Про Оку.
Как и обещал в отзыве про «Москвич», пишу продолжение саги «как мы с советским автопромом имели друг друга»
Было это в конце далёкого-предалёкого 1994-го года, когда все россияне поголовно были миллионерами, но сотовыми телефонами не пользовались, потому что сотовые были только у миллиардеров.
Был я молод, к тому же работал программистом в отделении Сбербанка, и зарплату получал вовремя, в отличие от своих бывших коллег по вертолётостроительному заводу, которые з/п не получали годами. То, что зарплаты моей едва-едва хватало свести концы с концами, меня не останавливало. Взял я кредит в родном отделении Сбербанка по-максимуму, сколько позволяла моя зарплата. Она мне позволила взять кредит в 16 миллионов. Сюда ещё добавились 5 миллионов от продажи папкиного «Москвича». В общем, весь мир у моих ног!
Амбиций поубавила жена, выставив условие: «Тебе машину – тогда мне шубу». После покупки шубы число миллионов убавилось количеством до 14-ти с хвостиком. Если учесть, что новая «ока» тогда стоила 18 этих самых миллионов, можете представить себе широту моего выбора. Хотелось непременно передний привод, но девятки и восьмёрки за такую цену были только в абсолютно убитом состоянии, поэтому даже не рассматривались как вариант. Выбор сузился до «Оки» и «Таврии».
Друг незадолго перед этим купил новенькую «таврию», пригнал её аж из Москвы. Восторгу его не было пределов первый год, пока не накрылся ШРУС. Новый ШРУС он искал очень долго, обошёлся он в 20% стоимости самой машины. Повторюсь, года были лихие. Но всё равно я пошёл с ним смотреть одну «Таврию» по объявлению. В гараже стоял сильно запылённый (сразу видно, давно не ездили) пепелац белого цвета. Мой продвинутый друг сразу открыл капот, снял запаску (она на «таврии» под капотом, если кто не знает) и указал мне на полуоторвавшуюся от лонжерона чашку, под которой скрывается опорный подшипник стойки. Пояснил, что это болезнь всех «таврий». Завели, я сел за руль, поехали. Выехали за город, я попробовал топнуть - увы, разгон меня не впечатлил даже после старенького 412-го. При повороте в проулок с гаражом, вывернув руль до упора, я понял, что не вписываюсь в поворот! Увы – у этой маленькой машинки очень большой радиус разворота, что меня вообще доконало. Тут ещё сосед по гаражу, мой бывший одноклассник, а ныне автослесарь, поставил точку. «Бери Оку, не думай, там очень легко ремонтируется двигатель, снимается вместе с подрамником и приводами!» Я тогда слабо представлял, зачем мне понадобится снимать двигатель с ещё не купленной мною машины, но согласился с этим «железным» аргументом. Тем более что опыт эксплуатации Москвича подсказывал: машина нуждается в ежедневном ремонте.
Съездил в близлежащие крупные города, походил по рынкам. То, на что хватало денег, меня не устраивало. То, что меня устраивало, было не по карману. Купил газету «из рук в руки», стал методично обзванивать, все более-менее приличные машины оказались уже куплены. Наконец – в Уфе отыскал ещё не проданный вариант, цвета «Сюзи» (светло-зелёный металлик), 1992 года. Самоуверенно поехал один, созвонился с владельцем, договорились о встрече прямо в вечер приезда. Встретились на проспекте Октября, возле нового универмага. Я (при свете уличных фонарей!!!) заглянул под капот, заметил мятый и заваренный правый лонжерон. Заглянул в ПТС, увидел, что хозяин у машины уже второй. Он рассказал душещипательную историю, что машина тестя, что тесть не ездил и подарил ему и т.д. и т.п. Это теперь я на жизненном опыте знаю, что если вам рассказывают историю про тестя, то это только чтобы оправдать две разных фамилии в ПТС и перед вами стопроцентно перекупщик.
С видом знатока я покачал передние колёса влево-вправо (типа проверил люфты подвески), провёл рукой по крыше и сказал «беру!» Пробег был небольшой, тысяч 12, наверняка скрученный. Позднее, в старом талоне техосмотра, который перекуп забыл в машине, увидел пробег 38 тысяч. Хозяин «оки» так до конца и не верил своему счастью, пока на следующий день, после переоформления, я не отдал ему деньги. После чего (по моей просьбе) вывез меня почти из города, до спуска на мост через реку Белая, после чего я сам ВПЕРВЫЕ сел за руль. Уже стояла ночь.
Ехать до моего Кумертау было 220 км, асфальт был открыт, слегка мело. Душа у меня пела и плясала. Руль слегка тянуло влево, но я не обращал на это внимания. Свет показался довольно приличным поле «Москвича» с круглыми фарами и здоровенными круглыми лампами в этих фарах.
Теперь – непосредственно сам отзыв.
Внутри машина оказалась просторнее, чем кажется снаружи. Фраза избитая, но особенно применима к "Оке". Очень лёгкий руль, да и сама очень лёгкая и гремучая. Если стекло на двери открыто, двери закрываются легко. Если закрыто – широкую дверь нужно хорошенько «разогнать», чтобы преодолеть сопротивление воздуха в салоне. В общем, сабвуфер на колёсах. Бывший хозяин укоротил рычаг КПП почти наполовину, получилось довольно удобно, и поставил симпатичный маленький спортивный руль. Панель приборов старая, как на «копейках». На зимнюю резину денег не было, купил только 2 шиповки, поставил на передок для проходимости, а сзади оставил лысую летнюю резину. Так и отъездил всю зиму в слабо управляемом заносе. Опыта зимней езды у меня до этого не было, как я вообще эту свою первую зиму отъездил, сам не представляю. Видимо, Бог решил, что «Ока» сама по себе является для меня достаточным наказанием. И решил нас с обоих помиловать.
Надо сказать, что колея у «Оки» уже, чем у большинства легковушек. А дороги у нас в Башкирии зимой не чистят, просто прикатывают тяжёлым трактором свежевыпавший снег и расширяют обочины. Вообще, когда читаю, что в Москве выпало 15 см снега и дорожные службы брошены на борьбу со стихией, проливаю слёзы умиления. Для нашего Мухосранска 15 см снега – это ежедневная среднестатистическая норма, зачастую бывает гораздо больше.
Так вот, когда на этом мотокарте попадаешь в ледяную колею, то в половине случаев левое переднее колесо, допустим, съезжает в левую ложбинку, а заднее правое – в правую. Так и едешь несколько километров под углом примерно 15% к направлению движения. Пока тебя не развернёт другим боком. Это была отличная школа водительского мастерства.
Зима кончилась, наступило лето. На асфальте опять почувствовал, что машину тянет влево. Недолго думая взял и отрегулировал левую рулевую тягу на несколько оборотов. Машину тянуть влево перестало. Довольный результатом, поехал встречать сестру в аэропорт, примерно 450 км туда-обратно. На обратной дороге почувствовал, что руль на скорости сильно бьёт. Решил, что нужна балансировка. Приехал в гараж, посмотрел на колёса – мать моя! Резина на передке за эти 450км износилась пятнами до металлического корда!!! И даже корд местами начал уже рваться. В общем, Бог меня миловал в очередной раз. Понял, что своими «регулировками» я заставил передние колёса все 450км ехать навстречу друг другу.
Впоследствии отъездил я на ней 3 года, можно рассказывать долго. Меня сегодня прёт. Отмечу основные минусы и плюсы:
- Шумная.
- Очень нежные наконечники рулевых тяг – оководы, имейте в виду! Менять при малейшем люфте! Это ваша безопасность.
- Слабая печка (при морозе -20, если оставить работать на холостых и печку на 2-ю скорость, температура двигателя падает и в салоне становится холодно).
- Шумный и вибрирующий двигатель, балансирные валы в картере только добавляют шума. Хотя без них, наверное, вообще машина бы подпрыгивала на холостых.
+ Изумительная проходимость по сугробам, практически скользит на защите двигателя, подгребая колёсиками, как старинный пароход.
+ Практичный салон – я всегда ездил со снятым передним сиденьем, на его место ставилась большая корытообразная детская коляска, а жена с маленьким сыном ездила сзади. Мой двухметровый товарищ, прокатившись разок пассажиром, оценил так: «Единственный автомобиль, где я смог выпрямить ноги». Со сложенными задними сиденьями много чего влезает. С деревенским тестем возили на мельницу 400кг зерна в мешках, семечки на маслобойню и прочее.
+ Обзорность – на 5 с плюсом, сидишь, как в стеклянном фонаре. После «Оки» мне на всех машинах не хватает обзорности, особенно при движении задним ходом.
+ Главная фишка «Оки» - маневренность + лёгкий руль безо всякого ГУРа. Зимний разворот задним ходом на ручнике на этой машине выглядит особенно эффектно.
Так и не понял, был ли цвет «сюзи» родным цветом, или хозяин перекрасил после нехилого удара в правую скулу. По крайней мере, мне всё время казалось, что машина «не блестит». Решил полирнуть, купил полироль с лёгким абразивным эффектом. Начал с крыши и тут же увидел на тряпке с бесцветным полиролем следы зелёной краски. Как я понял, основой её покрыли, а на положенные по технологии два слоя акрилового лака решили не расходоваться, ибо красили «под продажу». От дальнейшей полировки решил воздержаться.
На своём опыте убедился, что все мифы о том, что «ока» бензин не ест, а только нюхает, являются мифами. Двигатель (у меня был ВАЗ-1111) объёмом 650 кубиков хиленький, педальку приходится практически постоянно опускать в пол. По трассе, если ехать 70км/ч, может и уложишься в 4.5 литра на сотню, только кто же так ездит? У меня выходило между 6 и 7 литрами. Очень чувствуется ветер – как попутный, так и встречный. Много раз замечал – еду в соседний город, машина «летит» почти 120. Обратная дорога – педаль в пол, даже до 90 не могу раскочегарить. Квадратные формы, большое лобовое сопротивление – бич «Оки».
Несмотря на туманное прошлое, машинка меня не подводила. Один раз заменил колодки по кругу, да перебрал загремевшую рулевую рейку (поменял пластмассовые вкладыши и наконечники рулевых тяг). Когда рассмотрел старый наконечник, с изношенным шариком, который только чудом держался в гнезде, то в очередной раз понял, как Бог лоялен ко мне и подобным мне «ездецам». Вообще, считаю этот наконечник самым неудачным техническим решением в «Оке». Что мешало сделать его помощнее, как в девятке? Один раз по весне лопнул передний тормозной шланг, к счастью, никого не было впереди, просто тормознул перед ямкой, и педаль провалилась. Оттормозился с помощью почти неработающего ручника и такой-то матери, с тех пор на всех своих машинах раз в три года меняю тормозные шланги и слежу за ручником.
Ещё хочу отметить, что машинка очень чувствительна к свечам. Зимой, стоит одну свечу забрызгать при пуске, пиши пропало. Оставшийся «живым» горшок будет исправно хлопать, пока двигатель крутишь стартером, но раскрутить двигатель уже не может. Поэтому всегда возил с собой пару чистых сухих свечей, благо заменить их – минутное дело.
Отъездил я на ней года 3 и тысяч 50 километров (точно не помню), и задумал было продавать, поменял треснувшее лобовое стекло, и тут встретил Их. В час ночи возвращался с работы, рядом сидел здоровенный такой друг Володя. Встали на светофоре, ждём зелёного света. Слева от меня проезжают машины, повернувшие на зелёный свет. Одна вдруг вырывается из общего потока и лупит меня правым крылом прямёхонько в середину капота, под углом примерно 45градусов. Ацкий удар, свет в машине гаснет, зато зажигается у меня в глазах. Очухались, вышли, разгляделись. Ударившая меня семёрка вылетела на газон, там ещё побуксовала метров 50 и заглохла (пыталась скрыться). Оказалось, что на ней ехали два юных отморозка, не имеющих даже прав, причём оба изрядно поддатые. Возвращались со дня рождения. Друг Володька, высадив своим лбом мою новенькую лобовуху, всё порывался их отметелить, потому что ему было больно и обидно, но я отправил его вызвать ГАИ и был составлен протокол, который мне очень пригодился на следующий день. Потому что наутро ко мне явилась хозяйка «Семёрки», мама одного из ночных гонщиков, и в ответ на моё требование оплатить ремонт заявила «А вы сначала докажите, что это мой сын виноват! У нас вон вообще крыло всмятку, машина даже не заводится!» Вот тут очень пригодился гаишный протокол.
В общем, в результате двухмесячной нервотрёпки эти же друзья-пилоты и купили у меня машину – под восстановление. Был разбит бампер, погнут «телевизор», пробит радиатор, двигатель сдвинулся и ушёл назад, но фары на удивление остались целыми, только изумлённо повернулись навстречу друг другу. Я сам грудью рихтанул рулевое колесо, сильно ушиб грудь (ладно хоть она у меня ещё с армии «закалённая»), выгнул рулевую колонку и достал до лобового стекла. Пассажир, сидевший справа и непристёгнутый, практически вынес лобовое стекло со своей стороны и сильно ободрал лоб. Это при том, что мы в момент аварии стояли, а встречная машина ехала километров 60, не больше, и удар пришёлся под углом. В общем, я на своём опыте убедился в справедливости эпитетов «Капсула смерти» и «Полметра до смерти». В лёгкой и малогабаритной машинке легко можно убиться при самых невинных обстоятельствах.
Советы? Сейчас бы я не стал покупать такую машину для ежедневной езды, если только для души, для тюнинга. И уж если брать, только с двигателем 1113. А вообще, наша промышленность сейчас выпускает «правильную» Оку, называется «Калина хэтчбэк».
Всем, кто осилил – большое спасибо. Молодые водители, не повторяйте моих ошибок!
Совет автора покупателям ВАЗ 1111 1992 г
Только фанатам и только для тюнинга. Не берите такую машину своей девушке, если вы её (девушку) любите.





вывод правильный!!!