в сторону и она не сильно пострадала. Со страховой ничего не вышло, там какая-то мутная была история с ликвидацией этой конторы, страховщиков передали Росгосстраху, который затребовал оригинал полиса виновника ДТП - а где его взять, если автобус с туристами в тот же вечер поехал дальше. Короче, мне насчитали какие-то 4 тыщи на замену крыла, а я на все это плюнул, выбили с товарищем обратно это крыло молотком и поленом. Я его зашпатлевал и покрасил, стало почти как было. Да и менять толстое не ржавое крыло, нарушать заводские швы не хотелось.
Копейка стала настоящей отдушиной после шестерки. К тому времени я уже настолько чувствовал ВАЗовскую классику, мог без проблем ехать по льду на лысой резине, отлично сочетая торможение двигателем и легким притормаживанием педалью. Тронуться в ледяную горку - не вопрос. Там, где народ на шипах сползал вниз, я умудрялся на летней резине уверенно потихоньку забираться. В общем, тоже была своя романтика. Конечно, как только появились свободные деньги, я поставил назад два шипованных колеса, чтобы лишний раз не заниматься ерундой. Помнится, был бум на всякие присадки - я тоже повелся на все это и залил в двигло "форсан". Двиг и правда стал работать тише, но негативный опыт других автолюбителей и опаска за свой двиг заставили меня буквально на следующий день слить старое масло с этим дурацким форсаном и залить новую полусиньку "Шелл". Тогда я и решил, что с присадками больше дела иметь не буду.
Из допов на машине была тонировка, кассетная музыка, электронный регулятор УОЗ "Пульсар". Пульсар, кстати, вещь прикольная, пару раз в морозы позволял завести машину без лишнего гемора. В общем, хороший был автомобиль, продал я ее также за 20 тыс. одному из знакомых своего отца, который ездил на ней года 4. Продал потому, что женился и мне перепала люксовая 16-клапанная десятка. Ощущения от нее после копейки - в следующем отзыве =)
Совет автора покупателям ВАЗ 21013 1983 г
Не знаю, есть ли сейчас у кого-нибудь интерес к этим автомобилям.
Достоинства:
- Простота
- Гармоничность
- Продуманность конструкции
- Мягкость подвески
- Хороший обзор
- Низкая стоимость и легкость обслуживания
- Хороший, крепкий металл (если, конечно, он выжил с тех годов благодаря обработке)
Недостатки:
- Для той эпохи, из которой этот автомобиль - я даже не знаю, есть ли они





В гору по идее и лучше на заднем приводе из-за того, что вес назад больше дается. Разве что колесам толкать тяжелее чем тянуть.
Но про летнюю голую резину и подъем в горку - это уже преукрашивание. Резина даже хорошая дубеет здорово, ладно еще если полный привод или автомат или вариатор для плавности. Но тут - не верится.