ВАЗ 21086
1989 г.
1.3 л. бензин
65 л.с.
МКПП
передний привод
Москва
4 января 2012

Lada Sputnik и ее несчастливые последователи.

Я пишу эти заметки в новогодние каникулы, спустя восемь лет после того, как расстался с последним представителем этого прославленного в прошлом семейства. Я эксплуатировал эти автомобили четырнадцать лет, буду писать обо всех сразу (см. фото). Честно говоря, был очень рад тому, что уже никогда не сяду за руль моей последней ВАЗ-2111. Однако в далеком 1989 году все было совсем наоборот.

Автомобиль ВАЗ-2108 странной раскраски «серый в яблоках» я впервые увидел в ноябре 1982 году на треке Волжского автозавода. Он сразу привлек внимание благородно-безумным зубилообразным силуэтом. Но, как выяснилось впоследствии, это был всего лишь заводской прототип, далекий от продажи как до луны.

Спустя семь лет – в июле 1989 года, в эпоху самого лютого дефицита – я получил автомобиль по распределению от предприятия, в ОРСе, прямо ко дню рождения. В магазине не Каширке (там, где сейчас любопытствующие видят станцию Пожарной охраны) был широкий выбор цветов – от чисто белого 201 цвета до светло-светло-бежевого. Видя такую картину, я без колебаний решил – «выкатите вон ту, из середины, лучше белую, в общем, какую удобнее». И за одиннадцать лет эксплуатации не пожалел ни разу.

Автомобиль 1300 куб см, карбюраторный, без ГУР и кондиционера казался верхом совершенства. Особенно после «Москвича 408/412». Более мощный – 68 сил, легкий, с изумительным обзором и невероятно удобными (это после «Москвича») креслами, продуманным интерьером, рабочим местом совершенно нового качества – внешне сильно отличался от того «серого в яблоках», виденного семь лет назад. Но от этого он не стал хуже.

Скоростной, надежный и легкий в управлении автомобиль был действительной палочкой-выручалочкой. Так получилось, что с 88-го года мне нужно было всесезонное и всепогодное средство передвижения – ребенок поступил в хорошую школу, и каждое утро хорошо было бы доставлять его (ее) до места – 27 км в один конец. Усовершенствованный своими руками «Москвич-408» (см. мой пост) был терпим, но не более. И ВАЗ-2108 полностью оправдал мои ожидания. Более того, я с благодарностью вспоминаю об этом автомобиле как о средстве выживания – в 94-м зарплату в Институте не платили 9 месяцев подряд, никому (в т.ч. и мне как начальнику средней руки). И «бомбежка» была средством заработка целый месяц. P.S. Сразу скажу, nevermore, никогда более, и такого не посоветую даже врагу!

Ну хватит лирики.

Автомобиль 1989 года поставлялся без радио, и с этим были проблемы – как замаскировать динамики, хорошую акустику в багажной полке воровали вместе с полкой. Друг на «классике» подсказал – закрепить их за металлическую основу кресла снизу, это позволило смонтировать довольно приличную по тому времени аудиосистему на 2х20 Вт, несколько позже привез «оттуда» американскую «Пирамиду» - аппарат очень достойный, который смог наглядно продемонстрировать свои качества на этих динамиках. Большим плюсом в поставке были оцинкованные передние крылья – они проходили все 320 ткм, двери и пороги были заменены, поскольку сгнили. Сразу совет начинающим эксплуатантам - автомобиль имеет два концентратора грязи – пороги и нижняя кромка задней двери. Вот эти места необходимо обработать антикоррозийкой и обклеить снаружи широким скотчем.

Надежность автомобилей до 90-го года выпуска была вполне сносной (достаточно сказать, что мои соученики в 93-м году привезли из Германии ВАЗ-21083 с двигателем 1500 кубсм). Правда, регламентом предусматривалась очень частая (если не ошибаюсь, через 25000) замена ремня ГРМ. 1300 двигатель отличался неприятной особенностью – если ремень рвался, то поршни встречались с цилиндрами и привет клапанам. Не страшно, конечно, но все равно неприятно. Своими силами ремень ГРМ меняется без проблем (на 90000, не позже, хорошо заменить ролики и помпу). Еще один совет – для уверенной заводимости требуется идеальная чистота не только высоковольтных проводов, но и участков блока цилиндров, примыкающая к свечам.

Хроники (колодки, лампочки и пр. расходники не считаю)

90 ткм – замена сцепления. Тогда же случился чрезвычайно неприятный инцидент – под капотом внезапно раздался микровзрыв и завоняло маслом. Выяснилось, что на верхней поверхности блока образовалась дыра (!!!) с неровными краями, площадью примерно 4 кв см, к счастью, не в местах силовых элементов. Трагедии не произошло – осколок был найден и приклеен на место эпоксидкой, разведенной алюминиевым порошком и с этим ремонтом и продан.

180 ткм – упало давление масла. Причина – нижегородское масло НОРСИ с битумными включениями. Ремонт масляной системы.

220 ткм – капремонт двигателя (в собственном гараже, только отвозил блок на расточку), замена сцепления.

280 ткм – замена колец и вкладышей.

320 ткм - продажа.

Единственным геморроем конструкции были алюминиевые кронштейны передней подвески. Боже сохрани их повредить и тем более выдрать из лонжерона! Ремонт дорогой и сложный.

Так что автомобиль ВАЗ-2108 доставил искреннее удовольствие. Все бы машины имели такие качества….

Но не тут-то было.

С 95-го года мне можно было купить служебный (отечественный) автомобиль. Естественно, была выбрана 2109 (см. фото 2), с карбюратором и болгарским микропроцессором. И началось (правда, ремонтом я уже не занимался, но все же...)

35 ткм – сдох стартер.

45 ткм – сдох генератор.

75 ткм – поехала крыша у болгарского процессора. Ремонт двигателя. Переделка системы зажигания.

90 ткм – опять сдох стартер...

Автомобиль ВАЗ-2109 «баклажан» – куплен на смену (см. Фото 3). 45 ткм – сдох стартер. 60 ткм – сдох генератор. Зимой, в дальней поездке!

и т.д. Качество ЛКП стало заметно гаже, царапина выявила, что грунтовка отсутствует как класс.

2000 год – 2109 продан и куплен 2111 (фото 4, но цвет был другой, стыдливо называвшийся в официальных документах «фисташковым», на самом деле – типичного колера розового женского белья!)

Этот дивный аппарат выпускается и до сих пор. Нам его продали весной 2000 года, а осенью вдруг выяснилось, что печка не присоединена к тягам! Дилер благополучно исчез вместе с гарантией, сложный ремонт делался кривыми руками… конечно, салон 2111 очень удобен и кузов оцинкованный, но автомобиль стал работать только после замены всей высоковольтной части (катушки, провода и пр.) на General Motors.

Но не будем больше о грустном.

ВАЗ-2108 был очень приличным автомобилем, приспособленным для всепогодной эксплуатации. Как первый автомобиль годится и сейчас, только надо внимательно следить за кузовом. У него только один большой недостаток – чрезвычайно легкая угоняемость и незащищенность от вандалов. А так – очень прочная рабочая лошадь…

Но комплектующие к нынешним «Самарам» - не знаю, как сейчас, а в 95-2000 были полным дерьмом!

Спасибо, что дочитали. Счастья и удачи всем, пусть вас минуют житейские невзгоды!



Совет автора покупателям ВАЗ 21086 1989 г

Вполне годится сейчас как первая машина, особенно с новыми моторами со впрыском.

Еще советы

Достоинства:

  • Легкость в управлении
  • Приспособленность к круглогодичной эксплуатации
  • Прочность
  • Недорогое обслуживание

Недостатки:

  • Дурное качество запчастей
  • Высокая угоняемость
  • Незащищенность от вандалов
БезопасностьКомфортХодовые качестваНадежностьВнешний вид
32
Нравится!
Мне нравится!
15610
Комментарии34 Добавить комментарий
НаВАЗ Priora, Kia Picanto 5 января 2012 в 19:23

Отличный отзыв. Машины, да и люди наверное, сделанные в СССР надёжнее постсоветских

0
был 3 недели назад
НаУАЗ 3163 (Patriot) 5 января 2012 в 20:43

в общем все правильно. про кронштейны растяжек жуткая правда. насабачился менять их по месту потери.

0
brytwa
НаВАЗ 2112 5 января 2012 в 21:27

А почему 21086, а не просто 2108? И мощность движка у 1300 всего 64 л.с, а не 68. Насчет замены ремня, ни знаю где нашел, что замена ремня через 25 тыс. км. У меня на 9-ке тоже 1300 1987г.в. с завода стоял родной японский ремень, прошел на нем 100тыс. км., потом ставил советские, менял через 50 тыс. и ничего страшного не произошло. Ролики и помпу менял только по фактическому состоянию (шуму подшипников). Движка хватило на 350 тыс км., даже не заглядывал в него, причем на минералке типа УФАЛЮБ 15W40. Так же сами кронштейны менять ничего сложного, вот если выдрать их из балки, то тогда только сварка поможет.

Скоро напишу отзыв про свою бывшую 9-ку.

0
vladimir62
НаВАЗ 2121, ВАЗ 2113изменен 5 января 2012 в 23:27

Спасибо! Классный отзыв с ностальгией.  ВАЗ2108 была  просто мечтой! Теперь легенда! Когда выбирали новое авто, это сыграло, надеюсь не злую шутку с нами)), Калины, Ланосы,  Логаны - в сторону, взяли да в 13-ку вцепились. Пока что все нормалек, даже присутсвует некий восторг от управления ею, хотя пробег небольшой. Но это точно не те девятки 90-х г.в. Очень жаль, что сворачивают производство(((.

Отдельная благодарность за советы по уходу и хотелось бы узнать о ремонте ходовой, ведь пробег довольно внушительный.

0
risk
НаВАЗ 2112изменен 6 января 2012 в 00:49

Да нет там ничего сложного, конструкция очень простая и надежная! Начнем по порядку,что я делал с 9-кой 1987 г.в. за пробег свыше 500 тыс. км.:

1. шаровые и рулевые менял при пробеге от 30 до 50 тыс км. Причем после замены шаровых сход-развал делать необязательно, а только после замены рулевых надо делать. (неисправность вылазиет или стуком, особенно рулевые, а шаровые тоже стук только потише или машина начинает немного плавать по дороге, это достигается опытом).

2. раза 4 менял стойки (яйца) стабилизатора поперечной устойчивости из-за износа резиновых втулок.

3. пару раз менял втулки в кронштейнах (крабах) и тоже из - за износа, а также передние рычаги также из-за втулок (сайлентблоков).

4. Опорники менял один раз вместе с передними амортизаторами, задние амортизаторы менял раза 3 за 22 года.

5. Хотя бы раз в месяц надо не лениться проверять состояние пыльников приводов, несколько раз менял их сам, а привода до сих пор родные.

6. Рейка тоже родная, за пробег свыше 500 тыс. один раз ее немного подтянул и все

7. С задней балкой ничего не делал, думал сменить сайлентблоки, но решил продать

8. За такой пробег сменил один раз передние тормозные диски, задние барабаны не менял, ТО проходил официально на стенде. Один раз сменил тросики ручника, закисли, так же один раз сменил задний тормозной цилиндр, по моему стоит 5-ный.

9. Колодки передние менял через 30 тыс., задних хватало тыс. на 70.

В общем я машиной остался доволен и поэтому снова взял отечественную, опять хэтчбек, так как в быту сильно выручает. Плюс очень дешевая эксплуатация, я на запчасти столько денег не истратил, как на осаго.

0
vladimir62
НаВАЗ 2121, ВАЗ 2113 6 января 2012 в 10:54

Благодарю Владимир за подробное описание ожидаемых неисправностей ходовой. Удивляет небольшой ресурс шаровых опор и рулевых наконечников-родные тоже от 30 до 50 прослужили?

Ну и поражает живучесть рулевой рейки, на теперешних бюджетках, особеннно французах  с ней регулярно секс)).

 

0
risk
НаВАЗ 2112 6 января 2012 в 19:13

Да примерно также. Насчет шаровых и рулевых  надо во первых учитывать качество наших дорог, особенно в провинции, а во вторых их низкую стоимость и простоту замены собственными силами.

Насчет рейки и приводов может мне повезло, а может умели делать в 87 году. И еще, я был сильно удивлен, когда один раз видел 99 с лопнувшей задней балкой на дороге,  возможно заводской брак, ждала эвакуатор, и по году выпуска намного моложе моей.

0
risk
был 6 часов назад
НаMitsubishi ASX 7 января 2012 в 17:35

Главное - следить за пыльниками. Если что случится, надо иметь огроменный накидной ключ на 32 для откручивание гайки ступицы, сажаешь человека  в салон, он нажимает на педаль и резким движением отворачиваешь гайку. Потом все просто. еще желательно иметь струбцину для стягивания элементов. Успехов! 

0
vladimir62
был 6 часов назад
НаMitsubishi ASX 6 января 2012 в 08:25

потому, что на сайте АVtоmarket для автомобилей 2108 1989 года выпуска и 1300 куб см предлагается только эта опция. В паспорте, конечно, просто 2108  и 68 сил. Помпа сдохла в 100000.

0
viator
НаВАЗ 2112 6 января 2012 в 08:41

не буду спорить, но насколько я знаю, 8-ки как и 9-ки выпускались в 3-х модификациях: с движком 1100-21091, 1300-2109, 1500-21093.

0
был 53 минуты назад
НаLand Rover Range Rover 6 января 2012 в 09:19

Неплохо ! 5+.

0
НаЗАЗ 968, Lexus GS 6 января 2012 в 11:44

Замечательный отзыв!

Что-то последним временем появилось много отзывов о стареньких ВАЗах и у меня невольно появился вопрос: так а что надёжнее - классика или Самары? Если говорим не о новых, а о стареньких? Потому что новые "Самары" собирают с неплохим качеством сравнительно - убедился на примере знакомого ,у которого новая 21099 ,а вот "классику" - так себе, тоже имел возможность убедиться)

0
ramplstilskin
НаВАЗ 2112изменен 6 января 2012 в 19:48

Я всегда считал, что передний привод надежнее, потому что конструкция более простая. Нет редуктора, заднего моста, архаичных конических подшипников с регулируемым натягом и т.д.

Ни разу ни видел Самару, в отличие от классики, с раскоряченным колесом из-за вырванной шаровой. А классики за все время видал несколько десятков.

0
vladimir62
НаЗАЗ 968, Lexus GS 6 января 2012 в 23:49

Ну насчёт шаровой вы правы, а вот насчёт привода не соглашусь.

Как раз сложнее и капризнее передний. Недаром первые авто были с задним приводом ,а первые переднеприводники появились только во втоорой половине 30-х, потому что сам принцип передачи тяги на поворачивающиеся колёса сложен. Ну хотя привод, хоть задний, хоть передний, внезапно не ломается, всегда поначалу хрустит. трещит, гудит или там чего.

А вот интересно, как с электрикой, там катушками всякими, тормозами и т.п.

0
ramplstilskin
НаВИС 2345изменен 7 января 2012 в 19:09
а что сложного то в приводе девяток/самар?
0
andrew29
НаЗАЗ 968, Lexus GS 7 января 2012 в 21:34

Да даже сами по себе Шрусы. В них можно пыльник порвать, газовать с вывернутыми колёсами нельзя. Ну это мелочи. Но даже чисто теоретически разработанный в 80-х автомобиль не может быть конструктивно проще разработанного в 60-х.........

0
НаSubaru Forester, Toyota RAV-4 6 января 2012 в 13:11

Отличный отзыв! Как рассказ прочитал.

0
НаToyota RAV-4 6 января 2012 в 16:58

Добрый отзыв.

0
6 января 2012 в 18:44

поставил пять за память и системность))

0
НаВИС 2345 6 января 2012 в 20:00

 

Приятно было почитать, хороший отзыв))) Нынешние "Самары" уже не такого качества (по крайней мере кузов) .

0
НаNissan X-Trail, Skoda Octavia 7 января 2012 в 00:50

В те годы это была машина мечты. Даже не смотря на то что за основу был взять VW гольф 2-го поколения. Хороший отзыв.

0
8 января 2012 в 09:49

ВСЕМ ПРИВЕТ У  меня ваз 21083экспорт(1988) я очень довольна своей первой машине!! она у меня супер!!! да подвеса у нее слабая,но тут я сама винова.Ничего весна не далеко и новая подвеса так же. печка дует замечательно при том,что панель высокая салон не гремит вовремя проклеяли лишь только амортизаторы на богажнике скрипят,но опять тут делов пяти минут. за 5 месяцев пока она у меня сменила стартер,сцепление полностью,термостат,и главный тормазной целиндр!1 а остальное все как по маслу!! тормаза очень хорошие а как калодки сменю думаю еще лучше будет. салон вместительный багажник тоже. ест по городу очень мало,вот только есть проблема бензобак чего,маловат вроде бы. а вообще пожелания есть у меня прежде чем обсирать машину для ночало до ума доведите её после старых хозяев,а потом пишите,что то тормаза то подвеса не годная. НЕ ВСЕ ВЕЧНО!!!!!!!

0
дарья1111
был 2 месяца назад
НаVolvo S60 8 января 2012 в 11:21

Дарья - кроме марковы ещё есть сладости )))

0
bysj
10 января 2012 в 07:13

и????

0
дарья1111
был 2 месяца назад
НаVolvo S6010 января 2012 в 21:41

а остальное все как по маслу!! - ещё вопросы будут? {#smile}

0
дарья1111
НаSubaru Forester, Toyota RAV-4 9 января 2012 в 13:25
Дарья, спасибо, поржал!
0
kuzya-71
10 января 2012 в 07:13

и что тут смешного????

0
Скрыто 2 комментария. Показать?
изменен 9 января 2012 в 02:55

Вынесено предупреждение: Спам или реклама. [подробнее]

Комментарий удален модератором.
изменен 9 января 2012 в 17:18

Вынесено предупреждение: Спам или реклама. [подробнее]

Комментарий удален модератором.
НаВАЗ Granta, ВАЗ Калина 9 января 2012 в 19:34

А если бы хорошее маслице в движек еще бы больше пробежала бы до кап. ремонта.

0
pavel86
был 6 часов назад
НаMitsubishi ASX11 января 2012 в 09:19

Совершенно в этом уверен

0
Скрыто 2 комментария. Показать?
изменен 10 января 2012 в 06:21
Комментарий удален модератором.
изменен 11 января 2012 в 15:18

Вынесено предупреждение: Спам или реклама. [подробнее]

Комментарий удален модератором.
НаВАЗ 211211 января 2012 в 23:14

А кто помнит какое у нас масло было в годы застоя? Это сейчас полное раздолье, выбирай не хочу. А тогда кроме советской минералки типа Уфалюб и нечего купить то было.

0
Добавить комментарий