Она вызывающе хороша и — строптива, эта Alfa Romeo
С Alfa Romeo 147 мы знакомились дважды. Один из нас — еще осенью 2000-го в Монте-Карло, где 147-я была впервые явлена публике. Второй — теперь, весной 2002-го, когда она наконец добралась до Москвы и стала продаваться официальными дилерами. В основном наши мнения об автомобиле совпали, хотя оценивали его мы с разных точек зрения.
Это случилось на знаменитом повороте трассы «Формулы-1» (Гран-при Монако), перед въездом в тоннель. Разве удержишься от соблазна пройти его «на пределе», чтобы хоть отчасти почувствовать себя пилотом настоящего болида? Однако дождь лил как из ведра, и Alfa в одно мгновение начала уходить в занос. Начала, да не успела. И не потому, что водитель уже «ловил» ее, а потому, что в недрах машины, как показалось, что-то хрустнуло, она вильнула задом, как кокетка, но каким-то чудом вписалась в заданную траекторию. Произошло все буквально за секунду. В официальном пресс-релизе об этом говорится: «Система VDC (динамической устойчивости в поворотах) позволяет водителю насладиться контролем над автомобилем при агрессивном вождении и вступает в бой, только когда ситуация практически катастрофическая». Так оно, пожалуй, и есть.
Тут второй автор, испытавший Alfa Romeo в Москве и Подмосковье, ехидно заметил:
— Понять, как настроена VDC, можно не только на легендарной трассе в Монте-Карло. Я, например,никакой особой склонности к заносу в поворотах не заметил, Alfa ведет себя так, как и положено небольшому переднеприводному автомобилю. Конечно, если переборщить со скоростью — понесет. Но лично я воспринимаю это как вызов. Машина будто намекает: «Что за банальность — проходить повороты “по самоучителю для начинающих”? Не лучше ли добавить газку, дернуть руль и пройти эту дугу боком в красивом скольжении, что бы все поняли, что я Alfa Romeo?» Можно даже систему стабилизации отключить… Впрочем, она и в самом деле не мешает наслаждаться автомобилем, поскольку настроена откровенно по-спортивному, а в критической ситуации попросту подтормозит одно или несколько колес…
— Только не надо пугать читателей. И возможности, и настройки машины вовсе не означают, что это воплощенный вызов водительскому мастерству. Alfa хотя и строптива, но все же не спорт-кар, не болид Ф-1…
— Но на звание «городского болида» тянет.
— Возможно. Но все, согласись, зависит от владельца. На 147-й можно ехать и быстро, и медленно, агрессивно и осторожно. Просто она дает человеку широкие возможности. Не сомневаюсь, что скоро мы увидим за рулем этого автомобиля немало девушек.
— Очень может быть. Только девушкам следует почаще поглядывать на спидометр.
Так, обмениваясь мнениями, мы пришли к простому выводу, что Alfa Romeo 147 неспособна, пожалуй, разочаровать владельца с любым темпераментом. А что касается безопасности, то укомплектована она не хуже автомобиля высшего класса. Помимо VDC есть еще АБС, системы EBD (перераспределяет тормозные усилия), ASR (не допускает проскальзывания колес при разгоне), MSR (регулирует торможение при переходе на пониженную передачу). Но все они, повторим, не делают машину скучной. Но облегчают задачу «укрощения строптивой». А на российский рынок поставляется самая «заводная» версия —с 2-литровым мотором мощностью 150 л.с., снабженным знаменитой фирменной системой Twin Spark (две свечи на каждый цилиндр), и обещающим истинный fun-to-drive, как говорят американцы, удовольствие от вождения.
Стиль и звук
Мы не знаем — как, но у итальянцев это получается: добиваться в каждой новой модели особой, присущей только ей выразительности. Достаточно лишь взглянуть на фотографии, чтобы понять: это! авюмобиль с другим никогда не спутаешь. Причем дизайнеров Alfa Romeo всегда отличала способность опережать время. Есть машины 40-х, 60-х годов, которые и поныне привлекают внимание оригинальностью линий, и, к слову, стоят сейчас дорого. 147-я в этом ряду — не исключение.
Завораживает и интерьер. Открываешь дверь и сразу видишь отполированную до блеска табличку на порогах с надписью Alfa Romeo. Внутри — спортивный дух, царство кожи и алюминия. Правда, кожаный салон является опцией. Но и стандартная комплектация не разочарует — электроприводы стекол и зеркал с подогревом, передние и боковые подушки безопасности, аудиосистема с проигрывателем компакт-дисков и восемью колонками, климат-контроль, подстаканники, круиз-контроль… Все перечислять слишком долго.
А эргономика салона? Она великолепна, иначе не скажешь. Сиденья водителя и переднего пассажира — с полным набором механических регулировок, включая возможность изменения параметров поясничного подпора. Они достаточно мягкие и с хорошей боковой поддержкой. Рулевое колесо, также обшитое кожей, имеет вставки из алюминия, на него вынесены кнопки управления аудиосистемой. Сама баранка регулируется как по высоте, так и по горизонтали. Рычаг механической КПП расположен довольно близко к рулевому колесу, что особенно важно при активном вождении. Щиток приборов представляет собой три отдельных окошечка, в которых расположились тахометр, спидометр, а посередине — циферблат с указателями уровня топлива и температуры двигателя и небольшим дисплеем, на который можно вывести различные параметры с бортового компьютера.
И вся эта внутренняя и внешняя красота, если можно так выразиться, поет. Опять же собственным, ни на один другой не похожим голосом. Поклонники марки знают, что фирменной особенностью Alfa Romeo является настроенный звук двигателя. Не выхлопной системы, а именно двигателя. Вначале он почти не слышен. Но стоит нажать на педаль акселератора, и звук превращается в мелодию, а после 3000 об/мин — это уже гимн скорости.
С этой отметки на тахометре начинается знаменитый «подхват», когда Alfa неудержимо устремляется вперед. Мотор сам по себе высоко оборотистый, красная зона находится на отметке 7000 об/мин. Динамичному вождению способствует и 5-ступенчатая КПП с грамотно подобранными передаточными числами. Ход рычага довольно короткий и очень четкий —ошибиться в выборе нужной скорости трудно. Прибавьте к этому информативное сцепление с небольшим ходом педали, отточенное рулевое управление, и вы поймете, почему автомобили Alfa Romeo покупают главным образом люди, понимающие толк в вождении. Конечно, следует заметить, что к остроте рулевого управления неопытному человеку надо привыкнуть. Подвеска жестковата, но именно такой тип настроек ждешь от Alfa — в поворотах крены минимальны. Впрочем, даже на наших дорогах трясет не слишком заметно.
В планах компании — поставка в Россию также версии с новой коробкой передач Selespeed. Это, пожалуй, одна из главных технологических новаций Alfa Romeo 147. Устанавливается такая КПП только на автомобили с двухлитровым двигателем. Это не «автомат» в полном смысле слова, а «роботизированная механическая коробка передач», как заявляет производитель. С гоночными болидами ее роднит то, что переключение передач можно производить не только с помощью привычной рукояти, но и пользуясь подрулевыми рычажками. Щелкнул левым — перешел на пониженную, правым — на повышенную передачу. Кроме того, можно выбрать режим «city», и тогда она превратится практически в полноценный «автомат». При торможении будет переключать передачи вниз, при наборе скорости — вверх, а при полной остановке выберет первую передачу.
…И все-таки она не для всех
Повторим: в России пока доступна самая мощная модификация Alfa Romeo 147, и практически в лучшей комплектации. При этом цена 3-дверной версии — 21 000 долларов. За дополнительные две двери придется доплатить еще 700 долларов. Приятно порадует покупателя список опций, в котором значится, кроме всего прочего, аудиосистема Bose с сабвуфером, датчик дождя, система автоматического включения фар и ксенон. Совсем неплохо для автомобиля гольф-класса.
В числе основных конкурентов — Peugeot 307, VW Golf, Nissan Almera и Toyota Corolla. Однако не все эти модели могут сравниться со 147-й по мощности и уровню комплектации. Уже не говоря о дизайне, тут итальянцам вообще мало равных. Но при всем этом, едва ли Alfa Romeo сможет быстро стать популярной маркой. Причин тому несколько. Первая заключается в предубеждении относительно качества обслуживания и доступности запчастей. Насколько нам известно, этих проблем уже не существует, по крайней мере, в Москве. Вторая — в явно недостаточных усилиях по укреплению имиджа марки и в отсутствии рекламы. Но есть еще, наверное, и третья: ведь не может быть истинная итальянская красотка доступна всем…
Андрей Осипов, Олег Осипов