Рано или поздно это должно было случиться. У Mercedes-Benz есть S-класс, у BMW — «семерка». Дело оставалось только за Audi AG. И вот паритет восстановлен: в Барселоне представлен новый Audi A8.
Теперь я точно знаю, как вернуть к жизни уставшего от длительного перелета из Москвы в Барселону мужика. Ни коньяк, ни даже умелая массажистка не сделают с ним того, что может сотворить один лишь взгляд на хороший, действительно хороший автомобиль.
Когда через твои руки в месяц проходит с десяток новых машин, перестаешь ими восхищаться. За живое задевают редкие экземпляры. Audi А8 как раз тот самый случай. Сколько великолепия в этой холодной строгости, сколько уверенности! Ничего лишнего: хром — только там, где нужно, оптика — именно той площади, которая необходима для нормальной работы. Это и формирует образ автомобиля, который, кроме как с богатством и властью, ни с чем больше не ассоциируется.
Итак, от гнетущей усталости не осталось следа. Еще мгновение, и всем своим видом я буду олицетворять достаток и власть. Дайте, дайте ключи! Однако молодой человек в футболке с логотипом Audi AG, открывший передо мной дверь машины, объяснил, что держать ключи в руках необязательно. Достаточно, если они будут лежать в кармане или, как сейчас, в подлокотнике. Чтобы завести мотор, надо одновременно нажать педаль тормоза и кнопку «старт» на центральной консоли.
Но прежде исследуем салон, точнее, его центральную часть, где расположен блок управления Multi Media Interface (MMI), являющийся ни чем иным, как бортовым компьютером. По сути, это примерно та же система, что устанавливается на новую «семерку» BMW — iDrive. Но, как показалось, интерфейс MMI более понятен. Во всяком случае, толстая книжка в придачу к нему не дается.
Управляется и контролируется с помощью MMI практически все: «навигатор», магнитола, радио, телевизор, салонное освещение, пневмоподвеска, уровень зарядки аккумулятора, давление в шинах (в том числе — запасной) и многое другое. Можно даже «пошарить» в Интернете и поработать с электронной почтой. Параметры отображаются на довольно большом жидкокристаллическом дисплее, автоматически выезжающем из центральной консоли после пуска двигателя.
АVтомобиль до отказа набит электроникой. Пожалуй, нет ни одного узла, за которым бы она не следила. Порой создается впечатление, что водитель в машине ни к чему. A8 даже дистанцию до впереди идущего автомобиля определяет сама — за этим следит адаптивный круиз-контроль, чувствительность которого также регулируется с помощью MMI.
Рассказывать об этой системе можно долго, но тогда не останется места для описания простого железа… Впрочем, какое железо, если кузов и детали подвески сделаны из «крылатого» металла!
Подогнав под себя сиденье, зеркала и рулевую колонку, завожу двигатель. Судя по тому, что стрелка тахометра оторвалась от ноля, под капотом что-то заработало. Это «что-то» — 335-сильная V-образная 4,2-литровая «восьмерка» — один из мощных двигателей, устанавливаемых на серийные Audi. Шутка ли, автомобиль разгоняется до «сотни» всего за 6,3 секунды!
Но до трассы еще далеко. Сначала нужно спуститься с верхнего этажа паркинга. Перевожу селектор АКП в положение «драйв», отщелкиваю клавишу стояночного тормоза, и машина начинает движение.
Несмотря на внушительные габариты А8, маневрировать на нем в стесненных условиях несложно. Сказывается достаточно большой угол поворота колес и полное отсутствие какого-либо сопротивления со стороны руля. Адаптивный усилитель свое дело знает — в таком режиме баранку можно крутить пальцем.
Кстати, в зависимости от того, на какой угол поворачивается руль, в помощь основному головному свету в блоке фар загорается еще одна лампочка — слева или справа — еще до того, как нос автомобиля начнет входить в поворот. Идея не нова, но то, что Audi решила ее реанимировать, очень неплохо — эффект от этой «фенечки» действительно есть.
Традиционная оптика достаточно сильна. Основной свет — биксеноновый, задние фонари — светодиодные. Плюс к тому много вспомогательных ламп — наружных, освещающих пространство вокруг автомобиля, и внутренних. В салоне подсвечивается абсолютно все — от клавиш до места для ног. Интенсивность света и варианты его включения регулируются с помощью все того же Multi Media Interface.
Но вот машина вырывается на простор. Дороги в Испании, конечно, не лучшие в Европе, однако и здесь есть где пошалить. Достаточно заплатить определенную сумму, и вы оказываетесь на довольно неплохом шоссе с пятью, а то и с шестью полосами в одном направлении. Скорость здесь ограничена до 120 км/ч, но испанцы отрываются по полной.
Раз так, чем мы хуже? Нога буквально вбивает педаль газа в пол. Дальнейшее словами не передать — это нужно почувствовать самому. Упоение скоростью и властью. Контроль над машиной даже на 250 км/ч стопроцентный. Возможно, при дальнейшем разгоне это ощущение ослабло бы, но быстрее машина не пошла — максималка ограничена электроникой.
Помимо 4,2-литрового двигателя, «восьмерка» будет оснащаться еще одним — чуть меньших объема и мощности. Речь идет о серьезно модернизированном 3,7-литровом силовом агрегате в 260 л.с. Удалось проехать на автомобиле и с таким мотором. Разница в динамике составила всего секунду, а максимальная скорость — те же 250.
Коробка передач совсем новая. Именно благодаря ей А8 стал так отзывчив на «педалирование». Запаздывания в работе «автомата» ощущаются, однако можно переключать передачи и вручную, перейдя в секвентальный режим. При этом необязательно снимать руку со «штурвала» — на нем есть соответствующие кнопки.
Спокойная езда доставляет не меньше удовольствия. В конце концов, А8 предназначен и для пассажиров. Раздельный климат для каждого, подогрев сидений, электрические шторки на дверях — все это, как и многое другое, создает непередаваемую атмосферу уюта на заднем сиденье с его сверхкомфортной посадкой.
В машине превосходная шумоизоляция. Достаточно закрыть дверь и поднять стекло — и вы будто в вакууме. Можно включить высококлассную аудиосистему. Одних динамиков в салоне 11 штук, да еще 300-миллиметровый сабвуфер на задней полке.
Сколько же будет стоить это произведение технического искусства? Представители фирмы обещают, что ненамного больше предыдущей модели. Во всяком случае, людям, привыкшим ездить на автомобилях такого класса, цена не покажется слишком высокой.
Технические характеристики Audi A8 4.2 quattro
Кузов – несущ., цельнометалл.
Снаряженная масса, кг – 1780
Полная масса, кг – 2380
Габариты (длина/ширина/высота), мм – 5051/1894/1444
База, мм – 2944
Максимальная скорость, км/ч – 250
Время разгона до 100 км/ч, с – 6,3
Контрольный расход топлива (смешанный цикл), л/100 км – 12,0
Двигатель:
— тип – V8
— рабочий объем, см3 – 4172
— мощность, л.с. при мин-1 – 335/6500
— крутящий момент, Н·м при мин-1 – 430/3500
— система питания – многоточечный впрыск
Трансмиссия – автомат., 6-ступенчатая, с секвентальным режимом
Размер шин – 235/55R17
Подвеска колес – независ., на пневмоэлем.
Тормоза – диск., вентилируемые
Рулевое управление «шестерня-рейка», с переменным усилием
Виват Август Хорьх!
В 1904 году инженер Август Хорьх основал в городе Цвиккау «именную» автомобильную фирму, однако через несколько лет, не поладив с компаньонами, вышел из дела и в 1910 году организовал в Ингольштадте новое предприятие, также под вывеской Horch. Естественно, владельцы первого завода обратились в суд и отстояли свои права на торговую марку. После непродолжительных раздумий Август окрестил ингольштадтскую компанию латинским словом audi, означающим то же, что и немецкое horch — «слушай!».
Продукция Audi быстро заслужила высокую репутацию. В 1912 — 1914 годах модель С, оснащенная 3,6-литровой «четверкой» мощностью 35 л.с., трижды подряд выиграла труднейший Альпийский пробег, после чего стала именоваться Alpensieger («Победитель Альп»). После первой мировой войны фирма попыталась проникнуть в класс «люксовых» автомобилей, но тогдашняя ситуация в немецкой экономике резко сократила спрос на дорогие машины.
В конце 20-х Audi перешла во владение датчанина Йоргена Расмуссена, основателя компании DKW, который сразу переориентировал производство нового приобретения на выпуск недорогих машин.
В 1932 году Audi, DKW, Horch и Wanderer объединились в «АVтомобильный союз» — Auto-Union. Машины, выпускавшиеся новым концерном, помимо собственной эмблемы несли на решетке радиатора четыре переплетенных кольца, символизировавших «составляющие» союза. Замысел «логотипа» возник после того, как стало известно, что в 1936 году Германия примет зимние и летние Олимпийские игры. Олимпийская символика обрела громадную популярность, чем и воспользовалось руководство Auto-Union.
Первым автомобилем Audi, созданным в рамках союза, стал появившийся в 1933 году Front с рядной «шестеркой» (1965 см3, 40 л.с.) и передним приводом. Мотор с блоком из алюминиевого сплава разработало КБ Фердинанда Порше.
После второй мировой войны предприятия Auto-Union разделились: заводы в Цвиккау оказались в ГДР, остальные — в ФРГ. В 1949-м ингольштадтское и дюссельдорфское отделения начали выпуск малолитражек DKW, а спустя 8 лет — Auto-Union. Дела фирмы шли неблестяще, и в 1958-м ее приобрел Daimler-Benz.
После этого в конструкторском бюро Auto-Union был создан DKW F102 с трехцилиндровым двухтактным мотором (1175 см3, 60 л.с.), а в 1964 году на той же базе разработана машина с четырехтактным 1,7-литровым двигателем (72 л.с.), получившая название Audi.
В 1965-м штутгартская компания неожиданно продала ингольштадтский завод концерну Volkswagen. Для него это было «даром небес» — получить готовую к производству (созданную на чужие деньги) модель. Никто не знал, что она станет бестселлером, и что через восемь лет, когда спрос на «жука» катастрофически упадет, именно автомобили возрожденной марки спасут Volkswagenwerke от краха.
Выпуск Audi с двух- и четырехдверными кузовами начался в сентябре 1965 года. В мае 1966-го к ним прибавилась грузопассажирская версия Variant. Дела предприятия уверенно пошли в гору.
В производственной программе Audi AG были и есть как небольшие, доступные модели, так и весьма дорогие. Самая большая из них — А8. Ее топ-модификация с W-образным 12-цилиндровым мотором (5998 см3, 420 л.с.) стала грозным конкурентом Mercedes-Benz S-класса и «семерок» BMW.
Текст: Николай Белоусов
Олег Калаушин