ЗАЗ 968M
1991 г.
1.2 л. бензин
42 л.с.
МКПП
задний привод
Ивано-Франковск
24 октября 2009

Наш ответ Porsche.

Что-то пробило меня написать отзыв об автомобиле, давно проданном семьёй и давно снятом с производства заводом "Коммунар".

Ну, начну с начала.

«Для того, чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное» /«Трое из простоквашино»/

Случилось сие в голодные девяностые, когда ориентированный на переработку урана и оборонку городок, в котором я жил, начал медленно хиреть. Большие при Союзе зарплаты сожрала инфляция, вклады - бывший Сбербанк, любой автомобиль считался роскошью, а редкий тогда хлам немецкого производства - недосягаемой роскошью.

И тогда отец, научившись ездить на 968ом 1971 года, стал перед выбором: Москвич или ЗАЗ?

На более или менее нормальные Жигули денег не хватало. Кроме того, наездившись в дедушкиной "копейке" (см. отзыв), намучились с обезьяньей посадкой. Многие юные автомобилисты не знают, но Жигули - это автомобиль для коротконогих длинноруких физически сильных водителей, причём желательно, чтобы одна рука (правая) была телескопической - руль установлен со смещением к центральному туннелю, а при включении третьей передачи наоборот требуется вся длина руки "и ещё чуть-чуть". О том, что можно поменять сидения и руль, у нас в ту пору ещё не ведали, да и без того Жигули считались очень комфортной машиной.

Самара была гораздо предпочтительней и по расходу топлива, и по удобству посадки, но денег стоила и того больших.

Иномарок было мало, и хотя можно было купить, скажем, 131й ФИАТ, или 305й Пежо, запчастей на них не было и в помине, и за ремонт тоже мало кто брался.

Итак, к выбору.

АЗЛК-2140/ИЖ 412

Плюсы - 4х дверный кузов, приличная (в сравнении с Запорожцем) динамика, большой багажник и большая по тем временам статусность.

Минусы - очень узкий салон, как правило убитая ходовая, худшая проходимость по грунтовке (напомню - были девяностые и огороды с картошкой кормили не только сельских жителей, но и половину городского населения) и ужасная устойчивость на скорости.

ЗАЗ-988М

Плюсы - лучшая устойчивость на трассе, более широкий салон, куча запчастей по ценам мусора, проходимость на уровне танка, изученная отцом конструкция (вместо лирического отступления: Запорожец двумя людьми разбирается до винтика за одни выходные. Тремя - ещё и собирается) и очень живучий кузов.

Минусы - две двери, шум, отсутствие любой статусности, символический багажник, 38 секунд до сотни, ну и отсутствие таких ненужных опций, как обогрев заднего стекла (НА Космичах попадается) и т.д.

ТАВРИЯ

Плюсы - передний привод, 3 двери, лучшая динамика, самая удачная эргономика, самая экономичная из трёх.

Минусы - Качество! Уплотнители стёкол текут, электроника чаще не работает, чем работает, кузова ужасно гниют, сварные швы разрушаются, салон гремит - ужас!

ТАВРИЮ-НОВУ тогда ещё не придумали...

В общем вариантов было немного и в результате за 800 у.е. (тогда половина стоимости нормальной "копейки") был приобретён относительно свежий (1991 года, ещё советской сборки) запик революционного красного цвета. Кроме в целом неплохого состояния, в нём действительно ВСЁ РАБОТАЛО!!!! Только резина лысовата.

На задние колёса великолепно подходила жигулёвская (немного уменьшался клиренс, но машина шла устойчивее, тише и мягче), но что делать с передними? Широкие шины будут тереть по аркам при вывороте руля, а ставить оригинальные, дубовые, не хотелось. И нам за 30 долларов (по тем временам половина зарплаты почти!!!) привезли "почти новую" резину Michelin, причём нужной размерности! Говорят, такая стояла на Renault-4 и Citroen 2CV и Visa. Не знаю, не проверял, но это была, наверное, первая пара импортной всесезонной резины, установленной на Запорожец. Но далеко не последним усовершенствованием. Имея высшее техническое образование, многолетний опыт и пытливый ум, не разобрать двигатель отец не мог. В процессе поменяли кучу мелочей вроде прокладочек, сальничков и пыльничков, поршни (вроде, жигулёвские), и залили нормальное масло. Могу сказать, всего этого можно было не делать, но результат того стоил - динамика улучшилась, двигатель стал работать тише, чем у иных Жигулей, что такое перегрев мы не знали до конца эксплуатации.

Позже поменяли карбюратор (по-моему, всё-таки удалось адаптировать жигулёвский, уже не помню), руль - от первого Гольфа, и от него же вроде бы гологенные лампочки в фары. Тогда же поменяли пару резинок в тормозных механизмах, колодки и маятник рулевого механизма, кинули пару дополнительных «плит» шумоизоляции, зеркала от ТАВРИИ – в общем, произвели тюнинг.

С кузовом проблем не было - он не гнил, краска радовала свежестью цвета, и тонна тыкв или картошки перевозилась с небывалой лёгкостью. А однажды ДТП (скорость - около 30 км/ч, препятствие - дом) показало, что кузов действительно ОЧЕНЬ крепкий (заменили пластмассовый «рог» бампера и фару… и всё!).

Более того, это была первая машина, на которой я позволял себе лихачить. Бывало, сядешь за руль утречком, и если у отца хорошее настроение - едешь в школу за рулём. Правда, осторожно, медленно - зато важно так выходишь из машины, берёшь рюкзак и на уроки… в восьмом классе! Круче только молотком по яйцам, но тогда этого ещё не знали. А когда пошли в поход, убегали от дождя и в машину влезло чуть не пол-класса! В общем, это было не просто транспортное средство, а член семьи. Историй про запик вспоминается множество, но расскажу одну.

Возвращались мы как-то от родственников из Одессы, а ехать почти 450 км. Выехали поздно, машина гружёная, а родителям на следующее утро на работу. Что делать?! Отец, человек, в общем-то, спокойный, едет 90. Разгоняется. 100. Полёт нормальный. Бензиновая печка воет как турбина МиГа на взлёте. 110(!). Свист от открытой форточки – будто подходим к скорости звука… 120(!!!). Смеркается… 125. Потоком воздуха форточку закрыло, причём на фиксатор. 130(!!!!!!!) ощущение реальности потеряно. (Лирическое отступление: лет 10 спустя я разогнался по недостроенному автобану Одесса-Киев на Скайлайне до 240 км/ч. Ощущения даже близко не те). Впереди со скоростью километров 80-90 едет микроавтобус Тойота. Отец идёт на обгон. Но оказывается, что микроавтобус - замыкающий в колонне перегонщиков, едущих с одесского авторынка. То есть обгоняем мы ещё и Ауди 80(бочку), Форд Скорпио и ещё пару вполне приличных машин…

У мужика в «девятке», едущего навстречу, челюсть упала на сиденье. Он хотел моргнуть фарами, но… ГАИ. Наверное, тот молодой парнишка в форме уже давно не лейтенант, а минимум майор, но подозреваю, что картина эта ему снится до сих пор. Со взлётной скоростью 130 км/ч мимо него проносится Запорожец, а следом со скоростью 90 тихо проезжает десяток иномарок. Радар выпал из рук…

Перед Николаевом скорость пришлось сбросить - стрелка датчика температуры масла почти дошла до правой риски. Но до темноты мы его проехали.

Была ли скорость таковой на самом деле? Или дело в шинах «жигулёвской» размерности? Или в «заводском тюнинге» спидометра? Сказать сложно. По техпаспорту исправный Запорожец ЗАЗ-968М разгоняется до 118 км/ч. Учитывая то, что двигатель был доработан, и бензин был не 76й (под новые поршни, изменившие степень сжатия, идеально подходил микс 80го с 92м в пропорции от 50/50 до 70/30 в зависимости от регулировки карбюратора), можно допустить, что 130 – скорость реальная.

Могу только сказать, что заводские показатели разгона – не предел.

Что ещё написать о машине? О проходимости Запорожцев ходят легенды. «Ушастые» ещё и плавают, у «эмок» конструкция кузова несколько иная.

Салон, в отличие от Жигулей, рассчитан на рослых водителей: места для ног на передних сиденьях более чем достаточно. На задних не так просторно, но 2 человека могут усесться с комфортом не хуже тех же Жигулей. Эргономика, естественно, на уровне 70х годов: подголовников нет, сидения как в «копейке», отделку можно охарактеризовать одним словом: «убожество». Бензиновая печка, конечно, гудит, но греет так себе - стёкла запотевают, а ноги задних пассажиров всё равно мёрзнут. Зато грузопассажирские возможности впечатляют. Трансформация салона на 5: какой ещё двухдверный седан позволяет снять переднее сидение за 5 минут, а вместо него перевозить бочки с водой, ящики с рассадой, мешки с цементом и всё это одновременно?! Какая ещё машина потянет тонну картошки под горочку, не цепляя днищем камни, трубы и торчащие из земли прутки?

Двигатель - отдельная песня. Как по характеристикам удельной мощности (30-35 л.с. на 1 л объёма), оборотов максимального крутящего момента и мощности (движок низкооборотный), так и по характерному звуку, мелитопольский двигатель напоминает дизель рубежа 70х-80 х гг прошлого века. И «везёт» соответственно. На малых оборотах двигатель тянет неплохо, но «крутить» его нет никакого смысла. Зато трогаться можно хоть с третьей передачи. При обучении это огромный плюс. Ресурс до капремонта составляет от 30 до 100 тысяч в зависимости от масла, топлива и манеры езды. Зато ремонтируется движок «на коленке» - конструкция проста до безобразия. Кстати, вопреки расхожему мнению, масло движок не гонит, если прокладки в нормальном состоянии.

Правда, для ремонта двигатель снимается не вверх, как на нормальных автомобилях, а вниз. Зато задок без двигателя можно поднимать одному физически здоровому человеку.

Дизайн… на кой танку дизайн? Вот его в принципе и нет. Стайлинг тоже соответственный - минимум всего.

Ходовая часть при нормальных шинах и исправных амортизаторах допускает раскачку, но зато сглаживает выбоины и не приносит на руль излишних вибраций. Руль благодаря развесовке очень лёгкий, как будто с усилителем, но зимой лучше возить в багажнике что-нибудь увесистое, иначе разгруженные передние колёса на скользком покрытии слишком быстро сносит. Ресурс ходовой невелик, но зато стоит всё буквально копейки.

А главное - машина ведёт себя как ранние «Порше». К сожалению, я на них не ездил, но судя по журналистским охам-вздохам… они просто никогда не ездили на Запорожцах - принцип тот же. J

Кстати, на советской машине образца 1978 года рулевая колонка сделана травмобезопасной. Одному знакомому это спасло жизнь.

Тормоза. Барабанные на всех колёсах. Без усилителя. Стоит об этом помнить, пытаясь побить рекорд скорости.

Ну, вот, собственно, и всё. Запик был продан спустя 2 года за 650 вечнозелёных американских долларов… а спустя месяц цены на машины в Украине упали в 2–2,5 раза.

Вывод? Мне непонятно, зачем их сняли с производства. Просто не стоило пытаться продавать их как легковые автомобили. Сертифицируют же как-то репликары, раритеты и самоделки… Ну а для желающих приобщиться хорошая новость: исправный жужик стоит в пределах… 250 долларов!



Совет автора покупателям ЗАЗ 968M 1991 г

Как единственный и полноценный автомобиль не годится.

Покупать как альтернативу мопеду, мотоциклу или вездеходу. Другой вариант - как тренажёр для получения навыков вождения.

Достоинства:

  • Цена
  • Ремонтопригодность
  • Не жалко
  • Повышает настроение
  • Почти идеальный автомобиль для обучения и села
  • Неплохая альтернатива мопеду
  • Крепкий кузов
  • Тяговитый двигатель
  • Копеечная стоимость содержания

Недостатки:

  • Шум
  • Для холодной и скользкой зимы непригоден
  • Слабый, склонный к перегреву,  двигатель
  • Весьма относительный комфорт
  • Чисто символический багажник
  • Идиотские колёсные диски
  • Слабые тормоза
  • Непродуманная эргономика
  • Устаревшая пассивная безопасность
БезопасностьКомфортХодовые качестваНадежностьВнешний вид
77
Нравится!
Мне нравится!
13639
Комментарии38 Добавить комментарий
24 октября 2009 в 23:12
Отличный отзыв, отличная машина. Я на такой тоже ездить учился, и тоже картошку возили тоннами..
0
НаChevrolet Aveo24 октября 2009 в 23:18
С запора раньше пол страны начинало.... и ничего, все вспоминают его одновременно с грустью и улыбкой на лице. Если б добавили лёгкий тюнинг и сейчас охотно покупали бы. Тыщ за 75 шёл бы на ура.
0
larsen
НаRenault Duster24 октября 2009 в 23:57

teethВы "Запор" все-таки в кавычках пишите, а то пол-страны обидеться может!

+3
egrsv
25 октября 2009 в 17:13
Комментарий удален модератором.
maxxx333
НаRenault Duster25 октября 2009 в 19:34

Да, чтой-то я погорячился! Тем более, что уровень "цензуры" резко возрос! Критерии, правда, непонятны - от "балды"? А что касается "Запорожца" - легенда эпохи! Какая страна, такая и машина!teeth

+1
НаKia Sportage24 октября 2009 в 23:19

"но Жигули — это аVтомобиль для коротконогих длинноруких физически сильных водителей"

Я бы сказал, что Жигули - это не для длинноногих и короткоруких, в остальном всё верно.

0
был 2 дня назад
НаVolvo V40 Cross Country24 октября 2009 в 23:59

Супер отзыв. У друга в свое время был такой. У всех нас остались только положительные впечатления.teeth

0
НаSkoda Octavia25 октября 2009 в 00:11

Был такой, покупал у деда, за 15 лет машина пробежала тыщ 16-17 точно не помню. В нагрузку дед отдал собственноручно доработанный движок в 50 украинских кобыл с установленным жигулёвским корбюратором.Что удивительно с доработанным двигателем по трассе если идёшь меньше 90км грелся сильно, больше 120км ОК Разгонял до 150 по спидометру. Тоже был пролетарского красного цвета. Вспоминаю с любовью, автору спасибо за отзыв!!!thumbs_up

0
НаRenault Koleosизменен 25 октября 2009 в 00:50
У отца до сих пор такой есть! И на ходу. С резиной от Луаза проходимость невероятная, в лес, за грибами лучше нет. Но я со своими 16 годами водительского стажа на нём ехать не могу...Не получается, а вот сын недавно получивший права запросто. И с огромным удовольствием, особенно по лесу или грунтовке.
P.S. Мощность у него 40 л.с., а не 42.
-1
casper64
НаMitsubishi Outlander XL26 октября 2009 в 17:59
42 стало после чип-тюнинга
-1
НаKia Sorento25 октября 2009 в 01:00
Отличный отзыв. От прочитанного аж взгрустнул немного, вспоминая о прошлом, о тех машинах на которых ездила еще та страна (СССР). Какие бы не были советские машины, всеравно вспоминаю о них с теплотой, так как они были первыми личными автомобилями.
0
НаNissan Maxima, Subaru Legacy25 октября 2009 в 06:13
Отличный отзыв.Автору зачет.
У нас исправный запор стоит от 500 до 1500 рублей.) )))
0
nexer1985
НаFord Mondeo, ГАЗ 24изменен 25 октября 2009 в 10:35
Не знаю даже где это "у вас" такие цены, у нас это уже типа раритет - дешевле 10-15 тыр оч сложно найти на ходу с доками.
Просто имел просто в своё время, давненько уже, желание преобресть, именно из-за относительного удобства посадки для рослого водителя относительно Жигулятора. Действительно, метр девяносто три - сидеть вполне можно, хотя узко и шумно. У отца такой был в начале карьеры автомобилиста кстати :-)
0
dl111
26 октября 2009 в 12:45

у меня родственники в деревне на брянщине запор на 2 мешка сахара поменяли. Так что если нужен запор - прокатитесь по деревням центральной россии и будет вам счастье

0
sann
НаRenault Scenic26 октября 2009 в 13:24
Да, но это будет железо, а докуметы как правило тю-тю...
0
sann
НаNissan Maxima, Subaru Legacy26 октября 2009 в 13:42
Про сахар не слышал,а вот на мобильный телефон нокиа 3310 тоЧно меняли ребята.
))))))))
0
был 3 месяца назад
НаCadillac ATS25 октября 2009 в 06:55
Отличный отзыв! Легко и с интересом читается. У меня о Запарике воспоминания из детства. У соседа по двору был ушастый. Ездил он на нём аккуратно через день. В остальные дни он его чинил. Зато с семьёй объездил на своём Запаре пол-Украины. Довелось и мне покататься на заднем сиденье. Запомнилось, что оно очень мягкое, пружинное.
0
НаSuzuki Liana25 октября 2009 в 07:15
Фольксваген Нью Битл сделали, Фиат 500 - тоже, Трабант скоро появится... Ждём от хохлов Нью Запор. ;-)))
+1
был 17 часов назад
НаOpel Zafira25 октября 2009 в 08:20
5. Мне, сожалению, на нем поездить не удалось...
0
НаDaewoo Lanos25 октября 2009 в 10:16
Отличный отзыв! Повеселил! У меня сосед имея седан бизнесс класса, на работу по прежнему на запоре мотается по городу, и никаких комплексов, и рыбалка и прочее...
0
НаВАЗ Granta25 октября 2009 в 13:00
На счет статуса не согласен. У копейки или москвича сейчас статуса никакого, а вот тюнинговый запорожец притягивает взгляды. У нас в городе одно время ездил горбатый покрашенный в желтый цвет с черными пятнами, этакая божья коровка. Катит такой и вся улица оборачивается. Еще звук выхлопа у запора прикольный, пукающий :-)
0
adm2007
НаVolkswagen Touareg, Fiat Fullback27 октября 2009 в 21:50
Напоминаю:тогда были 90е
0
25 октября 2009 в 13:23
Мдя-я, гордость берёт за такие авто. Отзыв отличный, "пять с плюсом" автору за смелость, так сказать, высказаться. Чувствуется уважение к аппарату.
0
НаRenault Scenicизменен 25 октября 2009 в 15:05
Какя-то сумасшедшая цена- 800 длларов, они больше 300 в супер-пупер состояни не стоили. Маши на- зверь, я очень доволен, что этот автомоюиль ти яч былт где-то год вместе. Забыли еще одну проблему- слабый генрнераор. при включенных в любое время суток фарах АКБ садилаь за неделю-многие ставят доп генератор от зИЛ-130 и это решает. Печка таже переделывается на многоискровой розжиг и газ- баллона хватает на месяц- полтора и он мгновенно прогревает салон- ездил в рубашке.
оченьудачная развесовка- позволяет всяческие финты с применением юзов и заносов и " парковку по шанхайски" и "полицейский разворо", главное ручник нормально отремонтировать. Тормоза по нынешним мерками- никакие. но 10 летназад вполне- вполне. Такой новый бы купил сейчас с удовольствем ждя дальнейшего тюнинга- Харизма всеж присуттвует и ощущение спортивного карта тоже.
0
mikka hakkanen
НаVolkswagen Touareg, Fiat Fullback27 октября 2009 в 21:53
Это где и в каком году? Розничная цена последних новых 968М в 1994 году была около 1300 у.е. Таврия стоила где-то 2100-2300, 93я- 3500, 99я- 4000.
А генератор и правда поменяли.Но это было так давно,что я не помню,на какой.
0
НаLand Rover Freelanderизменен 25 октября 2009 в 15:49
На своем у меня так и не получилось печку реанимировать. Тормаза на ЗАЗе не для слабонервных... Пару раз чуть было не догнал. Причем, одна из потенциальных жертв мог быть Мерседес, правда 124, а не 140...
У меня такой стоит на даче. И выкинуть жалко, и реанимировать лень.
В Антверпене это была бы машина номер 1.
0
НаToyota Prius, Nissan Cube25 октября 2009 в 17:34
Отзыв замечательный. Повеяло ностальгией.
0
НаDaewoo Lanos25 октября 2009 в 18:21

thumbs_upотзыв понравился, прочитал на одном дыхании

0
НаВАЗ 211525 октября 2009 в 20:58
Отзыв отличный ,все с толком описано ,автору респект и уважуха.
0
НаГАЗ Газель, Hyundai HD25 октября 2009 в 21:25
Отличный отзыв. У меня был ЗАЗ968М 40 л.с. И на удивление он меньше всех последующих машин (ВАЗ 21013 и ГАЗ2752) ломался. Проходимость действительно отличная. Я на скорости около 40 км/ч входил в водоёмы около 0,8 м глубиной и 4 м шириной и ЗАЗик отрывался колёсами от дна и проплывал до противоположного берега, хватался колёсами дна и, паря двигателем (от воды), выскакивал на сушу. Разгонял его до 100 км/ч (с 2 пассажирами) без какого либо тюнинга. Правда минусы вот ещё какие: отсутствие маслянного фильтра (масло очищалось под действием центробежной силы, и чтобы вынуть грязь надо было снять крышку сзади двигателя, в общем я этого ни разу не делал), отсутствие сменного элемента воздушного фильтра (воздух очищался проходя через масло, которое находилось в ёмкости типа кастрюли). И как раз одна из причин плохого запуска при отрицательных температурах, это загустевание масла в воздушном фильтре и не попадание воздуха в карбюратор). Ну и бензиновая печка с отдельным электронасосом на бензин и свечёй накаливанияя - верх технологий. Помню в инструкции ЗАЗика так и написано было - "при запуске отопителя салона" откройте форточки т.к. возможен не приятный запах в салоне". А дело в том что свеча спиральная и пока не нагреется в печке бензин не горел и воняло в салоне бензином.
Я на этом ЗАЗике, когда учился в институте, с 2 девчёнками в Питер гонял из Вологды на выходные - а это около 500 км в одну сторону. Зелёный ЗАЗик по Невскому с 35 регионом среди крутых иномарок - вот это было круто!
Только положительные эмоции и добрые воспоминания!
+1
android
26 октября 2009 в 13:54
Вы про гидроудар часом не слыхивали?:) А может у Вас шнорхель + высокий выхлоп стоял?
0
android
НаRenault Scenic26 октября 2009 в 19:29
Полная ерунда- свеча снначала прокаливается, потом пускается бензин( положение 1 и 2 выключателя)
Перед переделколй печки на газ где-то пол0года ее юзал на бензине и точно скажу, что воняло при разного рода неисправностях и переливах- полностью исправная печка не пахла. Единсткенный минус такой печки- инерционность, но по сравнению с жидкостными печками прочих автомолбилей- это прото тепловой тайфун. У мня апосле ЗАЗ был М 2140 и я долго матюкался, что купив машину вдвое дороже имею скорость прогрева салона в 3 раз меньше. Следующая девятка ситуацию как-то существенно не изменила, особенно в серьезный мороз. А ЗАЗовской печке пофигу- она и в -40 греет салон, причем даже еще движок не завел, а всалон уже теплый.
0
НаВАЗ Largus, ВАЗ Калина26 октября 2009 в 10:18
Интересно написано.
0
26 октября 2009 в 11:30
написано конечно достойно, ездить на хохлопорше к глубокому сожалению (после прочтения данного отзыва) не довелось не знаю у кого как, а у меня авто прежде всего асоциируется и раньше тоже с дедушками-инвалидами ... а вот горбатый почему то нет

... еслибы автор еще написал что там два движка было от 2108 то вообще полный аллес был бы ,и пару абзацев как где нибудь под Херсоном "братва" слезно умоляя просила бы сделать честный ченчж на свой "кабан"...

0
НаDaewoo Gentra26 октября 2009 в 11:47

Жигули — это аVтомобиль для коротконогих длинноруких физически сильных водителей, причём желательно, чтобы одна рука (правая) была телескопической

пацтулам

0
НаLexus IS26 октября 2009 в 13:54
Плохо фоток нет))))))))))))))))))))))))))))0
0
НаDaewoo Sens26 октября 2009 в 19:23
Мечтаю порулить на запорожце :) Уж очень весело и интересно написано.
0
2 ноября 2009 в 08:50
Гонял на таком. Проходимость зверь
0
Добавить комментарий