Новинка Nissan ломает стереотипы
Барселона, пожалуй, самое неподходящее место для того, чтобы демонстрировать выразительность и смелость новых форм. В том числе автомобилей. Потому что любой изыск на фоне, скажем, храма Саграда Фамилиа будет напоминать школьное изложение великой книги. Связь между прошлым и будущим в этом городе, как ни в каком другом, воплощена в камне и бетоне, стекле и металле. При этом трудно найти иное место, где старина и модерн переплетались бы столь искусно. С другой стороны, именно здесь самое необыкновенное, способное шокировать в другом месте, видится вполне приемлемым. Primera в Барселоне — вроде подсказки: взгляните на машину с позиций не вчерашнего, а завтрашнего дня.
Не помню, кто из автомобильных журналистов первым высказал ядовитую мысль о том, что массовые японские модели отличает одно: «замыленный дизайн». Внешняя непритязательность, впрочем, не мешала их популярности на рынках разных стран, где главным критерием успеха остается соотношение цена — качество. Однако теперь, в условиях глобализации и унификации, когда машины одного класса по основным характеристикам становятся едва отличимы друг от друга, пренебрегать «деталями», тем более — внешним видом, означает проигрывать конкурентам. И буквально все компании включились в гонку, стремясь как можно большее количество инновационных продуктов продать в возможно более яркой «упаковке». На сегодняшний день «желтая майка лидера» в классе D — у Nissan.
Японская компания не скрывает, что главная задача, стоявшая перед дизайнерами, заключалась в создании автомобиля, который бы выглядел современно, даже футуристично, и после того, как основные конкуренты обновят модели в этом рыночном сегменте. Кажется, получилось. Во всяком случае внешний и тем более внутренний облик Primera «замыленным» никак не назовешь. А вот революционным — несомненно. Машина может вызывать разные чувства —нравиться или не нравиться, но едва ли кого оставит равнодушным. Мне, например, очень приглянулся универсал, со скошенными на спортивный манер задними стойками. И хэтчбек хорош. А вот седан с тяжеловатым багажником вызвал противоречивые чувства. Но, возможно, я просто не в состоянии быстро привыкнуть к новым пропорциям?
В рекламном ролике, представленном журналистам, обыгрывается некий автомобиль, занесенный снегом и обдуваемый ветром. Точно: плавный силуэт «сугроба» присутствует в седане. И уже нельзя «разделить» машину на капот, пассажирский отсек и багажник, это — единое целое. Причем органичность удивительным образом сочетается с острыми линиями боковин и фар. Что-то в этих линиях заставляет вспомнить о новейших разработках партнера Nissan-Renault, правда, в сегменте более дорогих автомобилей. В данном случае плоды альянса позитивны. И при всем этом Primera сохранила фамильные черты.
К слову сказать, оригинальность облика потянула за собой изменение всего технологического процесса, не говоря уже об изготовлении уникальных штампов. И это было сделано, причем в очень короткие сроки. Nissan понадобилось лишь два года на весь процесс — от дизайнерских изысканий до постановки модели на конвейер. Разрабатывалась новая Primera в Европе. И выпускаться она будет в Англии, на заводе компании в Сандерленде.
Внешнее своеобразие никак не исчерпывает революционной сущности автомобиля. В полной мере эта сущность раскрывается только изнутри. Нет, неспроста главный дизайнер новинки Стефан Шварц утверждает, что его команда начала создавать автомобиль именно с салона. Интерьер пронизан модернистским духом, но линии плавные, не режущие глаз, отлично сочетающиеся с внешним обликом.
Главных новаций внутри две. Первая — «щиток» приборов, расположенный не перед водителем, а в центре «торпеды». Это непривычно только первые секунды. Что такая компоновка даже удобнее, понимаешь очень скоро: поскольку индикаторы оказываются дальше от глаз, на них легче бросать взгляд, не отвлекаясь от дороги. Окаймленные металлом циферблаты спидометра, тахометра и еще один, в котором размещены указатели запаса топлива и температуры охлаждающей жидкости, прикрыты длинным изящным козырьком. Впрочем, такое расположение панели приборов уже знакомо по другой, совсем недавней новинке Nissan — компактному внедорожнику X-Trail. По логике вещей, переделка передней части салона одновременно позволила компании уменьшить затраты на выпуск автомобилей с разным расположением руля.
Вторая новация — эксклюзив. Пока только Primera может похвастаться многофункциональным (и очень эргономичным) пультом управления с жидкокристаллическим дисплеем, расположенным непосредственно под «щитком» приборов. Называется эта инновационная система «Human Machine Interface». С моей точки зрения, одно из основных ее достоинств состоит в том, что система не требует глубокого предварительного изучения, она понятна и проста в обращении. Перед началом тест-драйва представитель компании буквально в нескольких словах поведал, что пульт управления под правой рукой разделен на три зоны: слева — музыка, в центре — навигация, справа — климатическая установка. Как выяснилось через несколько минут, он мог бы не говорить и этого. Что следует нажимать, а что крутить, мало-мальски смышленый человек способен понять самостоятельно.
Расположившись на водительском сиденье, я сразу отметил, что новая Primera просторнее своей предшественницы. Дополнительное место для ног и над головами получили и задние пассажиры. К слову, сложив сиденья, можно увеличить багажный отсек, который и без того составляет 450 литров. Передние кресла имеют более обширный диапазон регулировок, снабжены поясничной и боковой поддержкой. Разумеется, регулируется и рулевая колонка, что позволяет занять наиболее удобное положение. А плавная дуга «торпеды» воспринимается как защитное кольцо.
Стоило запустить двигатель, как экран дисплея ожил. В центре пульта — нечто вроде маленького джойстика. Нажимаю на него и вхожу в меню. Выбираю английский язык. Дальше — все просто, поскольку подсказки — на экране. Попеременно вращая и нажимая джойстик, быстро выбираю нужный маршрут. Еще одно нажатие — и навигационная система рапортует о готовности, а женский голос начинает давать ценные указания. Причем вся эта процедура занимает минимум времени. Позже я узнал, что система базируется не на обычных компакт-дисках, а на DVD, что значительно ускоряет дело. Мало того, на одном таком диске «размещена» вся Европа, и, переезжая из одной страны в другую, менять компакты не требуется. Новый носитель информации позволил одновременно улучшить качество графики и добавить, к примеру, такую опцию, как «bird view» — когда привычная карта превращается в изображение, которое можно увидеть лишь с высоты птичьего полета. Это, поверьте, не просто забавно, но и удобно. И наконец, диск содержит информацию о 388 тысячах (!) объектов, включая заправки, достопримечательности, гостиницы, рестораны и т.п. Кстати, навигационная система настолько умна, что способна, скажем, самостоятельно изменить маршрут и направить к ближайшей заправке, если топливо на исходе. Об одном не устаю я сожалеть: все эти прелести не имеют ровно никакого смысла в России, где, как известно, до сих пор навигационные системы использовать нельзя. Мы маниакально храним «тайны», которые давно решительно никого не интересуют. А тем, кому они зачем-то интересны, так же давно про них все знают…
Описывать то, как управлять аудиосистемой или микроклиматом, нет никакой надобности, поскольку все очень просто. Так что — пора в путь.
На дорогах Каталонии
Начали мы с коллегой путешествие на автомобиле с двигателем 1,8 литра и механической коробкой передач. Общее впечатление очень неплохое. В салоне тихо и уютно, мощности вполне достаточно, чтобы чувствовать себя на дороге уверенно. Передачи переключаются четко.
По маршруту, честно говоря, мы следовали недолго, приметив большой торговый комплекс. Поскольку времени хватало, решили час отдать шопингу. Дама из навигационной системы немедленно попыталась наставить нас на путь истинный, даже добавив к своему скудному лексикону слово «пожалуйста». Однако мы были непреклонны, петляя между магазинами. При этом нас поразило, насколько быстро эта «дама» ориентируется на местности, практически мгновенно прокладывая новый путь.
При парковке задом у одного из магазинов я по достоинству оценил еще одно ноу-хау. Стоит включить заднюю передачу, как на дисплее возникает черно-белая картина происходящего за кормой. Причем миниатюрная камера в крышке багажника дает четкое и достаточно панорамное изображение, так что водитель видит и бордюр, и препятствия справа и слева. Очень удобно!
Купив нужное (и ненужное), мы с помощью навигационной системы легко возвратились на маршрут, который вскоре привел нас в гористую местность. Вот где можно было по достоинству оценить рулевое управление и подвеску. И то и другое заслуживает похвалы. Подвеска обеспечивает комфорт, но не пасует перед крутыми виражами. Говорят, что Primera оснащена системой стабилизации. Так оно и есть, но лично я не почувствовал ее вмешательства. Что касается руля, то он достаточно острый, чтобы уверенно проходить любые повороты на очень хорошей скорости, не теряя контроля над машиной.
Попетляв по горам и попив кофе, мы направились к конечной цели маршрута первого дня — гостинице. И вскоре выехали на широкую трассу. Здесь грех было не опробовать еще одну новацию —ICC (Intelligent Cruise Control) — «думающий» круиз-контроль. Впервые на автомобилях такого класса эта система не просто поддерживает заданную скорость, но сохраняет дистанцию до впереди идущего автомобиля, сбрасывая скорость и притормаживая, если это необходимо, и, наоборот, ускоряясь, когда дорога впереди освобождается. Работу автопилота обеспечивает лазерный сенсор, вмонтированный в передок машины. И действует ICC, следует признать, эффективно.
В окрестностях Барселоны отнюдь не пустынные шоссе, а испанцы в целом и каталонцы в частности хотя и ведут себя на дорогах с природным достоинством, но все же ездят достаточно активно. Вот катимся мы, в соответствии с лимитами, на скорости 140 км/ч, наслаждаясь автопилотом, как вдруг в просвет, правда, метров в пятьдесят, между нами и впереди идущей машиной встраивается маленький, но «заряженный» автомобильчик. Реакция была незамедлительной: Primera резко притормозила, вызвав явное замешательство у того, кто следовал позади. Но стоило мне коснуться педали акселератора, как ICC вежливо устранилась от управления, и статус-кво было восстановлено. Команды водителя всегда приоритетны. В общем, я поэкспериментировал еще несколько раз и пришел к выводу, что система, безусловно, хороша, но в длительных поездках и по не слишком загруженным трассам. Честно говоря, я до конца не успел с этим разобраться, но, насколько понял, можно самостоятельно задавать дистанцию до впереди идущего автомобиля.
Стоит сказать несколько слов о тормозах. На новинке установлена новейшая система АБС фирмы Boch. Забегая вперед, скажу, что на следующий день, на мокром асфальте, она проявила себя лучшим образом. Кроме того, имеются системы электронного распределения тормозных сил (EBD) и фирменная система Nissan Brake Assist, дотормаживающая за нерешительного или слабосильного водителя, если он резко, но недостаточно сильно нажал на педаль. Увеличился и диаметр тормозных дисков.
Стемнело, когда мы, включив ксеноновые фары, подъезжали к отелю. И тут произошел забавный эпизод. Навигационная система, кажется, довела нас до пункта назначения, но гостиницы под нужным названием мы не увидели и проехали дальше. Поняв ошибку, система вновь привела нас «на базу». И опять мы не нашли, что искали. Пришлось выйти и поинтересоваться у прохожих, где же он есть, Art Hotel. Оказалось — здесь, только вывеска, что называется, со двора, а въезжать следует под крышу.
На следующий день удалось опробовать две модификации — с 2,2-литровым турбодизелем и с бензиновым мотором объемом 2 литра. Дизель, в общем, неплох, особенно если принимать во внимание его экономичность, но, на мой слух, все же шумноват. А вот двухлитровый двигатель, да еще с вариатором, — это очень хорошо. Даже —отлично. С ним Primera обретает бойцовский характер. Единственное «но»: на высоких оборотах мотор становится хорошо слышно в салоне. С другой стороны, если вы предпочитаете активную езду «на пределе» — это нельзя отнести к минусам.
Вариатор тоже известен по предыдущей модели. Он появился чуть больше двух лет назад и стал тогда подлинной сенсацией. Да и теперь я не припомню другой такой трансмиссии, которая имела бы шесть ступеней и обеспечивала возможность механического переключения передач. Словом, в этот день мы с коллегой в полной мере насладились и автомобилем, и поездкой. Начал накрапывать дождь — специальный датчик активировал дворники. Устали от беседы — включили вполне пристойную аудиосистему.
Primera в мире и в России
Конечно, первое, что нас интересовало, это насколько дороже обойдется покупателю новая Primera по сравнению со старой. Этот вопрос я задал менеджеру по продажам Nissan Europe N.V. Джону Паулсу. Он ответил, что, несмотря на начало продаж в Европе уже в марте, цена окончательно пока не определена. Но добавил:
— Одно могу сказать определенно: цена будет такой же, как и на предыдущую Primera, плюс доплата за технические новации, которых на прежней модели не было. Согласитесь, что за такие вещи, как камера заднего вида, не грех и доплатить.
— Пожалуй, соглашусь. Особенно если это не будет слишком дорого. На какие же объемы продаж вы рассчитываете? Нет ли намерения расширить гамму двигателей?
— В марте в салонах европейских дилеров появятся седаны и универсалы. Хэтчбеки поступят в начале июня. В России новая Primera дебютирует, я думаю, не позже чем в апреле. В этом году мы рассчитываем продать примерно 120 тысяч автомобилей этой модели, в следующем — 135. В России — от полутора до двух тысяч машин. Полагаю, это минимум. С выходом на рынок новой версии Primera мы рассчитываем также увеличить долю в сегменте автомобилей класса D в Европе с нынешних четырех до пяти процентов.
Что касается двигателей, то планируется оснащать новинку и более мощными силовыми агрегатами. Один из вариантов — мотор V6 объемом 2,5 литра. Кроме того, скажу вам по секрету, есть возможность довести мощность двухлитрового мотора до 280 лошадиных сил, оснастив его двумя турбинами. В общем, поживем — увидим…
И последнее. В Россию будут поставляться все версии Primera со всеми двигателями и разными типами трансмиссий, в том числе с вариатором и четырехступенчатым «автоматом».
Олег Осипов
Барселона — Москва