Некогда популярная марка DATSUN, давшая дорогу к жизни марке NISSAN, а потом вроде навсегда потерянная, ныне возрождается в «развивающихся странах». Наверное, надо сказать, что марки NISSAN, RENAULT, INFINITY, LADA, DATSUN входят в одну корпорацию. Японцы перед тем, как возрождать вроде бы утерянный навсегда DATSUN, сначала провели маркетинговые исследования: в какую свободную нишу впихнуть марку? И так, чтобы не было прямой конкуренции с другими автомобилями, представленными в корпорации? Оказалось, что абсолютно не занято место между дешевой LADA и недорогими NISSAN и RENAULT. Разбег по ценам в 100-150 тыс. руб. между этими автомобилями вполне позволяет выпустить новую продукцию, доступную для многих, но имеющую все черты (хорошая сборка, надежность, качественное обслуживание) иномарок. Главным определяющим критерием была цена, поэтому за основу были взяты модели GRANTA и KALINA. Сейчас в интернете полно сообщений о том, что автомобили DATSUN всего лишь копии российских машин, просто с другим шильдиком и повышенной ценой. Правда ли это? Ответ в конце статьи.
Первоначально с дилером, фирмой Акос, я договорился о тесте для меня лично on-DO. Дело в том, что по вторникам на БИМ-радио 102.8FM с 8 до 9 вечера мы рассказываем о тестируемых автомобилях. Неоднократно слушатели высказывали мнение о том, что желательно рассказывать о недорогих машинах. Автомобиль on-DO как раз из этих. Альфред откатал on-DO в рамках большого тест-драйва совместно с представителями многих СМИ ранее, а значит, и мне надо на ней поездить, чтобы иметь свое собственное мнение в передаче. Ехал на обговоренный тест-драйв и думал: «Вот сейчас сяду в машину, поеду, мне вообще ничего не понравится, как в передаче на радио буду отказываться от ругательных слов? Но уже в дилерском центре мне предложили на тест новинку, продажи которой только что стартовали, DATSUN mi-DO. А почему бы и нет? Взял ключи, сел в машину, и вроде мой прогноз сбывается: откровенно дешевый пластик, невнятный дизайн передней панели. Ну, поехали. Опаньки, а у этой машины оказывается хорошая тяга и с места и при малых оборотах, несмотря на наличие древней 4АКПП. Почему 4АКПП хуже других коробок передач, доступно объяснено в статье на сайте Автоклуб-Казань, “Просто о сложном: передаточные числа КПП”. А какой здесь двигатель? Он тоже не новый, 8-клапанный 1.6, мощностью 87 “лошадок”. Хорошо это или плохо? Мощность не чемпионская, с 1.6 сейчас снимают и 130 “лошадок”, а разгон mi-DO до 100 км/ч почти за 13 секунд тоже не впечатляет. Так почему выбрали именно этот двигатель? Причины две: 1) 8-клапанный двигатель гораздо проще конструктивно, чем 16-клапанный, он более надежный, менее капризный к топливу и маслу; 2) если у 16-клапанного двигателя максимальный крутящий момент чаще всего при 4000 об/мин, то у 8-клапанного – при оборотах 3000 и менее, то есть хорошая тяга идет с самых низов. Поездив в городе и по трассе, сделал для себя вывод: в городе (благодаря шикарной тяге на низах и быстрому переключению передач в 4АКПП) машина получилась вполне резвая, даже в шашки можно поиграть. А вот на трассе малая мощность сказывается: обгонять тихоходов не так просто.
Я решил совместить полезное с приятным, мне срочно надо было заехать на улицу Набережная, кто не знает – там дорог нет, одни ямы. Клиренс, ради справки, здесь 174 мм, это даже больше, чем у некоторых паркетников. Но об этом я узнал позже, а сначала аккуратно проезжал все ямы. Едет отлично. Потом я просто прокладывал путь напрямую, не выбирая дорог, и нигде не задел дно машины. Хорошо, по большим ямам на малой скорости можно ехать напропалую, а что будет на большей скорости? Ради проверки поехал по дороге, состоящей из одних ям, пусть и не глубоких. У меня было такое впечатление, что дорога вдруг стала гладкой и ровной, подвеска все проглатывает. В одном месте, на скорости около 60, я по неосмотрительности наехал на высокое препятствие «лежачий полицейский». Что было бы с моей личной машиной с клиренсом 145 мм? Сначала жесткий удар в переднюю подвеску, потом «козление» задней, затем еще один удар по передку. А вот mi-DO прошел препятствие легко, меня даже не тряхнуло как следует. Подвеска для неровных дорог просто супер. Но я бы даже сказал супер-супер. Почему? Дело в том, что существуют мягкие и жесткие подвески, которые хороши на одних неровностях и плохи на других. У жесткой подвески есть огромная сила, способная погасить удар от встречи с большой ямой или кочкой. Но жесткая подвеска очень инерционна, она не способна быстро гасить колебания от дороги типа «стиральная доска». А вот мягкая подвеска самая комфортная на «стиральной доске», зато у нее нет такой силы, чтобы погасить удар от большой ямы или кочки, иногда поэтому амортизаторы идут «на отбой». Я проверял mi-DO на всех типах дорог, и «стиральная доска», и большие ямы/кочки – везде результат был ошеломляющим: едет как по ровному асфальту.
И тут самое время задать вопрос: а почему так настроена подвеска? Вернемся еще раз к концепции DATSUN: автомобиль должен быть лучше популярных местных машин, но дешевле иномарок. В каждой стране DATSUN определяет, что именно более всего ценят жители в недорогих машинах? В Индии или ЮАР есть свои критерии, о которых я не знаю, но в России это высокий клиренс, энергоемкая подвеска и хорошая надежность. В связи с этим и разрабатывались машины. Да, за основу взяли Гранту и Калину, но их 2 года гоняли по всем дорогам Японии, чтобы определить – какие агрегаты надо подвергнуть изменению. Первое, что бросается в уши: хорошая шумоизоляция для данного класса. Кстати, именно такую шумоизоляцию будут ставить сейчас на люксовые Калины (вы ведь еще помните, что DATSUN и LADA, как и NISSAN с другими марками, входят в одну корпорацию). Ради уменьшения шума и вибрации, даже крепления глушителя были перенесены на другое место. Всего в конструкцию «донора» Калины внесено около 40 изменений, каждое из которых улучшало какие-то характеристики. Надо отметить, что поставщики запчастей на сборочные линии Калины и mi-DO могут быть разными. Японцы выборочно проверяют качество автомобилей, при этом не стесняясь делать отзыв, для них DATSUN это такой же солидный бренд, как и любой японский. Вот простой пример. В максимальной комплектации on-DO есть система навигации. Несколько таких машин было заказано у дилера, но тут обнаружилась небольшая проблема с навигацией. Японцы запретили продавать машины из этой серии, отозвали их, исправили проблему и только потом выпустили их в продажу.
Теперь о ценах. У on-DO разбег от 359 000 до 475 000, у mi-DO от 415 000 до 539 000 рублей. В максимальной комплектации есть входы для USB и SD, Bluetooth, Handsfree, навигационная система, ESP, задние парктроники, датчики света и дождя, подогрев передних сидений, лобового стекла и зеркал заднего вида и многое другое.
А теперь вернемся к утверждению «DATSUN — это та же LADA, но с другим шильдиком и по более высокой цене». Я и сам так думал, пока не прокатился на машине и не стал собирать информацию об изменениях в конструкции и серьезности японского контроля за качеством. Если Вы владелец Гранды или Калины, не пожалейте полчаса, придите к дилеру, опробуйте on-DO или mi-DO, я уверен, что машины Вам понравятся больше, чем Ваши личные.
Текст: Вадим Садыков, (С) «Автоклуб-Казань»