К прошлогоднему женевскому автосалону компания Daihatsu, входящая в группу Toyota и специализирующаяся на небольших автомобилях, подготовила новую модель — Terios.
Недавно машина появилась в Москве, и мы решили с ней познакомиться.
Daihatsu Terios — небольшой полноприводный автомобиль, который производитель не относит ни к одной из привычных категорий. Действительно, модели Sirion, Charade, Applause фирма определяет как легковые, Cuore и Grand Move — как мини-вэны, а Rocky и Feroza — как внедорожники. Terios же, по классификации компании, — просто «автомобиль».
Правда, в некоторых справочниках его называют универсалом.
Знакомство с автомобилем происходило зимой. Для начала его пришлось откапывать на стоянке из-под сугроба.
Внешне Terios тяготеет к компактному семейному автомобилю и напоминает мини-вэн Grand Move. Угловатых форм, характерных для внедорожников Daihatsu, здесь нет и в помине. Но некоторая «длинноногость», полный привод и запаска на задней двери выдают-таки в нем любителя природы. Но что это? Кузов на постукивание откликается каким-то пластмассовым звуком, а по всему его периметру тянутся непрочные на вид пластмассовые накладки.
Бижутерия. Как-то даже несерьезно.
Внешность автомобиля больше европейская, нежели японская. В облике нет ни капли основательности, присущей его полноприводным собратьям. Узкий и высокий, с декоративным антикрылом на крыше, он смахивает на забавную заводную игрушку.
Стоит, нахохлился, как мальчишка-подросток, которого девочкой обозвали. Ладно. Трогаюсь.
Машина не спеша выезжает из мокрого сугроба.
За рулем тесновато, он не регулируется по высоте, и хотя сиденье максимально сдвинуто назад, при моем немалом росте левая нога не очень-то уютно чувствует себя между дверью и рулем — работать педалью сцепления было бы совсем непросто. К счастью, коробка здесь автоматическая, так что нет педали — нет и проблемы. С правой ногой все в порядке, расположение педалей газа и тормоза — без замечаний.
Мне немного тесновато, левый локоть упирается в облицовку двери. Машина явно создавалась для водителей более щуплой комплекции. Снял зимнюю куртку — стало свободнее.
Эксперимента ради посадил за руль невысокую даму. Ей хорошо — и коленки никуда не упираются, и до педалей достает. Но вот незадача: дама просит поднять подушку сиденья, чтобы лучше видеть дорогу перед машиной — а такой регулировки здесь и нет…
Вновь сажусь за руль, смотрю вверх — на редкость высокий потолок. О такой даже я и даже на ухабе не стукнусь. Смотрю вперед — серый пластик торпедо, на взгляд — мягкий, а постучишь — твердый, как панцирь черепахи. Аналоговые приборы с синими шкалами — только самые необходимые: спидометр, тахометр, указатели уровня бензина и температуры двигателя. Никаких джиперских излишеств вроде компаса или креномера. Даже часов нет. Под приборами контрольные лампочки, в том числе индикаторы включенного полного привода и ускоряющей передачи. Там же продублирована нумерация гребенки передач коробки.
Руль пухлый и мягкий… В центре ступицы зашита подушка безопасности, маленькие кнопки клаксона лежат прямо под большими пальцами… Под рулем, слева-справа, рычажки управления светом, дворниками, омывателями (передним и задним) и поворотниками.
Рычажки как рычажки — простые и удобные. Справа от водителя — магнитола Daihatsu о четырех динамиках и климатическая установка, очень простые в обращении. Над головой — люк с механическим приводом.
Пассажир переносит дорожные тяготы в обществе подушки безопасности и большого перчаточного ящика. В поворотах ухватиться ему не за что — торпедо гладкое, а единственная ручка над окном расположена довольно высоко.
Передние стеклоподъемники электрические, управление ими дублируется с водительского места. Задние — обычная механика. АVтомобиль небольшой, поэтому сзади всего два кресла. Зато они раздельно двигаются-регулируются и, кроме того, снабжены ремнями безопасности. В случае необходимости задние сиденья можно сложить — тогда значительно возрастет объем и так не маленького багажника.
Обзор вперед ограничивают широкие стойки, зато капот короткий и сильно наклоненный, так что его почти не видно. Почему-то я с самого начала был уверен, что двигатель под ним стоит поперечно, но оказалось, что ошибся — ровно на 90 градусов. Двигатель (единственный вариант) — 4-цилиндровый с впрыском, блок и головка — из легких сплавов. Объем — 1,3 л, 4 клапана на цилиндр облегчают ему «дыхание» и позволяют развивать мощность 83 л.с.
Паспортные динамические характеристики (16,1 сек. до сотни) особого восторга не вызывают, но субъективно в городе Terios ведет себя достойно, проявляя вполне достаточную резвость. Правда, мотор для этого приходится крутить довольно активно — обороты максимальной мощности составляют 6100, а максимального крутящего момента — 5100 об./мин. Автоматическая коробка это «знает» и производит переключения где-то на четырех с половиной тысячах оборотов.
Небольшая ширина и хорошая маневренность позволяют автомобилю пролезать во многие недоступные другим машинам щели в городских пробках. Высокая жесткость подвески, оправданная многофункциональностью автомобиля, некоторым даже понравится.
При движении по сухому асфальту вполне хватает одного переднего моста, на скользких же участках нажатием клавиши можно подключить задний, и машина вновь почувствует себя вполне уверенно. На светофорах ее приходится чуть сдерживать педалью тормоза. В общем, Terios проявил себя как добротный городской автомобиль. Неприятность, с которой трудно мириться — быстро запотевающие и потом долго не становящиеся прозрачными боковые стекла. Это сильно затрудняет круговой обзор — а ведь в городе он особенно важен.
Предполагается, что «асфальтовые внедорожники» должны выбираться на природу лишь время от времени. Тем не менее и в этих сравнительно редких случаях они не должны подводить своих владельцев. Конечно, при условии, что бездорожье окажется не самым тяжелым. Перед тем, как искать снежную целину, я — на всякий случай — залез под машину и изучил устройство ходовой. Все оказалось консервативным и достаточно добротным. Спереди — MacPherson, сзади — подпружиненная балка на двух продольных и одной поперечной реактивных тягах.
Несмотря на мокрый снег, забивающий протекторы, малосерьезную внешность и отсутствие блокировок, Terios показал себя молодцом — его так и не удалось «засадить» в сугроб, а по не очень глубокой снежной целине он двигался почти как по асфальту, с легкой, правда, пробуксовкой и некоторым запаздыванием на действия рулем. Впрочем, это естественно.
Большинство любителей полного привода предпочитают механические коробки передач, мотивируя это желанием и возможностью самостоятельного выбора режима движения. Всем известно, что главное тут — не дать машине «зарыться». А как поведет себя внедорожник с коробкой-автоматом? Предварительно заехав на заснеженное поле, я интереса ради сымитировал действия малоопытного водителя, от души вдавив педаль газа в пол. Преодолев по инерции десятка два метров, автомобиль все же завяз, но, постояв полсекунды, которые необходимы коробке «на размышления», начал потом медленно-медленно двигаться вперед, постепенно ускоряясь. В совсем уж критической ситуации, когда кубометры липкого снега перед бампером заставили колеса беспомощно буксовать, выяснилось, что препятствие можно преодолеть с «налету», чуть отъехав по колее назад для разгона…
В целом автомобиль достаточно интересен. Думается, что благодаря простоте и легкости управления, функциональности, практичности и неординарной внешности машина найдет своего покупателя. А барышни до тридцати будут, как мне кажется, особенно хорошо смотреться за рулем Terios. Досадно, правда, что его изначально весьма привлекательная цена после доставки в Россию и уплаты всех налогов увеличивается чуть ли не вдвое.
Алексей Стрелков