Итальянцы из Bugatti, создавая Veyron, демонстрировали силу. Англичане, выводя в свет F-type, отдавали дань стилю. Но что хотели сказать немцы, конструируя SQ5?
Шильдик «S»
Одна из загадок нынешней автомобильной моды – высокие, вместительные и тяжелые машины с мощным мотором, полным приводом, огромным багажником и ярко выраженным прицелом на спорт. Обычно такие модели обвешивают агрессивным донельзя пластиком, а внутри во всем подчеркивают мегадрайвовый характер машины.
В Audi решили иначе. Внешне автомобиль с шильдиком S от обычного Q5 отличается минимально: горизонтальные планки решетки радиатора вместо довольно квелых вертикальных, хромированные «стрелки», прорезавшие воздухозаборники на уровне противотуманок, окрашенные в цвет кузова пороги, 20-дюймовые колесные диски ажурного весьма рисунка, сдвоенная выхлопная труба в пластиковом псевдоалюминии заднего диффузора и скромные шильдики на корме, крыльях, тормозных суппортах и той же решетке.
Согласитесь, спорта здесь немного. Когда сравниваешь SQ5 со стоящими на стартовой прямой Moscow Raceway хищными, агрессивными спорткарами, «Ауди» кажется настоящим скромнягой. Эдакий добропорядочный и слегка скучноватый доктор Джекил. Даже среди своих собратьев-вседорожников, участвовавших в «Спорткаре года», он выглядел чуть невзрачнее, чуть… безыскуснее, что ли. Впрочем, временами, как известно, стивенсовский герой превращался в совершенно демонического мистера Хайда. Так, может, и в тихом омуте по имени SQ5 водится нечто совершенно иное?
Борис Шульмейстер
Для меня всегда было странным – зачем высокую машину делать мощной? Мне кажется, высокая машина хороша в городе. Особенно для московской зимы, когда тебя не беспокоит вопрос с парковкой – можно заехать на сугроб. Можно закинуть велосипед и поехать покататься и т.д. Поэтому для меня кроссовер, в первую очередь автомобиль утилитарный. Зачем нужно его оснащать мощным мотором я не совсем понимаю. Другое дело – если бы мы жили в Германии, и человек, ведущий активный образ жизни, еще и перемещался бы на высокой скорости между городами. Наверное, это было бы уместно. У нас же средняя скорость на магистралях – 110 км/ч, поэтому реализовать потенциал такого автомобиля крайне сложно. Тем более что высокая машина не так безопасна в поворотах. Низкий спорткар повороты проходит динамично, а на кроссовере всегда есть опасность перевернуться.
Увы, и салон почти идентичен серийному. «Эску» выдают лишь по последней гоночной моде усеченный снизу руль, нашивки на коже спортивных кресел и фирменные серые циферблаты приборов с символикой Audi S, отделанные под карбон. В этой сдержанности чувствуется стиль, но в целом хочется чего-то более существенного, более острого. Вот когда садишься, например, в Macan, ощущаешь себя совсем по-другому. Хотя, если вспомнить, что построен тот «Порше» как раз на шасси Q5, все становится на свои места: кесарю – кесарево, Богу – Богово.
Эволюция Q
Нет, чтобы понять эту машину, на нее не смотреть надо. А для начала хотя бы послушать. Возможно, из сдвоенного патрубка с хромированной насадкой и не громовые раскаты вылетают, но голос такого добродушного с виду «Ауди» оказался неожиданно весьма впечатляющим – низким и одновременно вкрадчиво мягким. Под покатым капотом прячется 3-литровая V-образная «шестерка»: два турбокомпрессора с давлением наддува в 0,8 бар, новая управляющая электроника, непосредственный впрыск и впускной коллектор переменной длины. Вкупе они позволили прибавить 21 л.с. по сравнению с V6 TFSI, установленным на S4 и S5. Между прочим, SQ5 на 14 сил мощнее Macan S и крутящий момент у «Ауди» повыше – на 10 Нм.
И вся эта силища только и ждет, чтобы ты от души наступил на газ! SQ5 не просто едет – она валит! Разумеется, терзать этот автомобиль на гоночной трассе лучше при отключенных ABS и системе «старт-стоп». Иначе сложится ощущение, что вас посадили за стол с большими ставками, а карты не дали, – машина сразу превращается в сытого хищника. Двадцать дюжин «лошадей» разгоняют двухтонный «Ауди», как небольшой хэтч. До сотни стрелка спидометра долетает за 5,3 с – в городе они покажутся вам кратким мгновеньем.
Даже с учетом заниженного центра тяжести – клиренс «эски» на 30 мм меньше – и настроек подвески. Здесь стоят более жесткие амортизаторы и пружины, чем у обычной «Кю», и усиленные тормоза. И все же до бескомпромиссности настоящего спорткара подвеске SQ5 далеко – она спокойно глотает даже серьезные кочки, разве что на дорожной мелочи на дозволенных правилами скоростях может показаться жестковатой.
Владислав Незванкин
Спокойная снаружи и бурная внутри. Эта машина позволяет себя комфортно чувствовать в поворотах, у авто хорошо настроена подвеска, неплохой двигатель, хорошие тормоза, S Q5 хорошо сбалансирован, инженеры поработали. Основной минус – дизайн. Автомобиль давно на рынке, не хватает ему брутальности, агрессии, он слишком спокойный. Повадки хороши, но он больше для города, хотя позволяет и хулиганить. Плюсы: баланс автомобиля, настройка шасси, тормозов, двигателя – все сделано добротно, по-немецки. Интересный авто для тех, кто хочет получить удовольствие на кроссовере.
Впрочем, уровень ощущений от автомобиля можно менять, выбирая между не тремя даже, а пятью аж режимами – «комфортабельным», «автоматическим» по умолчанию, «индивидуальным», «эффективным» и «динамическим». Вот только для гоночной трассы хорош последний вариант, остальные уж слишком мягкие.
Старый добрый доктор Джекил
Рулится «Ауди» прекрасно – электромеханическое рулевое управление с переменным передаточным отношением перенастроено мастерски. Восьмиступенчатый S-tronic, предсказуемый и послушный, передачи переключает с ловкостью иллюзиониста, при необходимости обеспечивает быстрый отскок на пару ступеней вниз, а в поворотах держит передачу даже в красной зоне тахометра.
Кстати, и подрулевые лепестки не смотрятся лишь как элемент декора и вполне дееспособны. И все же и трансмиссия, и подвеска SQ5 рассчитаны в первую очередь на комфортабельную езду в городе. Никак не на треке. Как с сожалением заметил наш знаменитый раллист Евгений Новиков: «С управляемостью дела обстоят не так уж хорошо. Машина неплохо сбалансирована, но чувствуется недостаточная поворачиваемость. Необходимо грамотно распределять нагрузку: перегрузишь перед – она сильно плужит, нажмешь на газ – тоже плужит. Важно выбрать золотую середину. Да, это не “Макан”, это скорее комфорт, хороший городской вариант на каждый день».
Короче говоря, наш доктор Джекил даже на гоночной трассе так и не превратился в жуткого мистера Хайда. Может, оно и к лучшему? Ведь это вам не RS, а заряженная версия старого-доброго Q5, которая умеет быть очень быстрой. Шустренькая машинка, которая может доставлять удовольствие водителю, не кренится, не зависает, отвечает на педаль. Так что в конце заездов вопрос «Насколько шильдик S оправдывает себя?» плавно трансформировался в «должен ли он это делать на треке?»
ДИЗАЙН
Audi SQ5: дизайн выполнен под руководством Марка Лихте
Немецкие кроссоверы одними из первых выползли из ухоженного европейского внедорожья на асфальтовую гладь скоростных автобанов. Все, что нужно для этой классовой эволюции, у модели «S» есть, и тем отличает ее стиль и образ от обычных собратьев. СНАРУЖИ: Серебристое декоративное покрытие некоторых деталей традиционно выделяет «эски» в модельной линейке марки Audi. Корпуса зеркал, акцентирующие дополнительную оптику блестяшки в минимуме, все остальное интеллигентно и только там, где надо крупно и мощно; ровно столько, сколько отмерено стилистами и дизайнерами Audi. Внутри: Поначалу кажется, что стиль интерьера подчиняется размеренной безмятежности Т-образной архитектуры панели приборов. Но стоит бросить взгляд на руль со срезанным нижним сегментом, серебрящиеся накладки на педалях или рычаг селектора КП, и становится ясно, зачем все это помечено и обозначено. Всем этим надлежит работать, и тогда вам откроется нечто, скрытое от владельцев «Ауди», на кузове которых не серебрится маленькая буковка «S».
РЕЗЮМЕ
Так какую тайную философию вложили в автомобиль инженеры Audi, кто же такой SQ5 – семейный кроссовер с гонором или «машина для погонять»? Этот такой смирный с виду, но, тем не менее, довольно-таки противоречивый автомобиль начинает жить настоящей жизнью на немецких автобанах, не ведающих ограничений скорости. У нас же SQ5 предназначен скорее для города, чем для трека – лихо перемещаться от светофора к светофору, без суеты уезжая от соседей. И в повседневном использовании такая машина удобнее, чем, скажем, Porsche Macan. Она и стоит дешевле. Можно сказать, SQ5 – это «заряженный комфорт». И если на трек-дни везти его смысла не много, то в городе он – отличный боец.
Текст: Анастасия Писарева, Никита Розанов