В ДАЛЕКОМ 1945 ГОДУ ДВА БРАТА МАХИНДРА РЕШИЛИ ОТОЙТИ ОТ ДЕЛ ГОСУДАРЕВЫХ И ПОДАТЬСЯ В АВТОБИЗНЕС, НАЧАВ СО СБОРКИ WILLYS ИЗ МАШИНОКОМПЛЕКТОВ, ПОСТАВЛЯЕМЫХ ИЗ АМЕРИКИ. ТЕПЕРЬ ПРЕДПРИЯТИЕ MAHINDRA&MAHINDRA ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ЛИДЕРОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ИНДИИ, ЧЬЮ ПРОДУКЦИЮ ЗНАЮТ ДАЛЕКО ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ. В ТОМ ЧИСЛЕ И В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ…
Под финал МИМС'02 на задках павильонов появился укрытый покрывалом автомобиль, а вездесущие флаерщики динамично раздавали листовки с титулом НЛО — необыкновенно любопытный объект. После ткань сняли, обнажив плоскобокий внедорожник с внешностью мертворожденного проекта «Мишка» и без опознавательных знаков. Всякий желающий мог отгадать, что это за объект такой, как называется и откуда родом. Особо ушлые посетители могли найти на бирках ремней безопасности надпись Mahindra и путем несложных сопоставлений вывести правильный ответ — индийский автопром делает замах на российский рынок. Мы тогда выяснили, что таким образом «Северсталь-Авто» пытается пощупать за мошну отечественных потребителей недорогой полноприводной техники, в качестве наживки выбрав модель собственной разработки компании Mahindra&Mahindra, а именно Scorpio.
ВРЕМЯ ГАЗА
Первые упоминания о возможности сотрудничества ГАЗа с индийскими автопроизводителями попали в прессу в марте прошлого года. Подавалась информация с эпитетами «возможность не отрицается», «варианты сотрудничества рассматриваются». Цены, впрочем, огласили сразу: $18 500 за оригинальную версию, $16 500 за машины с двигателями ЗМЗ и $21 000 за внедорожники с дизелями Steyr. Первые «отечественные» экземпляры появились в октябре прошлого года, и тогда же было объявлено имя новинки — Marshal, что отличается от оригинального названия Scorpio, связанного для нас с маркой Ford. Первые 70 автомобилей с мотором Renault были розданы дилерам ГАЗа для изучения спроса и тестов. Именно такой Marshal попал к нам для первого знакомства и натурных испытаний.
ШТАМПЫ ВОСПРИЯТИЯ
Теоретически рамный пятидверный универсал с подключаемым полным приводом, понижающей передачей и семиместным салоном — GAZ-Mahindra Marshal — принадлежит к самому желанному типу автомобиля для большинства российских трудящихся, которым не чужд рыбацкий и охотничий азарт. На практике все сложнее. Когда говоришь о российско-индийской дружбе, вспоминаешь чай со слоном, изделия, проверенные электроникой, и медпрепараты. АVтомобиль в эту когорту пока не укладывается. Все еще трудно поверить, что Индия в наше время является поставщиком программного обеспечения номер один в мире и что товары made in India продаются за всеми океанами планеты.
НЕТ КЛОНИРОВАНИЮ!
Внешность Marshal вполне оригинальна и уж явно ни с чего безоглядно не скопирована. Разве что семь прорезей фальш-решетки радиатора заставят поморщиться тех, кто знает, какой был спор вокруг этой фирменной черты Jeep, но если вспомнить историю Mahindra&Mahindra, начинавшуюся с Willys, то и подобная особенность Marshal не покажется претенциозной. По своим габаритам индийский автомобиль ближе всего стоит к Derways Cowboy и УАЗ-3160, будучи при этом заметно уже и первого, и второго. Кажущиеся тесными двери на поверку оказываются вполне удобными для спокойной посадки-высадки, а вот их небольшая толщина заставляет вспомнить о проблемах пассивной безопасности. Удивили наружные ручки дверей с курковым механизмом отпирания, подобным тому, что применяется на «восьмерках-девятках». Впрочем, работает все четко, по крайней мере на новом автомобиле. Посадочная высота невелика, и порожки выполняют преимущественно декоративную и защитную функции. Забираться за руль несложно еще и из-за высоко поднятой баранки и очень короткой подушки кресел. Сами сиденья выглядят вполне современно, но на деле оказываются плоскими, без выраженного рельефа и удивительно жесткими. Кроме того, подушка расположена слишком горизонтально, а диапазон регулировок по расстоянию до педалей невелик. Напрашивается сравнение с китайскими внедорожниками и пикапами, да с тем же Derways, в которых комфортнее себя чувствуют люди невысокого роста. Собственно посадка вполне «командирская», хотя отнюдь не маршальская. Обзорность с места водителя приличная, но в непогоду остается большой неочищенный сектор в правом углу лобового стекла. Наружные зеркала регулируются механически, небольшими джойстиками на внутренних панелях корпусов элементов.
В целом же компоновке водительского места, эргономике органов управления и передней панели можно поставить четверку. Балл мы снимаем за неслишком удобные кресла, нерегулируемую рулевую колонку и одну крайне неприятную мелочь, которую, надеемся, исправят. Несколько раз во время движения мои коллеги, находившиеся в салоне, замечали, что капот не захлопнут. Я останавливался, закрывал его плотно, а спустя какое-то время он снова начинал трястись в такт кочкам. Сперва я списывал этот дефект на ненастроенный механизм блокировки, пока вдруг не отметил, что просто задеваю рычаг открывания капота объемистым зимним ботинком, убирая ногу с педали сцепления. Этот рычажок расположен очень низко, почти на уровне педалей, его трудно нащупать, а не вставая с места водителя, почти что невозможно!
Пассажирам второго ряда завидовать можно только из-за высокого потолка. Ногам и плечам с локтями рослых людей придется туго. На откидных стульчиках, расположенных в грузопассажирском отсеке, сидеть вполне комфортно, только вот тут уже слегка давит потолок. Большая распашная дверь багажника открывается вправо, как на всех праворульных «в девичестве» машинах, погрузочная высота невелика, несмотря на подвешенную под задний свес запаску. Объем грузового отсека порадует и дачника, и туриста. Диван второго ряда складывается легко, но только целиком и только из багажника. Вообще этот диван вполне можно было бы сдвинуть назад сантиметров на двадцать, да и передние кресла тоже. Багажник бы почти не пострадал.
ТЯНУТЬ И ТОЛКАТЬ
Под капотом Marshal по-дизельному урчит простая и надежная бензиновая «четверка» Renault. Это тот же двигатель, что ставился на микроавтобусы Trafic, — агрегат не самый быстрый, но потрясающе гибкий и тяговитый. Его главным минусом является необходимость заправлять исключительно 95-м бензином, не ниже… При этом мотор отменно тянет уже с полутора тысяч оборотов, примерно до 4500, после откровенно скисает, но удачно подобранные передаточные числа пятиступенчатой механической трансмиссии позволяют более чем уверенно держаться в потоке и даже погоняться с «Ладами». Механизм переключения коробки работает четко, ходы рычага невелики, но после ночной стоянки на морозе передачи включаются с неприятным хрюканьем. С прогревом это проходит. Первые две передачи короткие, третья длинная, четвертая и пятая чуть короче третьей. В городе можно вообще пользоваться только двумя передачами — второй и третьей, хотя я умудрялся ехать со скоростью 50 км/ч на пятой без видимого протеста со стороны мотора. Увеличение нагрузки дает о себе знать только ухудшением приемистости мотора, который не так охотно раскручивается с тремя людьми и несколькими сумками в машине, нежели при перевозке только водителя и его бумажника. На трассе 125 км/ч по спидометру Marshal держит уверенно, хоть и шумит.
Самые первые версии Marshal российской сборки настораживали скверной обратной связью рулевого управления. Та, на которой мы ездили, показала себя с хорошей стороны. Реечное рулевое вполне точное, руль легкий, небольшой, расположен вполне удобно, разве что наклонен чуть больше, чем хотелось бы. В полной мере оценить способность держать траекторию нам не удалось из-за того, что на машине стояли летние шоссейные шины неизвестного нам производителя (вероятно, индийского), рисунком протектора недвусмысленно намекая на Pirelli Scorpion. Если для модели Scorpio такая резина в самый раз, то для Marshal, который должен служить в нашем климате, следует поискать что-то позубастее и «поламелистее». Тем не менее некоторое представление о способностях «индийца» нам составить удалось. Он очень недурно ведет себя при езде на полном приводе, в точности повторяя известные истины: перебрал газ — снесло, сбросил — выпрямился, ударил по педали акселератора на выходе из поворота — занесло… Тормоза не оборудованы ABS, и при резком торможении колеса блокируются мгновенно, а автомобиль ощутимо тянет на сторону.
КОЧКИ — ХОДОМ!
Из-за неподходящей резины практически сорвалась внедорожная часть нашего теста. Как раз намедни шел сильнейший снегопад, и стоило Marshal слегка поскользнуться, как автомобиль становился совершенно беспомощным. Если же не сбрасывать газ и стараться проходить все препятствия ходом с небольшой пробуксовкой, то маленький индийский слон покажет себя с лучшей стороны. Однако, повторюсь, полноценный внедорожный тест мы сможем сделать лишь весной, тогда уже и сравним его с кем-нибудь. В перспективе потенциала Marshal должно хватить для дачно-рыбацкого бездорожья с лихвой. Передняя торсионная независимая подвеска делает езду по кочкам комфортной, а задняя рессорная с неразрезным мостом позволяет взять на борт приличный груз и обеспечит выносливость. Простая схема трансмиссии — залог ее надежности. Вот только автоматические ступицы меня немного настораживают — долго ли проживут. Механизм переключения раздаточной коробки, правда, работает отвратительно. С непривычки поймать режим 4х4 совсем не просто, а индикаторы почему-то не горят. Ну и колесо это под полом багажника — слишком какая-то «гражданская» конструкция получается, попробуй-ка в колее разбортовавшуюся шину поменять!
О ПАТРИОТИЧНОСТИ
Сравнивать GAZ-Mahindra Marshal с «УАЗ» Patriot не только непатриотично, но и неверно. «УАЗ» значительно больше, мощнее, внедорожный потенциал его заведомо выше, а стоит он при этом меньше. А вот с «китайцами» Marshal можно сравнить хотя бы из-за паритета цен. Так вот «индус» бьет их почти по всем статьям. Китайские внедорожники в большинстве своем все же чуть более просторны, но Mahindra намного лучше собран, материалы адекватные, он не гремит, как старая стиральная машина, и неплохо управляется. В настоящие конкуренты я записал бы ему Kia Sportage первого поколения, особенно Grand. Цены у них почти равные, габариты близки, компоновка, предназначение… Впрочем, об истинной конкуренции на рынке говорить пока рано, но интерес к машине уже есть. Ну, может, не интерес, но как минимум любопытство.
Текст: Игорь ГУБАРЬ
Фото: Александра СТРАХОВА-БКРАНОВА