Проваливаюсь в цепкое сиденье, выжимаю туговатую педаль сцепления и включаю первую передачу. Разгон! Вторая! Третья! Потрясающая четкость кулисы механической коробки в Nissan Juke Nismo напоминает ни много ни мало Porsche 911. А чем еще может похвастать «Джук» от подразделения Nismo?
Долгое время автомобили Nissan, прошедшие подготовку в заводском ателье Nismo (образовано от Nissan Motorsport), продавались лишь на внутреннем рынке и в США. В конце 90-х в силу реструктуризации материнской компании бренд Nismo покинул и Соединенные штаты, а вернулся только в 2002-м. Теперь в Nismo выбрали курс на завоевание Европы. Нести знамя было поручено модели Juke, и неслучайно. Это одна из самых популярных машин компании Nissan: с момента начала продаж в 2010 году в Старом свете было реализовано без малого 300 000 «Джуков». Ателье Nismo является аналогом AMG в Mercedes-Benz, M Gmbh. в BMW и Quattro Gmbh. в Audi. То есть большая часть его истории непосредственно связана с автомобильным спортом, а серийные модели Nismo – это сугубо имиджевый и узконаправленный продукт. Каков он на вкус и цвет?
Сочен и красив! Внешне Juke Nismo отличается от серийного агрессивным аэродинамическим обвесом, сделанным не только в угоду дизайну, но и ради улучшения аэродинамики. По заявлениям инженеров, благодаря этому обвесу и проработке днища прижимная сила на крейсерских скоростях увеличилась, а коэффициент аэродинамического сопротивления остался на прежнем уровне 0,35 – в частности за счет крупного спойлера на пятой двери. Есть и другие фирменные штрихи от Nismo: в нижней части кузова по всему периметру «Джук» щеголяет яркой красной полоской, в этот же цвет окрашены и зеркала заднего вида. Над отверстиями по бокам переднего бампера удачно вписались полоски светодиодных ходовых огней. Кстати, на переднеприводной версии эти отверстия декоративные, а на полноприводной – то из них, что с левой стороны, играет роль воздухозаборника для охлаждения агрегатов под капотом.
Внутри все знакомо, но теперь в меру отдает спортивным лоском. Та же высокая подоконная линия, тот же «мотоциклетный бак» в центральном туннеле, те же почти свободно вра-щающиеся регуляторы климат-контроля и то же отсутствие регулировки руля по вылету. По поводу последнего инженеры смущенно ухмыляются – мол, так было изначально заложено конструкцией платформы. Наверняка, в следующем поколении Juke эта проблема будет решена. На педалях появились добротно сделанные металлические накладки, тахометр, окантовка кнопки запуска двигателя и прострочка на оплетке рычага КП получили красный цвет. А чего же стоит руль! Это одна из лучших «баранок», которую я когда-либо встречал в автомобилях. Цепкая алькантара в местах традиционного гоночного хвата «без пятнадцати три», правильно подобранные толщина и диаметр обода. Я лишь немного пожалел, что устроиться и по рулю, и по педалям при росте 182 см мне не удалось. Несмотря на новые кресла с развитой боковой поддержкой, обшитые приятным велюром, сохранилась кроссоверная посадка, при которой спина располагается ближе к вертикали, ноги согнуты в коленях почти под прямым углом и давят на педали сверху. Для такой динамичной машины это необычно.
В качестве основы для своего проекта «нисмовцы» взяли гражданский Juke с турбомотором объемом 1,6 литра. Отдачу двигателя во многом за счет перенастройки блока управления увеличили со 190 до 200 л. с. Крутящий момент тоже слегка подрос, но его «полка» сузилась: если раньше все 240 Нм были доступны в диапазоне 2000–5200 об./мин., то сейчас 250 Нм – от 2400 до 4800 об./мин. Как и в случае с обычным турбированным «Джуком», Nismo-версия на «механике» оснащается только передним приводом, а вариатор всегда работает в паре с трансмиссией 4×4. Поистине уникальный автомобиль – сколько инженерии! Чего стоит только уникальная муфта в заднем мосту, которая может по отдельности подключать левое или правое заднее колесо. То есть в определенный момент Juke может иметь привод на три колеса. Система называется All Mode 4x4-i. Ее блок управления постоянно получает показания множества датчиков (угловые скорости колес, угол поворота руля, скорость вращения автомобиля вокруг вертикальной оси, поперечное ускорение и пр.). Добавьте сюда непосредственный впрыск топлива, возможность изменять усилие на руле, отклики на газ, режимы трансмиссии. И все это по цене немногим более миллиона рублей!
На тесте я выбрал Juke Nismo c «механикой» – и не прогадал! Стартует машина очень быстро – по паспорту всего 7,8 секунды до «сотни». Хриплый звук мотора отчетливо проникает в салон, но испытывающий недюжинные ускорения вестибулярный аппарат подсказывает, что это – неотъемлемая и приятная часть праздника скорости. Короткоходный рычаг КП доставляет удовольствие при каждом переключении, усилие на руле почти не ослабевает даже при интенсивном разгоне, как это часто бывает у мощных машин. Здорово! Если даже гражданский Juke непоколебимо ведет себя на высоких скоростях, то что и говорить про Nismo. Пружины сделали жестче на 10% для переднеприводной машины, и на 15% – для заднеприводной, поставили иные амортизаторы, сменили программное обеспечение блока управления электроусилителем руля. Итог: отсутствие раскачки, минимальные крены, четкий «ноль» у руля. Стоит напомнить, что подвеска простого «Джука», в особенности задняя, на наших дорогах ощущается жесткой, поэтому будущие владельцы версии Nismo должны быть готовы объезжать даже незначительные неровности. Вот и на испанских серпантинах заряженный Juke, словно настоящий гоночный автомобиль, иногда нервно прыгает на мелкой гребенке полотна.
В Nismo сделали уникальный продукт еще более уникальным. Строго говоря, конкурентов на нашем рынке у Juke Nismo нет. Можно вспомнить Mini Cooper S Countryman мощностью 184 л. с., однако он, при схожем оснащении, будет дороже почти на 400 000 руб. Но вот вопрос: много ли людей захотят иметь такой мощный компактный кроссовер? Судя по российской квоте всего в 400–500 машин на первый год продаж, маркетологи Nissan полагают, что таких людей будет не много.
Текст: Журнал «Автомобили»