Все-таки полезная вещь – конкуренция. Именно она, а не человеческая лень, как полагают многие, является стимулом к развитию технического прогресса. Появление полноприводной версии Mercedes-Benz S-класса связано именно с жесточайшей конкуренцией в сегменте «премиум», ведь до недавнего времени в этой категории полноприводным лимузином могла похвастать только Audi AG.
Говорить о внешности этого автомобиля – все равно что повторять азбучные истины, но тем не менее найдутся люди, которые попытаются эти истины опровергнуть. Не будем погружаться в рассуждения, тем более что с 1998 г., когда новый S-класс увидел свет, все смогли оценить и сильные, и слабые стороны его дизайна.
Чего у него не отнять, так это элегантности: он строг, как рояль в элитном сигарном клубе, он заставил многих нарушить библейскую заповедь «не сотвори себе кумира» и стал предметом слепого поклонения и безграничного уважения. Но оставим эмоции, ведь перед нами очередная модификация культового автомобиля, при помощи которой в Штутгарте планируют разрушить гегемонию Audi в сегменте полноприводных седанов.
В основе полноприводной трансмиссии Mercedes – электронная система, объединяющая в себе противобуксовочную систему, АБС и систему стабилизации. Межосевой и межколесный дифференциалы свободные. Крутящий момент распределяется между осями в пропорции 40:60, таким образом, автомобиль сохраняет почти все классические «повадки». Роль блокировок выполняют противобуксовочная система 4ETS и ESP.
Естественно, всей этой «кухней» управляет центральный компьютер, который, отслеживая показания множества датчиков, дает команды системам. Далее по классической схеме, известной по многим внедорожникам. Если датчики регистрируют потерю сцепления колеса с дорогой, электроника плавно притормозит «увязшее» колесо и перераспределит усилие на колеса, находящиеся в лучших условиях. Как это работает на вседорожных автомобилях, мы много раз видели, а как это работает на S-классе, нам предстояло узнать.
Погода выдалась как нельзя кстати: снег, превращающийся в слякоть, и ледяная корка на некоторых участках. Лучше и придумать нельзя. В длинный список преимуществ полного привода нужно отдельным пунктом внести процесс трогания с места на скользком покрытии. Стандартный S-класс и на очень серьезных зимних шинах выполняет это «упражнение» с присущими любому «классику» пробуксовками даже при загруженной задней оси. А с полным приводом тяжелый автомобиль с легкостью спортивного купе вырывается из ледяного плена под аккомпанемент сработавшей электроники.
Почувствовать процесс перераспределения тяги невозможно, остается лишь констатировать факт, что разница между двумя модификациями автомобиля в данном случае очень большая. На прямой 4Matic ведет себя точно так же, как и его заднеприводной «собрат», перемещаясь в пространстве с достоинством и обеспечивая максимальный комфорт. Можно прибавить немного спортивных нот и увеличить жесткость амортизаторов с помощью клавиши на панели приборов, но тогда в салон начинают проникать далеко не дружелюбные к пассажирам вибрации. В поворотах на средней скорости 4Matic ведет себя, как и подобает автомобилю с такой «материальной частью»: описывая дугу, он проявляет склонность к сносу передней оси, но только склонность.
«Обуздать» автомобиль довольно легко, да и электроника в случае чего не заставит себя ждать. Но к активному рулению в духе спорткаров полно-приводной S-классвсе-таки не расположен, машине явно не нравятся резкие и быстрые манипуляции рулем, на которые она отвечает «закусом». А в общем, отныне вряд ли кому-нибудь придет в голову назвать S-класс малопригодным для зимней эксплуатации. Благодаря полному приводу езда по скользкому дорожному покрытию теперь является таким же несложным делом, как езда по асфальту. Да и с преодолением препятствий стало проще: стоит нажать небольшую клавишу на центральной консоли, и активная подвеска Airmatic приподнимет автомобиль на несколько сантиметров. Понятно, что препятствием может быть только невысокий бордюр, но тем не менее…
«Mercedes не может стоить дешево!» – эту фразу уже давно произнес один из наших олигархов. Подтверждает это и «ценник» на S-Class 4Matic: автомобиль с 4,3-литровым двигателем и гигантским списком дополнительного оснащения, побывавший у нас на тесте, стоит 114 тыс. евро. Цена примерно такая же, как и у Audi A8 с двигателем объемом 4,2 л и приводом quattro. Понятно, что дуэлянты будут биться до последнего. Интересно, а что думают по этому поводу в BMW?.
Некоторые технические характеристики Mercedes-Benz S 430 4Matic
(данные производителя)
Габариты, мм: 5045х1855х1450
База, мм:2965
Колея спереди/сзади, мм: 1575/1575
Диаметр разворота, м: 11,7
Тип двигателя: бензиновый V8 24-клапанный
Рабочий объем, куб. см: 4266
Макс. мощность, л.с./об/мин: 279/5750
Макс. момент, Нм/об/мин: 400/3000
Привод: на все колеса
Трансмиссия: автоматическая 5-диапазонная
Шины: 225/55 R17
Макс. скорость, км/ч: 250
Время разгона 0-100 км, с: 7,4
Расход топлива (EU), л/100 км: 9,2/12,5/18,3
Объем бака, л: 88
Максим Ракитин
Фото Петра Гоцуба