Большие города требуют маленьких автомобилей. Отсутствие мест на парковках, дорожные пробки.
И вот вам, пожалуйста, — бум малолитражек. Почти все европейские компании отдали дань этому увлечению.
И города наводнились машинами, способными проехать достаточно приличное расстояние на одной заправке для зажигалки Zippo. Естественно, и их размеры вполне соответствуют этому устройству. Хорошо. Часть населения крупных городов получила возможность добраться из дома на работу и наоборот. А что делать владельцам небольших магазинчиков, у которых в связи с повышением общей влажности в соседнем детском саду кончились памперсы, или поварам ресторанчиков, в ужасе обнаружившим, что кончилась свежая рыба? Ждать ночи, когда до них сможет добраться грузовик. Ведь днем во многих странах мира использовать этот вид транспорта в городе просто запрещено. Но все под контролем! Бедолаги не остались забытыми. И на основе маленьких хэтчбэков стали появляться то универсалы, а то и машинки, имеющие по нашей российской классификации название «каблук», хотя с виду они больше похожи на сапог.
Когда в январе 1993 года Opel представил свою новую модель Corsa, приверженцы миниатюризации торжествовали. Может быть, впервые конструкторам Opel удалось показать, что маленький — не значит ущербный. Новая Corsa удивляла дизайном, качеством и количеством оборудования, вполне сопоставимого с более крупными моделями. Эта шустрая машинка сразу завоевала массу поклонников. Большой набор двигателей, включая и дизельные, а теперь еще и суперэкономичный 1 л 3-цилиндровый 12-клапанный мотор (55 л.с.), позволил покупателю из широкой гаммы выбрать себе машину, исходя из стиля езды и толщины кошелька. Но кузов у Corsa оставался неизменным. На основе его не стали, как сейчас модно, делать ни пятидверного хэтчбэка, ни седана, ни универсала.
И лишь через какое-то время появилась модель Combo с кузовом «каблук». Повара и продавцы, любящие марку Opel, вздохнули с облегчением.
Combo, несмотря на надстройку грузового отсека, к счастью, не потерял обаяния Corsa. Передок машины вообще не трогали. Заднюю же часть как бы отрезали и приделали вместо нее обтекаемую коробку. Combo хотя и стал в отличие от своего предка, имеющего только круглые формы, более квадратным, но автомобильчик получился очень сбалансированный и изящный, чего добиться при таком типе кузова довольно сложно.
Салон Corsa большими размерами никогда не отличался. Но забудьте о ноющих коленках, шишках на голове и усталости в области спины из-за стесненной посадки. Combo просторный, очень просторный автомобиль. И вольготно в нем могут расположиться не только картошка или ящик пива. На задней скамейке, например, спокойно уместятся трое. Дело в том, что задняя часть автомобиля несколько шире передней. А если картошки очень много, то скамейку можно сложить, увеличив тем самым грузовой отсек. Есть вариант и чисто грузовой — два места спереди и отсек для груза, без окон и решетчатой перегородки.
Что особенно удивило, так это отсутствие каких-либо шумов, связанных с повышенной парусностью и сильно упавшей аэродинамикой. А вот шумов, исходящих от дороги, хватало. Да и то только на мокрой дороге, когда срывающиеся с колес брызги молотили по аркам задних колес, на которых не было даже намека на звукоизоляцию.
60-сильного двигателя объемом 1389 кубиков достаточно только на ровных дорогах. С холмами, на которых стоит город Киев (испытания проходили именно там), справляться ему было достаточно тяжело. Мы не загружали «каблук» по полной программе, ограничившись лишь примерно 200 кг, но даже с этим весом мотору приходилось тяжеловато. Надо отметить, что он все-таки тянул, пусть медленно на низкой передаче, но ровно и уверенно. Combo может комплектоваться и дизельным мотором. Для машин такого класса этот двигатель может быть предпочтительнее. При той же мощности крутящий момент у него повыше и достигается при более низких оборотах, а это выгодно при большой загруженности. Да и ест дизель гораздо меньше.
Подвеска на Combo отличается от Corsa. Передняя, правда, та же, но задняя — рессорная. Такое решение вполне можно назвать традиционным. Благодаря ему Combo с 1,7 л дизелем может не только взять на борт, но и перевезти 700 кг груза. Для чего, собственно, он и предназначен. Рессорная подвеска, конечно, сильно сказывается на управляемости. В повороте она не успевает как следует отрабатывать неровности, и задок начинает как бы плыть над дорогой, что приводит к некоторой избыточной поворачиваемости. Особенно это чувствуется на незагруженном автомобиле. Сильно гонять на Combo не имеет смысла, даже если упоминавшаяся рыба грозит превратиться «в осетрину второй свежести». В комфорте же эта подвеска корсовской проигрывает не так сильно. А в загруженном состоянии жесткости рессор вообще не чувствуется.
Поколесив по Киеву, мы наконец нашли подходящее место для съемки — небольшое придорожное кафе, стоящее на вершине живописного холма. У кафешки стояло несколько машин, мешающих съемке. Мы попросили их убрать. Молодой человек, наверное, хозяин заведения, убрал машины, принес нам тряпку (пока мы ездили, прошел дождь и машина слегка замызгалась) и потом еще долго разглядывал симпатичный Combo. Может быть, скоро у украинского дилера Opel появится еще один клиент. Машина того стоит.
Савва Симонов