Первая наша встреча состоялась за пару дней до старта «Мастер-ралли» на трассе клуба «4х4» в Крылатском. Члены команды Red Racing занимались там настройкой подвески своего спортивного Pajero, и им было не до меня. Вторая — через пару дней после их возвращения из Стамбула…
ознакомиться с машиной, на которой команда Red Racing собиралась выступать в «Мастер-ралли-99», мы собирались задолго до старта. Но — то одно, то другое. Да и команда продолжала подготовку чуть ли не до последнего дня. Но мы все же встретились, хотя и не совсем так, как хотелось.
Гонщики — народ крайне суеверный, и накануне гонки постороннего человека за руль, естественно, не пустили: «Машина этого не любит». (Смех смехом, но после того, как перед одним из этапов за рулем посидели несколько пограничников, последовали серьезные поломки.) Однако и пассажирских впечатлений хватило надолго.
Несмотря на атмосферный двигатель, у внедорожника впечатляющая динамика. Полный привод и «зубастая» резина позволяют колесам эффективно «взаимодействовать» с грунтом там, где другая машина сорвалась бы в букс. Управляемость же — словно едешь на паровозе по рельсам (банально, конечно, но — факт). При любой маломальской возможности (на гоночной трассе автомобиль скачет, как ошпаренный заяц) колеса входят в надежный контакт с дорогой. Механики и гонщики настраивали подвеску, ориентируясь на ощущения — так, чтобы и контакт с трассой был, и нужного им сочетания жесткости с плавностью хода добиться. После каждого «лучше-хуже» все устремлялись под машину, потом — несколько минут безумной скачки и очередное «а теперь?» — и так далее…
«Конкретно» подобранное спортивное сиденье Sparco мне оказалось несколько широковато — несмотря на туго затянутые пятиточечные ремни, болтало в нем нещадно. Также достойны упоминания жесткость изделия и гипертрофированная до ассоциации с корытом боковая поддержка. Вам никогда не доставалось сапогом по ребрам?
Вертикальные перемещения автомобиля, воспринимаемые как удар кувалдой по заднице, доставили множество неприятных ощущений позвоночнику — как можно выдержать почти 10 тыс. километров колдобин?
Человеческий организм выгодно отличается от железного механизма — последний не может самостоятельно приспосабливаться к повышенным нагрузкам, его приходится к ним готовить…
Для начала механизм (короткобазный Mitsubishi Pajero) полностью разобрали. Прочность стандартной рамы подвергли сомнению и усилили все подозрительные места, проварив их и поставив кое-где накладки. То же проделали с балкой заднего моста и рычагами переднего — в местах крепления шаровых опор. Под все агрегаты подвели защиту, изготовленную из 8-миллиметрового «каленого» дюраля. Ребята признались, что вследствие отсутствия опыта почти все переделки выполняли по наитию, методом «научного тыка».
Двигатель и трансмиссию оставили без изменений. В заводском исполнении машина имеет: блокировки — заднего дифференциала и межосевую; механическую коробку передач и 3-литровый 24-клапанный V6. Мотору облегчили существование, поставив на радиатор дополнительный вентилятор и чуть приподняв (у лобового стекла) край капота.
Специфика эксплуатации потребовала установки спортивных торсионов в переднюю рычажную независимую подвеску и более мощных, удлиненных на виток, пружин подвески балки заднего моста. Стабилизаторы поперечной устойчивости взяли с длиннобазной модели — они толще. Свободу каждого колеса ограничили парой амортизаторов. Обычно устанавливают одинаковые, но на этот раз в качестве эксперимента поставили разные (GRZ и Olins) — с несхожими характеристиками, чем расширили диапазон регулировок. (Минус в том, что по правилам гонки управление подвеской не разрешается устанавливать в салоне, а каждый раз при смене дорожного покрытия залезать под машину совсем не интересно.)
Ходы подвесок ограничили парашютными стропами, однако от поломок это не спасло, и «техничке» не раз приходилось выступать на трассе донором. Кузов и шасси соединили при помощи многослойных пластиковых подушек, прочных и упругих.
Кузов максимально облегчили, выпотрошив все лишнее, внутри возвели мощный трубчатый каркас, задние боковые окна заварили. В автомобиле всего два сиденья — гонщика и штурмана. Позади кресел размещается взрывобезопасный 170 л бензобак, заполненный поролоном и заключенный в металлический кожух. Оставшееся место занято запасками, домкратом, который может поднять машину на 1200-1300 мм, и трапиками для преодоления песка и грязи.
Перед водителем — «срезанная» снизу небольшая баранка Nardi, похожая на надкушенный бублик. Говорят, сначала она не очень понравилась из-за необычной кривизны, потом — привыкли. Магнитолу и кондиционер оставили на месте. Климатическая установка — совсем не роскошь: когда несешься в тучах пыли, окна, само собой, задраены, и начинаешь сходить с ума от невыносимой жары. На ремни безопасности выведены трубочки от поилок, в которые можно залить кофе или «энергетический» напиток, например.
Перед штурманом — пара приборов Terratrip, показывающих время в пути, километраж (общий и «от точки до точки») и массу другой полезной информации. Один из счетчиков «крутится» от привода спидометра, другой — от переднего моста. Имеется система спутниковой навигации. Между сиденьями и сбоку от капота расположены аварийный выключатель массы и привод системы пожаротушения с тросиками-дергалками. В обязательное оснащение входят дополнительные стоп-сигналы и габаритки.
Хрупкая облицовка радиатора уступила место решетке из капроновых лент — метров с трех не отличить. Под ней натянута тонкая стальная сеточка.
Легкосплавные диски изготовлены в России на предприятии «Авиатехнология» методом литья под давлением. Обуты эти «патриотические» колеса в грязевые покрышки Michelin 4х4 O/R размером 7.50R16C, есть и другие комплекты — например, для песка. По ходу гонки выяснилось, что в большие прорези дисков набивается грязь, что вызывает сильный дисбаланс. Крылья защищают дюралевые камнеотбойники.
Техкомиссия перед гонкой ограничила дыхание мотора, вставив ему в ноздрю шайбу с отверстием диаметром 32 мм. На средней скорости движения это почти не отразилось, а экономичность даже улучшилась, зато здорово упала динамика.
Следующая наша встреча произошла уже после ралли-рейда, в гараже команды, когда машина прибыла из Стамбула. На первый взгляд Pajero пострадал не очень сильно, и только после подробного осмотра стали видны боевые шрамы и залеченные в пути болячки. Кое-где не выдержали крепления кузова к раме, лопнул металл левого брызговика, оторвался капот — все это чинилось и заваривалось по ходу гонки. Несколько раз меняли масло и шаровые опоры — профилактика. Что-то случилось с задним мостом — хрустит со страшной силой, редуктор же переднего приказал долго жить после прыжка, когда раскрученные колеса встретились с землей. Ну, и всякие мелочи — типа течи масла из КПП и раздаточной коробки. Вначале, еще не остыв после ралли, решили было, что машина умерла, но, поостыв, пришли к выводу, что пациента можно реанимировать. Pajero восстановят, и он еще поездит — но только по России.
Энтузиастам из Red Racing удалось создать (вложив сравнительно небольшие деньги) вполне конкурентоспособный раллийный автомобиль. Соответствующие результаты — налицо. «Красные гонщики» обещают, что следующая машина будет еще лучше.
Алексей Стрелков