Учебный автобус.
Дело было так: в феврале этого года пошел учиться на СD, одной категории "В" в правах стало мало для заработка, да и всегда лежала душа к автобусам. Сперва теория, то да се, и где-то в середине апреля я впервые увидел агрегат, на котором предстояло проходить практику вождения. ЛАЗ 695Н 1995 года, внешнее состояние на твердую пятерку, беленький такой, с зеленой полоской.
Сев впервые за руль отметил крайне неудобное сиденье (неродное, кстати) и отличный обзор по зеркалам. На микроавтобусах таких не хватает порой. Движок как водится ЗИЛоновский 150 л.с. Для города вполне приемлемый вариант даже при сегодняшних скоростях. Ну, расход конечно чуть за 40, но шо вы хотели от этой конструкции))) Педали мягкие, но информативные, и вообще несмотря на свой возраст и пролетарское происхождение все работает исправно, без посторонних шумов и скрипов, кроме кулисы, которая постоянно парила мозги горемыкам-обучающимся. Дело в том, что (если кто не в курсе) управление передачами идет через тросы, которые тянутся через весь кузов. Как сказал инструктор, "в каждом соединении люфт по 5 мм, вот до вас 10 см. и доходит"))) Это к тому, что иногда воткнуть следующую передачу было непросто, заднюю порой искали по несколько минут. В дополнение скажу, что обучаясь на обычном 130 ЗИЛе коробка работала неимоверно четко, как новеньком автомобиле, несмотря на то, что ЗИЛ был старее автобуса.
Так вот, заводился он с кнопки, стартер закряхтел и автобус завелся. Поехали. На ходу мягкий (таким он оставался даже тогда, когда я уже "набравшись" опыта "гонял" под 40 км\ч по ямкам) Ямы глотал без стуков и, можно сказать, "плыл" по ним. Что сразу смутило (правда это норма жизни для всех больших машин) - сразу остановить такую махину на нейтрали практически невозможно даже при низкой скорости. Педаль лишь мягко уплывает вниз, а толку почти никакого. Выслушав от инструктора речь о том, каких баранов ему приходится учить за его зарплату, я так больше не шутил и всегда тормозил с включенной передачей. Движение на автобусе должно всегда быть с включенной передачей, движение на нейтрали недопустимо! - талдычил он каждый раз очередному новичку. Занятный был мужик, с матерком и юморком))
Был прикол со спидометром - он стоял в моторном отсеке сзади, то есть сколько ты едешь мог узнать лишь только бегущий сзади человек. Еще о тормозах - никогда б не подумал, что на горке его двадцатилетний ручник будет держать как влитой, отпуская ручку на подъеме его лишь качнет разок и стоит как вкопанный. Помотавшись на площадке к габаритам быстро привыкаешь и 8 метров его длины легко рулились на "восьмерке" между покрышек. Опять-таки спасибо большим полусферным зеркалам. Кстати, в городе начинаешь понимать, что ЛАЗ - это маленький автобус по сравнению с современными городскими. Вообще он оставил положительные эмоции у всей группы и фраз типа "совок" или "ведро" никто себе не позволял.
Покатавшись на нем некоторое время невольно подумал о том, как быстро они исчезли с наших улиц, ЛиАзы, ЛАЗы, Икарусы... только 10-15 лет назад их можно было встретить всюду, а теперь их у нас в городе я вижу всего два. Когда-то мы не знали, что есть что-то другое, лучше и комфортабельнее, он славно потрудился на городе, пригороде... Сколько дачников на них ездило с тяпками и граблями))) Впрочем думается мне, что этот учебный ЛАЗ еще послужит учебным целям. Несмотря на свой возраст, он в хорошем состоянии.
Спасибо автошколе Калининградского ДОСААФа, где я проходил обучение, научили и правилам, и вождению. Кстати, перед началом обучения я нервничал, что дескать если не сдам, то сколько будет стоить "получить" права, на что мне пояснили - сдашь все сам, а платить придется только через кассу за пересдачу. В итоге теория без ошибок, "С" с первого раза, а "D" со второго сдал - зарубился на перекрестке: выкатился на свой зеленый, но в пробке меня не пропустили, так и раскорячился на переходе, а это "пятерка" на экзамене, что совсем не отлично...
Всем успехов на дорогах и на жизненном пути!
Совет автора покупателям ЛАЗ 695н 1995 г
Покупать такой агрегат только если для музея))
Достоинства:
- Еще чуть-чуть и это будет настоящее Советское ретро))
Недостатки:
- Да какие там недостатки, можно сказать последний из могикан. Остался на хорошем ходу и на том спасибо


Батя на таком работал...