Многие жалуются, что дизайн автомобилей массового производства в последнее время стал унифицированным и безликим, что сегодня порой трудно отличить друг от друга машины разных производителей. На этом безрадостном фоне лишь изредка, как яркие звездочки, появляются неординарные модели. Вспомним: Renault Twingo, Ford Ka, Fiat Multipla, VW New Beetle… Недавно компанию им составил Chrysler PT Cruiser, презентация которого прошла нынешним летом в Москве.
Все эти машины начинали свой жизненный путь как концепты, и лишь после теплого приема со стороны посетителей автомобильных выставок следовал их запуск в серийное производство. При этом масштабы выпуска малышек Twingo и Ka достаточно велики, да и Multipla производит впечатление автомобиля, надолго и основательно вставшего на конвейер. И неординарная внешность в данном случае практичности не помеха.
По-иному обстоит дело с новым «Жуком». В утилитарности он, конечно же, уступает своему родственнику Golf, зато грамотно эксплуатирует ностальгическую тему. А вот создатели PT Cruiser сумели совместить в массовом автомобиле модный ретро-дизайн, абсолютную практичность и более чем доступную стоимость.
Стилистические достижения в недавней истории Chrysler уже были: взять, например, Dodge Viper или Plymouth Prowler. Но эти автомобили — штучные, для серьезных покупателей, готовых мириться с недостаточностью комфорта и практичности. С PT Cruiser — все не так…
«Начался» этот автомобиль в 1997 году. В Детройте публике показали концепт Plymouth Pronto, во Франкфурте — концепт CCV. На следующий год в Детройте появился «пластмассовый» Plymouth Pronto Spider, в Женеве — Chrysler Pronto Cruizer. Мутации автомобиля привели к тому, что Cruizer превратился в Cruiser, марка Plymouth уступила свое место Chrysler, а «быстрый» Pronto стал просто PT (Personal Transportation) — личным транспортным средством.
Согласитесь, внешне Chrysler PT Cruiser весьма необычен. Форма кузова с характерными выступающими крыльями — отсылка к американским автомобилям тридцатых-сороковых годов (помните фильм «Однажды в Америке»?). Выгнутые в плане боковины сходятся спереди, образуя скругленный передок, его перечеркивает массивный бампер. Задняя часть кузова усиливает сходство PT Cruiser с машинами уже упомянутой эпохи с их почти вертикальными стенками, не хватает только багажника-«рюкзака». Задний бампер не менее крупный, чем передний, в крыльях — изящные каплевидные фонари. В целом PT Cruiser смотрится этаким плотно сбитым крепышом.
АVтомобиль примерно на 150 мм короче компактного Neon, но в то же время почти на 180 мм выше — здесь он может потягаться с иным мини-вэном. Сравнение с Neon логично, ведь PT Cruiser построен на его платформе, этим и объясняется невероятно низкая цена автомобиля — в США базовая версия (электростеклоподъемники, кондиционер, обогреватель заднего стекла, магнитола с шестью динамиками) стоит $16.000.
От платформы Neon неожиданностей ждать не приходится: передний привод, спереди Mac Pherson, сзади — «крайслеровская» интерпретация скручиваемой балки на связанных рычагах, оснащенной механизмом Уатта для восприятия поперечных нагрузок. Тормоза дисковые на всех колесах, имеется АБС и АПС (надо отметить, что это — опции). Все достаточно просто и привычно.
Под капотом — поперечно расположенная 2 л 140-сильная четверка с крутящим моментом 188 Нм, иного для Европы (и России) не дано. Американцам повезло чуть больше, им предлагается автомобиль с 2,4 л 150-сильным мотором.
Несмотря на приличную габаритную ширину (1705 мм), в салоне PT Cruiser особого «простора в плечах» не ощущаешь (ширину задают выступающие крылья машины). Зато над головой места — полно. Для удобства пассажиров крыша имеет заметный подъем в задней части. В интерьере тоже прослеживаются черты ретро. Высокая передняя панель с симметричными возвышениями (в левом уместилась комбинация приборов, в правом — пассажирский airbag), обилие круглых шкал и вентиляционных дефлекторов, рулевое колесо с «ярко выраженной» ступицей… Не обошлось без круглых отверстий под стаканы и переносную пепельницу.
Посадка по ощущениям напомнила мне «Москвич 401», на котором я в свое время довольно много поездил, — высокая и вертикальная. Водительское сиденье «механически» перемещается в продольном направлении, а чтобы двигаться по вертикали, надо воспользоваться электроприводом. Рулевая колонка тоже регулируется, так что я смог удобно устроиться довольно быстро. Все органы управления — на своих местах. С обзорностью не все гладко — виноваты широкие передние стойки, правда, происходящее сзади хорошо видно в боковых зеркалах.
Отстроив водительское сиденье под свой немаленький рост, я смог усесться «за собой» достаточно комфортно. Пространства над головой хватает, да и ногам не особенно тесно, к тому же для них есть место под передними креслами. Заднее сиденье сделано раздельным и несимметричным (65/35), причем это сильно бросается в глаза — явный признак того, что его можно складывать и вынимать из машины.
Производитель утверждает, что существует аж 26 вариантов трансформации салона PT Cruiser. Мы не считали, убедились лишь, что задние сиденья легко снимаются — отдельно правая и левая части. Для удобства транспортировки они снабжены ручками и колесиками.
В багажном отсеке имеется жесткая полка, которую можно установить на двух уровнях, а также превратить в откидной столик, что порадует любителей пикников. Ручка пятой двери выполнена в виде эмблемы Chrysler: потянешь за эмблему — дверь и откроется. Это единственный способ, дистанционное открывание из салона не предусмотрено. А зря. Не знаю, как в Америке, а у нас ручку немедленно отдерут «коллекционеры» автомобильной геральдики, и что тогда?
По правде сказать, от размеров багажного отделения мы невольно ожидали большего. С другой стороны, производитель утверждает, что внутренний объем PT Cruiser составляет аж 120,2 кубических фута (4,32 м куб.). По американской классификации 120 ф. куб. — это уже «большой» автомобиль, вроде Mercedes S-класса или Lincoln Town Car.
Запуск двигателя, удобный рычаг селектора (совсем не похож на американские «кочерги») в положение «D» — поехали. Точнее, покатились. АVтомобиль мягко тронулся с места, нажатие (несильное) на педаль газа он, можно сказать, проигнорировал и продолжал двигаться неторопливо. Выезжаем на дорогу. Чтобы почувствовать габариты, времени понадобилось больше, чем обычно, но гораздо неприятнее было полное нежелание машины разгоняться. Я даже растерялся. АVтомобиль совершенно равнодушно относился ко всем моим попыткам хоть как-то заставить его ехать быстрее, никак не реагируя даже на kick-down. Ну, думаю, должен быть какой-нибудь спортивный режим трансмиссии, надо только кнопку найти. Облазил все окрестности руля и селектора трансмиссии, но тщетно — ни кнопки, ни тумблера. Понятно, что к незнакомому автомобилю нужно привыкнуть. Но когда в московский час пик нет уверенности в способностях машины совершать прогнозируемые маневры, связанные с набором скорости, становится крайне неуютно. Особенно было не по себе, когда я, пытаясь развернуться, дожидался разрыва в потоке встречных машин…
Конечно, если долго давить на газ, автомобиль набирает скорость, при этом двигатель издает приятный слуху «спортивный» рокот, но разгонная динамика все же нуждается в улучшении. Возможно, в таком виде автомобиль и годится для неспешных поездок в окрестностях Беверли-Хиллс, но в Москве такой номер не пройдет. Здесь PT Cruiser нужна как минимум механическая трансмиссия или же более мощный двигатель.
А вот с тормозной динамикой все в порядке. Торможение уверенное и эффективное с небольшим усилием на педали тормоза. Работа подвески также не вызвала нареканий. По плавности хода автомобиль ближе к европейским машинам, но есть и ощутимый американский «акцент». Прежде всего это заметно при переезде через крупные «преграды» типа трамвайных путей или люков, неплохо PT Cruiser чувствует себя и на брусчатке, при этом нет раскачивания после пологих протяженных неровностей и валкости в поворотах. Управляемость «почти европейская». Руль в меру острый, машина его хорошо слушается. Как на прямой, так и в поворотах PT Cruiser демонстрирует похвальную курсовую устойчивость, хотя при резких маневрах на неровном покрытии задний мост немного «прыгает»…
Постепенно я приспособился к своеобразному нраву автомобиля — стали удаваться скоростные перестроения в транспортном потоке, где, как известно, надо «ехать на несколько машин вперед», предугадывая развитие ситуации. На PT Cruiser надо все начинать делать пораньше и жать на акселератор поактивнее и подольше — несмотря на свой хот-родистый вид, это не уличный боец.
Можно отметить неплохо сбалансированное шасси с энергоемкой подвеской, что в наших условиях — несомненный плюс. Дорожный просвет желательно было бы увеличить, и, как уже говорилось, надо поработать над динамикой разгона.
Главное достоинство PT Cruiser — уникальная, ультрамодная внешность (в первую очередь из-за нее автомобиль пользуется ажиотажным спросом). Но тут заключена определенная опасность. А что если через год машина разонравится? Ничего страшного, в этом случае на первый план выйдут утилитарные качества PT Cruiser — практичность и вместительность.
Текст: Сергей Иванов
Фото: Константин Кокошкин