В прошлом году мы начали публиковать серию статей о внедорожниках, которые относят к люксовому классу. Машин этих не так уж и много. У нас на тестах побывали практически все представители этой категории — Dodge Durango, Lexus LX450, Ford Expedition, Lincoln Navigator, Infiniti QX4, Range Rover… Все это время мы сознательно держали «за скобками» Mercedes ML320 — чтобы не задирать планку слишком высоко. С самого начала было понятно, что с этим автомобилем конкурировать сложно — и на шоссе, и на бездорожье. Но настал и его черед…
Немцы довольно долго пассивно наблюдали за событиями на американском рынке внедорожников: до определенного момента покупателей, которые выбирали Range Rover или Toyota Land Cruiser вместо, к примеру, универсала Mercedes E-класса, было не так уж и много. Но когда на этом рынке (и особенно — в категории автомобилей стоимостью свыше $30.000) начался настоящий бум и счет тех, кто предпочел люксовому легковому автомобилю люксовый же внедорожник, пошел на сотни тысяч, немцы встрепенулись. Сделали они это немного поздно, но соответствующий результат — модель ML320, появившаяся в продаже в прошлом году — получился достойным.
Особой любви к внедорожным автомобилям концерн Mercedes-Benz никогда не питал. И пикапов (легких грузовиков), на базе которых американцы строят свои внедорожники, в гамме Mercedes нет. В свое время, правда, по заказу вермахта был создан комфортабельный автомобиль с колесной формулой 6х4 — но всего лишь в нескольких экземплярах. Ну, еще выпускается неувядающий Gelandewagen, но с такой, как у него, внешностью — только в армии служить. Да и лет ему столько, что… В общем, проектирование новой машины начали «с чистого листа».
Казалось бы, что уж такого необычного может быть во внедорожнике? Сколько их, на любой вкус, уже выпущено различными производителями? Mercedes объединил прямо противоположные качества, «скрестив» механику внедорожника с комфортом представительского автомобиля, и придал тому, что получилось, весьма интересную внешнюю оболочку. Да, такой аппарат уместен и на джиперской тусовке, и на светском рауте.
Mercedes ML320 можно отнести к категории компактных внедорожников. Если поставить рядом с ним какой-нибудь Ford Explorer Limited или Jeep Grand Cherokee в версии Laredo, принадлежность всех автомобилей к одному классу сомнений не вызовет. Тем не менее ML320 все равно — «отдельный». Во-первых, из-за того, что сама идея «внедорожника от Mercedes» пока примерно так же странна и непривычна, как набор лиможского фарфора для пикника. Вторая причина — внешность: апломба здесь не меньше, чем в Mercedes 600SEL. Или взять размеры. В длину автомобиль больше, чем Explorer или Grand Cherokee, и только из-за формы задка выглядит короче. Да и по ширине и высоте ML320 превосходит многих конкурентов…
Если бы не солидный (204 мм) дорожный просвет, ML320 можно было бы принять за его подросшего А-брата. Очень уж похожи словно вышедшие из-под дырокола облицовки радиаторов, кошачьи глазки фар и своеобразные обводы пухлых, коротконосых кузовов. Облицовка радиатора украшена огромной трехлучевой звездой — как у моделей SL и SLK. Желающие могут обогатить экстерьер своих машин люками, неброскими «кенгурятниками», защитой порогов и запаской на откидном кронштейне.
Корпорация Chrysler в свое время доказала, что и внедорожник может иметь несущий кузов — взять хотя бы Jeep Cherokee или Grand Cherokee. Главное достоинство несущего кузова — легкость. Кроме того, он меньше скрипит и дребезжит. Сейчас таких автомобилей появляется все больше (Nissan, Toyota), и они вполне уверенно чувствуют себя на парковке «Макдональдса» или загородного клуба. Но настоящий внедорожник — «для серьезных дел» — просто обязан иметь несущую раму. Mercedes-Benz, с его богатым опытом создания тяжелых грузовиков и транспортных средств военного назначения, выбрал для ML320 именно эту — традиционную — схему, пожертвовав выигрышем в весе. Впрочем, глядя на автомобиль, трудно поверить, что он весит две тонны. И еще более сложно свыкнуться с мыслью, что формально — это грузовик.
Если снять с машины кузов, можно будет увидеть мощную несущую раму, на которой закреплены подрамники переднего и заднего мостов. Стоп! Вот и первое серьезное отличие от традиционного грузовика — подвеска. Обычно у внедорожников оба моста — неразрезные, и лишь у некоторых моделей можно встретить независимую подвеску, но только переднюю. У ML320 же подвеска всех колес независимая, на поперечных алюминиевых рычагах. И спереди, и сзади установлены стабилизаторы поперечной устойчивости. Подвеска длинноходная, сзади — на пружинах, спереди — на продольных торсионах.
На этой же раме — двигатель V6 о трех клапанах (два впускных, один выпускной) и двух свечах на цилиндр, а также трансмиссия, состоящая из 5-ступенчатой автоматической коробки немецкого производства и американской раздаточной коробки Borg Warner. Все «упаковано» красиво и компактно.
Отлитые из легкого сплава картеры редукторов закреплены на подрамниках через резиновые подушки. Внутри картеров — второе (и главное) отличие ML320 от других внедорожников. Там нет никаких механических блокировок! Их с успехом заменяет электронная система 4-ETC. В нормальном режиме крутящий момент передается на оси в соотношении 50/50. Если колеса начинают проскальзывать, 4-ETC — на основании данных о частоте их вращения, поступающих от датчиков АБС, — притормаживает буксующие и передает крутящий момент на те, которые еще сохраняют сцепление с грунтом. АVтомобиль с такой системой способен двигаться в нужном направлении даже тогда, когда это сцепление имеет только одно колесо.
Исполнительные механизмы — большие вентилируемые тормозные диски — отлично видны через щегольские пятиспицевые колесные диски. Пожалуй, единственный минус 4-ETC заключается в том, что она действует как бы «зеркально» по отношению к АБС, и обе одновременно работать не могут — после торможения требуется некоторое время, чтобы 4-ETC вновь начала функционировать. Это, конечно, не очень-то хорошо для преодоления бездорожья, но все же лучше, чем обычные блокировки дифференциалов. Хотя бы потому, что работает 4-ETC сама, ничего не требуя от водителя.
Забегая вперед, скажу, что действует эта система эффективно. Когда при скоростном прохождении поворота левые колеса неожиданно забуксовали на покрывавшем асфальт песке, и машину начало разворачивать, электроника среагировала быстрее меня и почти мгновенно выровняла внедорожник. А ведь имеется еще и система стабилизации курсовой устойчивости ESP, правда, в качестве опции.
Попасть внутрь оказалось на удивление легко, посадочная высота для внедорожника невелика — всего 470 мм. Салон неожиданно просторный — несмотря на небольшие внешние габариты автомобиля. Особой роскоши здесь нет, но — уютно. Сиденья с плоскими подушками обшиты мягкой ворсистой тканью, помогающей развитым боковым упорам удерживать тело водителя на крутых виражах. Регулировок немного, но все необходимые — в наличии. На «нашей» машине они оказались механическими, но бывают и электрические, причем с памятью. Сигнализатор непристегнутых ремней пищит секунд пять, потом замолкает (даже если остаешься непристегнутым).
Обзорность вперед — без замечаний. При нормальной посадке капот с водительского места не виден. С одной стороны, это хорошо — не маячит перед глазами. Но когда нужно точно определить положение машины — приходится тянуть шею. При этом правый край капота все равно не виден. Задний обзор через внутрисалонное зеркало практически перекрывается подголовником среднего из сидений заднего ряда. Впрочем, их можно сложить, чтобы не мешали. Хоть одно, хоть все. Складывать сиденья, правда, не очень-то просто — приходится попотеть, пока не сдвинешь их вперед. Сложность конструкции, видимо, объясняется тем, что в качестве опции предусмотрен и третий ряд кресел, который превращает автомобиль в 7-местный. Идея спорная — для семи человек ML320 явно маловат. Но в 5-местном варианте задним пассажирам на редкость просторно, да и размеры багажного отсека впечатляют.
Задняя часть салона выглядит достаточно традиционно (для внедорожника), все «оформление» сконцентрировано спереди. Рулевая колонка с изменяемым углом наклона и довольно крупной баранкой; стрелочные приборы; подрулевые усы переключателей света-дворников-поворотников; широкая центральная консоль с магнитолой, ручками управления климатом и всякими кнопочками; ножной стояночный тормоз — все это свойственно легковым Mercedes. Так что можно легко забыть, что ты — за рулем внедорожника.
В угоду основному — американскому — рынку сбыта ML320 получил тонкий поводок круиз-контроля, расположившийся чуть выше переключателя света, и подстаканники для каждого члена экипажа, причем передние подстаканники плавно откидываются после нажатия на них. Позади рукоятки КПП — по центру — имеется панелька управления четырьмя стеклоподъемниками, зеркалами и блокировкой дверей. Вообще-то привычнее и удобнее, когда эти кнопки и переключатели размещены на водительской двери, но в последнее время многие производители переносят их в середину салона — так проще выпускать версии для стран с левосторонним движением.
Рычаг коробки — самый обычный, как в легковых автомобилях Mercedes. Никаких дополнительных рукояток нет — полный привод включен постоянно. Пониженный ряд трансмиссии (2,64:1) включается кнопкой. Для этого, правда, требуется полностью остановить автомобиль и перевести рычаг коробки в нейтральное положение.
Активная безопасность автомобиля, обеспечиваемая умными механикой и электроникой, хорошо дополняется безопасностью пассивной. Кроме ремней (для всех пассажиров), водитель и его сосед имеют по две подушки — фронтальную и боковую. А подняв капот, видишь такие массивные металлоконструкции, что об относительной хлипкости пластмассовых бамперов сразу забываешь.
Управление оказалось очень легким. При прямолинейном движении обратной связи на руле практически нет, но стоит чуть его повернуть, и руль становится острым и информативным — не хуже, чем у легкового автомобиля, и, уж во всяком случае, намного лучше, чем у большинства «традиционных» внедорожников. И вообще, на шоссе ML320 ведет себя практически как легковой Mercedes. В поворотах машина кренится гораздо меньше, чем можно было ожидать при такой высоте кузова. Подвеска передает на него лишь небольшие толчки — следствие дефектов дорожного покрытия, в целом же автомобиль идет очень мягко.
Пятиступенчатый «автомат» перебирает передачи аккуратно и плавно, не дергая машину в момент переключения. Нет здесь и присущей некоторым коробкам задумчивости. Лишь в режиме kick-down, после резкого нажатия акселератора до упора, «мозгам» КПП требуется некоторое время на размышление — чуть больше, чем хотелось бы. А вообще запаса крутящего момента достаточно — до «сотни» тяжелая машина разгоняется за 9,5 сек., что, согласитесь, вполне прилично. И хотя на автомобилях этой марки, наверное, правильней двигаться медленно, с чувством собственного достоинства, трудно удержаться от соблазна выпустить на свободу весь табун из 218 лошадей. Кстати, активный водитель может ограничить количество ступеней, в пределах которых переключается коробка, четырьмя, тремя, двумя или вовсе одной — машина при этом становится еще резвее, только нужно не забывать поглядывать на тахометр…
Для фотосъемки мы загнали автомобиль в один из подмосковных заповедников, дороги которого нам хорошо знакомы — чтобы можно было без особого риска как следует погонять по пересеченной местности. Окна настежь, трава до самых кромок стекол, какая-то зелень, летящая в лобовое стекло и бьющая по радиаторной решетке… Управляемость отменная, подвеска, показавшаяся на твердом покрытии жестковатой, великолепно глотает убийственные для других машин выбоины. Тормоза работают не хуже, чем на асфальте, АБС ведет себя очень корректно, позволяя точно дозировать тормозное усилие.
Несмотря на отсутствие специальной внедорожной резины, проходимость ML320 оказалась отменной. На глинистый, скользкий после дождя холм удалось въехать без труда — даже не включая пониженный ряд трансмиссии. А длинноходная подвеска позволяет легко перевалить через бревно средних размеров…
Дизайн и технические характеристики того или иного автомобиля разрабатываются исходя из требований определенного сегмента рынка, для которого этот автомобиль и предназначен. Разные сегменты — разные покупательские запросы. Здесь все строго. Но покупают-то автомобиль конкретные люди. И модель, которая, как предполагалось, должна понравиться всем, кому-то может и не подойти.
Беремся утверждать, что с ML320 — не так. Его универсальность не повлекла за собой никаких потерь. Mercedes-Benz удалось создать машину, которая вобрала в себя все лучшее и от хорошего легкового автомобиля, и от отличного внедорожника. И все это — за более чем разумную стоимость (в США сравнимый по характеристикам Mercedes G-класса стоит около $120.000, а ML320 — от $40.000). А такое, само собой, нравится всем.
АVтомобиль Mercedes ML320 был предоставлен фирмой «ЧАП». Тел.: (095) 923-5857, 923-8667.
Внедорожники М-класса (ML230, ML320 и ML430) выпускают на заводе Mercedes-Benz близ г. Тускалузы, что в штате Алабама. Вообще-то это уже не первая — и пока наиболее удачная — попытка Mercedes «закрепиться» на территории США. Еще в 1905 году знаменитая своими роялями Steinway Piano Company начала в Нью-Йорке лицензионную сборку «американских Mercedes». Завод сгорел в 1907 году. В 80-х годах в штате Вирджиния выпускали грузовики и «унимоги». Теперь же есть надежда, что местечко Ванс, что в 20 километрах от Тускалузы, станет у почитателей Mercedes не менее известным, чем Боулинг Грин — у любителей Corvette.
Производство M-класса в Алабаме началось в январе 1997 года. На заводе занято 1400 человек, работающих в две смены. Запланированный объем выпуска в текущем году — 65 тыс. машин, из них 40 тыс. предназначены для североамериканского рынка. В конце июня с конвейера сошел 50-тысячный автомобиль. В среднем делают около 300 штук в день…
Спрос на М-класс настолько велик, что в июле завод на неделю остановили — чтобы смонтировать дополнительное оборудование. Это (и плюс сотня новых рабочих) позволит в следующем году довести выпуск до 80 тыс. автомобилей.
Алексей Стрелков