Родившийся заново спустя почти 40 лет MINI Cooper S станет доступен и российским поклонникам легендарной марки
Фанаты скорости и стиля британцы, а вслед за ними и немцы пишут имя этою автомобиля только прописными буквами — MINI. Окажем и мы дань уважения марке, которая для многих миллионов людей во многих странах значила нечто гораздо большее, чем просто название популярной машины. Еще в 60-х она стала символом демократизма и социальных перемен. Ее любили все: профессора и студенты, молодые семьи и пенсионеры, начинающие бизнесмены и менеджеры, рок-музыканты и художники. Столь популярные на протяжении нескольких десятилетий модели, как MINI, за всю историю автомобилестроения можно пересчитать по пальцам. На свете было немного стран, в которых о MINI не знали. Одна из них — СССР. Там, где роскошью считались «горбатый» «Запорожец» и «Москвич», люди жили по другим меркам. Забавно, что теперь, когда MINI можно приобрести и в России по цене, примерно в десять раз превышающей стоимость «народной» «Оки», эта небольшая машина обречена стать средством передвижения для избранных, для истинных ценителей. Впрочем, теперь это совсем не тот автомобиль, что сорок лет назад.
Прежде всего напомню: есть MINI One, MINI Cooper и топ-версия — MINI Cooper S. О последней и пойдет речь, поскольку именно ее журналистов пригласили опробовать в окрестностях Лиссабона.
Конечно, мне не терпится поделиться впечатлениями от езды на этом уникальном автомобиле. Нo все же есть смысл вначале к нему присмотреться. Впрочем, экстерьер нужно не описывать, а нежить взглядом, он того достоин. Мне кажется, фотографий достаточно, чтобы читатель мог составить собственное мнение о машине. Ограничусь лишь некоторыми замечаниями. В целом Cooper S сохранил первозданные черты, его принадлежность старому бренду очевидна, но выглядит он вполне современно. Безо всякой вычурности, по-английски сдержанно он вместе с тем убеждает в своей исключительности. Воздухозаборником на закругленном и поднятом на 40 мм по сравнению с обычными MINI капоте, окрашенными в цвет кузова бамперами и решеткой радиатора, хромированными патрубками выхлопной системы, боковыми решетками и другими деталями, наконец красной литерой «S», расположенной по бокам и сзади. А профиль? Обратите внимание на сверхкороткие свесы, указывающие на удлиненную колесную базу и расширенную колею. Нет, не простая это машинка под белой или черной (только так) крышей, завершающейся небольшим спойлером.
Впечатление о принадлежности к особой касте автомобилей усиливается, стоит открыть одну из двух дверей. Невозможно не обратить внимания на оригинальную алюминиевую отделку двери изнутри и на стильный порожек с надписью «Cooper S». А стоит сесть в спортивное сиденье и оглядеться, как сомнения в недюжинном потенциале (и соответствующей стоимости) этого компактного автомобиля улетучиваются. Здесь нет недорогих или тщательно не продуманных деталей. Кожа, ткань или пластик — все высочайшего качества, сталь (педали, упор под левую ногу, переключатели), алюминий (окантовка циферблатов, дуги центральной консоли) — идеально отполированы и не сверкают лишь потому, что не должны отвлекать водителя. Прямо перед глазами, на рулевой колонке — большой тахометр с полукругом индикаторов, слева, посередине «торпеды» под изящным козырьком — огромный спидометр с теми же индикаторами. Любопытно, что в модификациях с навигационной системой спидометр, уже чуть меньшего диаметра, вынесен также на рулевую колонку, что необъяснимым образом совершенно не мешает следить за дорогой. Сама колонка регулируется по вертикали.
Под спидометром — блок управления аудиосистемой ICE с шестью динамиками, CD-чейнджером на шесть дисков (расположен в багажном отсеке) и со вполне приличным звучанием. Меломаны могут заказать и Harman/Kardon. Еще ниже — блок управления климатической установкой, которая в машинах малого класса обычно не устанавливается. А под ней — линейка тумблеров-переключателей, заведующих многими функциями — от открывания стекол до отключения электронных систем, предотвращающих пробуксовку и занос автомобиля.
Поскольку я человек не мелкий, коллеги по работе высказывали определенные опасения — мол, будет ли мне удобно в такой маленькой машинке. Так вот, мне было очень даже удобно. Причем я не поленился забраться на заднее сиденье (с подлокотником!), нажав на рычажок слева на переднем сиденье и заставив его наклонить спинку и отъехать вперед. Над головой вполне достаточно места. А вот ногам тесновато, но хрупкому человеку или ребенку сзади будет вполне удобно. Так что я устроился на водительском сиденье, запустил двигатель и пару раз нажал на педаль акселератора, сразу отметив приятную мелодию двигателя. Однако в полной мере я ощутил, насколько эта мелодия восхитительна, лишь в дороге.
Что значит буква «S»
Излишне говорить, что на узких улочках и в городской суете маленький автомобиль — в «своей тарелке». Это — стихия всех MINI. Но не Cooper S. Все его поведение изначально говорит за то, что ему требуется нечто совсем иное. Потому что 1,6-литровый двигатель начинает «жить», лишь когда стрелка тахометра подбирается к 3000 оборотов в минуту, а еще лучше — пересекает эту отметку. Поэтому при старте или движении в пробках все время приходится подкручивать мотор.
Но наконец выбираемся на широкую магистраль. Попутчик тоже пристегнут? Ну тогда — вперед! Вторая, третья, четвертая, пятая… — щелкает 6-ступенчатая механическая КПП с коротким ходом рычага и сближенными передачами. Стрелка тахометра колеблется в промежутке между 4000 и 6500 оборотов, время от времени подбираясь к красной зоне, начинающейся около 7000. А мотор это любит, и только теперь он по-настоящему запел двумя своими хромированными трубами, причем в два голоса — вместе с компрессором. С чем сравнить этот звук? В нем есть что-то, напоминающее вой взлетающего самолета и одновременно глубокий рокот океанских волн, если бы они били о прибрежные скалы с немыслимой частотой. В общем, он завораживает и заставляет отдать должное акустикам, изрядно потрудившимся над особой мелодией для Cooper S. Между прочим, звук этот очень даже хорошо слышен окружающим, чьи взгляды время от времени мне удавалось ловить.
Между тем мы уже всех обогнали. И поняли, что значат 163 л.с. для машинки массой 1140 кг. Спидометр показывает, что скорость больше 200 км/ч, и… стало скучновато. Эка невидаль — мчаться по трассе, хоть и на маленьком автомобиле. Нет, Cooper S достоин чего-то большего. Да и полиция может не дремать. Поэтому сбавляю скорость и беру правее, тем более что коллега-штурман предупреждает о скором повороте.
Но все-таки предупреждать надо заранее, а не за пару десятков метров, когда скорость больше сотни. Рискнем? Короткое торможение, затем руль резко вправо и газ. Машина едва вильнула, моргнув индикатором включения системы динамической стабилизации DSC (устанавливается под заказ), но вписалась в задуманный поворот. Браво!
Но трижды «браво!» я мысленно воскликнул лишь после того, как проехал по извилистой горной дороге. Вот где подлинное упоение, вот где истинная стихия MINI Cooper S! He знаю, что задумывали Алек Иссигонис с Джоном Купером, когда вписывали в название машины букву «S», но она может означать как символ спортивности, так и символ серпантина. И то и другое — на полном основании. АVтомобиль способен проходить повороты на невероятной скорости, словно приклеиваясь к асфальту. Даже с отключенной DSC еще не факт, что электроника испугается скорее водителя. Причем заносы легко прогнозировать, а «отловить» маленький переднеприводной болид особого труда не представляет. Наверное, можно придраться к недостаточной поворачиваемости, но, пожалуй, я не стану этого делать.
Что же он мне напоминает? Ну конечно же, карт. Та же жесткость, то же острое рулевое управление. Тут следует дать хотя бы короткое пояснение технического характера. Прежде всего, Cooper S имеет несколько вариантов подвески. Я ездил главным образом на автомобиле, снабженном подвеской Sports PLUS. Она идеально подходит для активной езды, если вы желаете добиться большей порции адреналина и влажной рубахи после очередного серпантина — это то, что вам нужно. Однако едва ли такая подвеска будет удобна в России. Дороги в Португалии — не в пример нашим, но был участок, где я влетел в небольшую выбоину, почувствовав хороший удар: подвеску пробило, у нее очень короткий ход. Кстати, задний мост имеет уникальную для автомобилей такого класса многорычажную конструкцию, что также способствует устойчивости в поворотах.
Рулевое управление — реечное, с электрогидравлическим усилителем. Требуется всего два с половиной оборота, чтобы повернуть баранку из одного крайнего положения в другое. Благодаря этому Cooper S чутко реагирует на малейшее движение рулем, а водитель лучше прогнозирует его поведение. Стремительной езде способствуют и 16-дюймовые колеса на легкосплавных дисках с безопасными шинами 195/55. Под заказ можно установить 17-дюймовые колеса с теми же безопасными шинами 205/45. Почему «безопасными»? Потому что они «не боятся проколов», а машина снабжена вдобавок индикатором утечки воздуха. Даже если утолщенные с боков шины полностью спущены, автомобильможет двигаться со скоростью до 80 км/час еще полторы сотни километров. При этом конструкторы утверждают, что все электронные системы будут исправно работать. Ничего подобного на машинах такого класса прежде не было.
Похвалы заслуживают и тормоза. Они — дисковые, причем передние —вентилируемые. К тому же помимо АБС в стандартной комплектации снабжены системой электронного распределения тормозных усилий EBD и системой контроля за торможением на поворотах СВС. Не стану подробно описывать принцип действия последней, скажу только, что действует она весьма эффективно и, главное, не мешает.
Раз уж речь зашла об электронике, стоит упомянуть и об антипробуксовочной системе с регулятором тягового усилия AST+T. На мокрой дороге я понял, что это — штука полезная, как наверняка она полезна и на снегу или гололеде. Впрочем, ее можно и отключить. Безопасность помимо электронных систем обеспечивают жесткий кузов и стандартные подушки, которых четыре в базовой комплектации — две фронтальные и две — боковые.
О некоторых параметрах и перспективах
Несмотря на скромные габариты, MINI Cooper S способен перевозить до 430 кг, емкость багажного отсека составляет 150 л, а при сложенных задних сиденьях — целых 670. Так что даже с крупной поклажей проблем не возникнет.
К достоинствам машины можно отнести и эксплуатационные расходы. Она способна потреблять бензин с октановым числом от 91 до 98. Первое техническое обслуживание необходимо будет пройти при пробеге 16-20 тысяч километров, в зависимости от того, насколько активно используется автомобиль. Очередные ТО — через каждые 25-30 тысяч км. Свечи зажигания, например, рассчитаны на пробег 90 тысяч км.
Cooper S собирается только на одном заводе MINI — в Оксфорде. В нынешнем году здесь намечено произвести в общей сложности 100 тысяч машин разных модификаций. Первая продукция этого предприятия появится в России уже в середине мая, когда намечена официальная презентация MINI One и MINI Cooper. Cooper S выйдет на наш рынок позднее, в сентябре.
А теперь — «о грустном». Стоить автомобиль под литерой «S» в России будет около $27 500. Немало, скажем прямо. Но, думается, покупатели все же найдутся. Это люди, готовые заплатить не столько за престиж, сколько за скорость, маневренность и стиль. В общем, за то, что особенно ценят британцы…
Олег Осипов
Лиссабон — Москва