Мой приятель, работающий в дилерском центре Volkswagen, устраивая собственную свадьбу, долго не думал. Просто пригласил на торжество энтузиастов клуба VW Beetle — и получил чудную кавалькаду, возглавляемую золотистым кабриолетом с вашим покорным слугой за рулем. А теперь представьте свадьбу джипера…
Спросите любого водителя туристического автобуса, каково ему колесить в центре Москвы. Примерно теми же выражениями описывает свои впечатления от пилотирования лимузина Lincoln Navigator Stretch в районе Трубной площади его водитель Сергей. «С тех пор я на просьбы журналистов поехать пофотографироваться реагирую настороженно», — комментирует он наши предложения податься куда-нибудь для съемок. Его можно понять — управлять 13 метрами неповоротливого железа не так уж и просто. Хотя, глядя на Сергея за работой, можно подумать, что нет ничего проще. Правда, назад приходится сдавать чаще обычного и с парковкой бо-о-ольшие проблемы. Этот процесс немного напоминает джип-триал: подъехал, присмотрелся, примерился, сдал назад, подвернул, еще чуть назад, еще подвернул — вперед, готово!
К лимузинам разных марок, от ЗАЗ-965L до Cadillac Fleetwood Formal Limouzine, в Москве уже привыкли и относятся спокойно, особенно если таковой движется в праздничной кавалькаде, украшенный лентами, кольцами и шариками. И все же когда такая штуковина проносится по Николоямской в гордом одиночестве, у многих еще возникает желание заглянуть за тонированное наглухо стекло: интересно же, кто там. Я по крайней мере, посидев на «жениховском месте» — у задней двери, поймал много заинтересованных взглядов соседей по движению. Так и тянуло приоткрыть окошко и вельможно помахать… но я не поддался недемократичному порыву. Кстати, к лимузинам, даже к таким, как наш, то есть внедорожникам, далеко не все участники дорожного движения относятся с должным уважением. Глупые, они просто не понимают, подставляя бок, что такая дурында, несмотря на мощный 5.4-литровый мотор и дисковые тормоза, разгоняется, тормозит и маневрирует не так хорошо, как «оттюненное» во все отверстия «зубило».
Родиной стретч-внедорожников является… Ну, конечно же, Америка! Где еще могли такие автомобили родиться? В Бельгии? Словом, когда какому-нибудь «лифти-энд-шифти» из Лас-Вегаса, штат Невада, надоело строить биг-футы трехметровой высоты, он, глядя из-под стетсона на проезжающий по Стрип очередной восьмиметровый New-Yorker, подумал: Why not? И пошло-поехало…
Принципиальная схема превращения обычного внедорожника в ненормально длинный проста. Режется стандартный автомобиль (в нашем случае это дорестайлинговый Lincoln Navigator). В получившийся проем ввариваются усиленные лонжероны рамы, карданный вал удлиняется промежуточным валом, становясь двух- или трехопорным в зависимости от длины вваренной части. Кузов изготавливается в основном из пластика, отделка салона — по вкусу заказчика, то есть любая. Кстати, у внедорожников при постройке лимузина есть определенное преимущество перед легковушками — рамная конструкция. Это означает, что, сделав крепкую раму, кузов можно сконструировать более легкий и технологичный, например стеклопластиковый. Наиболее продвинутые стретч-мейкеры дорабатывают тормоза, проводят чип-тюнинг двигателя, усиливают подвеску. Впрочем, запас прочности внедорожников, которые берутся в качестве строительной платформы, а это, помимо уже упомянутого Lincoln Navigator, GMC Yukon, Chevrolet Tahoe и Suburban, Ford Expedition и грандиозный Excursion, и без того довольно велик.
Салон машины — эта пещера гедониста, передвижной ночной клуб, бар и шикарная кают-компания одновременно — требует отдельного описания. Проект интерьера закладывается, как правило, в первоначальные наброски нового лимузина. Войти в него может практически все — от площадки для посадки игрушечного вертолета до джакузи. О таких мелочах, как подсветка, диваны, встроенное видео-аудио, мини-бар, холодильник и тому подобное, не стоит даже упоминать. Для лимузина это, так сказать, стандартная комплектация. Впрочем, все зависит от стиля. Если предполагаемый автомобиль станет эдаким комфортабельным офисом на колесах, то и оснастят его соответственно: факсы, компьютеры, спутниковая связь, столики, кофеварка, даже видеопроектор и экран для презентаций могут установить, благо габариты салона позволяют. А что? Очень удобно! Пока везешь из аэропорта дорогих партнеров да в пробке стоишь, можно сразу и презентацию нового продукта провести. Чего зря время терять?
У нас лимузины, в том числе на базе внедорожников, арендуют все больше для праздников. И тут вариантов использования может быть множество. Кого-то на пенсию провожают — и домой довозят с почетом, муж жене на день рождения на работу закажет, некоторые Новый год отмечают, колеся с друзьями по Москве. Кстати, зимой водить стретч-внедорожник, как сказал нам Сергей, не многим сложнее, чем стандартную машину. Главное, не делать резких движений, а так ничего особенного. К тому же наличие полного привода здорово выручает. Обычно лимузины не очень любят скользкую дорогу, но у Navigator есть режим AutoAWD, который позволяет отлично справляться с мокрым зимним месивом.
Чего мы так и не решились сделать, так это устроить лимузину внедорожный тест. Не надо быть экспертом офф-роуда, чтобы понять, что будет, попадись ему хоть какой-то рельеф. И, главное, трактором его точно можно пополам порвать, какие уж тут шутки… Но в остальном, кроме геометрической проходимости, веса и маневренности, наш лимузин — это самый обыкновенный внедорожник. Только о-о-о-очень длинный.
Игорь ГУБАРЬ, фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА