Часть 1: ничего лишнего
Появившийся в 2012 году на российском рынке, кроссове Mazda CX-5 ждал ожидаемо теплый прием. Чтобы спрогнозировать хороший спрос не нужно быть гуру автомобильного маркетинга, потомком Ванги или участником «Битвы экстрасенсов». Популярный формат, симпатичная мордашка, экономичные моторы, конкурентоспособная цена – вот основные слагаемые успеха автомобиля не только в России, но почти на любом автомобильном рынке в мире. В «Мазде» поняли, — чтобы выжить в нынешних реалиях спортивного имиджа уже недостаточно. Сначала бизнес, потом все остальное. Кстати, именно поэтому, не выдержал конкуренции CX-7 с турбомотором, высокая мощность, а значит налог и расход топлива которого, отпугнули основную массу, а «овощной» вариант с 2,5-литровым атмосферником подоспел слишком поздно, когда рынок уже был захвачен популярным RAV4 и корейцами из Hyundai Kia.
В случае с CX-5 «Мазда» практически начала все с чистого листа, как тогда, в конце 90-х, когда дебютировали первая Mazda3 и Mazda6. Вместе с выходом нового кроссовера автопроизводитель выбросил на рынок целый букет новых технологий Skyactiv, представив новую платформу и экономичные атмосферные моторы, подходящие для массового рынка. Результат не заставил себя долго ждать. В классе компактных кроссоверов лучше CX-5 продаются только традиционно популярный в России Toyota RAV-4, а также корейцы Sportage и ix35.
C Маздой CX-5 мы встречались уже не одократно. Весной 2012-го я побывал на дебютной презентации в Грузии, спустя год на длительном тесте в редакции побывал 2,0-литровый бензиновый кроссовер, летом 2013-го мы обкатывали кроссовер с двигателем 2,5 л в Челябинске, а осенью того же года раскатывали по пригородам Брюсселя на дизельной версии. И вот, с момента дебюта CX-5 прошло уже более трех лет, а это значит, что по автомобильным меркам настало время для обновления.
Обычно c красивым автомобилем, как с красивой женщиной. Для эффектного появления на публике ей незачем в корне менять свой имидж или на худой конец ложиться под нож пластического хирурга. Достаточно лишь похода в салон красоты для легкого мейкапа. Всеобщее внимание и восторженные взгляды обеспечены. Японские дизайнеры идут по схожему пути, потому что знают цену «лука» своих последних моделей. Не даром последнему направлению маздовского дизайна «Kodo – дух движения» было уделено столько времени и сил.
В результате, новая и прежняя машины настолько похожи, что если проезжающий мимо обновленный кроссовер не в «максималке», то шансов опознать его у неподготовленного человека почти нет. Топовые машины выделяются из потока новой оптикой, пылающей грозными светодиодными изгибами. Остальные довольствуются новыми бамперами решеткой радиатора и формой передних фар. Только переделки эти скорее косметические и даже с десяти шагов заметить их непросто. Проще взглянуть на «лопухи» боковых зеркал или колесные диски. Первые получили повторители поворотников, вторые – новый дизайн с черными вставками.
Сохранив прежний образ, после обновления Mazda CX-5 немного похорошела. Оставив главные штрихи дизайна неизменными, за счет незначительных деталей японцы, с одной стороны, освежили образ, с другой – сделали его более современным и актуальным. По своей важности эта работа является второй среди главных задач любого рестайлинга. На первом месте – работа над ошибками. Забегая вперед, скажу, что здесь японцы потрудились куда больше. Об этом и поговорим в следующих частях.
Часть 2: взгляд изнутри
Поработав с внешним видом обновленного Mazda CX-5 точечно, японские инженеры не стали менять тактику и в процессе доработки интерьера. Только здесь вместо чисто визуальных решений в Mazda применили функциональный подход для повышения удобства, комфорта и качества. На первый взгляд интерьер «Мазды» практически не изменился, но на деле новых решений в салоне CX-5 достаточно и большинство из них кроются в деталях.
Оказавшись в салоне обновленного кроссовера, первый раз многие из них воспринимаются как данность, но владельцам дореформенных машин есть на что обратить внимание. Заново сконструированные передние кресла стали более удобными. Теперь вдобавок к электрорегулировкам в топовой комплектации они получили память положения, а в дополнение к прежним вариантам обивки – черная кожа и черная ткань – покупатели могут заказать версию с белой кожей.
На центральном тоннеле, разделяющим передние кресла, появился второй подстаканник, стали вместительнее карманы в дверях. 12-вольтовая розетка из подножья центральной консоли переехала в передний подлокотник, а вместо нее появились два USB входа и слот для карты памяти, на которую записывается программное обеспечение для навигации, предлагающейся в качестве дополнительной опции. Приятная мелочь — специальные мягкие подушки для коленей сбоку центральной консоли. Порадовал интерьер «Мазды» и заметным прогрессом в уровне качества отделки. Посидев в салоне, потрогав поверхности и вставки, понажимав разные клавиши, замечаешь, что кое где пластик стал мягче, а декоративные вставки не пестрят отпечатками пальцев. Клавиши и воздуховоды получили более убедительную имитацию алюминиевой отделки, стали приятнее накладки на центральном тоннеле и консоли.
Вместо традиционной «кочерги» механического ручника в обновленном кроссовере появился электромеханический стояночный ручной тормоз, который активируется специальной кнопкой. Рядом с ней – доработанный джойстик-контроллер, управление которым стало удобнее и логичнее.
И вот мы подошли к главному. Самое заметное изменение в салоне Mazda CX-5 новая мультимедийная система. Вместо прежнего унылого дисплея с допотопной картинкой на вершине центральной консоли красуется новый 7-дюймовый экран, с хорошей графикой, отличным быстродействием и хорошо структурированным меню. Сюда же выводится изображение с камеры заднего вида и схема работы парктроников. За 22 тысячи рублей систему можно дооснастить SD-картой, навигацией и бесплатным обновлением в течение трех лет.
Сзади по-прежнему удобно. Места в коленях достаточно для пассажиров среднего роста, но троим здесь будет неуютно из-за центрального тоннеля. Грузовой отсек один из лидеров класса по вместимости, пространство организовано правильно, погрузочная высота небольшая. Внутри по бокам есть две удобные ниши для канистр с незамерзайкой или других мелочей, раздельная на три части спинка заднего дивана складывается с помощью удобных рычажков прямо из багажника, а на правой стенке притаилась 12-вольтовая розетка. Жаль, что даже в топовой комплектации задняя дверь не имеет электропривода.
Важной доработкой, касающейся салона, стало улучшение шумоизоляции, которая раньше была «больным» местом для всех моделей Mazda. За счет добавления изолирующих материалов в проблемных зонах, улучшения дверных уплотнителей и использования более толстых стекол японцам удалось немного снизить уровень посторонних шумов в салоне. А благодаря изменению формы боковых зеркал, удалось избавиться от аэродинамических шумов, на которые мы сетовали еще в 2013 году на бельгийском автобане во время дебюта дизельной версии.
В результате, после обновления интерьер Mazda CX-5 вышел на новый более качественный уровень. Улучшившееся качество отделки, современная мультимедийная система и новые опции позволят кроссоверу оставаться в тренде и продолжить быть настоящим локомотивом продаж Mazda в России.
Часть 3: признание
На российском рынке Mazda CX-5 по-прежнему предлагается с тремя моторами на выбор: два бензиновых атмосферника объемом 2,0 (150 л.с.) и 2,5 (192 л.с.), а также 175-сильный 2,2-литровый дизель с двумя разновеликими турбокомпрессорами. Базовая двухлитровая «Мазда» в комплектации Drive может быть механической, но все остальные версии предлагаются только с шестиступенчатой автоматической коробкой передач.
Конечно, на тест было бы логичнее взять бензиновую версию 2,0 л, на которую приходится львиная доля продаж, или машину с мотором 2,5, которую выбирают около 20 процентов клиентов. Но таких машин не оказалось, поэтому нам досталась дизельная Mazda CX-5 в топовой комплектации Supreme с полным набором дополнительных опций.
Этот дизель понравился мне еще во время презентации в Бельгии. Тихий тяговитый мотор уверенно разгоняет кроссовер в широком диапазоне от полутора до пяти тысяч оборотов в минуту. При этом на холостых почти отсутствуют характерные дизельные вибрации, а в салон не поступает лишних шумов, раздражающих слух пассажиров. За это отдельное спасибо улучшенной шумоизоляции, которую мы отмечали в предыдущей части. В салоне CX-5 стало действительно тише и комфортнее. Правда одна особенность скайактивовских моторов так никуда не делась. После холодного пуска они по-прежнему несколько секунд пугают заметным подрагиванием и сильным детонационным гулом.
Среднестатистическому водителю тяги дизельных 175 лошадиных сил хватит и в городских условиях, и для обгонов на скоростной магистрали. Мотор охотно откликается на нажатие напольной педали акселератора и без заминки стартует с места. При том средний расход дизельного топлива в смешанном режиме зимой составил около 8 литров на сто километров, что является очень достойным результатом.
Радует, что автоматическая коробка передач находится в гармонии с турбодизелем. Работает трансмиссия плавно, а быстроты переключения между скоростями достаточно, чтобы водитель, задумавший обойти попутку, не был разочарован ощутимым разрывом тяги.
А теперь важная для тех, кому в «Маздах» не хватало спортрежима АКПП. Отныне рядом с селектором коробки передач появилась серебристая клавиша, получившая название Drive Selection. Качнув ее от себя, «автомат» мигом переключается на пониженную, а реакции на педали газа заметно обостряются. Полезная функция для тех, кто любит активную езду. Вот только нововведение это получили исключительно бензиновые версии. Дизельная «Мазда» спортрежимом по-прежнему обделена. И здесь могут быть две причины. Либо японцы считают, что владельцам машин на тяжелом топливе чужда активная езда, либо исключают излишнюю порцию нагрузки на трансмиссию, которая и без того отягощена 420 ньютон-метрами максимального крутящего момента, которые выдает скайактивовский турбодизель.
На дороге CX-5 стоит уверенно, демонстрируя четкие и точные реакции, напоминающие европейский стиль доводки шасси. Конечно, в повороте кроссовер не так проворен, как, например, седан Mazda6, но в сравнении с прямыми конкурентами «Мазда» легко поспорит и с Volkswagen Tiguan и с Ford Kuga При этом японка обладает неплохой плавностью хода, которая заметно улучшилась после обновления. Даже на 19-дюймовых колесах CX-5 хорошо фильтрует дорожную мелочь и бархатно стелет по ровной глади асфальта. В минусах – ощутимый нервяк в колеях и сильные тычки, попадись по дороге яма с острыми краями или выпирающая железная пластина, маскирующая деформационные стыки на мостах и эстакадах. На руле нет сочной немецкой тяжести, но обратного усилия вполне достаточно, чтобы даже на скользкой дороге водитель смог выбрать нужный угол поворота интуитивно.
Для легкого бездорожья или штурма сугроба в заснеженном после метели дворе у CX-5 есть 200-миллиметровый дорожный просвет и четко работающая имитация межколесных блокировок, а также пластиковый обвес по кругу, позволяющий не опасаться повреждения лакокрасочного покрытия, случись бамперу встретить заледенелую глыбу, притаившуюся в сугробе.
Шасси CX-5 порадовало хорошим балансом управляемости и комфорта. Кроссовер приятно рулится и не вытрясет всю душу из пассажиров на плохой дороге. При этом «Мазда» не дурна собой внешне, обладает вместительным салоном, заметно подтянулась по качеству отделки интерьера и шумоизоляции. И если в первые годы после дебюта эти достоинства оставались незамеченными и CX-5 не попадала даже в ТОП-10 своего класса, то теперь по итогам года маздовский кроссовер входит в 25 самых продаваемых автомобилей России, а в своем классе уступает только Toyota RAV4, Hyundai IX35, Kia Sportage и удачно стартовавшему новому Nissan X-Trail. Вполне заслуженное признание для автомобиля, который почти не имеет слабых сторон.
Обслуживание и страховка
При условии, что автомобиль страхует 30-летний москвич со стажем вождения 10 лет, цена полиса каско угон+ущерб в страховых компаниях класса А++ начинается от 100 000 рублей. При аналогичных условиях полис ОСАГО стоит от 10 000 рублей.
Стоимость ТО у официального дилера:
Mazda CX-5 с турбодизелем 2,2D:
- ТО 10 000 – 9 970 рублей
- ТО 20 000 – 12 890 рублей
- ТО 30 000 – 11 280 рублей
- ТО 40 000 – 13150 рублей
- ТО 50 000 – 9 450 рублей
- ТО 60 000 – 27 150 рублей
Mazda CX-5 с бензиновым мотором 2,5:
- ТО 15 000 – 9 630 рублей
- ТО 30 000 – 12 810 рублей
- ТО 45 000 – 11 440 рублей
- ТО 60 000 – 13 070 рублей
Цены на дополнительные услуги:
- замена воздушного фильтра – 2 190 рублей
- замена фильтра салона – 2 010 рублей
- замена топливного фильтра – 12 780 рублей
- замена свечей зажигания – 8 400 рублей
- замена передних тормозных колодок – 8 460 рублей
- замена передних тормозных дисков – 14 460 рублей
Текст: Руслан Галимов
Фото: автора и фирм-производителей