ВТЗ Т-16М
1989 г.
25 л.с.
Top100
2
Ивано-Франковск
10 мая 2010 → пробег 100000 км

Первый блин… Первый блин… Первый блин… Первый блин… Первый блин… Первый опыт.

 

Решил написать о первом транспортном средстве с ДВС, на котором довелось поездить. Случилось это случайно и как-то спонтанно, но мой водительский опыт начался именно с него.

Наверное все, кто застал союз и ранние 90е, помнят, как во дворах ЖЕКов и различных ремонтно-строительных организаций стояли эти несуразные конструкции. Узкие, высокие, с нетрадиционной компоновкой (кабина сзади, кузов впереди), на огромных задних колёсах и почти обязательно красного цвета. ХТЗ/ВТЗ Т-16. Это не танк. Это гораздо серьёзнее. Аппарат, запущенный в серию в 1961 году, продержался на конвейере с модернизацией в 1976м до 95го. Чего только не делали на их шасси… машины для нанесения дорожной разметки, экскаваторы, погрузчики, вариантов 20 сельхозмашин…и - главное - бортовые тракторы. Почему главное? Да про них отзыв. Итак, ближе к делу.

Год, наверное, 92й. Отец - счастливый обладатель места в гаражном кооперативе. И вот на этом самом месте строится гараж. Как строили в провинции подобные архитектурные сооружения в те годы, знают, наверное, не все. В пятницу вечером группа будущих счастливых владельцев гаражей выставляла начальнику транспортного хозяйства предприятия… что последний употреблял. После чего ранним утром с субботу брали на предприятии трактор, или грузовик и ехали за стройматериалами. В нашем случае это был именно Т-16. Помню, ещё тогда поражался, как эта конструкция кустарного вида может перевозить плиты тоннами и рубероид центнерами при мощности…16-25 л.с. Причём громких сил: тарахтение смешного дизелька из-под кабины легко заглушало магистральный тепловоз (возле гаражей была ж/д ветка). Наверное, дело в подборе передаточных чисел трансмиссии и немалого объёма дизеля для такой мощности. Кстати, коробка передач была шестиступенчатая, и максимальная скорость на высшей, шестой, передаче составляла 23,3 км/ч по ТТХ. Но из кабины казалось, что просто летим!

И однажды, получив «добро» от Васи (тракториста), отец посадил меня за руль. Было мне лет 7 или 8, но эти первые метры я запомнил на всю жизнь. Поворот ключа, какие-то хитрые манипуляции с тумблерами доморощенной «противоугонки», стартер (ножной! - как у Победы), и кабина заполняется…нет, ПЕРЕполняется шумом и вибрациями. А через стекло левой двери видно, как Вася пытается что-то проорать. Отец открывает дверь: «Первую малому включи – он не сможет». Я начинаю нехорошо думать о Васе: я знаю, где здесь первая! Но причина, оказывается, не в этом. Я выжимаю сцепление и отец в прямом смысле вбивает первую передачу… да, тогда я бы так точно не смог. «Газ не жми» - кричит папа в левое ухо, и я плавно отпускаю сцепление… фиг! Возвратная пружина (подозреваю, что самопальная) пнула мою ногу с такой силой, что я упёрся в спинку сидения и еле удержал руль. Зато я еду! «Куда ты едешь?!» - кричит отец, а я начинаю судорожно выкручивать руль, чтобы не съехать в котлован под чей-то будущий гараж… едем!

Обзорность – даром, что кабина застеклена «по кругу» (вот откуда мода на панорамное остекление =)) - никакая: вибрации таковы, что колебания стёкол с колебанием глазного нерва совместить непросто.  Кроме того, если водитель трактора маленького роста или в кузове лежит что-то выше верхней кромки бортов, пиши пропало. «Слепая зона» может достигать метров 20-25ти (для меня специально откинули передний борт, сократив её до 4-5 метров). А ночью совсем беда, поскольку фары расположены на передних стойках кабины. Там же расположены малюсенькие зеркала (помните советские пудреницы? Похоже, оттуда!)… Скорость - как у старушки с ревматизмом, а сквозняки уже гуляют по кабине. (А зимой как?!) Рулевое управление… как сказать: оно не то, что неинформативное… впечатление, что жёсткая связь между колёсами и рулём отсутствует напрочь. Хотя если учесть количество разнообразных механических передач на пути от руля к колёсам, ничего удивительного в этом нет. Зато руль можно вращать и школьнику, а главное – это чудо инженерной мысли даже можно удержать на прямой.

Ещё одна манипуляция со сцеплением - и вторая… м-да… вибраций меньше, шума - больше, но ехать в принципе можно. На лихачества не тянет абсолютно, ведь амплитуда колебаний высокой относительно рамы кабины за счёт козлящего подобия подвески заставляет инстинктивно втягивать голову в плечи (инстинкт самосохранения подсказывает: а вдруг эта дрянь перевернётся? Хотя, справедливости ради, должен сказать: ни разу не видел Т-16 на боку). Зато я понял, почему трактористы все сутулые… А вот проходимость - это явно сильная сторона трактора! Клиренс сантиметров в 40, загруженные ведущие колёса (диаметр дисков на глаз - дюймов 25-27), тяговитый дизель, небольшая собственная масса и абсолютная неубиваемость конструкции позволяют преодолевать броды выше полуметра, месить непролазную грязь или снег и прыгать через рельсы железной дороги (правда, последнее - за счёт исключительного героизма тракториста: Вася привставал на сидении держался за руль, чтобы от удара задницей о просиженное сидение после «приземления» не сломать позвоночник. Так можно дать представление о жёсткости и энергоёмкости подвески).

Тормоза. Для динамических характеристик этого эрзац-пикапа их достаточно. Помогает и то, что даже при сбросе газа на высшей передаче скорость тут же падает до 15 км/ч (опять-таки, по ощущениям, я даже не уверен, что там был спидометр )). Но, я думаю, разгонись трактор хотя бы до 40 километров в час, их бы не хватило. Кстати, если я не ошибаюсь, значительная часть этих агрегатов имеет тормоза только сзади.

Комфорт… кое-кто тут писал о ГАЗ-69, мол, машина начисто лишена комфорта и водить её - тяжёлый труд… Я ездил на 69м только пассажиром, поэтому спорить не берусь, но что касается шума, вибраций и пыле-ветро-сквозняко-изоляции ГАЗ 69 воспринимается намного лучше, причём с тентом. К тому же, какая-никакая, но эргономика там хотя бы проглядывается. В Т-16 её нет вообще. Зато есть впечатление, что при проектировании конструкции сначала забыли, что её кто-то должен водить, а затем вспомнили и по остаточному принципу влепили кабину и расположили в ней органы управления по принципу: «Не хотел учиться в школе - вот и мучайся всю жизнь!». Впрочем, любой советский трактор, кроме Кировца (ездил пассажиром, ощущения не сравнимы ни с чем!) – это пытка. Даже тридцатилетний Hino, John Deer или Cat так не изматывают.

Уважение на дороге… ну что тут напишешь? Как бы Вы отнеслись к ярко-ржавой груде металла на колёсах, громко пылящей вдоль обочины с небритым, злым, уставшим и часто нетрезвым водителем? Правильно! Я тоже объезжаю и держусь подальше. Тем более, что я-то знаю, чем это пахнет, и мне искренне не хочется усложнять этим парням их и без того нелёгкую работу… Так что в этом аспекте статус у Т-16 повыше некоторых Бентли ))

Ну, вот, вроде, и написал всё, что хотел. Над бы подвести итоги… а итог таков: в 1961 году ЭТО было необходимым как в городе, так и в селе. Сейчас же конструкция безнадёжно устарела морально, и производство свернули не зря.



Совет автора покупателям ВТЗ Т-16М 1989 г

 

(Чуть не написал: а оно Вам надо?) Нужен трактор? - присмотритесь! Не нужен? - поблагодарите Всевышнего, что Вы ездите на каком-никаком автомобиле. Может, после этого отзыва на комфорт и ходовые качества своего коня Вы посмотрите несколько иначе.

Достоинства:

 

  • Проходимость
  • Неубиваемость
  • Всеядность
  • Простота (скорее, примитивность) конструкции
  • Неугоняем (и на хрен никому не нужный)
  • Хорошая грузоподъёмность
  • Уважение на дороге (вызванное страхом)
  • Не жалко. Вообще!

Недостатки:

 

  • Полное отсутствие комфорта (даже для трактора)
  • Полное отсутствие понятия об эргономике (даже для трактора)
  • Максимальная скорость (я раньше бегал быстрее)
  • Обзорность вперёд
  • Риск для здоровья и жизни водителя и окружающих
  • Экология ? Что это?
  • Управляемость и ходовые качества - на уровне чуть выше трамвайного вагона, летящего с обрыва
БезопасностьКомфортХодовые качестваНадежностьВнешний вид
62
Нравится!
Мне нравится!
56361
Комментарии32 Добавить комментарий
НаFiat Ducato, Renault Koleos10 мая 2010 в 13:31

У нас их раньше называли "ШАСТИК" (от шасси)

0
оськар
НаVolkswagen Touareg, Fiat Fullback15 ноября 2010 в 11:49

Аналогично

0
НаVolkswagen Touareg, Fiat Fullback10 мая 2010 в 15:48

Заранее прошу прощения за название- у меня то ли Ворд завис, то ли Мозилла.{#blush}

0
НаГАЗ 69, Saab 900010 мая 2010 в 17:38

Хороший отзыв! Ездил на таком в детстве - запоминается на всю жизнь!{#smile}

0
pablo
НаKia Sportage12 мая 2010 в 22:55

+5!!! первый раз на таком прокатился в 4 года!

0
был 4 месяца назад
10 мая 2010 в 18:13

У нас в бригаде его "попрошайкой" называли. В тракторе главное,чтобы заводился.Остальное нах не нужно. Нормальный отзыв.5+

+2
НаВАЗ 211510 мая 2010 в 19:48

У нас это называлось "Машкой". Привод только задний, но по проходимости даст фору "Беларусу".

0
iberia
НаKia Sportage12 мая 2010 в 22:48

- Угличский р-н, тоже называют Машкой

0
10 мая 2010 в 20:01

Спасибо!!!

0
НаRenault Scenic10 мая 2010 в 20:38

Ностальжи. Отзыв на 5+ Есть у меня воспоминания про горбатый ЗАЗ 965, будет время поделюсь. Драйв примерно на том же неслабом уровне.

0
НаУАЗ 390910 мая 2010 в 20:53

жил в деревне до 93-го года - у нас там таких не мало было - называли их Пукалки ))))))))))

сосед на таком работал, так он был героем дня для всех соседей! кто еще кроме него в конце дня нахаляву с комплекса силоса коровам привезет? а когда надо картошку с поля, капусту, за зерном или дробленкой скататься - для деревне просто супер техника!!!

0
был час назад
НаBMW X311 мая 2010 в 00:16

Спасибо! Очень интересно!{#thumbs_up}

0
НаВАЗ Калинаизменен 11 мая 2010 в 01:06

Шакал по-нашему... Помню поехали на пляж за песком, часа полтора грузили лопатами, а он решил, что ему тяжело и тупо увяз в пкске. Подняли кузов, высыпали песок и уехали. Молодость...

0
НаOpel Combo11 мая 2010 в 01:14

Первое ТС с ДВС на котором удалось прокатиться в жизни - это был МТЗ-80 дяди) Мне лет 12-13 было. Раньше я вообще близко боялся подходить к этому трактору, а когда он заводится  и тарахтит на 5 км - до сих пор боюсь)) Ощущения просто супер. С обзорностью там напротив  - из кабины видно колеса! Еще длиннющий и узкий капот внушительно изнутри смотрится. В первый раз по полю проехался метров 50... Потом уже лет в 15-16 полностью сам вез прицеп урожая картошки в деревне=)) Ощущения просто супер) Ни один автомобиль не дарит, наверное, таких ощущений, как трактор))  Чистая механика, все по-честному: и рёв двигателя, и отсутствие подвески) Скорость у МТЗ-80 - около 48 км/ч...)

0
НаOpel Astra, Honda CR-V11 мая 2010 в 10:00

Есть небольшое воспоминание из студенческих лет.Связано как раз с таким трактором.Как-то раз возвращались рано утром с поля на автобусе КАвЗ. Автобус был набит студентами,человек 35. Работали в ночную смену на посевной, выполняли Государственную Продовольственную Программу ( 80-е годы). Автобус по уши завяз в колее с грязью. Мимо ехало это чудо. Когда оно развернулось и водитель КАВЗа цеплял трос за этот трактор, все только посмеялись. 16 л.с.  против перегруженого автобуса ( выйти из автобуса не было возможности из-за грязи по колено вокруг). Не поверите,но этот тракторишко выдернул нас из грязи, даже не чихнув. Удивлению и гордости за отечественный тракторопром не было предела !

0
НаHyundai Tucsonизменен 11 мая 2010 в 16:31

Обалденный отзыв!!!{#biggrin} Посмеялся на работе вдоволь. Сижу - читаю, а сотрудницы напротив так и не смогли понять, с чего я угораю в давке от смеха))) Им-то всё равно не объяснить - не поймут{#grin}

0
НаToyota Land Cruiser Prado11 мая 2010 в 21:45

после 9 класса, работал учеником сварщика в автодорожном предприятии. У наставника был такой синий, со сваркой, а в кузове балонны с кислородом и пропаном и резак. Через три дня сам заводил и ездил. Наш рабочий день: В 8-00 переодеваемся, 8-10 - 09-00 - чаепитие (для наставника опохмелка). 09-00 до 09-15 заводка трактора. 09-15 - 09-30 поездка на склад. 09-30 - 09-45 загрузка баллонов. 09-45 - 10-00 - поездка назад к нашей конуре. 10-00 - 11-00 чаепитие. 11-00 - подготовка к обеду. 11-30 - 12-00 поездка наобед в столовую в поселке. 12-00 - 13-00 - обед. 13-00 - 13-30 - обратный путь на работу. 13-30 - 14-30 иногда 15-00 - тихий час. 15-00 - до 16- 00 выезд по заявкам. 16-00 - 17-00 - обмен полных кислородных баллонов и пропановых баллонов на пустые с водкой у гражданского населения. 17-00 - 17-30 выключение трактора, переодевание. 17-45 - автобус домой. Отработал все лето. Когда уходил, наставник плакал. У нас их называют "Петушок", а экскаваторы еще "ковшовый"

0
НаSeat Leon, Kia Ceed12 мая 2010 в 13:10

Несколько раз в Армии приходилось на таком возить отходы из столовой на свинарник. Мы его называли тогда "Тур - тур". А заводили движок от эл. сварки. (аккум. дохлые были).

0
НаVolkswagen Passat, Opel Corsa12 мая 2010 в 18:06

У нас его зовут "Шосейник"{#thumbs_up}

0
НаKia Sorento12 мая 2010 в 22:57

Навряд ли отзыв полезен для покупки - желающих не найдется. А вот,  для общего развития, приятного чтения и получения удовольствия, самое то. Отличный рассказ, другого от Автора уже не жду. Класс.

0
12 мая 2010 в 23:52

Интересно, а какой у него расход топлива ( литров в час ) {#grin}

0
изменен 13 мая 2010 в 00:43
Комментарий удален модератором.
maxxx333
НаOpel Combo13 мая 2010 в 04:05

maxxx333, Ваши рассказы, как всегда, непревзойдённы!

+1
sierg amg
НаKia Sorentoизменен 13 мая 2010 в 19:10

Меня тоже не оставляют равнодушным. Приятно читать и Автора и Макса, да и комменты хороши. Подкованы, с чуством юмора, ну в общем, удачи им в дальнейшем.

+1
НаKia Cerato13 мая 2010 в 10:08

Угарный отзыв! Я аж сам окунулся в воспоминания школьных летних каникул в деревне...))){#smile}

0
НаToyota Corolla, Daewoo Nexiaизменен 13 мая 2010 в 13:20

Вон оно что...тут, оказывается, трактордрайверов со стажем много ! 

0
pavel555
НаSeat Leon, Kia Ceed13 мая 2010 в 15:26

Эт точно! Может кто ещё опишет ощущения от езды на гусеничном ходу? Я пробовал на ДТ-75.

0
tirpiz1942
НаOpel Combo13 мая 2010 в 16:53

Трахтаристы)

на гусеницах не гонял

0
tirpiz1942
был 4 месяца назад
14 мая 2010 в 13:56

Классные ощущения.Особенно,когда башмак слетит в грязи и при развороте.

0
uaz-pickap
изменен 3 июня 2010 в 19:57
Комментарий удален модератором.
НаMitsubishi Lancer Xизменен 6 июня 2010 в 20:44

У нас этот трактор называют пукалкой. Кстати на этом тракоре впервый раз  в жизни начал зарабатывать более менее в 14 лет. Косил сено односельчанам). У отца все еще есть этот трактор, пользуемся как великом. Расход минимум. Безотказный вообще. Батя приделал косилку, согребалку сзади, спереди "валокушу". Незамениемый помощник в деревни)

0
НаВАЗ 210731 августа 2010 в 17:51

У нас тоже называют его пукалкой.

0
Добавить комментарий