Lada Sputnik и ее несчастливые последователи.
Я пишу эти заметки в новогодние каникулы, спустя восемь лет после того, как расстался с последним представителем этого прославленного в прошлом семейства. Я эксплуатировал эти автомобили четырнадцать лет, буду писать обо всех сразу (см. фото). Честно говоря, был очень рад тому, что уже никогда не сяду за руль моей последней ВАЗ-2111. Однако в далеком 1989 году все было совсем наоборот.
Автомобиль ВАЗ-2108 странной раскраски «серый в яблоках» я впервые увидел в ноябре 1982 году на треке Волжского автозавода. Он сразу привлек внимание благородно-безумным зубилообразным силуэтом. Но, как выяснилось впоследствии, это был всего лишь заводской прототип, далекий от продажи как до луны.
Спустя семь лет – в июле 1989 года, в эпоху самого лютого дефицита – я получил автомобиль по распределению от предприятия, в ОРСе, прямо ко дню рождения. В магазине не Каширке (там, где сейчас любопытствующие видят станцию Пожарной охраны) был широкий выбор цветов – от чисто белого 201 цвета до светло-светло-бежевого. Видя такую картину, я без колебаний решил – «выкатите вон ту, из середины, лучше белую, в общем, какую удобнее». И за одиннадцать лет эксплуатации не пожалел ни разу.
Автомобиль 1300 куб см, карбюраторный, без ГУР и кондиционера казался верхом совершенства. Особенно после «Москвича 408/412». Более мощный – 68 сил, легкий, с изумительным обзором и невероятно удобными (это после «Москвича») креслами, продуманным интерьером, рабочим местом совершенно нового качества – внешне сильно отличался от того «серого в яблоках», виденного семь лет назад. Но от этого он не стал хуже.
Скоростной, надежный и легкий в управлении автомобиль был действительной палочкой-выручалочкой. Так получилось, что с 88-го года мне нужно было всесезонное и всепогодное средство передвижения – ребенок поступил в хорошую школу, и каждое утро хорошо было бы доставлять его (ее) до места – 27 км в один конец. Усовершенствованный своими руками «Москвич-408» (см. мой пост) был терпим, но не более. И ВАЗ-2108 полностью оправдал мои ожидания. Более того, я с благодарностью вспоминаю об этом автомобиле как о средстве выживания – в 94-м зарплату в Институте не платили 9 месяцев подряд, никому (в т.ч. и мне как начальнику средней руки). И «бомбежка» была средством заработка целый месяц. P.S. Сразу скажу, nevermore, никогда более, и такого не посоветую даже врагу!
Ну хватит лирики.
Автомобиль 1989 года поставлялся без радио, и с этим были проблемы – как замаскировать динамики, хорошую акустику в багажной полке воровали вместе с полкой. Друг на «классике» подсказал – закрепить их за металлическую основу кресла снизу, это позволило смонтировать довольно приличную по тому времени аудиосистему на 2х20 Вт, несколько позже привез «оттуда» американскую «Пирамиду» - аппарат очень достойный, который смог наглядно продемонстрировать свои качества на этих динамиках. Большим плюсом в поставке были оцинкованные передние крылья – они проходили все 320 ткм, двери и пороги были заменены, поскольку сгнили. Сразу совет начинающим эксплуатантам - автомобиль имеет два концентратора грязи – пороги и нижняя кромка задней двери. Вот эти места необходимо обработать антикоррозийкой и обклеить снаружи широким скотчем.
Надежность автомобилей до 90-го года выпуска была вполне сносной (достаточно сказать, что мои соученики в 93-м году привезли из Германии ВАЗ-21083 с двигателем 1500 кубсм). Правда, регламентом предусматривалась очень частая (если не ошибаюсь, через 25000) замена ремня ГРМ. 1300 двигатель отличался неприятной особенностью – если ремень рвался, то поршни встречались с цилиндрами и привет клапанам. Не страшно, конечно, но все равно неприятно. Своими силами ремень ГРМ меняется без проблем (на 90000, не позже, хорошо заменить ролики и помпу). Еще один совет – для уверенной заводимости требуется идеальная чистота не только высоковольтных проводов, но и участков блока цилиндров, примыкающая к свечам.
Хроники (колодки, лампочки и пр. расходники не считаю)
90 ткм – замена сцепления. Тогда же случился чрезвычайно неприятный инцидент – под капотом внезапно раздался микровзрыв и завоняло маслом. Выяснилось, что на верхней поверхности блока образовалась дыра (!!!) с неровными краями, площадью примерно 4 кв см, к счастью, не в местах силовых элементов. Трагедии не произошло – осколок был найден и приклеен на место эпоксидкой, разведенной алюминиевым порошком и с этим ремонтом и продан.
180 ткм – упало давление масла. Причина – нижегородское масло НОРСИ с битумными включениями. Ремонт масляной системы.
220 ткм – капремонт двигателя (в собственном гараже, только отвозил блок на расточку), замена сцепления.
280 ткм – замена колец и вкладышей.
320 ткм - продажа.
Единственным геморроем конструкции были алюминиевые кронштейны передней подвески. Боже сохрани их повредить и тем более выдрать из лонжерона! Ремонт дорогой и сложный.
Так что автомобиль ВАЗ-2108 доставил искреннее удовольствие. Все бы машины имели такие качества….
Но не тут-то было.
С 95-го года мне можно было купить служебный (отечественный) автомобиль. Естественно, была выбрана 2109 (см. фото 2), с карбюратором и болгарским микропроцессором. И началось (правда, ремонтом я уже не занимался, но все же...)
35 ткм – сдох стартер.
45 ткм – сдох генератор.
75 ткм – поехала крыша у болгарского процессора. Ремонт двигателя. Переделка системы зажигания.
90 ткм – опять сдох стартер...
Автомобиль ВАЗ-2109 «баклажан» – куплен на смену (см. Фото 3). 45 ткм – сдох стартер. 60 ткм – сдох генератор. Зимой, в дальней поездке!
и т.д. Качество ЛКП стало заметно гаже, царапина выявила, что грунтовка отсутствует как класс.
2000 год – 2109 продан и куплен 2111 (фото 4, но цвет был другой, стыдливо называвшийся в официальных документах «фисташковым», на самом деле – типичного колера розового женского белья!)
Этот дивный аппарат выпускается и до сих пор. Нам его продали весной 2000 года, а осенью вдруг выяснилось, что печка не присоединена к тягам! Дилер благополучно исчез вместе с гарантией, сложный ремонт делался кривыми руками… конечно, салон 2111 очень удобен и кузов оцинкованный, но автомобиль стал работать только после замены всей высоковольтной части (катушки, провода и пр.) на General Motors.
Но не будем больше о грустном.
ВАЗ-2108 был очень приличным автомобилем, приспособленным для всепогодной эксплуатации. Как первый автомобиль годится и сейчас, только надо внимательно следить за кузовом. У него только один большой недостаток – чрезвычайно легкая угоняемость и незащищенность от вандалов. А так – очень прочная рабочая лошадь…
Но комплектующие к нынешним «Самарам» - не знаю, как сейчас, а в 95-2000 были полным дерьмом!
Спасибо, что дочитали. Счастья и удачи всем, пусть вас минуют житейские невзгоды!
Совет автора покупателям ВАЗ 21086 1989 г
Вполне годится сейчас как первая машина, особенно с новыми моторами со впрыском.
Достоинства:
- Легкость в управлении
- Приспособленность к круглогодичной эксплуатации
- Прочность
- Недорогое обслуживание
Недостатки:
- Дурное качество запчастей
- Высокая угоняемость
- Незащищенность от вандалов





Отличный отзыв. Машины, да и люди наверное, сделанные в СССР надёжнее постсоветских